Анализ романа Г. Гессе «Степной волк» как модернистское произведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:28, реферат

Описание работы

В данной работе объектом исследования является роман Г. Гессе «Степной волк».

Цель исследования: рассмотреть поэтику данного романа и выявить черты модернизма.

Содержание

Введение……………………………………………………………………4
Мировоззренческие установки Г. Гессе ………………………………..7
Анализ романа «Степной волк» как модернистского романа…...…….13
Заключение………………………………………………………………..25
Список литературы……………………………………………………….26

Работа содержит 1 файл

стилистич анализ.docx

— 53.97 Кб (Скачать)

Министерство Образования и Науки РФ

Гоу Впо Башкирский Государственный Университет

Филологический  факультет 
 
 

Анализ  романа Г. Гессе «Степной волк» как модернистское произведение.  
 
 
 

                                                                                                 Выполнила: студентка гр.4В Ахметова Д.

                  Проверила:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 профессор филологических наук Ишимбаева Г. Г. 
                   
                   
                   
                   

Уфа 2011

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………4
  2. Мировоззренческие установки Г. Гессе  ………………………………..7
  3. Анализ романа «Степной волк» как модернистского романа…...…….13
  4. Заключение………………………………………………………………..25
  5. Список литературы……………………………………………………….26
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      В истории мировой литературы традиционно выделяются две основные линии – первая, основанная на гуманистических традициях и содействующая духовному росту человека, и вторая – отрицающая воспитательную роль искусства и пропагандирующая воинственный индивидуализм. Выбор одного из этих направлений напрямую связан со свободой творчества, свободой выражения писателем своих мыслей и настроений. Насколько далеко в своей свободе самовыражения может доходить художник слова, в первую очередь будет зависеть от степени развитости его чувства ответственности перед собой, перед своим читателем.

       Нам знакомо немало примеров литературного творчества, отмеченного высоким чувством ответственности за воспитание высоко моральной и всесторонне развитой личности. Это и образцы античной и мировой классической литературы, произведения Пушкина и Лермонтова, Толстого и Шевченко. Все эти произведения объединяет одно – их общечеловеческая значимость, их непреходящая ценность.

       В чем же, прежде всего, может проявляться ответственность художника? На наш взгляд, - в выборе отображаемого материала, подчеркивании и оценке особенностей характера героев, оптимистической или пессимистической направленности и, конечно же, в выборе языковых средств.

         Выбор темы и идеи произведения может носить как общий, так и личностный характер. Одну и ту же тему, одну и ту же идею можно подать по-разному – в зависимости от мировоззренческих установок автора, от его творческой одаренности. Авторы, отдаленные друг от друга и временем, и расстоянием, пишут об одном и том же, но раскрывают разные грани волнующей их проблемы, с разной мерой ответственности подходят к решаемому вопросу. В зависимости от этого, на первый план выходят те или иные герои, подчеркивается то или иное качество характера.

     Мы  хотели бы дать оценку творчества одного определенного писателя, для которого проблема ответственности переросла  из экзистенциалистской в общечеловеческую. Речь идет о Германе Гессе, авторе «Степного волка» и «Игры в бисер», писателе, который считал каждого человека ответственным за то, что происходит в мире. Сам он являлся непримиримым борцом за мир, за сохранение культурных ценностей и человеческого в человеке.

     Герман  Гессе, нобелевский лауреат 1946 года, - один из самых читаемых авторов XX века. Все свое творчество он называл «затянувшейся попыткой рассказать историю своего духовного развития», «биографией души». Одна из основных тем творчества писателя — судьба художника во враждебном ему обществе, место подлинного искусства в мире.

     В данной работе объектом исследования является роман Г. Гессе «Степной волк».

     Цель  исследования: рассмотреть поэтику  данного романа и выявить черты  модернизма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Мировоззренческие установки Г. Гессе.

    Герман Гессе – великий немецкий писатель, кумир многих поколений молодежи. С большим интересом читают Гессе и в России. По-видимому, секрет успеха у молодых почитателей его таланта прост: произведения писателя концентрируют в себе уникальный опыт поисков человеком своей неповторимой индивидуальности, своего «я». Поэтому неудивительно, что произведения эти носят во многом автобиографический характер, в них отражен собственный путь автора к вершинам самопознания и творчества.

     Надо сказать, что путь этот отнюдь не был (да и не мог быть) простым.  Гессе (2.07.1877-9.08.1962) был вторым ребенком в семье немецкого священника-миссионера.

