Биография Владимира Ивановича Вернадского

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 22:13, биография

Описание работы

Владимир Иванович Вернадский (1863 – 1945). Родился 12 марта 1863 г. В Петербурге в семье профессора И. В. Вернадского и А. П. Вернадской. Обладал исключительно широким диапазоном интересов, глубокой интуицией и поистине пророческим даром новых путей развития научной мысли.

Работа содержит 1 файл

реферат__2.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

Введение

“Чем больше проходит времени, чем дальше продвигается вперед наука, тем ярче раскрывается значение, важность и глубина его идей. Это, вероятно, безошибочный критерий, по которому мы отличаем великого ученого”  
С. Р. Микулинский.

 
Можно долго перечислять научные открытия, идеи Владимира Ивановича Вернадского в области знаний наук земле, природе. Указывать на новые направления, которые он заложил, рассуждать о значении его научной и общественной деятельности. Многое можно сказать о его планетарном учении, о ноосфере. Однако задача данной работы — попытаться взглянуть на “Ломоносова ХХ века” как на историка науки, ученого достигшем на этом поприще немало побед.  
Творчество Вернадского обширно и на сегодняшний день раскрыто далеко не полностью. Оно ждет своего исследователя, а вернее исследователей, потому что в наше время узкой специализации вряд ли кто отважится охватить во всей широте наследие ученого. Хотя с другой стороны, только взятое в целом оно может раскрыть особенности этого человека как ученого,

логику его творчества, его  идеи.

Значительное количество работ  В. И. Вернадского посвящено вопросам философии, изучению истории и развития науки, как особой сферы деятельности человека. В 1902 он писал: “Я смотрю на развитие философии в развитии знания совсем иначе, чем большинство натуралистов, и придаю ей огромное плодотворное значение. Мне кажется, что это стороны одного и того же процесса — стороны совершенно неизбежные и неотделимые. Они отделяются только в нашем уме. Если бы одна из них заглохла, то прекратился бы живой рост другой... Философия заключает зародыши, иногда даже предвосхищает целые области развития науки... В истории науки можно ясно и точно проследить такое значение философии, как корней и жизненной атмосферы научного изыскания”.

(1, стр. 9) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биография

 

Владимир Иванович Вернадский (1863 – 1945). Родился 12 марта 1863 г. В Петербурге в семье профессора И. В. Вернадского и А. П. Вернадской. Обладал исключительно широким диапазоном интересов, глубокой интуицией и поистине пророческим даром новых путей развития научной мысли. Вернадский заложил основы комплекса, новых в настоящее время, бурно прогрессирующих научных направлений и концепций. Прежде всего, это генетическая минералогия, геохимия, биогеохимия, радиоэкология, учение о живом веществе, биосфере и ноосфере, подразделение географических и биологических наук, метеоритика, история науки и научного мировоззрения, науковедение, история философии.

Как естествоиспытатель, он был типичным исследователем истории природы. Однако ее рассмотрение шло у него в тесной связи с историей человеческого общества. Именно это и составляло, в конечном счете, основу научного творчества и мировоззрения В. И. Вернадского. (9, стр. 10).

История науки как особая отрасль знания

История науки играла большую роль в жизни ученого. Несомненно, это  один из крупнейших историков науки  ХХ века. Вернадский утверждал, что  он “... в сущности, историк науки...”  и “... если бы не сомнения и сознание своих недостатков исторических и филологических знаний, я с головой бы окунулся в историю науки”. Не смотря на подобные сомнения, Вернадский все глубже и глубже погружался в изучение данного предмета. Одним из первых шагов в этом направлении было создание им курсов по минералогии и кристаллографии (1891 – 1911 гг.), где рассматривалось развитие этих наук в историческом аспекте. Позже, он развил мысль о более широком значении истории науки. "У меня выясняется все больше и больше план истории развития человеческого знания. Написать его надо много лет — можно, казалось бы, потратить на него всю свою жизнь" (1, стр. 8).

Для Вернадского, как для настоящего исследователя, было чрезвычайно важным рассмотреть  предмет изучения с разных сторон. “Меня интересует не одна практическая сторона, хотя важно связное изложение самого хода развития науки, согласно новейшим данным. Меня завлекает мысль о возможности обобщений в этой области и возможности … историческим путем глубже проникнуть в понимание основ нашего мировоззрения, чем это достигается путем ли философского анализа или другими отвлеченными способами”.

