«Азбука» Л.Н. Толстого

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:48, контрольная работа

Описание работы

Лев Николаевич Толстой [28 августа (9 сентября) 1828 года в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии – 7 (20) ноября 1910, станция Астапова (ныне станция Лев Толстой) Рязано-Уральской ж. д.; похоронен в Ясной Поляне]- граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской АН.
Семья Толстого принадлежала к богатому и знатному графскому роду. Среди предков писателя по отцовской линии — сподвижни

Содержание

Часть I. Портрет и автобиография Л.Н. Толстого.
1. Портрет писателя………………………………………………………2
2. Жизнь и творчество Толстого…………………………………………3
3. Педагогическая деятельность…………………………………………7
Часть II. «Азбука» — уникальная энциклопедия в четырёх томах.
1. «Азбука»………………………………………………………………..9
2. «Новая азбука»………………………………………………………...10
Выводы............................................................................................................14
Приложение: Анализ произведения Л.Н. Толстого «Детство»………….15
Список использованной литературы………………………

Работа содержит 1 файл

конт.раб.по дет.лит..doc

— 271.00 Кб (Скачать)

Ее можно было использовать при различных способах обучения грамоте: слуховом, звуковом, буквослагательном и даже так называемом методе целых слов. Если в «Азбуке» букварь составлял лишь первую часть комплекса учебных книг, то «Новая азбука» становилась самостоятельным учебником. Остальные части «Азбуки» были переработаны в отдельные учебники: «Арифметика» и получившие мировую известность «Русские книги для чтения». «Новая азбука», получив широкое признание, была одобрена министерством народного просвещения и рекомендована «для всех учебных заведений, где обучение начинается с азбуки».

Лев Николаевич Толстой говорил одному из своих друзей: «Дети строгие судьи в литературе. Нужно, чтобы рассказы были для них написаны и ясно, и занимательно, и нравственно». И ещё одно непременное условие предъявлял Толстой к детским книжкам — простота.

«Азбука» — уникальная энциклопедия в четырёх томах, в которую, помимо собственно букваря, было включено множество рассказов, сказок, басен и научно-познавательных статей. Так что «Азбука» Л.Н. Толстого не только учила детей грамоте, она формировала их взгляды на окружающий мир.

«Рассказать, что такое для меня этот труд многих лет — "Азбу­ка", очень трудно», — признавался Толстой в одном из своих писем. С ней он связывал «гордые мечты», надеялся, что по ней будут учиться два поколения русских детей — от царских до му­жицких — и получат из нее первые поэтические впечатления. «...На­писав эту "Азбуку", мне можно будет спокойно умереть», — про­должал он в том же письме. Действительность превзошла «гордые мечты»: по его книгам учились не два, а несколько поколений.

“Новая азбука” - новый комплекс учебных материалов - была более универсальной, усовершенствованной в результате полемики с оппонентами. Композиция «Новой азбуки» была тщательно продумана Толстым. Вначале идут рассказы-миниатюры; всего несколько строк, простых по содержанию и синтаксису, — и перед ребенком воз­никает картинка, уже знакомая ему по жизни: распускающиеся весной цветы и листья, спящая на крыше кошка и т. п. Такие рас­сказы, как «У Вари был чиж», «Пришла весна», «У бабки была внучка», автор предназначал малышам, только-только всту­пающим в мир природы, вещей, человеческих взаимоотношений.

В последующих произведениях «Новой азбуки» — сказках, бы­лях, баснях — смысл углубляется, расширяется содержание, за­хватывая новые слои жизни, незнакомые ранее понятия. Лексика и стиль меняются: сохраняя прежнюю простоту, они отвечают уже не только учебным задачам, но и эстетическим, побуждают ребенка к более сложной психической работе. Самые известные произведения для дошкольников из этой книги — «Три медведя», «Корова», «Филипок».

Толстой говорил, что особенно удачным он считает детское произведение, когда «вывод — нравственный или практический, — который вытекает из рассказа, не сказан, а предоставлено самим детям делать его». Толстой был уверен: «Дети любят мораль, но только умную, а не глупую». Мораль его произведений особого рода: писатель хочет поднять сознание ребенка до такой нрав­ственной высоты, чтобы он сам мог решать, как вести себя в конкретных обстоятельствах.

Басни Толстого в «Новой азбуке» предлагают маленькому читателю мораль в более открытом виде. В басне «Лев и лягушка» лев испугался кваканья, приняв его за рычание большого зверя; но поняв, что это всего лишь лягушка, лев убил ее, а себе сказал: «Вперед, не рассмотревши, не буду пугаться».

Во многих баснях моральный вывод опирается на живой опыт крестьянского быта, что особенно привлекало Толстого и как педагога, и как писателя. У одного человека была корова, она давала каждый день по горшку молока. Человек ждал к себе гостей и решил десять дней не доить корову, чтобы накопить побольше молока. Но «в корове перегорело все молоко, и она дала меньше молока, чем прежде».

