Что сближает и разъединяет центральных героинь пьес А.Н. Островского "Бедная невеста" и "Гроза"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 18:55, реферат

Описание работы

Творчество А.Н. Островского произвело революцию в русском театре. Уже первые его пьесы показали на сцене мир, прекрасно знакомый самому драматургу, но совершенно неизвестный читателям и зрителям середины 19 века.
Конец пятидесятых годов прошлого века - переломный момент в судьбе России. Еще живо крепостное право, но это уже агония. Уже зародились разночинцы; уже проник на Русь гуманизм. Но уже набрали силу “новые люди старого времени” - купцы старой закалки. Уже власть в руках этих купцов, но ветер грядущих перемен грозит вырвать эту власть из грязных рук. И дует этот ветер не со сторон эксплуатируемых. Этот ветер рожден в самом логове купечества. Этот ветер - идеалы их детей.

Содержание

Введение.
Жизнь и творчество Островского А.Н.
Образ Марьи Андреевны в пьесе «Бедная невеста».
Образ Катерины в пьесе «Гроза».
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

       «Бедная невеста» начинала совершенно  новую линию в русской драматургии.  Именно в этой, во многом еще  не вполне зрелой пьесе (просчеты  автора были отмечены в критических статьях Тургенева и других авторов) были заявлены проблемы современной любви в ее сложных взаимодействиях с материальными интересами, поработившими людей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Образ Катерины в пьесе  «Гроза». 

     Катерина - одинокая молодая женщина, которой не хватает человеческого участия, сочувствия, любви. Потребность в этом и влечет ее к Борису. Она видит, что внешне он не похож на других жителей города Калинова, и, не имея возможности узнать его внутреннюю суть, считает его человеком другого мира. В ее воображении Борис представляется прекрасным принцем, который увезет ее из “темного царства” в сказочный мир, существующий в ее снах.

     По  складу характера и интересам  Катерина резко выделяется из окружающей ее среды. Судьба Катерины, к сожалению, является ярким и типичным примером судеб тысяч русских женщин той поры. Катерина - молодая женщина, жена купеческого сына Тихона Кабанова. Она недавно оставила свой родной дом и переселилась в дом к мужу, где она живет вместе со своей свекровью Кабановой, являющейся полновластной хозяйкой. В семье Катерина не имеет никаких прав, она не вольна даже распоряжаться собой. С теплотой и любовью она вспоминает родительский дом, свою девичью жизнь. Там она жила вольготно, окруженная лаской и заботой матери. В свободное время ходила на ключ за водой, ухаживала за цветами, вышивала по бархату, ходила в церковь, слушала рассказы и пение странниц. Религиозное воспитание, которое она получила в семье, развило в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и возмездие человеку за грехи.

     В совершенно иные условия попала Катерина в доме мужа. С внешней стороны  будто бы все обстояло так же, но приволье родительского дома сменилось  на душное рабство. На каждом шагу она  чувствовала зависимость от свекрови, терпела унижения и оскорбления. Со стороны Тихона она не встречает никакой поддержки, а тем более понимания, так как он сам находится под властью Кабанихи. По своей доброте Катерина готова относиться к Кабанихе, как к родной матери. Она говорит Кабанихе: "Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты". Но искренние чувства Катерины не встречают поддержки ни у Кабанихи, ни у Тихона.

     Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины: "Какая я была резвая, а у вас завяла совсем... Такая ли я была? " Искренность и правдивость Катерины сталкиваются в доме Кабанихи с ложью, лицемерием, ханжеством, грубостью. Когда в Катерине рождается любовь к Борису, это ей кажется преступлением, и она борется с нахлынувшим на нее чувством. Правдивость и искренность Катерины заставляют ее страдать так, что ей приходится, наконец, покаяться перед мужем. Искренность Катерины, ее правдивость несовместимы с бытом "темного царства". Все это и явилось причиной трагедии Катерины.

     Напряженность переживаний Катерины особенно ясно видна после возвращения Тихона: "Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет: бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной, давеча утром плакать принялась, так и рыдает". Публичное покаяние Катерины показывает всю глубину ее страданий, нравственного величия, решимости. Но после покаяния ее положение стало невыносимым. Муж не понимает ее, Борис безволен и не идет ей на помощь. Положение стало безвыходным - Катерина гибнет. В гибели Катерины виновата не одна конкретная личность. Ее гибель - результат несовместимости нравственности и уклада той жизни, в которой она вынуждена была существовать. Образ Катерины имел для современников Островского и для последующих поколений огромное воспитательное значение. Он звал на борьбу со всеми формами деспотизма и угнетения человеческой личности. Это выражение растущего протеста масс против всех видов рабства.

