Анализ произведения Лермонтова "Герой нашего времени" как психологического романа

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – провести анализ произведения Лермонтова "Герой нашего времени" как психологического романа.
Задачи:
1) ознакомиться с биографией М.Ю. Лермонтова;
2) проанализировать психологический роман «Герой нашего времени».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН «ГЕРОЙ НАШОГО ВРЕМЕНИ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсак Лермонтов.doc

— 82.50 Кб (Скачать)


2

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН «ГЕРОЙ НАШОГО ВРЕМЕНИ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Лермонтов – великий поэт, замечательный лирик и к тому же романтик. Его не случайно называли русским Байроном. Ему близко все субъективное, уединенный мир мятущейся души, сила личного протеста, любовь и гнев, бурная и слепящая диалектика страстей. И поэт все это выразил в своих стихотворениях, поэмах, романтических драмах. А роман – жанр эпический, объективный, требующий высоты взгляда писателя, исторической точки зрения, соблюдения дистанции между автором и персонажами.

И все же Лермонтов написал один из лучших русских романов, и ныне остающийся любимым чтением в России и переводимый за рубежом. Он начал работу над книгой в 1837 году и завершил ее в 1840 году, в 1841 году им написано знаменитое предисловие к роману. В журнале «Отечественные записки» впервые появились лермонтовские повести «Бэла», «Фаталист», «Тамань», но они воспринимались читателями и критикой как самостоятельные произведения, никто не увидел в них главы одного романа. В 1840 году в Петербурге вышло отдельное издание «Героя нашего времени». Роман имел огромный успех, раньше всех о нем восторженно отозвался Белинский. А Гоголь сказал: «Лермонтов-прозаик будет выше Лермонтова-стихотворца». С «Героя нашего времени» началась эпоха русского классического романа.

Цель работы – провести анализ произведения Лермонтова "Герой нашего времени" как психологического романа.

Задачи:

1)     ознакомиться с биографией М.Ю. Лермонтова;

2)     проанализировать психологический роман «Герой нашего времени».

              ГЛАВА 1. биография М.Ю. Лермонтова

 

Михаил Юрьевич Лермонтов, великий русский поэт, прозаик и драматург, родился в Москве, в дворянской семье. Детство поэта прошло в Тарханах - имении его бабушки в Пензенской губернии. В 1828 г. Лермонтов был определен в Благородный пансион при Московском университете, в 1830 г. стал студентом Московского университета. Вскоре, после столкновения с реакционной профессурой, он вынужден был покинуть университет и поступить в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1834 г., по окончании школы, был назначен в лейб-гвардии гусарский полк. В 1837 г. за гневные, обращенные против правящих кругов николаевской России стихи на смерть Пушкина поэт был сослан на Кавказ.

Произведения Лермонтова, написанные после возвращения из ссылки, а также его независимое поведение вызвали неприязнь и вражду к нему со стороны царского двора и правящей верхушки. За дуэль с сыном французского посланника Барантом Лермонтов был сослан на Кавказ вторично - в Тенгинский пехотный полк. В боевых действиях поэт проявил незаурядную храбрость, однако царская немилость по-прежнему преследовала его: Николай I вычеркивал имя Лермонтова из наградных списков. Хлопоты друзей и родных о переводе поэта в Петербург потерпели неудачу. Даже пребывание Лермонтова в отпуске весной 1841 г. было прервано: ему приказали в сорок восемь часов покинуть Петербург и отправиться в полк. По дороге в полк Лермонтов остановился на некоторое время в Пятигорске. Здесь у него, не без тайных интриг жандармских чинов, произошла ссора с Мартыновым, закончившаяся 15 июля 1841 г. дуэлью, на которой поэт был убит.

Писать Лермонтов начал еще в детстве. Не прекращал он литературных занятий ни в Благородном пансионе, ни в юнкерский период. Первым появившимся в печати его произведением была опубликованная без ведома автора в 1835 г. поэма "Хаджи Абрек". По воспоминаниям одного из мемуаристов, Пушкин, прочтя поэму, высоко оценил ее и предсказывал автору большое будущее. Широким читательским кругам имя Лермонтова стало известно после разошедшегося в многочисленных списках его стихотворения "Смерть поэта". Этим стихотворением Лермонтов с полным правом занял место погибшего Пушкина в русской литературе. В каком бы жанре Лермонтов ни выступал - в поэзии, в прозе или драматургии, на все ложилась печать его гения. Поэмы "Демон", "Мцыри", "Песня про купца Калашникова...", множество лирических стихотворений, роман "Герой нашего времени", драма в стихах "Маскарад" - эти произведения Лермонтова стали шедеврами русского искусства.