Толстой стремится к тому, чтобы многовековой опыт народа закрепился в сознании читателя-ребенка, подсказывая ему пра­вильное решение в разных случаях жизни. Поэтому ни одна сторо­на народной жизни не остается без внимания писателя. Это извеч­ные проблемы крестьянской семьи, например: отношение к не­ работнику — в басне «Старый дед и внучек»; польза взаимопомо­щи и согласия — в басне «Отец и сыновья»; приобщение детей к делу — в басне «Садовник и сыновья» и т.д. Басни Толстого заслуживают определений типа: «энциклопе­дия народной нравственности», «энциклопедия народной мудро­сти».

В сказках Толстой старается внушить детям те понятия, кото­рые будут важны и во взрослой жизни: добро не только лучше, но и «выгоднее» зла; к другому нужно относиться так же хорошо, как ты хочешь, чтобы относились к тебе; если поможешь кому-то в беде, то это воздастся сторицей... Бедный традиционно превос­ходит в хитрости богатого («Как мужик гусей делил»), однако истинная мудрость побеждает и хитрого («Царские братья»), а рассудительность и справедливость одерживают верх в споре с гневом («Строгое наказание»).

В науч­но-познавательных рассказах «Азбуки»  у Толстого сохраняется точная, конкретная образность. Этим произведениям он придавал очень большое значение — ведь его постоянной заботой было просвещение крестьянских детей. При этом методика его была строго научной: знания он преподносил читателям с постепенным нарастанием их сложности. От мини-рассказов (типа: «Сел рой на куст. Дядя его снял, снес в улей. И стал у него год целый мед белый») ребенок движется к более глубокому взгляду на явления окружающего мира («Старый то­поль», «Как ходят деревья»), а иногда и к освоению предметов, вовсе ему до того не знакомых («Как делают воздушные шары», «Рассказ аэронавта»). В результате книга дает определенную систе­му знаний.

Знания о явлениях природы писатель старается закрепить с помощью художественных образов. Характерен в этом смысле рас­сказ «Солнце-тепло», где дан поэтический образ могучего и благотворного светила, дающего жизнь всему на Земле.

Толстой внес свой вклад и в развитие зоологической беллетри­стики. Животные в его многочисленных рассказах не очеловечива­ются — остаются в пределах своих биологических и психических возможностей. Но их характер и повадки, проявляясь в драмати­ческом действии, вызывают у читателя сопереживание. Широко известен рассказ Толстого «Лев и собачка». Чрезвы­чайно сильное эмоциональное напряжение создано в нем драма­тизмом и необычностью ситуации: маленькую собачку бросили на съедение льву.

Такой рассказ, прочитанный в детстве, оставит в душе человека след на всю жизнь.

Вывод.

Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель, педагог, мыслитель, всю жизнь посвятивший детям, образованию, педагогике.

“Азбука” графа Л. Толстого стала событием в педагогике. Это мудрость веков, некий архетип, который живет в каждом из нас, но живет неосознанно, таится где-то в глубине души и часто под ударами обстоятельств так и остается нераскрытым.

"Азбука" менее всего поддается однозначному осмыслению. Она благодатный материал для формирования свободной личности. Но в "Азбуке" есть та нравственная высота, которая удерживает личность от зла, пошлости, мещанства. Эта высота всенародна и всечеловечна. Она проверена временем, всем строем жизни людей.             

"Азбука" — это живое слово, всегда точное, мудрое. Это настоящий русский язык, без излишеств и формализма.

У каждой книги мудрости — свой, особый ключ познания, своя степень вживания. Есть он и у толстовской "Азбуки".

Рассказы, входящие в «Азбуку», богаты и разнообразны по содержанию; они являются ценным вкладом в литературу для детей. Многие из этих рассказов помещены в современных книгах для чтения в начальной школе и выпускаются в наше время отдельными изданиями.

«Азбука» Льва Толстого востребована и сегодня.

 

 

Приложение.

Анализ произведения Л.Н. Толстого «Детство».

Весной 1851г., находясь в Москве, Толстой начал работу над повестью “Детство”. Напечатанная в «Современнике» 1852 г, подписанная скромными инициалами Л.Н.Т., повесть имело чрезвычайный успех. Автора сразу стали причислять к корифеям молодой литературной школы наряду с пользовавшимися уже тогда громкой литературною известностью: Тургеневым, Гончаровым, Григоровичем, Островским.

Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести "Детство".

С автобиографической повести «Детство» Толстой начинает исследование внутреннего мира, моральных основ личности. Понять, что есть человек, можно, обратившись к той поре жизни, когда чувства и мысли еще не скованы всякого рода условностями, считал Толстой. Ребенок тянется к самоанализу, размышляет над тем, что же такое он сам и окружающие его люди. Вот в это время наиболее плодотворно внимание к нему. Сложную душевную жизнь героя трилогии Николеньки Иртеньева, за которой так пристально наблюдает писатель, Чернышевский назвал «диалектикой души».

