Анализ взаимоотношений в романе Владимира Набокова «Лолита»

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:26, реферат

Описание работы

Одна из самых небанальных, скандально известных историй оказалась на поверку историей о «любви с первого взгляда, с последнего взгляда, с извечного взгляда». История Лолиты и Гумберта Гумберта - это история маниакальной страсти, вырвавшейся из рамок болезни в бесконечность, рассказанная одним из самых гениальных писателей XX века.

Содержание

1. Вступление……………………………………………………………4-7
2. К истокам.……………………………………………………………8-12
3. «Лолита» и критики………………………………………………..13-16
4. Образ Лолиты………………………………………………………17-21
5. Образ Гумберта…………………………………………………….22-25
6. Столкновение двух образов……………………………………….26-28
7. Итоги……………………………………………………………………29
8. Список использованной литературы………………………………30-31
9. Приложение. Иллюстрации………………………………………...32-38

Работа содержит 1 файл

Колмакова о Лолите 15.04.08.doc

— 481.50 Кб (Скачать)


Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная  школа № 252 Красносельского района  Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экзаменационный реферат на тему:

«Анализ взаимоотношений в романе Владимира Набокова «Лолита»»

 

 

 

 

 

 

                                Выполнила: ученица 11в

                                               Колмакова Александра

 

                             Руководитель: учитель

                                         русского языка и литературы

  Худобородова Анна Григорьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт - Петербург

2008 год

 

 

 

Стоя на высоком скате, я не мог наслушаться этой

музыкальной вибрации, этих вспышек отдельных возгласов

на фоне ровного рокотания, и тогда-то мне стало ясно,

что пронзительно-безнадежный ужас состоит не в том,

что Лолиты нет рядом со мной,

а в том, что голоса ее нет в этом хоре.

 

В.Набоков «Лолита»

 

«Ибо крепка, как смерть любовь…

и стрелы ее – стрелы огненные».

 

                                                                                             А.Куприн «Суламифь»

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1.  Вступление……………………………………………………………4-7

 

2.  К истокам.……………………………………………………………8-12

 

3.  «Лолита» и критики………………………………………………..13-16

 

4.  Образ Лолиты………………………………………………………17-21

 

5.  Образ Гумберта…………………………………………………….22-25

 

6.  Столкновение двух образов……………………………………….26-28

 

7.  Итоги……………………………………………………………………29

 

8.  Список использованной литературы………………………………30-31

 

9.  Приложение. Иллюстрации………………………………………...32-38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление

 

Одна из самых небанальных, скандально известных историй оказалась на поверку историей о «любви с первого взгляда, с последнего взгляда, с извечного взгляда». История Лолиты и Гумберта Гумберта - это история маниакальной страсти, вырвавшейся из рамок болезни в бесконечность, рассказанная одним из самых гениальных писателей XX века.

Читая «Лолиту», окунаешься в мир, полный непредсказуемых и непредвиденных событий, отчаянных страстей и  необычных мыслей главного героя. На протяжении всего романа держишься то в напряжении, то в приятной расслабленности. Неоднозначные чувства, но, тем не менее, восторг вызывает у меня эта история. Роман о страстной пагубной любви взрослого мужчины к двенадцатилетней девочке произвел настоящий фурор в читающем мире. Мнения разделились, но невозможно не разглядеть в этой истории не столько элемент преступного сумасшествия, сколько настоящую, трепетную, нежную любовь...

Как художественное произведение, “Лолита” далеко выходит за пределы покаянной исповеди, но гораздо более важным, чем ее научное значение и художественная ценность, мы должны признать нравственное ее воздействие не серьезного читателя, ведь этот мучительный анализ единичного случая, описанного Набоковым, содержит в себе и общую мораль. Герои – лишенная материнской любви девочка, занятая собой мать, задыхающийся от похоти маньяк – не только персонажи единственной в своем роде повести, они, кроме того, предупреждают нас об опасных уклонах, указывают на возможные бедствия. “Лолита” должна бы заставить всех – родителей, социальных работников, педагогов – с великой бдительностью и проницательностью предаться делу воспитания более здорового поколения в более надежном мире. 

Эта книга о великой любви, преодолевшей болезнь, смерть и время, любви, разомкнутой в бесконечность.

