Эрих Мария Ремарк : жизнь и творчество

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 16:11, реферат

Описание работы

Ремарк родился 22 июня 1898 года в Оснабрюке, Германия, в католической рабочей семье. Имел французские корни. Отец, Петер Франц Ремарк, был переплётчиком. Для сына ремесленника путь в гимназию был закрыт. Ремарки были католиками, и Эрих поступил в католическое педагогическое училище. Он много читал, любил Достоевского, Томаса Манна, Гете, Пруста, Цвейга. С 17 лет начал писать сам. Вступил в литературный «Кружок мечтаний», которым руководил местный поэт - бывший маляр.

Работа содержит 1 файл

Ремарк.docx

— 33.44 Кб (Скачать)

     Введение 

     «Мы хотели было воевать против всего, всего, что определило наше прошлое, - против лжи и себялюбия, корысти и бессердечия; мы ожесточились и не доверяли никому, кроме ближайшего товарища, не верили ни во что, кроме таких ни когда нас не обманывавших сил, как небо, табак, деревья, хлеб и земля; но что же из этого плучилось ? Все рушилось, фальсифицировалось и забывалось. А тому, кто не умел забывать, оставались только бессилие, отчаяние, безразличие и водка. Прошло время великих человеческих и мужественных мечтаний. Торжествовались дельцы. Продажность. Нищета».

     Этими словами одного из своих героев Э. М. Ремарк высказал сущность мировосприятия своих ровесников - людей «потерянного поколения», - тех, кто прямо со школьной скамьи уходил в окопы первой мировой войны. Тогда они по-ребячески ясно и безоговорочно верили всему, чему их учили, что слышали, что прочли о прогрессе, цивилизации, гуманизме; верили звонким словосочетаниям консервативных или либеральных, националистических или социал-демократических лозунгов и программ, всему, что им втолковывали в родительском доме, с кафедр, со страниц газет ... 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Эрих  Мария Ремарк –  один из наиболее известных  и читаемых немецких писателей 

     Эрих  Мария Ремарк (22 июня 1898, Оснабрюк — 25 сентября 1970, Локарно) — один из наиболее известных и читаемых немецких писателей  двадцатого века.

     Ремарк  родился 22 июня 1898 года в Оснабрюке, Германия, в католической рабочей  семье. Имел французские корни. Отец, Петер Франц Ремарк, был переплётчиком. Для сына ремесленника путь в гимназию был закрыт. Ремарки были католиками, и Эрих поступил в католическое педагогическое училище. Он много читал, любил Достоевского, Томаса Манна, Гете, Пруста, Цвейга. С 17 лет начал писать сам. Вступил в литературный «Кружок мечтаний», которым руководил местный поэт - бывший маляр.

     Но  вряд ли бы мы знали сегодня писателя Ремарка, если бы в 1916 году Эриха не забрали в армию. Его часть  не попала в самое пекло, на передовую. Но фронтовой жизни за три года он хлебнул. Принес на себе в госпиталь  смертельно раненого товарища. Сам  был ранен в руку, ногу и шею, провел остаток войны в военном госпитале в Германии.

     После войны бывший рядовой повел себя странно, словно напрашиваясь на неприятности, - носил форму лейтенанта и «железный крест», хотя наград у него не было. Вернувшись в училище, прослыл там бунтарем, возглавив союз студентов - ветеранов войны. Стал учителем, работал в деревенских школах, но начальство его не любило за то, что он «не мог приспособиться к окружающим» и за «артистические замашки». В отцовском доме Эрих оборудовал себе кабинет в башенке - там он рисовал, играл на рояле, сочинял.

     Не  прижившись на государственном педагогическом поприще, Ремарк покинул родной городок. Сначала пришлось торговать надгробиями, но вскоре он уже работал в журнале  сочинителем рекламы. Вел вольную, богемную жизнь, увлекался женщинами, в том числе и самого невысокого пошиба. Изрядно пил. Кальвадос, о котором мы узнали из его книг, действительно был одним из его любимых напитков.

     В 1925 году он добрался до Берлина. Здесь  в красавца-провинциала влюбилась  дочь издателя престижного журнала  «Спорт в иллюстрациях». Родители девушки воспрепятствовали их браку, но Ремарк получил в журнале место редактора. Вскоре он женился на танцовщице Ютте Замбона. Большеглазая, худенькая Ютта (она страдала туберкулезом) станет прообразом нескольких его литературных героинь, в том числе Пат (Патриция Хольман) из «Трех товарищей».

