Эпоха классицизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 09:22, доклад

Описание работы

Литература петровского времени во многом напоминала литературу ушедшего столетия. Новые идеи говорили старым языком - в церковных проповедях, школьных драмах, рукописных повестях. Только в 30-40-х годах в русской словесности открывается совершенно новая страница - классицизм. Однако, как и литература петровского времени, творчество писателей-классицистов (Кантемира, Сумарокова и других) тесно связана с текущей политической жизнью страны.
В русской литературе классицизм появился позже, чем в западноевропейской. Он был тесно связан с идеями европейского просвещения, такими как: установление твердых и справедливых законов, обязательных для всех, просвещение и образование нации, стремление проникнуть в тайны мироздания, утверждение равенства людей всех сословий, признание ценности человеческой личности независимо от положения в обществе.

Работа содержит 1 файл

эпоха классицизма.docx

— 24.00 Кб (Скачать)

Эпоха классицизма 

Литература петровского  времени во многом напоминала литературу ушедшего столетия. Новые идеи говорили старым языком - в церковных проповедях, школьных драмах, рукописных повестях. Только в 30-40-х годах в русской  словесности открывается совершенно новая страница - классицизм. Однако, как и литература петровского  времени, творчество писателей-классицистов (Кантемира, Сумарокова и других) тесно  связана с текущей политической жизнью страны.

В русской литературе классицизм появился позже, чем в западноевропейской. Он был тесно связан с идеями европейского просвещения, такими как: установление твердых и справедливых законов, обязательных для всех, просвещение и образование нации, стремление проникнуть в тайны мироздания, утверждение равенства людей всех сословий, признание ценности человеческой личности независимо от положения в обществе.

Для русского классицизма  характерна также система жанров, обращение к разуму человека, условность художественных образов. Важным было признание  решающей роли просвещенного монарха. Идеалом такого монарха для русского классицизма был Петр Первый.

После смерти Петра  Первого в 1725 году возникла реальная возможность свертывания реформ и возвращения к старому образу жизни и правления. Было поставлено под удар все, что составляло будущее  России: наука, просвещение, долг гражданина. Вот почему для русского классицизма  особенно характерна сатира.

Наиболее видным из первых деятелей новой литературной эпохи, пишущим в этом жанре был  князь Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744г. г) Его отец, влиятельный молдавский аристократ, был известным писателем  и историком. Сам князь Антиох, хотя по писательской скромности и  называл свой ум " недозрелым плодом недолгой науки", на самом деле был  человеком образованнейшим по самым  высоким европейским меркам. Латинскую, французскую и итальянскую поэзию он знал в совершенстве. В России его друзьями были архиепископ Феофан Прокопович и историк В.Н. Татищев. Последние двенадцать лет жизни  Кантемир был посланником в Лондоне  и Париже.

С ранней молодости  Антиох желал видеть окружавшее его  дворянское общество образованным, свободным  от предрассудков. Предрассудком же он считал следование древним нормам и обычаям.

Кантемир более  известен как автор девяти сатир. В них обличаются разные пороки, но главные враги поэта - святоша  и бездельник - щеголь. Они выведены в строках первой сатиры "На хулящих учение". Во второй сатире "На зависть и гордость дворян злонравных" представлен ни на что не годный бездельник Евгений. Он проматывает состояние предков, надевая камзол стоимостью в целую деревню, и при том завидует успехам простых людей, которые добились высоких чинов своими заслугами перед царем.

Мысль о природном  равенстве людей - одна из самых смелых идей литературы того времени. Кантемир считал, что необходимо воспитать  дворянство, чтоб не дать дворянину  опуститься до состояния непросвещенного  мужика:  

"Мало пользует  тебя звать хоть сыном царским,

Если нравом с гнусным ты не разнствуешь псарским. "

Одну из своих  сатир Кантемир специально посвятил воспитанию:

"Главно воспитания в том состоит дело,

Чтоб сердце, страсти  изгнав, младенчее зрело

В добрых нравах утвердить, чтоб чрез то полезен

Сын твой был отечеству, меж людьми любезен и всегда желателен. " 

Кантемир писал  и в других жанрах. Среди его произведений есть " высокие" (оды, поэма), "средние" (сатиры, стихотворные письма и песни) и " низкие" (басни). Он старался найти в языке средства, чтоб писать по-разному в разных жанрах. Но средств этих ему еще не хватало. Новый русский литературный язык не установился. Чем "высокий" слог отличается от "низкого", было не вполне ясно. Стиль самого Кантемира пёстр. Он пишет длиннющими фразами, выстроенными по латинскому образцу, с резкими синтаксическими переносами, нет никакой заботы о том, чтобы границы предложений совпадали с границей стиха. Читать его произведения очень сложно.

Не все в поэзии Кантемира позволяет считать  его поэтом классицизма. Но именно он поставил перед русской литературой  задачу воспитания словом.