В «Детстве» получили художественное воплощение взгляды Толстого на воспитание детей. Нельзя быть равнодушным человеком, иначе не сможешь войти в мир ребенка, правильно понять проявления его характера. Толстой категорически отвергает как средство воспитания насилие, подавление воли, унижение человеческого достоинства. Самым лучшим видом воспитания он называет домашнее, материнское. Обучение должно быть поэтапным, на ранних стадиях - щадящим, основанным на интересе детей как к реальному миру, так и к фантазиям, вымыслу. Писатель уверен, что «учиться, и успешно, может ребенок когда у него есть аппетит к изучаемому. Без этого же вред, ужасный вред делающий людей умственными калеками».

Из полемики Толстого с Некрасовым, произвольно изменившим заглавие «Детство» при публикации повести в «Современнике» на «Историю моего детства», очевидно, что идейно-художественный замысел повести определялся задачей выявления всеобщего в частном. Детство, как обязательный этап человеческого становления, исследовалось Толстым с целью обнажения позитивных и максимально действенных возможностей, таящихся в этом периоде жизни каждого человека. Мир чувств, эмоций, стихия переживаний, пробуждение самосознания и анализа в ребенке не скованы. Узы общественной условности и социальной предрешенности еще не обрели своих прав, хотя их давление героем повести уже ощущается. Этот трагический мотив (судьбы Натальи Савишны, Карла Иваныча, Иленьки Грапа) сливается с другим, личным (и одновременно общечеловеческим) — смертью матери. Глава «Горе» (у гроба maman), предпоследняя глава повести, замыкает эпоху детства, к которой повествователь (и в равной мере автор) обращаются как к безусловно плодотворному источнику добра.

Толстой подчёркивает характерную для ребёнка невозможность долгой сосредоточенности на одном чувстве и желании, быстрое перемещение его внимания с одного предмета на другой. Благодаря отсутствию страстей ребёнок живёт, как живёт природа, не жалея об уходящем, радуясь новому, в постоянном развитии и обновлении.

На этом светлом, преобладающем фоне пока только лёгкими штрихами намечаются предпосылки для образования той ложной стороны души, развития эгоистического чувства, которое будет иметь такое большое значение впоследствии. Писатель следит за проявлениями в Николеньке самолюбивого чувства личности, обусловливающими некоторые его чувства и поступки, как-то противоречащие естественному, светлому существу ребёнка.

С этой стороны, например, имеет значение злое чувство Николеньки к Карлу Ивановичу, когда тот его нечаянно будит, ударив хлопушкой по мухе. “Положим, — думает проснувшийся Николенька, — я маленький. Но зачем он тревожит меня? Отчего он не бьёт мух около Володиной постели? Вон их сколько. Нет. Володя старше меня; а я меньше всех, оттого он меня и мучит”. Но это чувство обиды моментально проходит. Ведь Николенька знает, что Карл Иванович любит его. Мальчик начинает испытывать досаду на самого себя. Уже с первых страниц повести мы наблюдаем в Николеньке стремление разобраться в мыслях и поступках людей, проанализировать свои мысли и действия. Для Толстого это очень важно, поэтому на протяжении всей повести писатель фиксирует способность к рефлексии у мальчика. Развитием эгоистического чувства объясняется досада Николеньки на несносные башмаки с бантиками. Он завидует брату и хочет поскорее надеть такие сапоги, как у Володи, которые свидетельствовали бы, что он уже “большой”, и внушали бы уважение к его личности.

Л.Н. Толстой впервые в русской литературе сказал о том, как трудно быть ребёнком. И как важно вовремя прийти ему на помощь, защитить и тем самым сберечь благородные устремления его ума и сердца. Детская душа беззащитна, ранима и в то же время открыта для любви, добра и счастья. Детский мир очень хрупок, и его легко разрушить. Каждый поступок для ребёнка — большая и сложная проблема. А родители очень часто не осознают этого, поглощённые ежедневными заботами.

Душа главного героя - Николеньки открыта всем впечатлениям детства, и в то же время мальчик умеет анализировать свои поступки и страдать из-за совершенных проступков.

Это произведение возвращает читателя в счастливый, но, к сожалению, непродолжительный мир детства. Становясь взрослыми, люди задают себе те же вопросы, что и автор:

- …вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве?..

- …Где те горячие молитвы? Где лучший дар - те чистые слезы умиления?

- …Неужели остались одни воспоминания?..

Значение повести “Детство” в истории творчества Толстого в том, что в ней впервые появился типичный толстовский герой — искатель истины, правдолюбец, наделенный даром наблюдательности, обладающий не только “умом ума”, но и “умом сердца”, высоконравственный и совестливый, нередко ошибающийся, но стремящийся быть лучше, выше, чище, справедливее. Все эти черты героя трилогии Николеньки Иртеньева постепенно формируются, растут, и укрепляются в его натуре, определяя развитие его характера.

Информация о работе «Азбука» Л.Н. Толстого