Оригинальность  и новизна идей Вернадского тем  более ценны, если вспомнить, что  в его время теоретически проблемы истории развития науки ни кем  серьезно не ставились. Позже были опубликованы работы П. Таннери посвященные всеобщей истории развития естествознания, Дж. Сартона, А. Койре. Впрочем, и до Вернадского, позитивисты, в частности Конт, касались проблем исторического подхода к развитию науки, но их рассуждения носили общий характер.  
Постоянно, работой посвященной истории науки Вернадский занимался с начала 1890-х г. и до конца своей жизни. Среди его основных работ по этой теме можно выделить крупные монографии: “Очерки по истории современного научного мировоззрения”, “Очерки по истории естествознания в России в XVIII столетия”, “Академия наук в первое столетие своей истории”. Публикации: “Прогресс науки и народные массы” (1903), “Очерки по истории кристаллографии” (в кн. “Основы кристаллографии” 1903), “Кант и естествознание” (1904), “Из истории идей” (1912), “Мысли о современном значении истории знаний” (1927), “Работы по истории знаний” (1927). Одна из самых знаменитых работ “Научная мысль как планетное явление” (1938) была основана на результатах изучения роли науки в обществе и содержала большой фактический материал.

Уже в 90 г. XIX века Вернадский понял, что  работа в области изучения истории  науки заключается в анализе  путей развития науки, закономерностей  движения научных знаний в их связи  с историей развития общества. Он увидел в ней самостоятельную область научного знания со своими задачами, методами, проблемами. К концу XIX века ученый пришел к мысли, что история науки является важнейшим связующим звеном между естествознанием и философией и имеет первостепенное значение для формирования научного мировоззрения. Раскрыть историю становления, развития и трансформации научного мировоззрения, движущие силы и механизмы коренных сдвигов в представлении человека о мире и его месте в нем, проследить в деталях конкретные формы и обстоятельства, в каких происходили эти сдвиги, переломы, перестройки в научной картине мира — так понималась ученым цель и назначение истории науки и техники. Раскрывая прошлое, она (история) помогает ученому понять настоящее, увидеть перспективу, охватить взглядом все поле науки, осознать ее как живое развивающееся целое, оценить ее роль в обществе и ее отношения с другими сферами человеческой деятельности.

История науки  рассматривалась Вернадским, как  неотъемлемая часть социальной теории. Основы и движущие силы научного познания заключены в практической деятельности человечества; научное мировоззрение складывается и трансформируется вместе с изменениями в жизни общества; развитие науки тесным образом связано с развитием философии и другими формами духовной культуры.

Вернадский указывал на роль одаренных личностей в истории науки и говорит о том, что прогресс науки осуществляется через их деятельность, они могут служить как бы его ступенями, вехами. “…Очень возможно, что для выявления самих периодов научного творчества необходимо совпадение обоих явлений и нарождение богато одаренных людей их сосредоточение в близких поколениях и благоприятных их проявлению социально-политических и бытовых условий. Однако основным является нарождение талантливых людей и поколений” (4, стр. 545).  
Он указывал и на временное сосредоточение талантливых личностей в немногих поколениях и их отсутствие в долгие промежуточные времена. “Мы видим это, например, в Древней Греции в истории искусства, литературы, философии, где на пространстве многих десятков лет были сосредоточены величайшие гении эллинской жизни; видим пустые промежутки, например, в VIII в. во французской изящной литературе после расцветов XVI – XVII и XIX столетий…” (4, стр. 546). Подобные закономерности есть общее характерное явление хода духовных проявлений человечества. В многочисленные задачи истории науки ученый также включал изучение истории ведущих проблем и отраслей науки, историю науки отдельных стран, историю методов научного исследования, научных школ. Стоит отметить, что вопрос о влиянии социальных условий на развитие науки и техники один из самых сложных в истории развитии науки. Конечно, условия сами по себе не порождают таланты, но их роль не только в том, что они либо заглушают творческие возможности генетически заложенные, либо позволяют им проявиться. Ведь они могут стимулировать их развитие, способствовать росту полноте и силе проявления. Однако многим это представляется проблематичным и спорным, потому что часто не учитывается, что влияние социальных условий в полной мере проявляется не сразу и не автоматически. Необходима тонкая и сложная подготовка — воспитание, образование, организация научной деятельности человека. Еще сложнее вопрос о том, как и какими путями, осуществляется влияние социальных условий на содержание и направления развития науки.

Вернадский, прежде всего натуралист и его рассуждения, выводы во многом рассчитаны на “натуралиста-эмпирика”. Для него является аксиомой, что  все проявления исторического хода развития знаний, не случайны, а столь  же подчинены весу и мере как движение небесных светил или ход химических реакций.

