Ф. М. Достоевский. Жизнь и творчество

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 01:32, реферат

Описание работы

Ф.М. Достоевский родился в большой семье - у него было шесть братьев и сестер, - над которой безгранично властвовал отец, врач Маршенской больницы для бедных в Москве. Доктор М.Ф. Достоевский любил вспоминать, что его род восходил к Золотой Орде, но ни знатностью, ни богатством похвалиться не мог. Мнительный и самолюбивый, вспыльчивый и угрюмый, он доходил до паталогических преувеличений в своих фантазиях, жестоко обходился с женой в минуты раздражительности, но, по свидетельству сына Андрея, "он пальцем не трогал детей и телесные наказания, столь распространенные не только в России, но и Англии и Америке, никогда не применялись в семье".

Содержание

Начало жизни 3
40-е годы. Творчество 4
50-е годы. Ссылка 8
60-е годы. Жизнь и творчество 9
70-е годы. Жизнь и творчество 14
Последние годы жизни 16
Заключение 17
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Ф. М. Достоевский.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

    Ему было далеко за пятьдесят, когда он стал привыкать к семейной жизни. Он по-прежнему предпочитал работать в ночной тишине при двух свечах, вставал поздно, сам себе заваривал чай, не доверяя этого священнодействия даже жене, доставал из ящика бюро пастилу, изюм, орехи и пил чай. К четырем часам он выходил на прогулку, покупал шоколад для обеда. После девяти уходил работать.

    Сохранилась запись Н. Опочинина (1879 г.) о портрете писателя:

    "Немного  сутуловат, волосы и борода  рыжеватые, лицо худое с выдающимися  скулами, на правой щеке бородавка.  Глаза угрюмые, временами мелькнет  в них подозрительность и недоверие, но большей частью видна какая-то дума и будто печаль".

    Лицо  это, удивлявшее многих печатью бунта  и страдания, преображалось, когда  он выступал на публичных вечерах. Несмотря на астму и хрипоту, читал он изумительно, слушатели теряли чувство реальности, забывали, где они, и подпадали под "гипнотизирующую власть этого изможденного невзрачного старичка с пронзительным взглядом уходивших куда-то вдаль глаз".

    Годы  старости мало изменили его характер и темперамент: разве что он чаще стал молиться, и все охотнее возвращался к своему детству. Но в конце 1979 года здоровье Достоевского сильно пошатнулось. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Последние годы жизни. 

    1880 год.

    Речь  на открытии памятника  Пушкину была его  лебединой песней и литературным завещанием.

    1881 год.

    В начале января 1881 года, когда он подготовил к печати новый выпуск "Дневника писателя" с этой знаменитой речью  и ответом ее критикам и комментаторам, он был уже безнадежен. Об этом знала  только жена. Н. Страхов заметил в  письме к другу: "Он необыкновенно худ и истощен, легко утомлялся и страдал... Он жил, очевидно, одними нервами, и все остальное его тело дошло до такой степени хрупкости, при которой его мог разрушить первый, даже небольшой толчок".

    «Утром, 26 января, Федор Михайлович встал, по обыкновению, в час дня, и когда я пришла в кабинет, то рассказал мне, что ночью с ним случилось маленькое происшествие: его вставка с пером упала на пол и закатилась под этажерку (а вставкой этой он очень дорожил, так как, кроме писания, она служила ему для набивки папирос); чтобы достать вставку, Федор Михайлович отодвинул этажерку. Очевидно, вещь была тяжелая, и Федору Михайловичу пришлось сделать усилие, от которого внезапно порвалась легочная артерия и пошла горлом кровь; но так как крови вышло незначительное количество, то муж не придал этому обстоятельству никакого значения и даже меня не захотел беспокоить ночью».

    28 января в восемь часов тридцать восемь минут вечера Федор Михайлович отошел в вечность.

    В год смерти писателя Анна Григорьевна  была в возрасте 35 лет, но она сочла свою судьбу законченной и остаток жизни посвятила служению его имени. Она издала полное собрание его сочинений, составила в 1906 году библиографию о Достоевском в 5000 порядковых номеров, организовала отдел рукописей, реликвий и портретов при Московском Историческом Музее, основала школу Федора Михайловича в Старой Руссе, собрала его письма и заметки, заставила друзей написать о нем воспоминания. Она стремилась передать потомству лик великого писателя, замазывая черными чернилами все строчки, которые, по её мнению, могли опорочить его имя.

    Умерла  она в Крыму, в июне 1918 года. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Творчество  Ф.М. Достоевского является достоянием не только русской, но и мировой литературы. Романы писателя еще при его жизни  были переведены на 17 языков.