Следующим ярким  представителем русского классицизма, чье имя известно всем без исключения - является М.В. Ломоносов (1711-1765). Ломоносов  в отличие от Кантемира врагов просвещения осмеивает редко. В  его торжественных одах возобладало "утверждающее" начало. Поэт прославляет  успехи России на поле брани, в мирной торговле, в науках и искусстве.

"С Ломоносова  начинается наша литература…он был ее отцом, ее Петром Великим". Так определил место и значение творчества Михаила Васильевича Ломоносова для русской литературы В.Г. Белинский.

Родился М.В. Ломоносов  близ города Холмогоры, на берегу Северной Двины, в семье зажиточного, но неграмотного крестьянина, занимавшегося мореходства. Мальчик чувствовал такую тягу к  учению, что в 12 лет пошел из родной деревни пешком в Москву. Поэт Н. Некрасов рассказал нам, " как  архангельский мужик по своей  и Божьей воле стал разумен и велик".

В Москве Михаил поступил в Славяно-греко-латинскую академию и, несмотря на то что жил в страшной нужде, блестяще закончил ее. В числе лучших выпускников академии Ломоносова направили учиться в Петербург, а затем, в 1736 году, - в Германию. Там Ломоносов прошел курс всех наук, как математических, так и словесных. В 1741 году Михаил Васильевич вернулся в Россию, где до конца жизни служил в Академии наук. Ему покровительствовал граф И.И. Шувалов, любимей императрицы Елизаветы. Поэтому и сам Ломоносов был в милости, что позволило по-настоящему развернуться его талантам. Он занимался множеством научных работ. В 1755 году по его предложению и плану был открыт Московский университет. В служебные обязанности Ломоносова входило также сочинение стихов к придворным праздникам, и большинство его од по таким случаям и написано.

"Архангельский  мужик", первый из деятелей  русской культуры завоевавший  мировую известность, один из  выдающихся просветителей и самый  просвещенный человек своего  времени, один из крупнейших  ученых восемнадцатого века, замечательный  поэт Ломоносов стал реформатором  русского стихосложения.

В 1757 году ученый пишет  предисловие к собранию сочинений " О пользе книг церковных в  российском языке", в котором излагает знаменитую теорию " трех штилей". В нем Ломоносов выдвигал в  качестве основы литературного языка  общенациональный язык. В русском  языке, по мнению Ломоносова, слова  по стилистической окраске могут  быть разделены на несколько родов. К первому он отнес лексику  церковнославянского и русского языка, ко второму - знакомые по книгам и понятные церковнославянские слова, но редкие в разговорном языке, к  третьему - слова живой речи, которых  нет в церковных книгах. Отдельную  группу составили простонародные, которые только ограниченно могли употребляться в сочинениях. Совсем почти исключает Ломоносов из литературной письменной речи устаревшие церковнославянские слова, вульгаризмы и некстати заимствованные из чужих языков варваризмы.

В зависимости от количественного смешения слов трех родов создается тот или иной стиль. Так сложились "три штиля" русской поэзии: "высокий"-церковнославянские слова и русские,

"посредственный" (средний) - русские слова с небольшой примесью церковнославянских слов, "низкий" - русские слова разговорного языка с добавлением слов простонародных и малого числа церковнославянских.

Каждому стилю соответствуют  свои жанры: " высокие" - героические  поэмы, оды, трагедии, "средние" - драмы, сатиры, дружеские письма, элегии, "низшие" - комедии, эпиграммы, песни, басни. Такое четкое разграничение, теоретически очень простое, на практике приводило к обособлению высоких жанров.

Сам Ломоносов писал  преимущественно в "высоких" жанрах.

Так, "Ода на день восшествия не престол императрицы  Елисаветы Петровны, 1747 года" написана "высоким штилем" и прославляет дочь Петра Первого. Отдав должное добродетелям императрицы, ее "кроткому гласу", " доброму и прекрасному лику", стремлению " расширять науки", поэт заводит речь об её отце, которого называет "человеком, каков не слыхан был от века". Петр - идеал просвещенного монарха, который все силы отдает своему народу и государству. В оде Ломоносова дается образ России с её необъятными просторами, огромными богатствами. Так возникает тема родины и служения ей - ведущая в творчестве Ломоносова. С этой темой тесно связана тема науки, познания природы. Она завершается гимном науке, призывом к юношам дерзать во славу Российской земли. Таким образом, в "Оде 1747 года" нашли выражение просветительские идеалы поэта. 

"Науки юношей  питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни  украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и  в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде". 

Вера в человеческий разум, стремление познать "тайны  множества миров", дойти до сути явлений через " малый вещи знак" - это темы стихотворений "Вечернее размышление", "Случались вместе два астронома в пиру…".

Для того чтоб принести стране пользу, нужно не только трудолюбие, но и просвещение, утверждает Ломоносов. Он пишет о "красоте и важности учении", которое делает человека творцом. "Сами свой разум употребляйте", - призывает он в стихотворении "Послушайте, прошу"….

