Анализ поэмы Блока "Двенадцать"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 04:06, сочинение

Описание работы

Поэма "Двенадцать" - одно из самых сильных и современных произведений русской поэзии начала XX века. Это непредвзятый, объективный дневник революционных событий. В основе произведения лежит конфликт, борьба старого и нового, борьба двух "миров".

Работа содержит 1 файл

Анализ поэмы Блока.doc

— 32.00 Кб (Скачать)
 

    Анализ  поэмы Блока «Двенадцать» 

    Поэма "Двенадцать" - одно из самых сильных  и современных  произведений русской поэзии начала XX века. Это непредвзятый, объективный дневник революционных событий. В основе произведения лежит конфликт, борьба старого и нового, борьба двух "миров".

      Построение поэмы “Двенадцать” дает нам четкое представление о системе мира, в который пришла революция. В начале произведения дается описание того, что осталось от прежней жизни. Это — лоскутки и обрывки фраз, постоянное и бессмысленное движение снега и ветра, бедность и темнота. Основными свойствами старого мира являются его разорванность и бесцельность, его двухцветность. Строя сюжет, Блок широко использует прием контраста.

    "Черный вечер.

    Белый снег

    Ветер, ветер!

    На  ногах не стоит человек". 

    Контрастны  по своему изображению "буржуй на перекрестке", "невеселый товарищ поп" и идущие "двенадцать человек". Автор сочувственно относится к красноармейцу Петрухе, который не вор, не убийца. Он идет сокрушать старый мир.  

    " Стоит буржуй, как пес голодный,

    Стоит безмолвный, как вопрос.

    И старый мир как пес безродный

    Стоит за ним, поджавши хвост". 

    Резкое  противоставление двух миров «черного»  и «белого», выявляется в двух первых главах поэмы. В одной сатирические зарисовки старого мира (буржуя, «писателя-витиии», «товарища-попа», «барыни в карауле», уличных проституток)… В другой коллективный образ двенадцати красногвардейцев, представителей и защитников «новой жизни». Блок нисколько не «выпрямляет», не идеализирует своих героев. Выразители народной стихии  несут в себе и все ее крайности. С одной стороны это люди, сознающие свой революционный долг и готовые его исполнить: 

    "Товарищ, винтовку держи, не трусь!

    Пальнём-ка пулей в святую Русь

    В кондовую,

    В избяную,

    В толстозадую! " 

    С другой стороны, в их психологии еще живо и отчетливо выражены настроения стихийной, анархической «вольницы»: 

    "Запирайте  етажи,

    Нынче будут грабежи!

    Отмыкайте погреба –

    Гуляет  нынче голытьба! " 

    Величие и правоту «революции-бури», несущей  возмездие старому миру, Блок утверждает в заключительной, финальной главе поэмы, где впереди красногвардейцев – «апостолов» новой жизни возникает образ Иисусу Христа. Образ Христа может иметь много значений, причем непонятно, какое из них соответствует замыслу поэта. Мне кажется, что этот символ выбран Блоком потому, что Христос — Бог и посланник Бога, то есть носитель высшего, вселенского смысла, но, вместе с тем, он — страдающий человек, идущий на Голгофу. Получается, что Христос, идя впереди двенадцати с кровавым флагом, не только благословляет и оправдывает их, но и указывает им путь страдания и, может быть, смерти. 

    "Так идут державным шагом –

    Позади - голодный пес,

                                                     Впереди – с кровавым флагом,

    И за вьюгой невидим,

    И от пули невредим,

    Нежной  поступью надвьюжной,

    Снежной россыпью жемчужной,

    В белом венчики из роз –

    Впереди – Иисус Христос". 

    Последняя фраза вполне поясняет революционный триумф в христианском понимании поэта. В конце поэмы мы видим уже не "голытьбу", а революционный народ, идущий в будущее "державным шагом" В этом произведении показано восприятие Октября интеллигентным поэтом. Не будучи революционером, соратником большевиков, "пролетарским" писателем или "выходцем из низов", Блок принял революцию, но принял Октябрь как роковую неизбежность, как неотвратимое событие истории, как сознательный выбор русской интеллигенции, приблизившей тем самым великую национальную трагедию.

    Проблема  отношения Блока к революции  сложна и загадочна. С одной стороны, завершая “Двенадцать” образом Христа, несущего флаг, Блок дает понять, что революция — явление положительное, но, несмотря на это, в сцене убийства звучат ноты искренней жалости и сострадания к убитой девушке, бывшей, в общем-то, представительницей старого и отжившего мира. Эта позиция дает нам возможность предположить, что осмысление поэтом революции было скорее мистическим, чем логическим. Блок видел в ней не историческое явление, призванное освободить и осчастливить людей, а процесс перехода всего мира в другое, новое состояние, ведущее к перерождению не только общества, но и самого человека.

    И, наконец, о художественном новаторстве «Двенадцати». Поэт сумел отразить в поэме «музыку» тех дней, которая звучала и в нем самом. Это отразилось в ритмическом, лексическом и жанровом многоголосии поэмы. Традиционные ямб и преобладающий в поэме хорей сочетаются с разностопными модификациями классических размеров с дольником и нерифмованным стихом.

    "Трах-тах-тах! И только эхо

    Откликается в домах…

    Только  вьюга долгим смехом

    Наливается  в снегах… 

    Трах-тах-тах!

    Трах-тах-тах…" 

    В поэме звучат мелодии марша, городского романса, частушки, революционной и народной песни, лозунговые призывы. Блок широко использует разговорную, а зачастую и сниженную, «уличную» лексику. И всё это представляет органичное целое. 29 января (11 февраля) 1918 года в день завершения поэмы, Блок в своей записной книжке не без огорчения заметил: «Сегодня я – гений».

Информация о работе Анализ поэмы Блока "Двенадцать"