Анализ стихотворения Лермонтова

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:00, сочинение

Описание работы

"С тех пор как Вечный Судия..." - синтаксис первой строчки, наличие в ней указательного местоимения делает его уже при первом восприятии неким продолжением, а если обратить внимание на название стихотворения - частью диалога двух поэтов, почти современников и всё же живших в "совершенно разные эпохи".

Работа содержит 1 файл

Анализ стихотворения Лермонтова.doc

— 38.00 Кб (Скачать)
 

Анализ стихотворения Лермонтова "Пророк" 
 
"С тех пор как Вечный Судия..." - синтаксис первой строчки, наличие в ней указательного местоимения делает его уже при первом восприятии неким продолжением, а если обратить внимание на название стихотворения - частью диалога двух поэтов, почти современников и всё же живших в "совершенно разные эпохи". 
Компаративный анализ в данном случае будет весьма продуктивен для "истолкования". "Мрачная пустыня", по которой "влачится" томимый "духовной жаждою" герой пушкинского стихотворения, превращается для лермонтовского пророка в единственно возможное жизненное пространство.  
"Глагол", предназначенный для того, чтобы "жечь" сердца людей, превращается в "любви и правды чистые ученья". Ощущение в себе всей Вселенной ("и внял я неба содроганье, и горний ангелов полёт, и гад морских подводный ход, и дольней розы прозябанье...") сменяется гармонией с ней только вдали от людской толпы. "Всеведенье пророка" оборачивается уверенностью в порочности и злобе человека. "Глас Бога", взывающий к лирическому герою Пушкина, подвергается людскому сомнению: "Глупец, хотел уверить нас, что Бог гласит его устами". 
Отношения "Бог - пророк" сменяются у Лермонтова оппозицией "пророк - люди". 
Необходимо обратить внимание на стилистику стихотворения. От высокого (книжного) стиля, наполненного церковнославянизмами, в лермонтовском "Пророке", конечно, остаётся несколько слов: "Вечный Судия", "завет Предвечного"... Однако употребление подобных слов подчас весьма показательно и своеобразно: в "очах" людей читаются порок и злоба (стилистический контраст тесно связан со смысловым), "каменьями" бросают в пророка "ближние"; "старцы" не верят в божественное предназначение героя стихотворения и самолюбиво поучают детей презирать его. 
Романтические мотивы тесно переплетаются в этом стихотворении с библейскими: традиционная противопоставленность романтического героя и толпы перерастает в философское осмысление темы пророка, его обречённости на непонимание, его "вневременности". 
У Лермонтова финальный императив - суждение толпы. 
Лермонтовское стихотворение имеет оригинальное композиционное членение: оно начинается с прошедшего времени. Первая, вторая и половина третьей строфы - отношения между пророком и людьми установлены, и время не способно ничего в них изменить. Об этом свидетельствуют две следующие строфы, а также финальный призыв "старцев" к детям - обращение к будущему. 
Нельзя не обратить внимания на образ природы, влекущий за собой разговор о лермонтовских романтических пейзажах ранней лирики, и картины умиротворяющей природы, связанной в поэтическом мире Лермонтова с важнейшими понятиями "покоя" и "свободы".

