Анализ повести "Котлован"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:41, сочинение

Описание работы

Главному герою повести А.П.Платонова «Котлован» - Вощеву 30 лет, он прошел половину жизненного пути и стоит на пороге духовного выбора. Вощев страдает от «неистинности» и бессмысленности жизни, его мучают неразрешенные вопросы о смысле жизни, поэтому он робок, грустен и у него «скучное лицо». В день, когда ему исполняется тридцать лет, его увольняют с работы «вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди, общего темпа, труда»

Работа содержит 1 файл

Анализ Котлован.doc

— 26.50 Кб (Скачать)

Главному герою  повести А.П.Платонова «Котлован» - Вощеву 30 лет, он прошел половину жизненного пути и стоит на пороге духовного  выбора. Вощев страдает от «неистинности» и бессмысленности жизни, его  мучают неразрешенные вопросы о  смысле жизни, поэтому он робок, грустен и у него «скучное лицо». В день, когда ему исполняется тридцать лет, его увольняют с работы «вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди, общего темпа, труда». Покончив с прошлой упорядоченной жизнью, герой отправляется в неизведанный путь, где он видит иную жизнь, существующую по другим законам. Вощев встречает людей, которые ищут забвения за кружкой пива, становится свидетелем ссоры супругов. Он понимает, что эти люди несчастны: «Он увидел, что мать и отец не чувствуют смысла жизни, а ребенок живет без упрека, вырастая себе на мученье»,поэтому вмешивается в ссору и говорит очень важные слова: «чтите своего ребенка, когда вы умрете то он будет». Потом Вощев приходит в город, где встречает пионерский отряд. Он видит хрупкость и незащищенность ребятишек и чувствует ответственность за них. Пионеры помогают ему ощутить свою жизненную задачу. И после долгого пути на горизонте, появляется та самая идея, которая способна стать истинной жизни. Это строительство дома для всех, дома всеобщего благоденствия. Ему наконец захотелось жить, захотелось слышать жизнь другого человека, захотелось трудиться. Он согласен был и не иметь смысла существования, но желал хотя бы наблюдать его в обществе. Появление на котловане маленькой девочки Насти расценивает как чудо, как надежду на обретение в будущем другими людьми смысла жизни. Ради девочки он собирал ненужные вещи, приносящие ребенку радость. И именно к ней герой возвращался на котлован, чтобы в нем зародилось желание искать. Но девочка, ставшая частью жизни каждого строителя котлована, умерла. Глядя на умирающую, думает: «Зачем теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением».

Наконец Вощев  понимает, что не может участвовать  в строительстве, ради которого у  крестьян отбирается их последняя собственность  и отправляется в деревню. Там  он грустит о несбыточной мечте, тогда как дневные колхозные  мероприятия рождают в нем  чувство протеста. Например, «звездное шествие колхозных пешеходов» вызывает острый приступ тоски. Судьба героя трагична. Он так и не смог найти истины, которая бы помогла ему совершать поступки осмысленно и достойно. Он стремился понять как устроена жизнь, для существуют люди и вещи. На поиск смысла поделена вся внутренняя жизнь, он даже собирает в мешок «всякую безвестность мира для памяти», хочет дать душу камешкам, листочкам и соеденить их существование со своим. У каждого есть свой смысл жизни: кто-то живет ради других кто-то ради себя, кто-то ради мечты, кто-то для любви. Человек живет для того чтобы прожить и найти свой путь, свой смысл жизни. Повесть заканчивается тем, что Вощеву больше не зачем оставаться вблизи котлована, и снова отправляется в путь и снова подбирает по дороге ненужные вещи, что бы он когда-нибудь получили смысл. И будет это странствие вечны, потому что ибо «нигде человеку конца не найдешь и масштабной карты души его составить нельзя». И будет он идти, идти, встречать на пути таких же одиноких людей, осиротевших от утраты смысла жизни. Смысл жизни – тема вечная и столь же важная, как и сама жизнь. Стремление к нему свойственно всем людям – это врожденное и естественное качество, заложенное в каждом из нас. Часто он так и остается, глубоко запрятанным в нашем подсознании, и нам бывает трудно объяснить и четко сформулировать, к чему собственно мы стремимся и чего хотим понять. Жизнь без смысла означает, что человек лишен глубокой внутренней мотивации, внутреннего стержня и мощного «мо

Информация о работе Анализ повести "Котлован"