Характеры и среда в романе Стендаля "Красное и черное" (1830г)

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 19:20, реферат

Описание работы

Жизненный материал. История описанная Стендалем основана на реальных событиях. Стендаль узнал о судебном деле Антуана Берте, которого приговорили к казни. Антуан пытался сделать карьеру стал гувернером в семье богача, но уличенный в любовной свзяи с матерью своих воспитанников потерял место. Далее он был изгнан из духовной семинарии и со службы в аристократическом особняке, где был скомпрометирован отношениями с дочерью хозяина.

Работа содержит 1 файл

Отработка. Характеры и среда в романе Стендаля Красное и черное.doc

— 40.00 Кб (Скачать)

  Воронин Ким, 322 группа. 

  I. Характеры и среда  в романе Стендаля  «Красное и черное»  (1830 г) 
 

  1. Жизненный материал и художественный сюжет.
 

    Жизненный материал. История описанная Стендалем основана на реальных событиях. Стендаль узнал о судебном деле Антуана Берте, которого приговорили к казни. Антуан пытался сделать карьеру стал гувернером в семье богача, но уличенный в любовной свзяи с матерью своих воспитанников потерял место. Далее он был изгнан из духовной семинарии и со службы в аристократическом особняке, где был скомпрометирован отношениями с дочерью хозяина. 

  Художественный  сюжет. Сюжет динамичный и напряженный с крутыми поворотами и драматическими событиями. Но сюжет не является для Стендаля самоцелью, он служит для раскрытия внутреннего мира и борьбы главного героя. На протяжении всего романа Жульен много думает и анализирует, но это не тормозит развития действий. Роман Стендаля — произведение объективного психологизма. Два уровня художественной структуры: развертывание действия и голос автора, который анализирует их и объясняет то, что происходит с героем, раскрывает причины его действий. 

  2. Конфликт и композиция. 

    Главный герой стремиться к  достижению своих целей и чтобы  доиться этого, ему приходиться  подстраиваться к обществу богачей  и аристократов. Жульен переживает постоянные взлеты и падения, которые можно объяснить, в первую очередь, обществом, в котором он оказывается.

    Роман Стендаля — произведение  объективного психологизма. Два  уровня художественной структуры:  развертывание действия и голос автора, который анализирует их и объясняет то, что происходит с героем, раскрывает причины его действий.

  Композиция  хроникально-линейная. Однако в отличии  от традиций романистов 18 века, Стендаль строит сюжет на истории духовной жизни героя и становлении его характера, а не на авантюрно-приключенческой основе. Двигателем сюжета служит действие, перенесенное в душу и разум Жюльена, который анализирует ситуацию и себя в ней. Отсюда особая значимость внутренних монологов, которые как бы включают читателя в ход мыслей и чувств героя. 

  3. Жюльен Сорель: понимание  и средства создания  характера. 

  Характер  и природа Жюльена Сореля отражаются в каждом его поступке и помысле. Он — человек третьего сословия, пробивающий себе дорогу. Этим обусловлены  некоторые его свойства: плебейская гордость, ненависть к власть имущим, расчетливый ум, вынужденное лицемерие, честолюбие. В Жюльене постоянно сталкиваются любовь и честолюбие. Каждая из двух страстей вносит в структуру персонажа свои свойства. С одной стороны, это пылкость и изощренность чувств, с другой стороны, это высокомерие, расчетливость, презрение. Две женщины: нежная мадам де Реналь и надменная Матильда — это два полюса, к одному из которых Жюльен то приближается, то удаляется в процессе смены душевных состояний. Силен контраст настоящей любви и её имитации.

   Жюльен не находит места в обществе. Он чужд среде, в которой родился и убежден, что должен занять место в общество, по своим способностям, образованию и силе стремления. Стендаль писал, что при Наполеоне, Жюльен был бы «целиком порядочным Человеком». А все его дурные поступки обусловлены жизненной необходимостью, от этого у героя ощущение, что он опоздал  с рождением. 
 

  4. Женские образы  в романе.

  Матильда: Гордая и холодная красавица, которая царствует на баллах, где собирается весь блестящий парижский мир, экстравагантная, остроумная и насмешливая, она выше своего окружения. Острый ум, образованность — она читает Вольтера, Руссо, интересуется историей Франции, героическими эпохами страны — деятельная натура Матильды принуждает ее с презрением относиться ко всем знатным поклонникам, которые претендуют на ее руку и сердце. От них, и в частности от маркиза де Круазнуа, брак с которым должен был бы принести Матильди герцогский титул, о котором мечтает ее отец, - для нее веет скукой. «Что может быть в мире более банальным от такого сборища?» — выражает взгляд ее «синих, как небо», глаз.