Творчество Лермонтова формировалось под огромным влиянием декабристских идей. В то же время в нем отразился тот кризис, то отрицание действительности и разочарованности в ней, те мучительные поиски выхода, которые были характерны для передовой, вольнолюбивой части русского общества после 1825 г. Поэзия Лермонтова - исповедь независимого и свободного духом человека, отданного во власть деспотизма. В творчестве Лермонтова заключен страстный порыв к мятежу, к подвигу. Вырвавшийся на свободу монастырский послушник Мцыри, по мнению Белинского,- "любимый идеал нашего поэта", "отражение в поэзии тени его собственной личности". "Мужественная, грустная мысль никогда не покидала его чела",- писал о Лермонтове Герцен.

Как поэт и мыслитель, Лермонтов оказал громадное влияние на всю последующую литературу, вплоть до Толстого и Чехова, до молодого Горького. Его "железный стих, облитый горечью и злостью", в известной мере подготовил поэзию Некрасова, став как бы мостом между Пушкиным и великим певцом "мести и печали". Романтические тенденции у Лермонтова теснейшим образом переплетались с реалистическими. Его творчество знаменует собой вершину романтизма XIX в., с одной стороны, и качественно новый скачок в развитии русского критического реализма - с другой. Если в Пушкине Толстой особенно ценил идеал прекрасного, то у Лермонтова он находил необычайную глубину нравственного чувства, дух поиска истины. "Какие были силы у этого человека!- говорил Толстой о Лермонтове.- Что бы сделать он мог! Он начал сразу как власть имущий... Каждое его слово было словом человека, власть имущего".

 


ГЛАВА 2. психологический роман «герой нашого времени»

 

«Герой Нашего Времени…это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения». (М.Ю.Лермонтов.)

Русское общество познакомилось с “длинной цепью повестей” М.Ю.Лермонтова под общим названием “Герой нашего времени” в 1839-1840 годах. С марта по февраль сочинение печаталось в журнале “Отечественные записки”. В 1840 г. “Герой нашего времени” вышел отдельной книгой.

Появление романа М. Ю. Лермонтова сразу же вызвало острую полемику в обществе. Николай I находил роман “отвратительным”, показывающим “большую испорченность автора”.

Охранительная критика обрушилась на роман Лермонтова, усматривая в нем клевету на русскую действительность. Профессор С.П. Шевырев стремился доказать, что Печорин не больше как подражание западным образцам, что он не имеет корней в русской жизни.

Раньше других с необычайной верностью оценил “Героя нашего времени” В.Г. Белинский, отметивший в нем “богатство содержания”, “глубокое знание человеческого сердца и современного общества”.

А что же автор? Ко второму изданию “Героя нашего времени” М.Ю. Лермонтов пишет “Предисловие”, в котором настаивал на том, что “Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”.

Миросозерцание М. Ю. Лермонтова складывалось в конце 20-х-начале 30-х годов Х1Х века, в эпоху идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции, связанного с поражением декабрьского восстания и николаевской реакцией во всех сферах общественной жизни.

Николай I – укротитель революций, жандарм Европы, тюремщик декабристов и т.д., с точки зрения “коммунистической” историографии. А.С. Пушкин же, чьи отношения с императором были сложными и неоднозначными, отмечал несомненные достоинства и петровский масштаб его личности. “С величайшим уважением” отзывался о Николае I Ф.М. Достоевский, оказавшийся, как известно, по его воле на каторге. Противоречивые оценки личности. Дело в том, что Николай I отвергал всякую революцию как идею, как принцип, как метод преобразования действительности. Восстание декабристов – это не только благородные побуждения уничтожить “разные несправедливости и унижения”, но нарушение офицерской присяги, попытка насильственного изменения государственного строя, преступное кровопролитие. И как реакция – жесткий политический режим, установленный императором.

Идейный кризис – кризис идей. Идеи, идеалы, цели и смысл жизни пушкинского поколения – все было разрушено. Это тяжелые времена, позднее они будут названы эпохой безвременья. В такие годы говорят о бездуховности, о падении нравственности.

Потребность освоить “ошибки отцов”, заново осмыслить то, что казалось непреложным предшествующему поколению, выработать свою собственную нравственно- философскую позицию – характернейшая черта эпохи 20-30 годов.

Практическое действие оказывалось невозможным в силу как объективных (жесткая политика самодержавия), так и субъективных причин: прежде чем действовать, необходимо было преодолеть идейный кризис, эпоху сомнения и скептицизма; четко определить во имя чего и как действовать. Именно поэтому в 30-е годы исключительное значение для общества приобрели философские поиски лучших его представителей. Делать это было чрезвычайно трудно. Торжествовало совсем другое. Всюду, насколько хватал глаз, медленно текла, по выражению Герцена, “глубокая и грязная река цивилизованной России, с ее аристократами, бюрократами, офицерами, жандармами, великими князьями и императором – бесформенная и безгласная масса низости, раболепства, жестокости и зависти, увлекающая и поглощающая все”.

Сохранить в себе веру в целесообразность служения добру было очень тяжело. Подавляющее большинство образованных, мыслящих людей 30-х годов не сумели или не успели еще обрести ясности цели.

Человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, ее возможности и действительность, свобода воли и необходимость – все эти вопросы получили в романе образное воплощение.

