Филологический анализ стихотворения С.Есенина «Руки милой – пара лебедей»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:36, контрольная работа

Описание работы

Стихотворение С. Есенина «Руки милой – пара лебедей» 1925 г. входит в сборник «Персидские мотивы».

Работа содержит 1 файл

анализ.docx

— 17.49 Кб (Скачать)

Филологический  анализ стихотворения  С.Есенина «Руки  милой – пара лебедей» 
 

Стихотворение С. Есенина  «Руки милой – пара лебедей» 1925 г. входит в сборник  «Персидские мотивы». Тема любви к Руси, к родному дому и к женщине занимала немаловажное значение в жизни и творчестве великого русского поэта Сергея Есенина. 1924 -1925 годы были для поэта на редкость плодотворными. Тифлис, Батум, Баку, Ленинград, родное его село Константиново – везде он работает с подъёмом, озарено. Более шестидесяти лирических стихотворений, около двадцати «маленьких поэм» («Русь советская», «Поэтам Грузии», «Письмо к женщине»), крупные вещи – «Анна Снегина», цикл стихотворений «Персидские мотивы».

Стихотворение «Руки  милой – пара лебедей» представляет собой единый текст с намеченной уже неоднократно темой любви, а  также темой творческого пути самого поэта Сергея Есенина. Можно заметить композиционную структуру текста с некоторой завершённостью. Завязка соединяет в себе первые две строфы (о зарождении крестьянского поэта Сергея Есенина, а также его поэзии и определении его главной темы – темы трагической любви к родному краю, к России, а также любви к женщине). Кульминационный момент объединяет следующие две строфы (о том, что невозможно истинное чувство любви к Родине в душе заменить чувством подобным). Развязка включает непосредственно последние две строфы (подводится своего рода итог творчеству поэта и подчёркивается чувство истинной любви к родному краю, к России каждого человека). Стихотворение состоит из шести строф. Особо распространённым регистром является репродуктивный, нацеливающий повествование на монолог – голос поэта Сергея Есенина, его песнь. Этому способствует и употребление глаголов в настоящем времени. Конечно, можно заметить во второй строфе первой строки (Пел и я когда-то далеко) информационный регистр, где глагол пел, употреблён в форме прошедшего времени, отсылающий нас (читателей) к событиям прошлых лет. В четвёртой строфе – волюнтивный регистр, наталкивающий самого лирического героя на рассуждение. И в последней строфе встречается репродуктивно – информационный регистр (глаголы настоящего и прошедшего времени говорите, пел, сгубила).

Обратим внимание на первую строфу первой строчки (Руки милой – пара лебедей). Её можно рассматривать двояко. С одной стороны, это руки любимой женщины. И это не просто обычные руки, а чистые и преданные, верные руки, о чём говорит лебедь белая – символ чистоты, любви и верности друг другу. А с другой стороны, создаётся широкий образ Родины – Руси, любовь к которой рязанский поэт воспевал в своей лирике. Она, как родная мать для Сергея Есенина, приняла его творчество в свой отчий дом и ждёт много песен, воспевающих красоту и чистоту её природы. И рязанский поэт произносит не просто песню, а песнь. Создаётся своего рода антитеза: песня имеет более обыденный характер, а песнь возвышенна, хвалебна, ассоциируется с гимном (вспомним стихотворение «Песнь о собаке»). Каждое слово этой песни пропитано нежностью и любовью. В третьей строфе подчёркивается уникальность такой преданной любви к Родине, этому подтверждению служат строчки (Только тегеранская луна/ не согреет песни теплотою). Видно, что где бы не находился человек, он искренне любит только свой дом, свою Родину, также и Сергей Есенин, находясь на Кавказе, душой был на Руси и здесь можно многих и писателей и поэтов вспомнить, кто в силу различных обстоятельств был вынужден покинуть родной уголок. Обратим внимание на размышление лирического героя, он стоит перед выбором, о чём свидетельствует четвёртая строфа. На самом деле такие сомнения Сергея Есенина преследовали. Ему действительно понравились жизнь и природа на Кавказе, и он думал о том, чтобы остаться здесь. И даже, если бы так произошло, это не говорит об измене поэта к своему творчеству, к своей Родине. На тот момент его можно было бы понять. Всё же С. Есенин вернулся и разделял все печали и радости русской истории. Пятая строфа подчёркивает чувство истинного происхождения, принадлежности к той стране, где родился: Если перс слагает плохо песнь./Значит/ он вовек не из Шираза.

В целом стихотворение  написано в рамках художественного  стиля. Основной темой является тема трагической любви к родному  краю, к женщине, а также немаловажное значение имеет тема творчества и  определения роли поэта, как в  стране, так и в литературном процессе. Все они сопровождаются размышлениями и переживаниями лирического героя, о чём свидетельствуют глаголы: вылюбить, не знаю, прожить, догореть, тужить. А также использование личного местоимения я акцентирует внимание только на лирическом герое, т.е. Сергее Есенине – в данном стихотворении они слиты воедино. Здесь можно выделить несколько тематических групп. С одной стороны, творчество (песнь, слово), а с другой - любовь (теплота, руки милой, ласка, пара лебедей, нежность). Стихотворение создаёт атмосферу напевности, этому способствуют не только слово песнь и употребление глагола петь, а также соотношение гласных и согласных звуков ло, лю, о, а. Если посмотреть на цветозвуковое оформление , то здесь преобладают золотой, белый, голубой и красный цвета, что характерно для поэзии Сергея Есенина.

Необходимо отметить употребление неодушевлённых имён существительных  женского рода (рука, милая, пара, лебедь, песнь, любовь, нежность, душа, глыба, луна, старость, ласка, отвага, походка). Такое  обилие слов объясняет присутствие  темы любви в этом стихотворении. О том, что голос автора звучит и по сей день, говорит наличие личного местоимения я и глаголов настоящего времени (ныряют, повторяют, пою, дышит, вылюбить, не согреет, не знаю, прожить, догореть, тужить). В основном употребляются глаголы несовершенного вида, это говорит о том, что крестьянский поэт ещё многое мог бы нам рассказать. А глаголы совершенного вида имеют характер завершённости (вылюбить, прожить, сгубить). Заострю внимание на интересном глаголе вылюбить в третьей строфе. Как видим, что вылюбить – значить излюбить до такой степени, что не останется в человеке живого чувства любви, и душа превратится не просто в глыбу, а в «золотую глыбу». Этот глагол явно не дан нам с негативной оценкой, он приобретает символ настоящей, а значит и сильной любви.

В основном представлены двусоставные, распространённые предложения  с элементами рассуждения, восклицания, пояснения.

Из всего вышеизложенного  можно сделать вывод о том, как умело, всегда ярко, мелодично  и поэтично крестьянский поэт передаёт своё чувство искренней любви  к Родине. Всё же я склоняюсь  к тому, что более широко здесь  представлена тема трагической любви  к Голубой Руси. Таким образом, мы видим тесную связь между голосом  автора, его поэтического слова и  теми средствами русского языка, с помощью  которых все чувства, переживания, идеи выражаются в его творчестве. 
 
 
 
 

Информация о работе Филологический анализ стихотворения С.Есенина «Руки милой – пара лебедей»