Футуризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 19:26, доклад

Описание работы

Футуризм – новое направление в литературе, которое отрицало русский синтаксис, художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.

Работа содержит 1 файл

ФУТУРИЗМ.doc

— 35.00 Кб (Скачать)

   ФУТУРИЗМ, авангардистское направление в европейском искусстве 1910 - 20-х гг., преимущественно в Италии и России. Стремясь создать "искусство будущего", декларировали отрицание традиционной культуры (наследия "прошлого"), культивировали эстетику урбанизма и машинной индустрии. Для литературы характерны  переплетение документального материала и фантастики, в поэзии  - языковое экспериментирование. Как и другие модернистские течения, он был внутренне противоречивым. Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания, абсолютную свободу поэтического слова. Футуристы отказывались от литературных традиций.

   Временем  рождения русского футуризма считается 1910 год, когда вышел в свет первый футуристический сборник "Садок  судей" (его авторами были Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, А. Крученых, В. В. Каменский). Вместе с В. В. Маяковским и А. Крученых эти поэты вскоре составили наиболее влиятельную в новом течении группировку кубофутуристов: "кубо" – от пропагандировавшегося ими в живописи кубизма, "футурум" – будущее. Было и другое название у этой футуристической группы – "Гилея". Поэт В. Хлебников дал группе еще одно название – будетляне; по словам В. Маяковского, "будетляне – это люди, которые будут. Мы накануне".

   В декабре 1912 года вышел в свет сборник  кубофутуристов "Пощечина общественному вкусу". Этот сборник открывался программной статьей (Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Маяковский, В. Хлебников). Позиция группы была выбрана разрушительная и скандальная. "Только мы – лицо нашего Времени", – утверждали они.

   Но  кубофутуристы не были единственной литературной футуристической группой:

  • в Петербурге в 1911 году возвестили о своем появлении эгофутуристы во главе с И. Северяниным; в группу входили К. Олимпов, И. Игнатьев, В. Гнедов, Г. Иванов.
  • группу "Мезонин поэзии" в 1913–1914 годах составили В. Шершеневич, Р. Ивнев, С. Третьяков, Б. Лавренев, Хрисанф.
  • в течение 1914–1916 годов существовала футуристическая группа "Центрифуга", в которую вошли С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак, К. Большаков, Божидар.

   Существование каждой из футуристических групп было недолгим: они появились перед Первой мировой войной и распались в первые военные годы. Каждая из этих групп считала, как правило, именно себя выразительницей идей "истинного" футуризма и вела ожесточенную полемику с другими группами.

   Говоря  о футуристах, чаще всего имеют  в виду самых известных из них  – кубофутуристов: Владимира Маяковского, Велимира Хлебникова, Алексея Крученых, Василия Каменского и других. Наглядное представление об их литературной программе дают цитаты из их сборников ("Садок судей П", "Пощечина общественному вкусу" и др.): 

   "Бросить  Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих. С "Парохода  Современности";

   "Живописцы-будетляне  любят пользоваться  частями тел, разрезами,  а будетляне-речетворцы  разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетаниями";

   "Мы  расшатали синтаксис... Мы стали придавать  содержание словам  по их начертательной  и фонической характеристике";

   "Гласные  мы понимаем как  время и пространство, согласные – краска, звук, запах";

   "Нами  сокрушены рифмы.  Хлебников выдвинул  поэтический размер  живого разговорного  слова. Мы перестали  искать размеры  в учебниках...";

   "Мы  считаем слово  творцом мифа: слово,  умирая, рождает миф,  и наоборот".  

   Футуристы объявили о приходе художника с новым взглядом на мир, глашатая нового мира, и А. Крученых в статье "Декларация слова, как такового" (1913) заявлял: "Художник увидел мир по-новому и, как Адам, дает всему свои имена. Лилия прекрасна, но безобразно слово лилия, захватанное и “изнасилованное”. Поэтому я называю лилию «еуы» – первоначальная чистота восстановлена".

   Эстетические, литературные принципы футуристов, как  и названия их сборников потрясали  современников. Необходимым условием его существования стала атмосфера литературного скандала. Вызывающе оформлялись публичные выступления футуристов: начало и конец выступлений отмечались ударами гонга, к примеру, В. Маяковский – в "женской", по тогдашним критериям, желтой кофте, А. Крученых носил на шнуре через шею диванную подушку. Но В. Маяковский вскоре признал: "...у нас было много трюков только для того, чтобы эпатировать буржуа... футуризм для нас, молодых поэтов, – красный плащ тореадора..."

   Общей основой движения было стихийное  ощущение "неизбежности крушения старья" (В. Маяковский) и стремление  выразить через искусство грядущий мировой переворот и рождение нового человека.

   В отличие от своих предшественников символистов, футуристы стремились сделать литературное искусство, литературное слово демократичным; стремились дать в искусстве современные, адекватные новому динамичному времени средства самовыражения. В. Хлебников даже пытался предложить человечеству новый универсальный язык.

   Любопытными были эксперименты футуристов (прежде всего В. Хлебникова, В. Маяковского, А. Крученых) в области стиха, поэтического слова. Так, в свое время скандальную известность получило "стихотворение" А. Крученых "Дыр – бул – щыл...":  

   Дыр – бул – щыл

   Убещур

   Скум

   Вы – со – бу

   Р – л – эз 

   1913 

   Осуществлялись  интересные эксперименты в области слова, благотворно сказавшиеся на русской и советской поэзии.  

   Мы чаруемся и чураемся.

   Там чаруясь, здесь чураясь,

   То чурахарь, то чарахарь,

   Здесь чуриль, там чариль.

   Из чурыни взор чарыни.

   Есть чуравель, есть чаравель.

   Чарари! Чурари!

   Чурель! Чарель!

   Чареса и чуреса.

   И чурайся и чаруйся. 

   Сам А. Крученых утверждал: "...в этом пятистишии больше русского национального, чем  во всей поэзии Пушкина". Стоит ли принимать всерьез это утверждение? Есть ли в этом "стихотворении" что-либо, помимо желания эпатировать публику

   В русской поэзии предреволюционных  лет были яркие индивидуальности, которые трудно отнести к определенному  литературному течению. Таковыми были М. А. Волошин (1877 – 1932) и М. И. Цветаева (1892 – 1941).

   Любопытно, что при всех отрицаниях других направлений в искусстве футуристы ощущают свою преемственность от символизма.

Информация о работе Футуризм