Анализ оды

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

Обратимся к анализу одной из лучших од Ломоносова "На день восшествия на Всероссийский престол ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года". Термин "ода" (от греческого , что значит песня) утвердился в русской поэзии, благодаря Тредиаковскому, который, в свою очередь, заимствовал его из трактата Буало. В статье "Рассуждение об оде" Тредиаковский так охарактеризовал этот жанр: "В оде описывается всегда и непременно материя благородная, важная, редко нежная и приятная, в речах весьма пиитических и великолепных". Несмотря на неприязнь к своему литературному противнику, Тредиаковский давал определение жанра, по существу, исходя из поэтических опытов Ломоносова. Именно такова ломоносовская ода. Она обращена тематически к "материи благородной и важной": миру и покою в стране, мудрому правлению просвещенного монарха, развитию отечественных наук и образования, освоению новых земель и рачительного использования богатств на старых землях.

Работа содержит 1 файл

И.Р.Л 18века.docx

— 39.98 Кб (Скачать)

Обратимся к  анализу одной из лучших од Ломоносова "На день восшествия на Всероссийский  престол ее Величества Государыни Императрицы  Елизаветы Петровны, 1747 года". Термин "ода" (от греческого , что значит песня) утвердился в русской поэзии, благодаря Тредиаковскому, который, в свою очередь, заимствовал его из трактата Буало. В статье "Рассуждение об оде" Тредиаковский так охарактеризовал этот жанр: "В оде описывается всегда и непременно материя благородная, важная, редко нежная и приятная, в речах весьма пиитических и великолепных". Несмотря на неприязнь к своему литературному противнику, Тредиаковский давал определение жанра, по существу, исходя из поэтических опытов Ломоносова. Именно такова ломоносовская ода. Она обращена тематически к "материи благородной и важной": миру и покою в стране, мудрому правлению просвещенного монарха, развитию отечественных наук и образования, освоению новых земель и рачительного использования богатств на старых землях.

Ломоносов разработал на практике и утвердил на десятилетия  вперед формальные признаки жанра, или, другим словом, его поэтику. В оде  встречаем масштабные образы; величественный стиль, подымающий описываемые картины  над обыденностью; "пышный" поэтический  язык, насыщенный церковнославянизмами, риторическими фигурами, красочными метафорами и гиперболами. И при  этом – классицистическая строгость  построения, "гармония стиха": выдержанный  четырехстопный ямб, строфа из десяти строк, ненарушаемая схема гибкой рифмовки абабввгддг.

Начнем анализ текста с первой строфы:

      Царей и царств земных отрада,

      Возлюбленная  тишина,

      Блаженство  сел, градов ограда,

      Коль  ты полезна и красна!

      Вокруг  тебя цветы пестреют

      И класы на полях желтеют;

      Сокровищ  полны корабли

      Дерзают в море за тобою;

      Ты  сыплешь щедрою рукою

      Свое  богатство по земли.

ЯндексДирект

Дать  объявление

Английский. Легко.Понятно.Просто!

Мультимедиа курс Незубрилкин. Активное запоминание. Для туризма и общения.

nezubri.su

  Интернет-бизнес для начинающих:

за 3 мес. многие запустили доход 9-30 т.р.(от300$)/мес. Обучение бесплатно!

tvoy-startup.ru

  Практическая  помощь.

Мы расскажем  вам как начать бизнес и получить помощь от государства.

dengi-vsem.com

  Хотите  открыть свое дело?

Выгодные идеи для своего бизнеса на нашем сайте.

ideaforbusiness.ru

Словно бы с  высоты птичьего полета обозревает поэт села, города, колосящиеся хлебные  нивы, бороздящие моря корабли. Они  все овеяны и защищены "блаженной  тишиной" – в России мир и  покой. Ода посвящена прославлению императрицы Елизаветы Петровны, но еще до ее появления в оде  успевает поэт высказать свою главную  и заветную идею: процветанию страны способствует мир, не войны. Императрица, которая входит в оду в следующей  строфе, оказывается по художественной логике производным от этой всеобъемлющей мирной тишины ("Душа ее зефира тише"). Очень интересный ход! С одной стороны, поэт выдерживает параметры хвалебного жанра ("краше Елисаветы" ничего не может быть в свете). Но с другой, – с первых строк произведения он твердо обозначил свою авторскую позицию. И далее лирический голос поэта, а не проекция на образ императрицы все отчетливее будет вести развитие повествования. Доминирующая роль лирического героя в оде – несомненное художественное достижение Ломоносова в этом традиционном классицистическом жанре.