     С раннего детства Гессе проявляет творческие способности, карандаш и бумага, по воспоминаниям матери, его неизменные спутники. Несмотря на «трудный» характер, капризный и своенравный, мальчика отличает удивительная самостоятельность в действиях и суждениях, что заметно выделяет его на фоне своих сверстников. Он не просто хорошо учится в школе, но выбивается в лидеры среди соучеников, его интеллектуальные способности вызывают всеобщее удивление и восхищение. Тогда же состоялось решение быть поэтом, а пример личной независимости, непременного условия развития таланта, дал Герману его двоюродный брат, совершивший немыслимый поступок – побег из семинарии ради обретения творческой свободы. Чуть позже нечто подобное совершит и сам Гессе.

     Некоторые черты характера немецкого писателя - самостоятельность, независимость, даже дерзость в отношениях с окружающими, во многом предопределили радикальное несогласие с той участью, которую уготовили для Гессе его родители. Герман, как ранее его брат, бежит из семинарии в Маульбронне, почувствовав в какой-то момент угрозу своей независимости, но попытка заканчивается неудачей. Его возвращают обратно, наказывают, от него отворачиваются все, кого он считал друзьями. Все это, в конечном счете, спровоцирует попытку самоубийства на фоне глубокой депрессии, после чего юношу отправляют на «перевоспитание» к известному пастору, а затем, после повторной суицидальной попытки, по совету воспитателей направляют в психиатрическую лечебницу. Состояние, в котором находится Герман, его родные склонны определять как «нравственное сумасшествие».

       Это одна сторона характера  Гессе. Она не раз проявит себя в дальнейшем: Гессе «убежит» от одра умирающей матери, не в силах справиться с собой при виде ее страданий, когда он периодически станет «спасаться бегством» от рутины семейной жизни, а в сложные для него периоды жизни «уходить» в разгульную жизнь и алкоголь. Гессе – «беглец», что называется, по жизни, а его «бегство», по сути, есть не что иное, как форма протеста против навязанной ему социальной действительности.

     Любое произведение Гессе проникнуто напряженным ожиданием открытия – открытия мира или открытия самого себя. Отсюда мотив странничества, мотив одиночества и отверженности. Романтик Гессе не идеализирует средневековье, он создает свои собственные миры, в которых он сам и его герои находят убежище и призрачный покой. Это может быть монастырь или заброшенная хижина отшельника, замкнутая педагогическая провинция в «Игре в бисер» или магический театр в «Степном волке». Гессе уводит нас в выдуманные миры, но его герои поражают своей жизненной силой, своей жаждой деятельности на пути познания истины. Они жизнелюбивы, но готовы пожертвовать собой во имя идеи – умирающий Кнульп заканчивает свой путь одиноким странником, магистр Кнехт своей смертью оставляет глубокий след в сердце своего ученика, Гольдмунд – в сердце своего друга Нарцисса. В их смертях нет ничего бессмысленного, случайного. Все предопределено и конец их закономерен.

      Гессе много пишет о смерти – и в стихах и в прозе дают себя знать его суицидальные наклонности. Смерть предстает перед нами то в образе друга, то в образе вечной матери, с которой все начинается и которой все кончается. Смерть приносит избавление от страданий, но, в то же время, разлучает нас с близкими и друзьями. Смерть закономерна, но преждевременный и добровольный уход из жизни кажется Гессе трусливым и безответственным поступком. Поэтому он выступает против войны, несущей смерть миллионам людей и разрушающей культуру. Романтик в душе и хранитель культуры по призванию, Гессе не мог смириться с тем, что несет любая война человечеству. Он пишет письма, эссе, стихи и, наконец, роман «Демиан», произведение, всем своим естеством направленное против войны и призывающее к миру.

      Чувствуя себя ответственным за сохранность культурных и общечеловеческих ценностей, за воспитание гармоничной и высокоразвитой личности, Гессе тем в большей степени испытывал озабоченность и даже некоторую растерянность, когда некоторые из его произведений толковались превратно и вызывали непредсказуемые реакции. Именно это и произошло с романом «Степной волк», являющимся свидетельством глубокого проникновения писателем в сложный духовный мир человека, пристального внимания к личности, к душевным переживаниям. Как никогда остро в этом романе Гессе выражает свое субъективное, эмоционально-личностное отношение к окружающему миру. Сам же роман можно считать примером преломления в творчестве писателя ряда литературных направлений, он переходит от реалистической традиции к модернисткой. Бунтующая молодежь 60-х годов увидела в этом произведении призыв к свободе, в том числе и сексуальной и это глубоко обеспокоило писателя, не ожидавшего подобной трактовки своего произведения.

