«Лес» А. Н. Островского и «Вишневый сад» А. П. Чехова опыт сопоставительного анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 16:56, реферат

Описание работы

"Лес" Островского и "Вишнёвый сад" Чехова — сходство сюжетных ситуаций и расстановки действующих лиц в этих двух комедиях столь значительно, что никак не может быть случайным. Переклички с пьесой Островского в "Вишнёвом саде" — отнюдь не бессознательное заимствование и не произвольное совпадение. Чехов преподносит читателям-зрителям свою комедию так, словно на втором плане сцены, на её "задворках" идёт одновременно другая драма, созданная иным автором, — называется она "Лес", сочинитель — Александр Николаевич Островский.

Работа содержит 1 файл

Реферат «Лес» А. Н. Островского и «Вишневый сад» А. П. Чехова опыт сопоставительного анализа.docx

— 24.00 Кб (Скачать)

 

Но ведь это неправда! Раневская  всегда была добра к бывшим крепостным — так, она утешила когда-то маленького Ермолая Лопахина, избитого своим  отцом. Слуги в доме почти хозяева (Яша), к Дуняше Раневская относится  любовно и заботливо. И предки Раневской едва ли были "крепостники": не стал бы Фирс с тоской вспоминать о времени до "воли", если бы оно было иначе.

 

Ближайший литературный предок Трофимова — актёр Геннадий Демьянович Несчастливцев, по наивности не замечающий очевидного (отношений тётки с  Булановым, безысходности горькой  любви Аксюши к Петру Восьмибратову) и путающий подмостки сцены, где  идёт трагедия Шекспира или Шиллера, со стенами усадьбы Пеньки, гдё  он участвует в трагикомедии, поставленной жизнью и тёткою Гурмыжской.

 

Но вот финальный монолог  актёра-трагика: "Девушка бежит  топиться; кто её толкает в воду? Тётка. Кто спасает? Актёр Несчастливцев! "Люди, люди! Порождение крокодилов! Ваши слёзы — вода! Ваши сердца —  твёрдый булат! Поцелуи — кинжалы  в грудь! Львы и леопарды питают детей  своих, хищные враны заботятся о  птенцах, а она, она!.. Это ли любовь за любовь? О, если б я мог быть гиеною! О, если б я мог остервенить  против этого ядовитого поколения  кровожадных обитателей лесов!" (д. 5, явл. 9).

 

Конечно, Гурмыжская не крокодилова  дочь, а Буланов не птенец хищного  врана. Но монолог Несчастливцева комичен  только по стилю, выспреннему, давно  отжившему. Он не Карл фон Моор, и  риторика "Разбойников" Шиллера  неуместна в повседневном быту. Но смысл монолога вполне серьёзен, и  по сути Несчастливцев прав. Наконец, за этими тирадами стоит дело —  деньги, отданные Аксюше и открывшие  ей путь к счастью. Несчастливцев  как актёр в мире зрителей, обычных  людей — это deus ex machina, разрешающий  неразрешимое, развязывающий-таки Гордиев  узел драматического сюжета и превращающий трагический для Аксюши и Петра  конец в радостный финал. Петя Трофимов ничего подобного не совершает.

 

В "Вишнёвом саде" есть и другие соответствия с "Лесом". Укажу лишь на одно. Актёр-комик Аркадий  Счастливцев, в жизни человек, по словам собственной тётки, "бесчастный <…> человек, душе своей губитель" (д. 2, явл. 2), напоминает Шарлотту из чеховской  пьесы — Шарлотта, одинокая и  невесёлая, призвана потешать публику.

 

Подведём итоги. Островский, как правило, переосмысляет классические амплуа, усложняет их. образ Гурмыжской сочетает несколько традиционных ролей, образ Несчастливцева строится на пересечении  условной роли трагического героя и  характера актёра, привыкшего играть таких персонажей. Амплуа страдающей героини оживает в образе Аксюши благодаря погружению в быт усадебной  русской жизни. Образ Буланова —  портрет Молчалина, но с подновлёнными  красками; образ Восьмибратова-отца нов в сравнении с традицией, но в творчестве самого Островского  он уже стал устойчивым социальным и психологическим типом.

 

Чехов же отбрасывает прочь  как классические амплуа, так и  драматические типы, созданные Островским и вошедшие в театральный канон. Если главная героиня — помещица, то она не будет самодуркой и лицемеркой. Если купец — то с нежными пальцами и душой артиста. Если воспитанница — то не обижаемая хозяйкой дома. И если герой, склонный к резонёрству, — то в своих проповедях комичный. Читательские ожидания привычного узнаваемого  пробуждаются и гаснут, как надежды  на спасение вишнёвого сада. Чеховский  текст как бы строится из "обломков" классических пьес и жанров, но ни один из них не властен над целым. Все  ожидания привычного обмануты. Таков  принцип Чехова — автора "Вишнёвого  сада": если в первом акте на стене  висит ружьё, значит, оно не выстрелит  даже в пятом акте.

Список литературы

 

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/


Информация о работе «Лес» А. Н. Островского и «Вишневый сад» А. П. Чехова опыт сопоставительного анализа