Анализ Сага о Кукулине

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 14:10, реферат

Описание работы

Исландский народ называют народом поэтов и самым литературным. Страсть к сочинению стихов и к мастерству в стихосложении — исландская национальная черта. Древнеисландская саговая литература очень многообразна.
Поэтическое творчество кельтов является наименее знакомым современному читателю и ценно для изучения общих проблем эпического творчества, они представляют большой литературный и исторический интерес. В сюжетах представлены картина жизни давно минувшей эпохи.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Ирландский эпос…………………………………………………………………4
Уладский цикл саг………………………………………………………………..5
Анализ саги о Кукуоине:
Кухулин - главный герой ирландского эпоса……………6
Своеобразие манеры написания саги…………………….7
Религиозно мифологический элемент в саге……………9
Историческая основа саги о Кукулине …………………10
Список используемых источников……………………………………………..11

Работа содержит 1 файл

Анализ Сага о Кукулине.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» 
Гуманитарный институт 
Факультет искусствоведения и культурологии
 

Кафедра рекламы и социально-культурной деятельности 
 
 
 
 
 

Индивидуальная работа

Ирландский эпос

«Сага о Кукулине» 
 
 
 
 

            Выполнил: студент группы И-25

            Сафина Любовь Юлаевна 

            Проверил: преподаватель по литературе

            Семенова Александра Александровна 
             
             
             
             

Красноярск 2011 

Содержание: 

Введение………………………………………………………………………….3

Ирландский  эпос…………………………………………………………………4

Уладский  цикл саг………………………………………………………………..5

Анализ  саги о Кукуоине:

                                   Кухулин - главный герой ирландского эпоса……………6

                                   Своеобразие манеры написания саги…………………….7

                                   Религиозно мифологический элемент  в саге……………9

                                   Историческая основа саги о Кукулине …………………10

Список  используемых источников……………………………………………..11 
Введение 

     Исландский  народ называют народом поэтов и самым литературным. Страсть к сочинению стихов и к мастерству в стихосложении — исландская национальная черта. Древнеисландская саговая литература очень многообразна.

     Поэтическое творчество кельтов является наименее знакомым современному читателю и ценно для изучения общих проблем эпического творчества, они представляют большой литературный и исторический интерес. В сюжетах представлены картина жизни давно минувшей эпохи.

     Эти саги своеобразны в стилевом и жанровом отношениях, интересны по связи своей со многими образцами и мотивами общеевропейской поэзии. Кельтская поэзия крепко связана с поэзией романских, германских и славянских.

     В IX веке Ирландия подвергалась  набегам датских и норвежских викингов. Национальные предания - важная часть национальной культуры, поэтому ирландцы спасали от врагов древние рукописи. Монахи и светские литераторы усердно собирали эти рукописи воедино, которые в дальнейшем были объединены в циклы. Саги о Кухулине - наиболее значительная часть ирландского эпоса, в который  входит около ста сказаний. Самая древняя рукопись (написана около  1100 года), содержащая сказания о Кухулине - "Книга Бурой Коровы",  названная по материалу, из которого сделан ее переплет.

     Я разобрала древнейшую из героических саг, относящиеся к циклу Кухулина. Отличительной чертой этой саги - преобладание вместо героического элемента фантастики и трагических чувств. 
 
 
 
 

Ирландский  эпос 

     Ирландцы - народ кельтского происхождения. Самым  крупным очагом кельтской культуры стал остров Ирландия. В языческую  эпоху хранителями древних преданий в Ирландии были жрецы-друиды.  После введения христианства друиды исчезли, их роль перешла к филидам - так называли  магов, поэтов-певцов и прорицателей. Филиды сохраняли и совершенствовали древние сказания в устной форме, а  христианские монахи-ирландцы, будучи грамотными, со временем начали записывать  народные предания о богах и героях.

     Не  смотря на то, что ирландский эпос оригинален, его некоторые стилевые мотивы встречаются в эпосе других народов. Объяснить это можно общностью культурного быта, перекрестными влияниями и заимствованиями. На ирландскую поэзию оказали влияние преданий пиктов (туземного племени, населявшего Британские острова до прихода туда кельтов) античность, христианство и скандинавы.

     Ближе всего стоят к ирландским сагам исландские. К общим чертам можно отнести сжатость и реализм.