      В предисловии к последующим  изданиям «Степного волка» Гессе  пытался объяснить феномен такого  восприятия романа. Он писал, что  эта книга, «написанная о пятидесятилетнем  человеке и о проблемах именно  этого возраста», часто попадает  в руки совершенно юных людей,  на которых она, хотя и производит  определенное впечатление, но  понимается ими едва лишь наполовину».

      По словам Гессе, такие читатели находят в его книге много общего с собой, со своими проблемами и нуждами. Они, следя за перипетиями основного героя – Гарри Галлера, к сожалению, не видят «второго, высшего и непреходящего мира, не видят того, что основная цель книги заключается в том, чтобы поведать об искусстве и высоте человеческого духа, о его бессмертии». Поэтому, как считает Гессе, «хотя в книге и говорится о страданиях и нуждах, она ни в коем случае не является книгой Отчаявшегося.

      Гессе хотел, чтобы его читатели поняли, что история степного волка хотя и повествует о болезни и кризисе, все же не ведет к смерти и падению, а, наоборот, к исцелению. На этом примере мы видим, что и после издания романа Гессе волнует правильность его восприятия читателями, хотя он и не стремится им объяснить, как надо читать его произведения.

     Его всегда интересовали книги. Путь во «внутреннее» книг означал путь к себе самому, к «самости», под знаком учения Новалиса: «Вернуться в себя самого означает... отвлечься от внешнего мира. Таково же отношение и духов к земной жизни: внутреннее наблюдение, вхождение в себя самого, имманентное действие. Так земная жизнь проистекает из некоей имманентной рефлексии — из простого вхождения вовнутрь, собирая в себе самость, которая столь же свободна, как и наша рефлексия. А духовная жизнь, наоборот, проистекает из прорыва той внутренней рефлексии...» Рефлексия означает здесь архетипическое комплексное отражение мира и могла осознаваться Гессе как собственная книжная формация, а «прорыв» ее — как выход в абсолютную духовность, в «самость». Овладение «самостью», по Новалису, «есть высшая задача образования — одновременное становление Я самостным Я». Изучаемая в тюбингенские годы теория «образования» Новалиса, кульминацией которой явилось «наукоучение» Фихте, была систематизированным философским обобщением гётевской концепции образования как формирования образа, индивидуальности человека в эротически истолкованном процессе жизни человека и природы. Гёте в «Вильгельме Мейстере» прослеживает «образование души» от неосознанной юности до теряющейся в бесконечности зрелости; путь этот ведет через переживание любви и дружбы, через кризисы и борения, через преодоление субъективизма к гармоничному осознанию единства Я и мира, к сформулированному Фихте преодолению «не-Я» человека и слиянию его Я с Я космоса. Гётевский идеал образования стал для Гессе «божественной устремленностью, требованием более высокоорганизованной жизни, более чистой духовности, более глубокой и зрелой человечности... ценностью и прекрасным предназначением человека любить и быть любимым» («О „Вильгельме Мейстере"»). Гессе воплощал этот идеал всем своим бытием и творчеством, претворяя борьбу за единство своей личности в борьбу с бездуховностью, хаосом и злом окружавшего его мира.

      Осенью 1899 года Гессе, страстно желая жить в старинном городе высокой культуры, приезжает в знакомый ему с раннего детства Базель, чтобы поступить ассортиментным подручным в книготорговлю Райха. Это время, когда Гессе увлеченно читает и изучает Ницше, Шопенгауэра и Буркхардта, время, когда складываются основные черты его творческого мировоззрения и метода, время, когда Гессе начинает ощущать уверенность в себе. В декабре 1899-го он пишет своему другу Финку: «Ценою жгучих жертв мы обрели свою цель... Здесь, в Базеле, я работаю у букиниста, продаю старые, драгоценные книги. Но собираюсь писать новые, такие, каких еще никто не писал». И родителям: «Моя внутренняя жизнь вместе с моими литературными планами обрела ясность и целеустремленность». В Базеле Гессе осознает свой книжный комплекс как символ сизигии природы (материнского, бессознательного начала) и традиции классической культуры и истории (отцовского, духовного начала), «которая покрывает природу, облагораживая и уточняя ее» («Петер Каменцинд»). Эта сизигия символизируется «прекрасной книгой образов, детской книжкой с картинками, в которой дивишься тому, как ладно и красиво выглядят все вещи, на самом деле и наполовину не столь восхитительные» («Петер Каменцинд»). Двойственным символом мира культуры и мира природы выступает образ книги в обоих первых романах Гессе.

Информация о работе Анализ романа Г. Гессе «Степной волк» как модернистское произведение