Ломоносов стремится  выдержать композиционные нормы  жанра, то есть принцип построения одического стихотворения. В вводной части заявлены предмет воспевания и главная мысль произведения (правда, как мы видели, поэт поменял их местами). Это – тезис. Основная часть обосновывает, доказывает заявленный тезис о величии и могуществе воспеваемого предмета. И, наконец, заключение (или финал) дает взгляд в будущее, в дальнейшее процветание и могущество прославляемых явлений. Нормы классицизма рационалистичны, потому одна композиционная часть произведения неукоснительно и последовательно идет за предписанной другой.

Вводная часть, или, как ее еще называют, экспозиция, занимает в этой ломоносовской оде двенадцать строф. Поэт славит Елизавету на фоне строго следующих один за другим ее предшественников на троне. В царственной портретной галерее особо выделен отец нынешней правительницы Петр I. Это – кумир поэта. Читателю ясно из развернутой и высоко пафосной характеристики Петра, что именно от него переняла дочь эстафету великих дел.

С четырнадцатой  строфы ода вступает в свою основную часть. Замысел расширяется, а его  художественная реализация неожиданно начинает проявлять новые, нетрадиционные, черты. Лирический пафос переходит  от династии правителей к величественному  образу Отчизны, к ее неисчерпаемым  природным богатствам, громадным  духовным и творческим возможностям:

      Сия Тебе единой слава,

      Монархиня, принадлежит,

      Пространная Твоя держава,

      О, как Тебя благодарит!

      Воззри  на горы превысоки,

      Воззри  в поля свои широки,

      Где Волга, Днепр, где Обь течет;

      Богатство в оных потаенно

      Наукой  будет откровенно,

      Что щедростью Твоей цветет.

ЯндексДирект

Дать  объявление

Успешная  Жизнь!

Уникальное открытие психологов: Технология Исполнения Желаний

www.success-psychology.ru

Вот где простор  воодушевлению лирического героя! Достоинства "прекрасной Елисаветы" постепенно отходят на второй план. Мысли поэта заняты теперь другим. Меняется само тематическое направление оды. И сам автор теперь – не просто одописец. Он – патриотически настроенный ученый, обращающий взоры читателей на животрепещущие для России проблемы. Развитие наук поможет освоить богатства Севера, сибирской тайги и Дальнего Востока. Русские моряки с помощью ученых- картографов открывают новые земли, прокладывая путь к "неведомым народам":

      Там влажный флота путь белеет,

      И море тщится уступить:

      Колумб  Российский через воды

      Спешит  в неведомы народы

      Твои  щедроты возвестить.

Сам Плутон, мифический хозяин подземных богатств, вынужден уступить разработчикам полезных ископаемых Северных и Уральских (Рифейских) гор. Вспомним кстати, что Ломоносов в совершенстве изучил горнодобывающее дело:

      И се Минерва ударяет

      В верьхи Рифейски копием.

      Сребро и злато истекает

      Во  всем наследии твоем.

      Плутон  в расселинах мятется,

      Что Россам в руки предается

      Драгой  его металл из гор,

      Который там натура скрыла;

      От  блеска дневного светила

      Он  мрачный отвращает взор.

И все-таки главное, что выведет Россию в ряд мировых  держав, это, по мысли поэта, новые  поколения людей: образованные, просвещенные, преданные науке русские юноши:

      О вы, которых ожидает

      Отечество от недр своих,

      И видеть таковых желает,

      Каких зовет от стран чужих,

      О, ваши дни благословенны!

      Дерзайте, ныне ободренны,

      Раченьем  вашим показать,

      Что может собственных Платонов

      И быстрых разумом Невтонов

      Российская  земля рождать.