Но шло время. Менялись правители. Все дальше и дальше уходили петровские времена и к середине XVIII века многим стало ясно, что образ идеального просвещенного правителя далек от реальной жизни.

При Екатерине II русский  абсолютизм достиг невиданного могущества. Дворянство получило неслыханные привилегии, Россия стала одной из первых мировых  держав. Ужесточение крепостного  права стало основной причиной крестьянской войны1773-1775 годов, под руководством Е.И. Пугачева

С шестидесятых годов  восемнадцатого века крестьянская тема станет ведущей в русской литературе. Писатели-классицисты сочувственно относились к судьбе крепостных, осуждали жестокость и паразитизм помещиков. Они призывали к гуманному  обращению с крепостными, подчеркивая  внесословную ценность человека.

В отличие от европейского русский классицизм более тесно связан с народными традициями и устным народным творчеством. Он часто использует материал русской истории, а не античности.

Гавриил Романович  Державин был последним в ряду крупнейших представителей русского классицизма. Он родился 3 июля 1743 года в семье  мелкопоместного казанского дворянина. Все состояние семьи Державиных заключалось в десятке душ  крепостных. Бедность помешала будущему поэту получить образование. Лишь шестнадцати  лет от роду смог он поступить в  казанскую гимназию, да и то проучился  там недолго. В 1762 году Гавриила Державина  призвали на военную службу. Бедность сказалась и здесь: в отличие  от большинства дворянских недорослей он был вынужден начинать службу рядовым  и только через десять лет получил  офицерский чин. В те годы он уже  был поэтом. Не правда ли, странное сочетание: рядовой царской армии и поэт? Но пребывание в солдатской, а не в офицерской среде позволило  Державину проникнуться тем, что  называется духом русского народа. Он был необычайно уважаем солдатами, задушевные беседы с выходцами из русских крестьян научили его  восприятию народной нужды и горя как государственной проблемы. Слава пришла к Державину только в сорок лет, в 1783 году, когда Екатерина II прочла его "Оду к премудрой Киргиз-Кайсацкой царевне Фелице". Незадолго перед тем Екатерина в одной нравоучительной сказке вывела под именем царевны Фелицы себя. К царевне Фелице, а не к императрице обращается поэт:  

Едина ты лишь не обидишь,

Не оскорбляешь  никого,

Дурачества сквозь пальцы видишь,

Лишь зла не терпишь  одного;

Проступки снисхожденьем  правишь,

Как волк овец, людей  не давишь,

Ты знаешь прямо  цену их. 

Самые высокие похвалы  высказаны самым обычным разговорным  языком. Себя же автор выводит как "ленивого мурзу". В этих насмешливых  строфах читатели различали очень  едкие намеки на самых сильных  вельмож:  

То, возмечтав, что  я султан,

Вселенну устрашаю взглядом,

То вдруг, прельщаяся нарядом,

Скачу к портному по кафтан. 

Так описан всемогущий любимец Екатерины - князь Потёмкин. По правилам литературного этикета  все это было немыслимо. Сам Державин боялся своей дерзости, но ода императрице  понравилась. Автор сразу стал знаменитым поэтом и попал в милость при  дворе.

Екатерина неоднократно говорила Державину, что ждет от него новых од в духе "Фелицы". Однако Державин был глубоко разочарован, когда увидел вблизи жизнь двора Екатерины Второй. В аллегорической форме поэт показывает свои чувства, которые он испытывает от придворной жизни, в маленьком стихотворении "На птичку".

 

Поймали птичку голосисту

И ну сжимать ее рукой.

Пищит бедняжка вместо свисту,

А ей твердят: "Пой, птичка, пой! " 

Он был обласкан Екатериной II - Фелицей - и вскоре получил назначение на пост губернатора Олонецкой губернии. Но чиновничья карьера Державина, несмотря на то, что он не был оставлен монаршей милостью и получил еще не одну должность, не сложилась. Причиной тому были честность и прямота Державина, его действительное, а не традиционно-притворное радение о пользе Отечества. Так, например, Александр I назначил Державина министром юстиции, но затем отстранил его от дел, объяснив свое решение недопустимостью столь "ревностной службы". Литературная слава и государственная служба сделали Державина богатым человеком. Последние свои годы он провел в спокойствии и достатке, живя попеременно то в Петербурге, то в собственном имении под Новгородом. Ярчайшим произведением Державина стала прославившая его "Фелица". В ней соединены два жанра: ода и сатира. Явление это явилось поистине революционным для литературы эпохи классицизма, ведь, согласно классицистической теории литературных жанров, ода и сатира принадлежали к разным "штилям", и смешивание их было недопустимо. Однако Державину удалось соединить не только тематику этих двух жанров, но и лексику: в "Фелице" органично сочетаются слова "высокого штиля" и просторечье. Таким образом, Гавриил Державин, предельно развивший в своих произведениях возможности классицизма, стал одновременно первым русским поэтом, преодолевшим классицистические каноны.

Информация о работе Эпоха классицизма