     Я думаю, что самая важная черта  характера Катерины - честность перед  собой, мужем, окружающим ее миром; это  ее нежелание жить во лжи. Она говорит  Варваре: “Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу”. Она не хочет и не может хитрить, притворяться, врать, таиться. Это подтверждает сцена признания Катерины в измене. Не гроза, не пугающее пророчество сумасшедшей старухи, не страх перед геенной огненной побудили героиню сказать правду. “Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!” - так начала она свое признание. Для ее честной и цельной натуры невыносимо то ложное положение, в котором она оказалась. Жить лишь бы жить - не для нее. Жить - это значит быть самой собою. Ее самая дорогая ценность - это личная свобода, свобода души.

     С таким характером не могла Катерина после измены мужу оставаться в его  доме, вернуться к однообразно-тоскливой  жизни, выносить постоянные упреки и  “нравоучения” Кабанихи, потерять свободу. Но любому терпению приходит конец. Катерине трудно находиться там, где ее не понимают, унижают и оскорбляют ее человеческое достоинство, игнорируют ее чувства и желания. Перед смертью она говорит: “Что домой, что в могилу - все равно... В могиле лучше...” Ей не смерть желанна, а жизнь невыносима.

     Катерина - человек глубоко религиозный  и богобоязненный. Так как согласно христианской религии самоубийство является большим грехом, то сознательно  совершив его, она показала не слабость, а силу характера. Ее смерть - вызов “темной силе”, желание жить в “светлом царстве” любви, радости и счастья.

     Гибель  Катерины - это результат столкновения двух исторических эпох. Некоторые  герои пьесы как бы различаются  временем, в которое они живут. Например: Кулигин - это человек XVIII века, он хочет изобрести солнечные часы, которые были известны еще в античности. Он сам доходит умом до того, что давно уже изобрели, а он только мечтает об этом. Он цитирует Ломоносова и Державина - это тоже черта человека XVIII века. Борис - это уже просветитель XIX века, образованный человек. Катерина же - героиня допетровских времен. Рассказ о ее детстве - это рассказ об идеальном варианте патриархальных домостроевских отношений. В этом мире царей только всепроникающая взаимная любовь, человек не отделяет себя от общества. Катерина была воспитана так, что не могла отказаться от моральных и нравственных законов, всякое нарушение их - неминуемая смерть. Катерина оказывается как бы старше всех в городе по своему мировоззрению, даже старше Кабанихи, которая осталась как последняя блюстительница домостроевского уклада в Калинове. Ведь Кабаниха только делает вид, что в семье у нее все как положено: ее боятся и уважают невестка и ее сын, Катерина боится своего мужа, и ей все равно, как происходит все на самом деле, для нее важна только видимость. Главная героиня попадает в мир, который она представляла себе совсем иначе, и патриархальный уклад внутри Катерины разрушается прямо на глазах. Во многом Варвара решает судьбу Катерины, подбивая последнюю идти на свидание. Без Варвары вряд ли она решилась бы на это. Варвара относится к молодежи города Калинова, которая сформировалась на переломе патриархальных отношений. Катерина, попадая в новую для нее среду, не может сжиться с обществом, оно чуждо ей. Для нее идеальный муж - это опора, поддержка, властелин. Но Тихон не подтверждает ожиданий Катерины, она разочаровывается в нем, и в этот момент происходит зарождение нового чувства - чувства личности, которое принимает форму чувства любви. Это чувство для Катерины - страшный грех. Если бы она продолжала жить в патриархальном мире, то этого чувства не было бы. Даже если бы Тихон показал свою мужскую волю и просто взял бы ее с собой, она бы забыла о Борисе навсегда. Трагедия Катерины в том, что она не умеет лицемерить и притворяться, как Кабаниха. Главная героиня пьесы, нравственная, с высокими нравственными требованиями, не умеет приспосабливаться к жизни. Она не смогла жить дальше, нарушив один раз законы “Домостроя”. То чувство, которое зародилось в Катерине, не может воплотиться в ней до конца, и она, не смиряясь с содеянным, совершает еще больший грех - самоубийство.

     Своей смертью Катерина протестует против деспотизма и самодурства, ее смерть свидетельствует о приближении  конца "темного царства". Образ Катерины принадлежит к лучшим образам русской художественной литературы. Катерина - новый тип людей русской действительности 60-х годов XIX века.

                              

     Заключение. 
 