     Столичный журналист вел себя так, словно хотел  поскорее забыть свое «разночинное прошлое». Элегантно одевался, носил монокль, без устали посещал с Юттой концерты, театры, модные рестораны. Купил за 500 марок баронский титул у обедневшего аристократа (тому пришлось формально усыновить Эриха) и заказал визитные карточки с короной. Дружил со знаменитыми автогонщиками. В 1928 году опубликовал роман «Остановка на горизонте». По словам одного своего приятеля, это была книга «про первоклассные радиаторы и красивых женщин».

     И вдруг этот щеголеватый и поверхностный  литератор единым духом, за шесть  недель, написал роман о войне  «На Западном фронте без перемен» (Ремарк потом говорил, что роман «написался сам»). Полгода он держал его в столе, не зная, что создал главное и лучшее произведение в своей жизни.

     В книге писатель описывает жестокость войны с точки зрения 19-летнего солдата. Роман сразу стал предметом ожесточенных политических дискуссий. Для одних это трезвое, честное описание военного безумия, для других известная антивоенная книга, оскорбление фронтовиков.

     История о жизни и смерти 19-летнего  Пауля Боймера и его приятелей  должна пониматься как обвинение  против войны. Ведь в этой книге с большой полнотой и художественной проникновенностью воплотилось непосредственное восприятие страшных будней войны, таких, какими их испытали люди «потерянного поколения» - поколения, которое было втянуто в жестокую и бессмысленную войну, которое прямо со школьной скамьи уходило в окопы первой мировой войны.

     Любопытно, что часть рукописи Ремарк написал  в квартире своей приятельницы, безработной  в то время актрисы Лени Рифеншталь. Пять лет спустя книги Ремарка  будут жечь на площадях, а Рифеншталь, став режиссером документального кино, снимет знаменитый фильм «Триумф воли», прославляющий Гитлера и нацизм.

     В побежденной Германии антивоенный  роман Ремарка стал сенсацией. За год было продано полтора миллиона экземпляров. С 1929 года во всем мире он выдержал 43 издания, был переведен  на 36 языков. В 1930 году в Голливуде  сняли по нему фильм, получивший «Оскара».

     Пацифизм  правдивой, жестокой книги не пришелся по вкусу германским властям. Консерваторы возмущались героизацией солдата, проигравшего войну. Уже набиравший силу Гитлер объявил писателя французским  евреем Крамером (обратное прочтение  фамилии Ремарк). Этот «факт» до сих пор приводится в некоторых биографиях, несмотря на полное отсутствие каких-либо подтверждающих его свидетельств. Тем более что так прочитать фамилию не получится, так как она пишется не Remark, а Remarque. Ремарк же утверждал: «Я не был ни евреем, ни левым. Я был воинствующим пацифистом». Не понравилась книга и литературным кумирам его юности - Стефану Цвейгу и Томасу Манну. Манна раздражала рекламная шумиха вокруг Ремарка, его политическая пассивность.

     Ремарка выдвинули на Нобелевскую премию, но помешал протест Лиги германских офицеров. Писателя обвиняли и в  том, что он написал роман по заказу Антанты, и что он украл рукопись у убитого товарища. Его называли предателем родины, плейбоем, дешевой  знаменитостью.

     Книга и фильм принесли Ремарку деньги, он стал собирать ковры и живопись импрессионистов. Но нападки привели  его на грань нервного срыва. Он по-прежнему много пил. В 1929 году его брак с  Юттой распался из-за бесконечных измен обоих супругов. На следующий год он совершил, как потом оказалось, очень верный шаг: по совету одной из своих возлюбленных, актрисы, купил виллу в итальянской Швейцарии, куда перевез свою коллекцию предметов искусства.

     В январе 1933 года, накануне прихода Гитлера  к власти, друг Ремарка передал  ему в берлинском баре записку: «Немедленно уезжай из города». Ремарк сел в машину и, в чем был, укатил в Швейцарию. В мае нацисты предали роман «На Западном фронте без перемен» публичному сожжению «за литературное предательство солдат Первой мировой войны», а его автора вскоре лишили немецкого гражданства.

     Суета столичной жизни сменилась тихим  существованием в Швейцарии, возле  городка Аскона. Сам Ремарк избежал нацистских преследований, поскольку жил в Швейцарии. Его старшая сестра, портниха Элфрида Шольц, остававшаяся в Германии, была арестована и казнена за антивоенные и антигитлеровские высказывания в 1943 году. 25 лет спустя её именем назвали улицу в её родном городе Оснабрюке.

     Следующий роман Ремарка «Возвращение» (1931) был посвящен первым послевоенным месяцам. В нем в еще большей степени проявилось безысходное отчаяние, безнадежная тоска людей, не знавших, не видевших пути, чтобы вырваться из бесчеловечной, бессмысленной жестокой действительности.