    Широкая известность Достоевского объясняется  не только исключительным дарованием писателя, но и тем, что он поставил в своих произведениях ряд  важнейших проблем, которые и  сегодня продолжают волновать все  прогрессивное человечество. Это прежде всего вопрос о великом общечеловеческом братстве, о взаимоотношении личности и общества, о праве "маленького человека" на счастье, о признании или отрицании бога.

    Достоевский остро ощущал переходность своей  эпохи, а в связи с ней переломы в общественном сознании и личной психологии человека. Он блестяще раскрыл страдания людей, показал всю невозможность их существования и глубокое чувство ответственности за социальную несправедливость.

    На  протяжении почти сорока лет творческого  пути Достоевский создавал типы страдающих людей: жертвенные натуры, которые принимают жизнь как она есть или уходят в мир бесплодных мечтаний (Макар Девушкин, Варенька Доброселова ("Бедные люди"). Соня Мармеладова ("Преступление и наказание"), князь Мышкин ("Идиот"), Алена ("Братья Карамазовы"); бунтовщики-индивидуалисты, не желающие покориться судьбе, стремящиеся самоутвердиться любыми средствами, вплоть до преступления. Это проявлялось в дерзком вызове морали, в борьбе за положение в обществе, за богатство, моральную независимость. Таков Раскольников из "Преступления и наказания", Ганя Иволгин и Настасья Филипповна из "Идиота", Долгорукий - главный герой "Подростка".

    Кротость  и ожесточение - вот два полюса, между которыми судорожно мечется  стрелка творческого компаса  Достоевского.

    Восприимчивость художника к страданиям людей  позволяла ему находить все новые  и новые формы их художественного  выражения. Описания страданий униженных женщин, истерзанных животных, измученных детей достигают у Достоевского огромных обобщений, превращаются в символы, полные философского смысла: знаменитый сон Раскольникова, например, или рассказ Алеши Карамазова о том, как генерал забавы ради затравил собаками мальчика на глазах у его матери, или сон Мити Карамазова после допроса. В этих картинах писатель с потрясающей художественной выразительностью описывает страдание всего живого, существующего на Земле. В них передана и вся программа Достоевского: нужно безотлагательно и моментально прекратить все страдания.

    Распад  семейных отношений, борьба за деньги, проституция, отказ от бога - все это Достоевский изображает как естественное проявление социальной жизни, где нет никаких этических норм, где властвует закон, который формулирует Раскольников: "...кто крепок и силен умом и духом, тот и властелин. Кто много посмеет, тот и прав... Так доселе велось и так всегда будет!".

    Тема  страданий влечет за собой проблему бунта. Большинство  преступлений, которые  совершают герои  Достоевского, есть результат уродливых социальных отношений. Нельзя не противиться законам, обрекающим людей на страдания. Но бунтари Достоевского сами уже изуродованы обществом, против которого они восстают. Если на земле нет правды, жалости и справедливости, то чтобы завоевать право на радости, надо жить по формуле "все дозволено". Во имя утверждения личности отвергаются моральные устои, политические убеждения, философские истины. Иван Карамазов создает теорию, оправдывающую убийство, эгоизм; у Раскольникова теоретически люди делятся только на "тварей дрожащих" и "на право имеющих". Идя вслед за ожесточенными героями, писатель с ужасом убеждался в том, что их протест плодит новые преступления и новые страдания.

    На  протяжении всего творческого пути писатель стремился создать образ  идеального человека, деятельность которого была бы воплощением истины, добра и справедливости. В своей известной пушкинской речи Достоевский показал всю значительность мечты его о всемирном счастье. Он верил в могущество народа и в то, что стремления лучших русских людей будут способны "возбудить бесконечные силы и воззвать Россию к новой, здоровой, великой жизни, доселе еще невиданной". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Достоевская А.Г. Воспоминания. М., 1971.
  2. Поспелов Г.Н. Творчество Ф.М. Достоевского. М., 1976.
  3. Румянцева Э.М. Ф.М. Достоевский. Л., 1973.
  4. Достоевский Ф.М. Моя тетрадка каторжная. Красноярск, 1985.
  5. Кирпотин В.Я. Опровергнутая версия. В книге "Мир Достоевского". М., 1986. С.362-369.
  6. Серман И.З. От повести к роману. В кн. "Вопросы изучения русской литературы ХIХ-ХХ вв." М.-Л. .1958. С.196-201.
  7. СЕРИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ МЕМУАРОВ
  8. Под общей редакцией В. В. ГРИГОРЕНКО, Н. К. ГУДЗИЯ, С. А. МАКАШИНА, С. И. МАШИНСКОГО, Б. С. РЮРИКОВА
  9. М., "Художественная литература", 1964

Информация о работе Ф. М. Достоевский. Жизнь и творчество