     «Гроза» и «Бедная невеста» — одни из лучших пьес Островского, показавшие читателю и зрителю мир с его страстями и болью, печалями и радостями. Этот мир шагнул на сцену русского театра, показав всю глубину и разнообразие натур, необузданных и богатых страстями, мелочных и жестоких, добрых и благородных, но слабых, не умеющих постоять за себя.

  Женские образы, созданные драматургом, заняли достойное место в классической русской литературе.

     Образ Катерины, пожалуй, самый сложный  из женских образов этих двух пьес. В критике обсуждался вопрос: можно  ли считать Катерину трагической героиней. Конечно, она не была идеальна во всех отношениях: у нее были серьезные недостатки. Можно говорить о ее слабоволии, оторванности от жизни. Она действует чаще неосознанно и импульсивно. Но многие из ее качеств, являющихся недостатками в практической жизни, воспринимаются людьми как утерянные ими в течение жизни положительные качества и оцениваются как достоинства. Безусловно, Катерина — эмоционально и духовно целостная личность.

     Катерина - истинно трагическая героиня. Она  и мысли не имела протестовать против мира и порядков, в которых она жила. Конфликта с миром, с окружающим у нее не было. Причиной ее гибели стал внутренний конфликт ее сердца. Мир русской патриархальной жизни в Катерине сам взорвался изнутри, потому что из него стала уходить свобода, т.е. сама жизнь.

     Свобода и любовь - вот главное, что было в характере Катерины. Она и  в Бога верила свободно, не из-под  палки. По собственной свободной  воле она согрешила и сама себя покарала. Причем самоубийство для  верующего человека - грех еще более страшный, но Катерина пошла на это. Порыв к свободе, к воле оказался у нее сильнее страха загробных мучений, но, вероятнее, сказалась ее надежда на милосердие Божие, ибо Бог Катерины, несомненно, воплощенная доброта и прощение.

     Героиня «Бедной невесты» — простая девушка, жаждущая скромного счастья, но на ее идеалах лежит отсвет жоржсандизма. Она склонна рассуждать, задумываться над общими вопросами и уверена, что все в жизни женщины разрешается через осуществление одного главного стремления — любить и быть любимой.

     Трагизм положения Марьи Андреевны усугубляется тем, что сознание окружающих ее людей  искажено и так же неестественно  ложно, как жизнь, которой они  живут. Непосредственная причина несчастья  девушки — забота доброй и по-своему любящей ее матери и старика чиновника Добротворского, некогда облагодетельствованного ее отцом. Мать Марьи Андреевны и Добротворский считают, что материальное благополучие с хищником, взяточником и вором может составить счастье девушки, и заставляют ее насильно выйти замуж за нелюбимого ею человека, закрывая глаза на то, что он груб, необразован, бесчестен и развратен. Во взяточничестве ни Добротворский, ни Незабудкина не видят большого греха. Окружающие героиню молодые люди, наперебой уверяющие ее в своей любви, смотрят на бедную невесту как на игрушку или вещь, которую можно купить и к которой они все время прицениваются. Настоящее сочувствие она встречает только со стороны Хорькова, человека слишком слабого и не приспособленного к жизни, чтобы защитить ее и стать для нее опорой.

     У Катерины и Маши разное воспитание, разные характеры, но объединяет их желание любить и быть любимыми, найти понимание, одним словом, стать счастливыми. И каждая идет к этой цели, преодолевая препятствия созданные устоями общества. И объект их чувств бездейственные мужчины, которые в силу разных обстоятельств не могут сделать счастливыми этих милых девушек.

     Марья Андреевна в начале пьесы сопротивляется, выражает протест против нечестной и не счастливой жизни, но в скором времени смирятся с судьбой, подчиняется воле матери и выходит замуж за нелюбимого ею человека. А для Катерины лучше смерть, тем прежняя жизнь, чем потеря свободы.

              По сути характеров Катерина  и Маша, скорее, антиподы. Маша не  имеет главного, что есть у  Катерины, - цельности характера, способности на решительный поступок.

            Но между этими героинями Островского есть много общего: это и жажда полета, и стремление к воле, свободе; их протест против общества. Но главное их различие в выражении этого протеста. Катерина -натура гораздо более сильная, чем Марья Андреевна. И трагедия Катерины гораздо глубже, чем трагедия Маши. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 
 

1. Анастасьев  А. «Гроза» Островского. Москва  «Художественная литература», 1975, с.104.

2. А.Н. Островский: художник и мыслитель.[Cборник статей]/ Отв. ред. К. Ломунов.- М.: Худож. лит., 1972.- 687 с.

Информация о работе Что сближает и разъединяет центральных героинь пьес А.Н. Островского "Бедная невеста" и "Гроза"