Биография Некрасова Н.А.

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 02:36, реферат

Описание работы

Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине 28 ноября (10 декабря) 1821 года в Немирове, где служил тогда его отец. Вскоре майор Алексей Сергеевич Некрасов вышел в отставку и осенью 1824 года вернулся с семьей в родные места. В Грешневе он начал обычную жизнь мелкопоместного дворянина, в распоряжении которого было всего лишь 50 душ крепостных. Человек крутого нрава и деспотического характера, он не щадил своих подчиненных. Доставалось подвластным ему мужикам, хватили с ним горя и домочадцы, особенно мать поэта, Елена Андреевна, женщина доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Горячо любившая детей, ради их счастья и спокойствия, ради их будущего она терпеливо сносила и в меру своих слабых сил смягчала царивший в доме произвол.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 25.80 Кб (Скачать)

В июне 1866 года, после выстрела В. В. Каракозова в  Александра II, власти вновь запрещают  издание "Современника". Рискуя своей  репутацией, во имя спасения журнала  Некрасов решается на "неверный звук": он произносит в Английском клубе  стихи, посвященные О. И. Комиссарову, официально объявленному спасителем царя от покушения Каракозова. Но все  эти отчаянные

попытки спасти журнал остались безрезультатными и  явились предметом мучительных  угрызений совести и раскаяния.

Только спустя полтора года Некрасову удается  арендовать у А. А. Краевского журнал "Отечественные записки". С 1868 года и до самой смерти Некрасов остается бессменным редактором этого  журнала, объединяющего прогрессивные  литературные силы 70-х годов. В редакцию "Отечественных записок" Некрасов приглашает М. Е. Салтыкова-Щедрина  и Г. 3. Елисеева. В отделе беллетристики  печатаются А. Н. Островский, М. Е. Салтыков-Щедрин, С. В. Максимов, Г. И. Успенский, А. И. Левитов  и другие писатели демократического лагеря. Отделом критики руководит  Д. И. Писарев, а после его смерти - А. М. Скабичевский и Н. К. Михайловский. Отдел публицистики ведут Г. 3. Елисеев  и С. Н. Кривенко. Журнал "Отечественные  записки" разделяет в 70-е годы славу запрещенного "Современника" и стоит в самом центре общественной и литературной борьбы. Деятельность Некрасова-редактора принадлежит  к числу самых ярких страниц  в истории русской журналистики.

В самом начале общественного подъема 60-х годов, в 1856 году, выходит в свет поэтический  сборник Некрасова, принесший поэту  славу и невиданный литературный успех. "Восторг всеобщий. Едва ли первые поэмы Пушкина, едва ли "Ревизор" или "Мертвые души" имели такой  успех, как Ваша книга",- сообщал  поэту Н. Г. Чернышевский. "А Некрасова  стихотворения, собранные в один фокус,- жгутся",- сказал Тургенев примечательные слова. Готовя книгу к изданию, Некрасов действительно проделал большую  работу, собирая стихотворения "в  один фокус", в единое целое, напоминающее мозаическое художественное полотно. Таков, например, цикл "На улице". Одна уличная драма сталкивается с другой, другая сменяется третьей, вплоть до итоговой формулы поэта: "Мерещится  мне всюду драма". Совокупность сценок придает стихам некоторый  дополнительный смысл: речь идет уже  не о частных, отрывочных эпизодах городской  жизни, а о "преступном состоянии  мира", в котором существование  возможно лишь на унизительных условиях. В этих уличных сценках уже  предчувствуется Достоевский, уже  предвосхищаются образы будущего романа "Преступление и наказание". Достоевский  и сам признавал впоследствии огромное влияние поэзии Некрасова  на его творчество. Узнав о смерти поэта, он просидел за томиками его  стихов целую ночь. "...В эту  ночь я перечел чуть не две трети  всего, что написал Некрасов, и  буквально в первый раз дал  себе отчет: как много Некрасов, как  поэт, во все эти тридцать лет  занимал места в моей жизни!"