Ценность истории  науки и ее значимость неоднократно подчеркивалась автором. “История науки  является одной из форм выяснения  научной истины. В особенности  ее значение и роль возрастают в  период крутой ломки научных представлений, или научных революций” (3, стр. 250). “При крутом переломе понятий и понимании происходящего, при массовом создании первых представлений и исканий неизбежно возникает желание связать их с прошлым. Часто историческое понимание является единственной возможностью их быстрого проникновения в научную мысль и единственной формой критической оценки позволяющей отделить ценное и постоянное в огромном материале этого рода, воссоздаваемой человеческой мыслью. Ведь значительная часть этого материала имеет переходящее значение и быстро исчезает, и чем быстрее это можно понять, тем быстрее будет движение нашей мысли, рост нового научного миропонимания (4, стр. 241). Действительно, глубокий исторический анализ может помочь выяснению того, насколько современные представления согласуются с накопленным историческим опытом, знаниями уже проверенными и подтвержденными, что тем самым способствует ускорению “восприятия нового”.

Это особенно важно, если учесть, что Вернадский жил  и находился на “гребне взрывной волны научного творчества”. “Мы видим, что мы вступили в новый период научного творчества. Он (период) отличается тем, что одновременно почти по всей линии науки меняются все основные черты картины космоса, научно построяемого”. Особенность момента не в том, что происходят изменения, они происходят постоянно на протяжении десятилетий, а в том, что они все проявляются разом, одновременно. Вернадский приводит примеры крупных изменений влияющих на мышление людей. Меняются представления о материи, энергии, времени, пространстве, создаются новые понятия, совершенно отсутствовавшие во всех предшествующих миросозерцаниях: символ кванта, новое понятие о симметрии, времени.

Вернадский считает, что в области истории наук на рубеже XIX – XX вв. наблюдаются два больших новых явления.

Во-первых, впервые  входит в сознание человека чрезвычайная древность человеческой культуры, в частности древность проявления на нашей планете научной мысли. “Раньше концепции и представления о прошлом человечества сосредотачивались в истории европейской, тесно связанной со средиземноморским центром культуры. Эта европейская история казалась всемирной. Уже в течение всего XIX столетия шла неуклонная работа к перестройке этих не отвечающих реальному явлению представлений. Сейчас это ограниченное изучение прошлого кончилось. Исторический процесс создается как единый для всего Homo sapiens…” (4, стр. 553).

Во-вторых, впервые  сливаются в единое целое все до сих пор шедшие в малой зависимости друг от друга, а иногда и вполне независимо, течения духовного творчества человека.  
Таким образом, перелом научного понимания Космоса, указанный раньше, совпадает с одновременно идущим изменением наук о человеке. С одной стороны эти науки смыкаются с науками о природе. С другой — их объект совершенно меняется.

“Одно из самых  могущественных орудий роста исторических знаний, создание XVI – XIX вв. — историческая критика и достоверность ее заключений, — требует поправок, опирающихся  на эмпирический материал, предвидеть который разум не может. Природный процесс, может, как оказывается, в корне менять достижения исторической критики” (4, стр. 522).  
Кроме научного значения “как одной из форм выяснения истины”, как “орудие достижения нового” история науки и техники имеет так же и идеологическое значение. Она помогает выявить достижение и значение научной мысли и творческой научной работы всего народа. Широкий охват знаний всего народа имеет первостепенное значение для его самосознания. А осознание народом своего бытия, своего значения и положения есть, может быть, самая большая сила, которая движет жизнь. (3, стр. 251).

Генезис науки. Значение общественных условий  и роли народа в развитии науки  и техники

“Несомненно, корни научного знания теряются в бесконечной дали веков  былого” (6, стр. 215). По мнению Вернадского, зачатки научного знания возникли еще задолго до появления науки, как самостоятельной формы человеческого сознания и деятельности. “Наука, — писал он, — есть создание жизни... Наука есть проявление действия в человеческом обществе совокупной человеческой жизни” (5, стр. 38). “Действие — это характерная черта научной мысли. Научная мысль, творчество, знание идут в гуще жизни, с которой они непрерывно связаны. И самим существованием они пробуждают в среде жизни активные проявления, которые сами по себе являются не только распространителями научного знания, но и создают его бесчисленные формы выявления, вызывают бесчисленный крупный и мелкий источник роста научного знания” (5, стр. 39).

Первоначальные знания человека о  мире, вплетенные в его материальную деятельность, составляли лишь эмпирическое знание, не подымавшееся до теоретических выводов и обобщений. Но именно оно сыграло решающую роль в возникновении науки. Благодаря им закладывался ее фундамент — совокупность точно установленных фактов. “Корни научной мысли — связаны с гущей жизни, они много глубже и вдаль веков, чем думают, и только отчасти связаны с проникнутыми религиозными и философскими интуициями, построениями и обобщениями... Ясного понятия о сумме эмпирических знаний... в эти далекие от нас времена, мы сейчас, к сожалению, иметь не можем... Но история знаний с большой точностью выделяет такой объем таких эмпирических знаний, и во многом такое их совершенство в какое не верила наука ХХ столетия” (1, стр. 17).

Информация о работе Биография Владимира Ивановича Вернадского