      Науки юношей питают,

      Отраду  старым подают,

      В счастливой жизни украшают,

      В несчастный случай берегут;

      В домашних трудностях утеха

      И в дальних странствах не помеха,

      Науки пользуют везде:

      Среди народов и в пустыне,

      В градском саду и наеди´не,

      В покое сладком и в труде.

Тему решающей роли науки и просвещения в  развитии страны заявил, как помним, еще Кантемир. Служил науке своим  творчеством и всей своей жизнью Тредиаковский. И вот теперь Ломоносов  увековечивает эту тему, ставит ее на поэтический пьедестал. Именно так, потому что две только что процитированные  строфы – это кульминация оды, высший ее лирический пик, вершина эмоционального одушевления.

Но вот поэт как бы спохватывается, вспоминая, что  ода посвящена официальному событию: ежегодно празднуемой дате восшествия на престол императрицы. Финальная  строфа вновь непосредственно обращена к Елизавете. Эта строфа обязательная, церемониальная и потому, думается, не самая выразительная. Скучное  слово "беспреткновенну" поэт с натугой рифмует с эпитетом "благословенну":

      Тебе, о милости Источник,

      О Ангел мирных наших лет!

      Всевышний на того помощник,

      Кто гордостью своей дерзнет,

      Завидя нашему покою,

      Против  тебя восстать войною;

      Тебя  Зиждитель сохранит

      Во  всех путях беспреткновенну

      И жизнь Твою благословенну

      С числом щедрот Твоих сравнит.

Явно не лучшая строфа! Попробуем поставить вопрос следующим образом: если жанр классицистической  оды есть выражение определенных политических и государственных  взглядов, то в ломоносовской оде чьи это взгляды в большей степени, императрицы или самого поэта? В ответе на этот вопрос особенно важной оказывается третья строфа. В ней Елизавета представлена миротворицей, прекратившей все войны ради спокойствия и счастья россиян:

      Когда на трон Она вступила,

      Как Вышний подал ей венец,

      Тебя  в Россию возвратила,

      Войне поставила конец;

      Тебя прияв, облобызала:

      – Мне полно тех побед, – сказала, –

      Для коих крови льется ток.

      Я Россов счастьем услаждаюсь,

      Я их спокойством не меняюсь

      На  целый Запад и Восток.

Но в действительности Елизавета вовсе не была миротворицей! Воинственная правительница задумывала новые и новые походы на границах Российского государства. Военные  сражения тяжелым бременем ложились на семьи русских людей-тружеников. Как мало соответствовала реальная Елизавета Петровна тому идеалу правительницы  страны, который воссоздан в произведении! И каким нужно было быть не просто смелым, но дерзким человеком, чтобы  расхваливать императрицу за внешнюю  политику, противоположную той, которую  она установила в отношении военных  действий! Своей одой Ломоносов говорил  Елизавете Петровне, что России нужен  мир и не нужны войны. Пафос  и стилистика произведения миротворческие, а не призывно-агрессивные. Красивыми  и великолепными по обилию выразительных  средств становятся строфы, когда поэт выходит на тему мира вкупе с науками и требует, чтобы "пламенные", то есть военные, звуки умолкли:

      Молчите, пламенные звуки,

      И колебать престаньте свет:

      Здесь в мире расширять науки

      Изволила  Елисавет.

      Вы, наглы вихри, не дерзайте

      Реветь, но кротко разглашайте

      Прекрасны наши имена.

      В безмолвии внимай, вселенна:

      Се  хощет Лира восхищенна

      Гласить велики имена.

Особенно красочны у Ломоносова метафоры. Метафора (по-гречески metaphora´ означает перенос) – это художественный прием, соединяющий в один образ разные явления или предметы, переносящий свойства этих разных предметов друг на друга. Оттого, что явления или предметы сопоставлены внутри образа, он получает дополнительные эмоциональные и смысловые значения, границы его раздвигаются, образ становится объемным, ярким и оригинальным. Ломоносов любил метафоры именно за их способность соединять разнородные частности в цельную грандиозную картину, выводить к главной идее произведения. "Метафорой, – отмечал он в своей "Риторике" (1748), – идеи представляются много живее и великолепнее, нежели просто". Художественное мышление Ломоносова было по сути своей, как сказали бы сейчас, синтезирующим.

Информация о работе Анализ оды