А.С. Пушкин "Евгений Онегин"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:28, реферат

Описание работы

Пушкин был реалистичен и верен исторической и художественной правде, он не способен был облекать свой общечеловеческий идеал в конкретные формы. Александр Сергеевич не принимал бывших социальных порядков, отталкивался от них, замечал при этом, что во время его жизни не существует условий для примирения различных слоев внутри страны и народов разных стран. Это произведение о России начала XIX века, о ее людях и судьбе, о быте и культуре, о духовных исканиях лучших людей.
В романе « Евгений Онегин» между Россией образованной и Россией простонародной, между Россией столичной и провинциальной пролегла пропасть.

Содержание

Тема и идея произведения, особенности композиции.

II) Главные герои романа в стихах:

1) «Татьяна, русская душою…»

2) Черты и качества Тани Лариной, дарованные ей автором;

а) искренность;

б) нравственная бескомпромиссность;

в) духовный рост;

г) романтический взгляд на окружающий мир;

д) отсутствие сходства Татьяны с остальными членами семьи;

е) процесс становления ее личности.

3) « Евгений, добрый мой приятель…»

а) избалованность привычкой жизни;

б) традиционный герой, разочарованный в жизни;

в) жизнь в деревне;

г) вечные странствия;

д) благородство.

III) Заключение:

1) воздействие романа на читателя:

а) побуждение к размышлению о социальном устройстве общества;

б) размышление о внутреннем мире человека;

в) мое впечатление о романе.


IV)Библиография.

Работа содержит 1 файл

Реферат по литературе.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

Но расчеты Евгения не оправдались. В финале, застав Татьяну врасплох, Онегин сделал невероятное, столь поразившее его открытие. Оказывается, метаморфозы Татьяны были только внешними, 
внутренний мир претерпел лишь малейшие, незначительные изменения. Во многом же героиня осталась « прежней Таней», простой девушкой, а такие женщины на супружескую измену не способны. 
Именно это внезапное прозрение Евгения и придает финальной сцене 
острый драматизм и горькую безнадежность.

           Убедившись, что его страстные признания не достигают цели, 
что Татьяна окружена «крещенским холодом» и на лице ее можно увидеть лишь «гнева след», Онегин вновь уединяется в своем «молчаливом кабинете» и, отрешившись от света, принимается за чтение. 
                        

                          И что же? Глаза его читали,

                                   Но мысли были  далеко;

                                        *       *        *

                         Он меж печальными строками

                                 Читал духовными  глазами

                                 Другие строки. В них то он

                                 Был совершенно  углублен.

Такое чтение «духовными глазами позволило Евгению, человеку европейской культуры, погрузиться в ранее чуждый ему патриархально- усадебный, народно - поэтический мир, мир старины и преданий, столь близкий и родной Татьяне, ощутить ее укорененность в этом мире: 
                         
  
То были тайные преданья  
                                      Сердечной, темной старины,

                                      Ни с чем не связанные сны, 
                                      Угрозы, толки, предсказанья,

                                      Иль длинной сказки  взор живой,

                                      Иль письма девы молодой.

 Можно сказать, что Онегин сумел приблизиться к разгадке тайны Татьяны, ее натуры, ее души. Он начинает постигать все то, что

Не  в состоянии был  постигнуть и понять в дни своего деревенского затворничества. Все  меркнет перед  непрестанной думой  о Татьяне,

встреча с которой, как все ясней понимает герой, стала главнейшим

событием  в его судьбе, событием, всю значимость которого он не смог  
оценить раньше. Любовь к Тане – последнее, что осталось у Онегина,

поэтому его последний  визит к ней - акт отчаяния. Нарушая все

границы приличия, Онегин является в чужой дом в неурочное время, 
застав Татьяну врасплох – в слезах, за чтением письма, одетой по- домашнему, и, потрясенный ее нежданно знакомым обликом, молча

падает  к ее ногам «в тоске  бездумных сожалений».

Конечно же, глядя на Евгения, Татьяна все прекрасно понимает, чувствует его страдания («ей внятно все»): ведь она сама пережила нечто подобное, но точно так же, как и Онегин до сей минуты не подозревал о том, что в княгине живет «простая дева», «прежняя Таня»; Татьяна не могла знать, что произошло с Евгением после дуэли с Ленским, что понял Онегин во время странствий по России, что переживал в часы добровольного заточения в своем кабинете. Она считала, что разглядела Онегина раз и навсегда. Для нее он по- прежнему человек холодный, опустошенный и эгоистичный.

Только  этим можно объяснить  суровую отповедь Евгения.