 
Каждому большому художнику свойственны  раздумья о смысле и назначении своего творчества. Уже в юности Лермонтов  имел ясный взгляд на то, что должен воспевать в своих стихах настоящий поэт. Он хотел, чтобы поэзия звала людей любить родину и свободу. Поэт – это человек, одаренный «высокой мыслью и душой», ни перед кем не склоняющий «гордого чела», ничего не страшащийся. 
В 1841 году было написано стихотворение «Пророк». Как и Пушкин, автор называет поэта пророком, роль и долг которого заключается в том, чтобы «глаголом жечь сердца людей». Пушкин в своем стихотворении «Пророк» показал поэта до того, как тот приступил к высокому служению. Лермонтов как бы продолжил наблюдение за судьбой избранника. Он изобразил жизнь поэта, осмеянного за свою проповедь, и это – трагическое осмысление темы: 
С тех пор, как вечный судия 
Мне дал всеведенье пророка, 
В очах людей читаю я 
Страницы злобы и порока. 
Так безысходно и мрачно звучат первые строки стихотворения. Произведение писалось в последние месяцы жизни Лермонтова. В нем, как будто предчувствуя скорую гибель, автор оглядывается на пройденный путь. В его взгляде с новой силой воплощается глубокая скорбь, всегда сопутствующая поэту. «Пророк» - последняя капля в чаше его страданий: уже нет никакой надежды на признание потомков, нет уверенности в том, что годы труда не прошли даром. В глазах людей читаются «страницы злобы и порока». Почему? Чем неугоден сладкозвучный язык его музы? 
Провозглашать я стал любви 
И правды чистые ученья, - 
В меня все ближние мои 
Бросали бешено каменья… 
Не трудно догадаться, о какой правде говорит опальный поэт. Естественно, что его правда, обличающая самодержавный строй и крепостничество, не понравилась светскому обществу. Лермонтов был окружен злословием, недоброжелательным отношением. Пылкое сердце поэта с болью и горечью отзывалось на резкую и необоснованную критику. Лермонтов все более уединялся, даже на пышных балах в дворянских собраниях он был одинок, задумчив, молчалив: 
Посыпал пеплом я главу, 
Из городов бежал я нищий, 
И вот в пустыне я живу… 
Пустыня – это мир без мечты и надежды. Здесь поэт нашел свой последний приют. В самом себе, в своих мыслях и переживаниях. Горьким сарказмом полны финальные строфы этого печального откровения: 
…Он горд был, не ужился с нами: 
Глупец, хотел уверить нас, 
Что Бог гласит его устами! 
Лишь природа, чистая и искренняя, принимает изгнанника. Общение с ней приносит ему нравственное удовлетворение и душевный покой: 
И звезды слушают меня 
Лучами радостно играя… 
И здесь же антитеза – среди людей поэту плохо, неуютно, они смеются над его нищетой и незащищенностью: 
…Смотрите ж, дети, на него: 
Как он угрюм, и худ, и бледен! 
Смотрите, как он наг и беден, 
Как презирают все его! 
«Пророк» написан четырехстопным ямбом с чередованием мужской и женской рифмы. Жанр – лирическая исповедь. Композиционно произведение делится на три части: первая часть – жизнь и деятельность поэта до ухода в пустыню; вторая – поэт в пустыне; третья – гневный финал стихотворения. 
Все строфы – четверостишия, кроме последней, имеют перекрестную рифмовку. В последней строфе Лермонтов использует опоясывающую рифму, которая придает поэтическому повествованию большую завершенность. 
Автор прибегает к устаревшим словам, стараясь сохранить стиль пушкинского «Пророка» («судия», «град», «очи», «камелья», «завет»). Торжественные эпитеты наполняют стихотворение взволнованной интонацией и некоторой тай-ной («чистые ученья», «божья пища», «вечный судия», «шумный град»). 
Восклицательные предложения в двух завершающих строфах звучат вызовом. Это момент наивысшего напряжения, точка кипения. Обида поэта, горечь и боль вырвались наружу. 
Стихи М.Ю. Лермонтова – это почти всегда напряженный внутренний монолог, искренняя исповедь, надежда найти благодарного читателя и слушателя. Поэт глубоко и тонко раскрывает психологию лирического героя, его мгновенные настроения и переживания. Во многих стихах поэта звучит тревога за судьбу русской литературы, за судьбы истинных «певцов невидимого счастья», ведь в руках бездарей поэзия может быть просто ничтожной «игрушкой золотой».
 
 
 

Анализ  стихотворения «Пророк» (1841)

 

   Оно написано  за несколько месяцев до смерти.  
   Текст как бы продолжает стихотворение  
Пушкина «Пророк», потому что в произведении  
Лермонтоваговорится о судьбе поэта, получившего прозрение. По идее  
и по структуре эти стихотворения резко противоположны. Поэт у  
Пушкина прозрел для того, чтобы дать людям Иное знание, пробудить  
их сердца для жизни и любви, а у Лермонтова пророк уже  
изначально владеет знанием небес:  
С тех пор как вечный Судия  
Мне дал всеведенье пророка,  
В очах людей читаю я  
Страницы злобы и порока.  
   Но эти высшие знания вызывают у людей только злобу. Но несмотря  
на людскую ненависть,  
Провозглашать я стал любви  
И правды чистые ученья:  
В меня все ближние мои  
Бросали бешено каменья.  
   Что же сделал поэт-пророк?  
Посыпал пеплом я главу,  
Из города бежал я нищий,  
И вот в пустыне я живу,  
Как птицы, даром божьей пищи.  
   Завет предвечного храня,  
Мне тварь покорна там земная;  
И звезды слушают меня,  
Лучами радостно играя.  
   Эти строки поразительно напоминают историю человечества.  
   Человечество упорно не хочет знать истину, открытую ему Христом,  
а природа живет в согласии с этим предвечным законом  
(«И звезды слушают меня, лучами радостно играя»).  
   Поэт-пророк гоним, даже старцы, а слово «старцы», употребленное  
поэтом, должно ассоциироваться с мудростью, даже старцы детям  
говорят:  
«Смотрите: вот пример для вас!  
Он горд был, не ужился с нами:  
Глупец, хотел уверить нас,  
Что Бог гласит его устами!»  
Единственное, что увидели в поэте-пророке, так это гордыню,  
но это неверно. Старцы обращают внимание только на убогий вид  
поэта, потому что принять поэта-пророка - значит признаться в своем  
невежестве, а разве это возможно?  
«Смотрите ж, дети, на него:  
Как он угрюм, и худ, и бледен!  
Смотрите, как он наг и беден,  
Как презирают все его!»  
Написанное за несколько месяцев до смерти стихотворение «Пророк  
» оказалось пророческим для самого Лермонтова. Он погиб  
на глупой дуэли, и его «чистые ученья» ушли с ним, но нам остались  
стихи, прекрасные и по форме, и по содержанию, рассказывающие  
о непростой, порой трагичной жизни «одинокого» странника

Информация о работе Анализ стихотворения Лермонтова