В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел. Ни знаменитый венский хирург Бильрот, ни мучительная  операция не могли приостановить  смертельной болезни - рак спинного мозга. Вести о ней вызвали поток писем, телеграмм, приветствий и адресов со всей России. Общенародная поддержка укрепляла слабеющие с каждым днем физические и духовные силы поэта. И в мучительной болезни своей, превозмогая боль, он продолжает работать и создает книгу стихов под названием "Последние песни".

Приходит время  подведения итогов. Некрасов понимает, что своим творчеством он прокладывал  новые пути в поэтическом искусстве, необыкновенно расширив сферу поэтического, включив в нее такие явления  жизни, которые предшественники  и современники считали уделом "прозы". Он обогатил отзывчивый на чужое несчастье, на чужую радость и чужую боль авторский голос поэтической  стихией многоголосия, присвоив себе народную точку зрения на жизнь, создавая произведения, которые народ признавал  за свои, которые превращались в  знаменитые народные песни, в популярные романсы. Он создал новую лирику любви, новый тип поэтической сатиры. Только он решался на недопустимую в прошлом стилистическую дерзость, на смелое сочетание элегических, лирических и сатирических мотивов в пределах одного стихотворения, как в "Размышлениях у парадного подъезда" или "Железной дороге". Некрасов понимал, как он расширил возможности поэтического языка, включая в лирику сюжетно-повествовательное  начало. Именно он, как никто другой из его современников, творчески  освоил русский фольклор: склонность к песенным ритмам и интонациям, использование параллелизмов, повторов, "тягучих" трехсложных размеров (дактиля и анапеста) с глагольными  рифмами. В поэме "Кому на Руси жить хорошо" он поэтически осмыслил пословицы, поговорки, народную мифологию, но главное - он творчески перерабатывал фольклорные  тексты, раскрывая потенциально заложенный в них революционный, освободительный  смысл. Необычайно раздвинул Некрасов и стилистический диапазон русской  поэзии, используя разговорную речь, народную фразеологию, диалектизмы, смело  включая в произведение разные речевые  стили - от бытового до публицистического, от народного просторечия до фольклорно-поэтической  лексики, от ораторско-патетического  до пародийно-сатирического.

Но главный  вопрос, который мучил Некрасова  на протяжении всей жизни и особенно остро в последние дни, заключался не в формальных проблемах "мастерства". Как русский писатель, он был верен  русскому пониманию искусства слова, подмеченному французским писателем  Проспером Мериме в разговоре  с Тургеневым: "Ваша поэзия ищет прежде всего правды, а красота потом  является сама собою; наши поэты, напротив, идут совершенно противоположной дорогой: они хлопочут прежде всего об эффекте, остроумии, блеске..." Русская дорога ставила перед Некрасовым один, главный  вопрос: насколько его поэзия способна изменить окружающую жизнь и получить приветный отклик в народе. Мотивы сомнения, разочарования, порою отчаяния и хандры сменяются в "Последних  песнях" жизнеутверждающими стихами. Самоотверженной помощницей умирающего Некрасова является Зина (Ф. Н. Викторова), жена поэта, к которой обращены лучшие его помыслы. По-прежнему сохраняется  у Некрасова тема материнства. В  стихотворении "Баюшки-баю" устами матери Родина обращается к поэту  с последней песней утешения:

Не бойся горького забвенья:

Уж я держу  в руке моей

Венец любви, венец  прощенья,

Дар кроткой  родины твоей...

Некрасов умер 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года по новому стилю) в Петербурге. На его похоронах  возникла стихийная демонстрация. Несколько  тысяч человек провожали его  гроб до Новодевичьего кладбища. А  на гражданской панихиде вспыхнул исторический спор: Достоевский в своей речи осторожно сравнил Некрасова  с Пушкиным. Из толпы революционно настроенной молодежи раздались  громкие голоса: "Выше! Выше!" Среди  оппонентов Достоевского наиболее энергичным был Г. В. Плеханов, революционер-народник и будущий первый теоретик марксизма  в России.

Список  литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы  с сайта http://www.bobych.spb.ru/

Информация о работе Биография Некрасова Н.А.