  Именно «зеркально  отраженная» композиция этих сцен позволяет провести между ними и внутреннюю аналогию, а значит - лучше понять и оценить поведение пушкинской героини. Именно в бескорыстие и благородство страсти Евгения Онегина не может поверить Татьяна Ларина. Убежденная в том, что он стал « чувства мелкого рабом», она, кажется, не может допустить и мысли о способности Онегина измениться. А ведь с момента их разлуки прошло целых четыре года! Теперь избежать ошибки не удалось Тане. Предосудительное желание вытащить украшение (Таню) из- под стеклянного колпака не приводит к желаемому результату, а лишь заканчивается такой проповедью, которая доставляет мало удовольствия предприимчивому денди. Оскорбленная женщина упрекает его во всем, незаметно для себя переходит к исповеди, которая не может не поразить своей откровенностью и бесстрашной искренностью.

Татьяна признается, что успехи «в вихре света» тяготят  ее, что она предпочла бы нынешней мишурной жизни прежнее неприметное существование в деревенской глуши. Мало того: она прямо говорит Евгению: поступила «неосторожно», решившись на брак без любви, что она по-прежнему любит его и горестно переживает упущенную возможность счастья. « Чего же боле?» Ведь такое признание предполагает высочайшую степень взаимного доверия и внутренней близости!

« Эта встреча,- пишет  современный исследователь  В.Е. Холуев,- предваряющая разлуку навсегда, отмечена своего рода равенством Онегина  и Лариной в их общей скорби о несбывшемся и неповторимом; здесь угадываются покаяния, прощения, благодарности».

Прежний Евгений - такой, какого раньше знала Татьяна, мог бы ухаживать за княгиней из таких вот мелких, недостойных побуждений. Прежний, но не новый Онегин, которого Татьяна не знает. Ей кажется, что « счастье было так возможно, так близко»,- это неверно. Раньше счастье не было возможно, т.к. Евгений не умел любить. Возможность счастья только теперь настоящая, готовая к воплощению в жизнь с новым Онегиным, но, увы, поздно.

Татьяне остается только страдать. Прежний Евгений  Онегин, равнодушный  и эгоистичный, не понял бы и мучений. Теперь же он понимает все: ни продолжать преследовать княгиню, ни отказаться от нее совсем Онегин не в состоянии. В такую вот « минуту, злую для него», А.С. Пушкин оставляет своего героя. Да, именно своего героя. Евгений Онегин- это не поэтический портрет Пушкина, что и подчеркивает сам автор.

                      Всегда я рад заметить разность

                            Между Онегиным и мной,

                            Чтобы насмешливый читатель

                           Или какой- нибудь издатель

                           Замысловатой клеветы,

                           Сличая здесь мои черты,

                           Не повторял потом безбожно,

                           Что намарал я свой портрет,

                          Как Байрон, гордости поэт,

                          Как будто нам уж невозможно

                         Писать поэмы о другом,

                         Как только о себе самом.

 

О цели и смысле жизни  думают главные герои  романа: Онегин, Ларина, Ленский, а вместе с ними и сам  автор. Бездумно по течению  жизни плывут лишь старые Ларины, Ольга  и другие второстепенные герои. Само появление онегинского типа было знамением времени и свидетельствовало о неблагополучии в русском обществе. Вместе с тем поэт понимал и трагическую вину своего героя: неумение стать выше условностей света, нежелание понять глубину чувства провинциальной девушки, поступиться своим покоем. Отсюда и сочувствие герою, и легкая ирония, в тоне которой часто видится повествование о нем. Во всяком случае, судьба героя трагична. Точно так же трагична и судьба Ленского. И он думал о высокой цели жизни, ведя долгие разговоры и споры об этом с Онегиным. Но он погиб слишком молодым, так и не избрав своего жизненного пути. Ленский со своей наивностью и чистотой как бы оказался чуждым окружающей действительности, она вытолкнула его из себя.

По-своему трагична и судьба Татьяны, предававшейся с юности романтическим мечтаниям. Она ближе других героев к народным основам жизни, к народной нравственности, но и она одинока, ее можно, как говорил Белинский, назвать  исключеньем из мира нравственно увечных явлений. Действительность оказалась враждебной ей, и вместо счастья ей придется  до конца дней своих выполнять долг, живя с уважаемым, но нелюбимым супругом.

Пушкин  показывает на примере  Татьяны, что человек, даже непохожий на других, может найти  свое место в мире и в то же время  сохранить свою душу и те черты, которые отличают его от других. Татьяна приняла законы общества, а оно приняло ее. Это и потрясло Онегина. Во всех поступках Татьяна оказалась верна своей натуре. В заключительной речи героиня показывает, что она сильнее и выше Онегина. В отличие от Тани Онегин не нашел того, в чем нуждался. При первой встрече оба героя были в поисках. Татьяна пишет письмо лишь потому, что она хочет быть похожей на героинь французских романов, а при второй встрече уже Евгений пишет ей, но совершенно по другой причине: он понимает, что Татьяна оказалась сильнее его. Отношения между героями меняются, как и они сами.