              «Лолита» не может оставить, на мой взгляд, кого-то равнодушным. Чувства могут быть разными: от неприязни до влечения. Общество до сих пор разделяется во мнении, но я же выбрала эту тему, так как история столь нестандартной для общественного восприятия любви дала толчок к новым мыслям о взаимоотношениях людей «разных кругов», о проблемах нравственности и морали.

              Исследуя эту тему, просматривая разнообразные статьи того и нынешнего времени, я наткнулась на слишком непохожие мнения, на разнообразную критику и огромное количество мнений: кто превышал роман до небес, кто сбрасывал его в пропасть. Критика разделись на тех, кто рассматривал «Лолиту» как психологический и философский труд, поднимающий проблемы психической неуравновешенности, маниакальной зависимости и искренней, чистой, большой любви; кто называл это «пошлостью и антикультурной пропагандой».

Тем не менее роман, ставший одним из самых скандальных произведений XX века, остававшийся в центре внимания критиков и читателей много-много времени, определенно заслуживает внимание нынешнего поколения. Великое произведение искусства всегда оригинально; оно по самой своей сущности должно потрясать и изумлять читателя. Я хочу сказать, что у меня определенно нет никакого желания прославлять Гумберта Гумберта. Ни у кого не появляется сомнений в том, что он отвратителен, что он низок, что он служит ярким примером человечной безнравственности, но в нем соединены серьезность и игривость, которые может быть и свидетельствуют о глубочайшем сострадании, но не придают привлекательности некоторым его размышлениям. Его чудаковатость, конечно, тяжеловата. Отчаянная честность, которой так и дышит вся его исповедь, отнюдь не освобождает его от ответственности за дьявольскую изощренность. Он ненормален. Он не джентльмен. Но с каким волшебством певучая его скрипка возбуждает в нас нежное сострадание к Лолите, заставляет нас зачитываться книгой, несмотря на испытываемое нами отвращение к автору исповеди.

Обращаясь к этой теме, я в первую очередь хотела затронуть такие вопросы, как неразделенная, больная любовь и мучения, испытываемые человеком из-за событий детства, которые в дальнейшем так сильно отразились на его психике и повлияли  на его жизнь. Пытаясь ставить себя на место главного героя, всегда начинаешь задумываться: а плохо ли то, что он сделал? Нет, я не имею ввиду  юридическую точку зрения о делах с несовершеннолетними. Здесь я ставлю вопрос более глубокий и моральный. В сущности,  Гумберт стал жертвой ее согласия, ведь если бы Лолита сказала «нет», он бы не посмел к ней прикоснуться. И здесь уже встает другой вопрос: что подвигло Лолиту пойти на порочную связь? Девочка, обделенная материнской лаской и никогда не чувствовавшая настоящей любви. И тут появляется Гумберт, который готов стать ей и отцом, и любовником, подарить ей свою любовь, странную и маниакальную. Ведь сравнивать ей все равно было не с чем.

В строки романа автор вплетает и отчаянье, и страсть, и муки, и радость. Читая его, невозможно отвлекаться на что-либо другое, ведь каждая строчка – как качели – то возносит героев до небес, то низвергает их в пучины.

Для читателя, рассматривающего «Лолиту»  просто  как  роман,  ситуации  и эмоции в нем описанные, остались бы раздражительно-телесными,  если  бы  они были обеспечены при помощи пошлых иносказаний. Правда, во всем  произведении нельзя найти ни одного непристойного выражения. Набоков, мастер слова, сумел описать это словами, которые задевают струны души; и к роману, как и к его героям, начинаешь относиться совсем по-другому. Люди, считающие «Лолиту» грязным порнографическим произведением, глубоко заблуждаются, не осознавая и не чувствуя той тонкой грани между чувством и пороком. Вся сущность романа дышит эпитетами и оригинальными сравнениями, и окунаясь в этот мир, словно становишься живым свидетелем давно минувших событий, ведь каждое набоковское слово несет в себе какое-то послание читателю.

«Лолита» стала для меня новым открытием. Я думаю, что всегда будут идти споры о романе, будут приводиться те или иные факты, но я считаю, что каждый человек должен определить для себя сам, ведь роман не зря считается одним из самых изящных и неоднозначных произведений века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К истокам

 

В своем творчестве Владимир Набоков отличается большой самобытностью и своеобразием. В русской литературе его имя стоит обособленно: он разработал свой уникальный стиль, благодаря которому его считают классиком постмодернистской литературы.