  Луиза де Реналь — жена мэра, не имеющая никакого влияния на мужа, как и на ход дел в городе Верьер, вверенном его попечению. По местным понятиям, почти дурочка, упускающая «удобные случаи заставить мужа купить ей шляпку», она с первого взгляда поражает Жюльена, поступившего в дом гувернером к ее трем сыновьям, «наивной грацией, чистой и живой». В отличие от безусого провинциала опытный парижанин сразу бы распознал, что за ее доверчивым простодушием «кроется сладострастие». В отношениях с Жюльеном она, во всем послушная желаниям и понятиям супруга и не ведавшая любви, познает собственную подавленную природу страстной и самоотверженной женщины, обращая его эгоизм в высокое чувство, которому, однако, уготован трагический исход. После ее продиктованного отчаянием письма-признания маркизу де Ла-Молю следует покушение, совершенное Жюльеном в церкви. Спустя три дня после его казни г-жа де Р. умирает, держа в объятиях детей.

  Освободившись в тюрьме от честолюбивого дурмана, в Жюльене просыпается никогда  не затухавшее чувство к госпоже  де Реналь. И в этой «восставшей из пепла» любви Жюльен обретает счастье, которого он так долго и мучительно искал. 
 

  5. Образы покровителей  и врагов Жюльена.

  На  протяжении всего романа у Жюльена  всегда есть как покровитель, так  и враг, который вредит ему.

  Покровители:

  Наставник Жюльена аббат Шелан;

  Друг лесоторговец Фуке

  Ректор  семинарии аббат Пирар 

  Франш-Конте  маркиз де Л а-Моль

  Враги:

  Горничная Элиза

  Г-н Вально

    Все семинаристы 

  6. Изображение среды:  а) Верьер и  атмосфера наживы, б) семинария и  служители церкви, в) Парижский свет.

  а) В Верьере все поклоняются только деньгам. Все спешат нажиться, даже дворяне, извлекают из источников буржуа доходы. Господин де Реналь, хоть и принадлежит к древнему роду, является заправским дельцом. Более яркий представитель Верьера — Вально, оборотистый, начисто лишенный самолюбия, бессовестный наглый выскочка. Буржуазная провинция в глазах Стендаля — царство алчных хапуг, готовых на все, ради обогащения.

  б) Семинария в Безансоне – вместо того, чтобы просвещать и учить добродетели, поощряет тупость, лицемерия, шпионаж, преклонение перед авторитетами. Единственный, кто противостоит системе — аббат Пириар, покровительствующих Жюльену.

  в) Парижское общество, в которое волею случая проникает Сорель, тоже полно рабского послушания, неукоснительного соблюдения обычаев и тд. Вольномыслие, сила характера, пренебрежение светскими приличиями — опасны и критичны. Аристократы пусты, неспособны на сильные чувства и решительные поступки.  

  Стендаль  рисует страшную картину современности. Алчность и стяжательство в провинции; тупость, шпионаж и лицемерие в духовных школах; борьба с инакомыслящими, прочность режима и рабское послушание в высшем обществе.  

  7. Приемы и способы  повествования.  

  Подзаголовок  романа — «Хроника XIX столетия» и она заключается прежде всего в принципе организации повествования. Оно развивается стремительно, без ретроспекции, с малым количеством описаний, сосредотачиваясь лишь на важнейших событиях в жизни героев. Роман имеет документальную основу, тем более что сюжет автор заимствовал из действительности.

  Эпиграф «Правда, горькая правда», Стендаль использует, чтобы подчеркнуть небывалую  прежде правдивость своего произведения. 

  8. Психологический  анализ.  

  Жюльену свойственна двойственность, которая  проявляется во всем. Социальный разлад между его происхождением и честолюбием, психологическая раздвоенность разума и чувства, холодного расчета и порывов страсти. Наблюдение за окружающими приводит Жюльена к выводу, что счастье — это богатство и власть, которых он сможет достичь только с помощью лицемерия и расчета. Но любовь к госпоже де Реналь переворачивает его мировоззрения. Хотя даже в любви он сначала пытался действовать логично и расчетливо, но достигнув первых успехов, не обрел счастья. Но позже, оступившись от установленного образца отношений, он узнает подлинное счастье. Он идет по жизни в поисках счастья, и в нем происходит непрерывная борьба природной частоты и благородства с миражами навеянными честолюбивыми мечтами.

  Противоречивое  соединение плебейского происхождения  и и благородных честолюбивых устремлений влечет Жюльена на путь лицемерия и преступлений. Противобоство двух противоположных начал состовляет основу сложного характера героя. Двигаясь к поставленным целям, он теряет лучшие человеческие качества и обретает счастье, только освободившись от честолюбивых устремлений, в тюрьме.

   


Информация о работе Характеры и среда в романе Стендаля "Красное и черное" (1830г)