     Ремарк  жаловался на усталость. По-прежнему много пил, несмотря на неважное здоровье - он страдал болезнью легких и нервной  экземой. Настроение у него было подавленное. После того как немцы проголосовали  за Гитлера, он писал в дневнике: «Ситуация в мире безнадежная, глупая, убийственная. Социализм, мобилизовавший массы, уничтожен этими же массами. Право голоса, за которое так боролись, ликвидировало самих борцов. Человек ближе к людоедству, чем ему кажется».

     Однако  он все же работал: написал «Путь домой» (продолжение «На Западном фронте без перемен»), к 1936 году закончил «Трех товарищей». Герои романа Э.М. Ремарка «Три товарища» уходят на войну прямо со школьной скамьи восемнадцатилетними юношами. Пять лет войны, пять лет страданий, смерть товарищей — это весь их жизненный опыт, с которым они возвращаются к мирной жизни. Они вернулись с ненавистью ко всему и готовы бороться против корысти, эгоизма, лицемерия общества. По истечении нескольких лет некоторые из них сумели приспособиться к новым условиям и забыть ужасы войны, а те, кто не смог этого сделать, были обречены на одиночество. Три героя романа олицетворяют собой три наиболее сильные мужские увлечения: Лежу — политику, Кестер — бизнес, Робби — любовь. Но ни одному из героев так и не удается достичь своей цели, и, как показывает автор, причина в том, что они вместе пережили войну и не могут изменить своему прошлому. Лежу понимает, к каким ужасным последствиям могут привести фашистские организации, набирающие силу в конце 20-х годов. И он активно участвует в политической борьбе против фашизма. Это приводит его к гибели! Робби встречает любовь всей своей жизни, но любимая тяжело больна, так как в годы войны сильно голодала. Смерть Патриции разрушила последние надежды не только Робби, но и Отто Кестера, который, чтобы оплатить лечение любимой своего товарища, продал и мастерскую, и автомобиль. Герои Ремарка — мужественные, сильные люди, которые не хотят забывать о пережитом на войне и навсегда остаются верными боевому братству. Но они лишние в обществе, в котором живут. Поэтому являются «потерянным поколением».

     Несмотря  на свое неприятие фашизма, Ремарк хранил молчание и не выступал в прессе с его осуждением.

     В 1938 году он совершил благородный поступок. Чтобы помочь своей бывшей жене Ютте выбраться из Германии и дать ей возможность жить в Швейцарии, он снова заключил с ней брак.

     Но  главной женщиной в его жизни  стала знаменитая кинозвезда Марлен Дитрих, с которой он познакомился в это время на юге Франции. Соотечественница Ремарка, она тоже покинула Германию и с 1930 года с успехом снималась в США. С точки зрения общепринятой морали, Марлен (впрочем, так же, как и Ремарк) не блистала добродетелью. Их роман был невероятно мучителен для писателя. Во Францию Марлен приехала с дочерью-подростком, мужем Рудольфом Зибером и любовницей мужа. Говорили, что бисексуальная звезда, которую Ремарк прозвал Пумой, сожительствовала с ними обоими. Но писатель был отчаянно влюблен и, начав «Триумфальную арку», придал ее героине по имени Джоан Маду многие черты Марлен.

     В 1939 году с помощью Дитрих он получил  визу в Америку и поехал в Голливуд. Война в Европе была уже на пороге.

     Ремарк  был готов жениться на Марлен. Но Пума встретила его сообщением о  своей связи с актером Джимми Стюартом, с которым она только что снялась в фильме «Дестри снова в седле». Следующим избранником актрисы стал Жан Габен, приехавший в Голливуд, когда немцы оккупировали Францию. При этом, узнав, что Ремарк перевез в Америку свою коллекцию живописи (в том числе 22 работы Сезанна), Марлен пожелала получить Сезанна на день рождения. У Ремарка хватило духу ответить отказом.

     В Голливуде Ремарк отнюдь не чувствовал себя изгоем. Его принимали как  европейскую знаменитость. Пять его  книг были экранизированы, в них  играли крупные звезды. Денежные дела его были превосходны. Он пользовался  успехом у известных актрис, в  числе которых была и прославленная  Грета Гарбо. Но мишурный блеск киностолицы  раздражал Ремарка. Люди казались ему  фальшивыми и непомерно тщеславными. Местная европейская колония  во главе с Томасом Манном его  не жаловала.

     Окончательно  расставшись с Марлен, он переехал в Нью-Йорк. Здесь в 1945 году была закончена  «Триумфальая арка» - роман о жизни иммигрантов-антифашистов. Главный герой романа - эмигрант, живущий в Париже в 1938/39 годы. Немецкий врач, бежавший из заключения, случайно встречает на бульваре своего мучителя из концлагеря и убивает его.

Информация о работе Эрих Мария Ремарк : жизнь и творчество