Проблема личности – центральная в романе: “История души человеческой…едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа”.

Печорин не случайно утвердил себя в глазах поколения 30-х годов как типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени. Не понять этого – значит, ничего не понять. Ни в герое, ни в самом романе.

История Печорина. Максим Максимыч – штабс-капитан, человек из народа, давно служит на Кавказе, много повидал на своем веку. Добрый человек, но ограниченный. Провел немало времени вместе с Печориным, но так и не разобрался в “странностях” своего аристократического сослуживца, человека слишком далекого от него социального круга.

Странствующий офицер (офицер-повествователь). Способен глубже понять Печорина, ближе к нему по своему интеллектуально-культурному уровню, чем Максим Максимыч. Однако судить о нем может только на основании услышанного от доброго, но ограниченного Максима Максимыча. Печорина “…видел…только раз…в жизни на большой дороге”. Впоследствии, ознакомившись с попавшим в его руки дневником Печорина, повествователь выскажет свое мнение о герое, но оно не является ни исчерпывающим, ни однозначным.

И, наконец, повествование целиком переходит в руки самого героя- человека искреннего, “кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки”; человека зрелого ума и нетщеславного.

Хронология событий, положенных в основу произведения, по В. Набокову:

“Тамань”: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт-Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани;

“Княжна Мери”: 10 мая – 17 июня 1832; Печорин приезжает из действующего отряда на воды в Пятигорск и затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким он переведен в крепость под начальство Максима Максимыча;

“Фаталист”: декабрь 1832 года – Печорин на две недели приезжает из крепости Максима Максимыча в казачью станицу;

“Бэла”: весна 1833 года – Печорин похищает дочь “мирнова князя”, а через четыре месяца она погибает от рук Казбича;

“Максим Максимыча”: осень 1837 года – Печорин, отправляясь в Персию, вновь оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем”.

Картина, сделанных М. Ю. Лермонтовым, “хронологических смещений”, выглядит так: начинается роман с середины событий и доводится последовательно до конца жизни героя. Затем события в романе развертываются от начала изображаемой цепи событий к ее середине.

Лермонтов создал совершенно новый роман – новый по форме и содержанию: психологический роман.

Психологизм – это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний литературного персонажа с помощью специфических средств художественной литературы.

Сюжетом сочинения становится “история души человеческой”.

Лермонтов дает нам сначала услышать о герое, потом посмотреть на него и, наконец, раскрывает перед нами его дневник.

Смена рассказчиков нацелена на то, чтобы анализ внутреннего мира делался более глубоким и всеобъемлющим.

      Добрый, но ограниченный Максим Максимыч.

      Офицер-повествователь.

      “Наблюдения ума зрелого над самим собою”.

В.Г. Белинский утверждал, что роман “несмотря на его эпизодическую отрывочность, “нельзя читать не в том порядке, в каком расположил сам автор: иначе вы прочтете две превосходных повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать”.

Жанр «Героя нашего времени» (роман в виде «цепи повестей») был подготовлен распространенными в русской прозе 1830-х годов циклами повестей, которые часто приписывались особому рассказчику или сочинителю («Повести Белкина» Пушкина, «Вечера на хуторе...» Гоголя, «Вечера» А. Бестужева-Марлинского и М. Жуковой). Лермонтов обновил этот жанр, перейдя от внешней мотивировки к внутренней и объединив все повести личностью героя. Цикл повестей превратился в психологический роман. Таким образом, «Герой нашего времени» стал новым решением проблемы русского романа и дал начало дальнейшему его развитию у Тургенева, Толстого, Достоевского. Лермонтов соединил такие характерные для 1830-х годов жанры, как путевой очерк, рассказ на биваке, светская повесть, кавказская новелла. «Герой нашего времени» был выходом за пределы этих малых жанров — по пути к объединяющему их жанру романа. Роману Лермонтова, особенно повести «Княжна Мери», непосредственно предшествовал стихотворный роман Пушкина «Евгений Онегин». Но между этими двумя романами есть существенное различие: у Лермонтова — углубленный психологический анализ, раскрытие современного ему человека изнутри, а Пушкин рассматривает героя времени внешне, как бы со стороны и несколько менее детально. Сопоставляя «Героя нашего времени» с «Евгением Онегиным» в статье 1840 года, Белинский писал: «Онегин для нас уже прошедшее и прошедшее невозвратно». Печорин — «...это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою». Разница, однако, существенна: «Этот человек не равнодушно, не апатически несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях. В нем неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разрешения: подсматривает каждое движение своего сердца, рассматривает каждую мысль свою. Он сделал из себя любопытный предмет для своих наблюдений и, стараясь быть как можно искреннее в своей исповеди, не только откровенно признается в своих недостатках, но еще и выдумывает небывалые или ложно истолковывает самые естественные свои движения».

Информация о работе Анализ произведения Лермонтова "Герой нашего времени" как психологического романа