     Ирландский эпос наиболее отражает национальный облик.

Возникнув полтора с лишком тысячелетия  тому назад, эти саги приняли дошедшую до нас литературную форму уже  за тысячу лет до нашего времени. С  тех пор, охраняемые как национальное наследие, они продолжали переписываться и заучиваться наизусть в течение еще семи или восьми столетий, с заботой о том, чтобы в них привносилось как можно меньше изменений. Лишь в XVII веке начинается процесс разложения этого древнего эпоса. Старые рукописи, ставшие непонятными в силу изменений языка, забрасываются или искажаются и сливаются с новыми мотивами. И все же традиция не обрывается и старый эпический запас не погибает. Образы и мотивы древнего эпоса переходят по большей части в народную сказку и в этой форме продолжают и посейчас храниться как в старину. 

Уладский  цикл саг 

     Уладский  цикл сложен примерно в начале христианской эры, большая часть действий происходит в областях Ольстер и Коннахт. Этот цикл состоит из ряда героических историй, касающихся жизни Конхобара мак Несса (живший будто бы в I в. н.э.), короля Ольстера, великого героя Кухулина, их друзей, возлюбленных и врагов. Цикл назван по имени уладов, населения северо-восточной части Ирландии, действие историй разворачивается вокруг королевского двора в Эмайн Махе. Улады тесно связаны с ирландской колонией в Шотландии, часть обучения Кухулина происходит именно там.

     Цикл  состоит из историй рождений, детства  и обучения, ухаживаний, битв, пиров  и смертей героев и изображает военное общество, в котором война  представляет собой последовательность одиночных стычек, а богатство  измеряется в основном в количестве скота. Эти истории написаны, как правило, в прозе. Центральное произведение цикла — Угон быка из Куалнге.

     В некоторых отношениях этот цикл близок к мифологическому. Некоторые из персонажей мифологического возникают  в уладском, в том же виде изменившей форму магии. Хотя некоторых персонажей, таких, как Медб или Ку Рои, мы можем подозревать в том, что они были когда-то божествами, а Кухулин часто выказывает сверхчеловеческое совершенство, персонажи смертны и находятся в определённом времени и месте. Уладский цикл соответствует Веку Героев. 
 
 
 
 
 
 

Анализ  саги о Кукулине 

Кухулин - главный герой  саги

     Сплошной, связной повести о жизни Кухулина не было, но эпизодические саги о нем согласованы между собой и можно составить по ним его легендарную биографию.

     В образе Кухулина слилось несколько образов, обросших мифами. Вместе с описанием грозной внешности и великолепием Кухулина, он часто изображается в сагах как "невзрачный, маленький человечек,  темноволосый и смуглый".

     Что касается имени главного героя, можно  предположить, что оно тотемического происхождения и в нем заключено звукоподражательное имя кукушки. Подтверждением чему может являться сага о рождении Кухулина, где он оказывается вскормленным в чужом доме (подброшенным в чужое гнездо) и перед его рождения появляются таинственные птицы.

     Вообще вся судьба Кухулина, начиная с зачатия ("Рождение Кухулина"), покрыта мифическими элементами. Начнем с того, что Кухулин - подлинный полубог и ни один из других героев не обладает такими свойствами и способностями, как он. В бою он как русский Соловью разбойнику - вырастает и преображается (сага "Сватовство к Эмер").

     В образе Кухулина воплощен идеал доблести и благородства Ирландии того времени. Ведь лежащие на нем запреты (гейсов) имеют высокий моральный характер: всегда быть верным данному слову, никогда не отказывать в помощи женщине, никогда не отвергать предлагаемого гостеприимства и т. д. Здесь он подобен Робен Гуду - отзывчив, великодушен, вежлив с женщинами, защитник слабых и угнетенных. Он безутешен, когда его рукою сражен друг его юности ("Бой Кухулина с Фердиадом"). Трагична сага о его смерти, где он гибнет за других.

     Далее перед нами появляется добродушный простак Фергус, враждебный Брикрен, грубый Кет, смелый Найси, но все они блекнут за образом Кукулина. Так же яркие по характеру женские героини: ненавистная королева Медб и любящая Дейрдре, пленительная возлюбленная Фанд и  верная Эмер ("Болезнь Кухулина").  