                   Набоков - многоязычный автор, чьи произведения, написанные как в России, так и в эмиграции, одинаково талантливы. Набоковские произведения поражают читателя всем: тематикой, языком, авторской позицией. Зачастую не просто поражают, а шокируют. Так случилось с его романом «Лолита», увидевшим свет в 1955 году. Вокруг романа сразу же разгорелись литературоведческие и общественные споры.

                   Интерес к роману не затихает до сих пор. В России за последнее время вышло несколько интересных статей, посвященных проблематике «Лолиты». Так, в ставшей уже хрестоматийной статье В.Ерофеева «Русский метароман, или В поисках утраченного рая», автор утверждает, что главная тема «Лолиты» - поиск утраченного рая. Ерофеев считает, что в творчестве Набокова огромную роль играет тема детства. Он утверждает, что мотивы детства всегда связаны у писателя с темой рая, эдемского сада, прекрасного и утраченного. «Изгнание из рая является само по себе мощной психической травмой, переживание которой и составляет прафабульную основу русскоязычных романов Набокова».

                  С точкой зрения В.Ерофеева согласны многие авторы. Например, А.Битов, З.Шаховская и другие.

                   Противоположной точки зрения придерживается В.Сахаров в своей статье «Набоков – русский писатель». Анализируя творчество Набокова, в том числе и роман «Лолита», критик приходит к выводу, что у Набокова нет никакого потерянного рая. Основа его творчества – особое мировоззрение, связанное с экзистенциальной философией. «Нет потерянного рая. Трагедия Набокова – полное неверие в вечный рай и вечное бессмертие и проистекающая отсюда ненависть к человеку. Они родились не в утерянном земном раю идеального детства, а в столкновениях реальной личности с реальной действительностью». По мнению Сахарова, интеллигенту Гумберту свойственна та же философия. Поэтому роман проникнут трагическим отчаянием. С. Лем писал об основном настроении «Лолиты»: «Я даже задумывался, не есть ли отчаяние главный мотив всего романа». В.Сахаров развивает эту тему: «Книга полна холодным, бесконечным, непрерывно ощущаемым отчаянием Г.Г., превратившего свою самозабвенную эротическую возню с вульгарной девчонкой Лолитой в аттракцион, заполняющий душевную пустоту».

                   Я придерживаюсь мнения В. Ерофеева. На мой взгляд, одна из основных тем «Лолиты» - это тема утраченного рая. Ведь недаром в начале произведения Гумберт вспоминает свою умершую возлюбленную. Они полюбили друг друга в совсем юном возрасте и отдались этому чувству со всей страстью и неистовством молодой души. «…наше неистовое стремление ко взаимному обладанию могло бы быть утолено только, если бы каждый из нас в самом деле впитал и усвоил каждую частицу тела и души другого…» Набоков дает нам понять, что образ Аннабеллы взят из стихотворения Эдгара По:

 

Это было давно, это было давно,

В королевстве приморской земли:

Там жила и цвела та, что звалась всегда,

Называлася Аннабель Ли,

Я любил, был любим, мы любили вдвоем,

Только этим мы жить и могли.

И, любовью дыша, были оба детьми

В королевстве приморской земли.

Но любили мы больше, чем любят в любви,—

Я и нежная Аннабель Ли,

И, взирая на нас, серафимы небес

Той любви нам простить не могли.

Оттого и случилось когда-то давно,

В королевстве приморской земли,—

С неба ветер повеял холодный из туч,

Он повеял на Аннабель Ли;

И родные толпой многознатной сошлись

И ее от меня унесли,

Чтоб навеки ее положить в саркофаг,

В королевстве приморской земли.

Половины такого блаженства узнать

Серафимы в раю не могли,—

Оттого и случилось (как ведомо всем

В королевстве приморской земли),—

Ветер ночью повеял холодный из туч

И убил мою Аннабель Ли.

Но, любя, мы любили сильней и полней

Информация о работе Анализ взаимоотношений в романе Владимира Набокова «Лолита»