Оба героя: и Онегин, и  Татьяна глубоко  страдают. Пушкин подводит читателя к тому, что жизнь героев оказывается обусловленной  законами общества, в котором они живут.

С судьбой героев сопоставлена судьба самого автора: он испытывает полноту  жизни, живет ее радостями, страдает ее горестями  и бедами. Смысл  жизни он видит  в творчестве, в  деятельности, в самозабвенном  поэтичном труде. Какими бы тяжелыми сторонами ни оборачивалась действительность, он верит в лучшее, и потому последние грустные строки романа озаряются легкой улыбкой поэта. В судьбах, в исканиях героев романа Александр Сергеевич сумел отразить трагизм жизни в России начала XIX века.

Трагедия  Онегина в отсутствии высокой цели, но он ищет эту цель, стремиться наполнить жизнь объемным содержанием. Пушкин  видел незаурядные качества героя, но он видел и омут враждебных обстоятельств, губительно сказавшихся на его судьбе.

На  всем протяжении своего существования наша русская классическая литература отличалась глубоким интересом к женским характерам. Самые лучшие поэты и писатели пытались постигнуть и изобразить женщину не только как предмет обожания, поклонения, любви, но, прежде всего, как личность, не менее  значительную, нежели мужчина.

  И первым, кому это удалось сделать, стал Пушкин. В.Г.Белинский считал создание образа Тани Лариной, истинно русской женщины, настоящим подвигом. Поэт ничуть не скрывал своих симпатий к героине. Меня, как и самого писателя, поражает и, конечно же,  привлекает высота ее нравов, ее душевная простота в сочетании с глубиной внутреннего мира, естественность, отсутствие болезненных противоречий между решением и поступком. Сразу видно, что пред нами личность, значительный человек, а не «деревенская простушка».

Тем не менее ей не чужда  природа,- наоборот: автор подчеркивает то, что между героиней и природой тесная, почти неразрывная, связь. Татьяна, русская душою, тонко чувствует красоту родной природы. Конечно же, сказалось и воспитание, и сильное влияние няни- крепостной крестьянки.

Таня  именно из тех «однолюбок», для которых любовь может стать как  великим счастьем, так и великим  несчастьем. В Онегине  она сердцем, а  не умом, сразу же почувствовала родную душу. Несмотря ни на что, она смогла сберечь, пронести через многие года свое светлое, ясное чувство- любовь. Ее характер, ее внутренний мир не исказился, не деформировался, хотя длительное нахождение в низкой, очернительной среде не могло предполагать иного. Татьяна, как стойкий оловянный солдатик, смогла выстоять, пережить все тяготы и невзгоды, уготовленные ей судьбой, но самое главное: она смогла остаться настоящим человеком с большой буквы, который остался простым и естественным, не лишился своего достоинства. Тане ни к чему подражать кому-либо, она личность сама по себе, в этом сила ее обаяния, вот почему « и нос и плечи подымал, вошедший с нею генерал». Он гордился своей женой. Татьяна, как автор и Евгений, была так же холодна и равнодушна к светской жизни.  Ей видна невооруженным глазом вся фальшь, вся подлость и все подхалимство этого общества. Как Онегину не мила его «постылая свобода», так и Таню тяготит вся эта мишура «постылой жизни». Пожалуй, самым главным в характере и поведении главной героини является ее нравственное чувство долга, ответственность перед своей совестью, которые берут верх над неимоверно глубоким и сильным чувством любви. Немногие люди могут быть несчастными, если принесут несчастье кому-нибудь, Таня же не могла жить с грузом на сердце, с камнем на душе, зная, что где-то страдает и мучается муж, который еще и «в сраженьях изувечен». Она никогда не пойдет на сделку со своей совестью. Благородным девицам нашего времени стоит многому поучиться у Тани Лариной, т.к. в наш век, когда технология не стоит на месте, качество жизни ухудшается в связи с безнравственностью каждого пятого человека, в том числе и девушек. Само же общество и сейчас не блещет хорошими человеческими качествами и манерами, поэтому чтобы избежать деградации личности, нужно вернуться к своим корням, начать все с самого начала. Но не следует и переусердствовать, нужно, чтобы было всего в меру: и добра, и упрямства, и откровенности. Не стоит подражать героям прочитанных книг во всем, нужно определиться с наиболее значимой для тебя и нужной чертой характера и попытаться ее себе привить. Некоторые забывают, что судьба того или иного героя в какой-то степени трагична, и повторять ее не стоит. Так и судьба Татьяны трагична: жизнь принесла ей много разочарований, она не нашла в жизни того, к чему стремилась своей возвышенной душой. Но, несомненно, есть в этом и плюсы, например, Таня не изменила себе. Это очень цельный, сильный, волевой женский характер.

Информация о работе А.С. Пушкин "Евгений Онегин"