Своеобразие манеры написания

     Говоря о манере написания саг, можно выделить то,что повествование весьма разнообразно. Например, в саге "Смерть Кухулина", с большим количеством драматических мест, стиль напряженный и сжатый, а в описании пиршественного зала Конхобара в начале саги "Сватовство к Эмер" – подробный и медленный. Внимание к выразительным средствам проявляется в подборе аллитераций (начало "Боя Кухулина с Фердиадом"), эпитетов, параллелизмов.

     Также автор часто использует такой прием как гиперболизм. Примеры:

1) После этого она взошла на ложе Суалтама и родила ему сына. Величиной трехлетнего ребенка был младенец (стр. 586)

2) Они  схватили два огромных длинных  щита и взялись за тяжелые,  жестоко разящие мечи. Каждый  из них старался ударить и  сшибить, поразить и повалить другого, и величиной с голову месячного ребенка были куски тела, которые они вырубали из плечей, бедер и лопаток друг у друга. И так рубились они от утреннего рассвета до начала вечера (стр. 623)

3) Его  отнесли, как он сказал, и он  пролежал в постели целый год, никому не вымолвив ни слова (стр. 635)

      Также в саге многие названия и имена говорят сами за себя. Примерами может служить Медовый Покой (стр. 586), Форгал Хитрый (стр.594), мост Срыва (стр.596), Вал Великого Воина (стр. 661), Равнина Несчастья и Опасная Долина (стр.594).

     Так же я обратила внимание на то,что  в саге используется повтор. Пример:

1) И  сколько есть в море песчинок, в небе - звезд, у мая - капелек  росы, у зимы - хлопьев снега, в  бурю - градин, в лесу - листьев, на  равнине Брега - колосьев золотой ржи и под копытами ирландских коней - травинок в летний день, столько же половии голов, половии черепов, половии рук, половии ног и всяких красных костей покрыло всю широкую равнину Муртемне.(стр. 656-658)

2) - Одолжи  мне твое копье, о Кухулин,- сказал заклинатель.

- У  тебя не больше нужды в нем,  чем у меня,- ответил Кухулин. 

- Я  сложу злую песню против тебя.

- Я  достаточно сделал для своей  чести сегодня. Не должеи я  в один день исполнять одну  просьбу больше одного раза.

- Я  сложу злую песню против Улада из-за тебя.

- Я  достаточно сделал для чести  Улада сегодня,- сказал Кухулин. 

- Я  сложу злую песню против твоего  рода,- сказал заклинатель. 

- Не  хочу я, чтоб до земель, в  которых я не бывал, пошел  слух о моем бесславии. Мало  же осталось мне жизни! (стр. 656)

     Если  говорить о форме саг, то она весьма специфична. Саги о Кукулине написаны не в стихах, а в прозе. Господствующим типом же вставных ирландских стихов являются короткие строфы из четверостиший, попарно связанных между собой рифмою или ассонансами, нередко с применением аллитерации. Размер стиха силлабический; строки обычно семисложные.

     Необычен и стиль: краткий, ясный, но в то же время с большими прикрасами.

     Наконец, в этом саге о Кукуилине заметно странное соединение контрастов: первобытной жестокости и душевной утонченности, упоения фантазией и крепкого чувства конкретности, пышной величавости и задушевной интимности.  

Религиозно  мифологический элемент  в саге

     В сагах прослеживается двоеверие. Рядом с сидами (боги из племени Данан, которые были переосмыслены как племя полубогов.) в сагах присутствуют образы "классических", богов. Например, все тот же отец Кукулина, Луг - бог света, всех искусств и ремесел. Из многочисленных божеств войны (которые все - женского рода) можно сказать о Морригане, (сага о смерти Кухулина). Встречаются следы поклонения стихиям и небесным светилам как в клятве Кухулина в "Бое Кухулина с Фердиадом". В саге освещается главный языческий праздниках ирландцев Самайн. Жрецы (друиды) разводили священный огонь, и пока он горел, все другие огни в Ирландии должны были быть погашены. В костры бросались жертвы, и при этом происходило поклонение идолам. За этим следовали игры и увеселения, длившиеся целую неделю. Все это описано в начале саги "Болезнь Кухулина".

Информация о работе Анализ Сага о Кукулине