Лев Николаевич Толстой – как детский писатель

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 13:05, реферат

Описание работы

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого.

Содержание

1.Введение.
2.Лев Николаевич Толстой – великий педагог, истинный знаток детской души.
3.Детство. Отрочество. Юность.
4.Детские рассказы. Азбука.
5.«Азбука» Л.Н.Толстого глазами художника.
6.Педагогическое творчество Л. Н. Толстого.
7.Заключение.
8.Литература.

Работа содержит 1 файл

Толстой Лев Николаевич.docx

— 66.54 Кб (Скачать)

     После исповеди Николенька хвалится извозчику, какой он хороший, и ему снова  становится стыдно.

     Самое интересное и поучительное в повести “Юность” - это описание разоблачения того идеала “комильфотного” человека, которому старался следовать Николай Иртеньев.

     Кодекс  человека comme il faut основан на убеждении  в законности и незыблемости разделения людей на классы, сословия, различные  группировки. Герою трилогии это  представляется следующим образом: “Род человеческий можно разделить на множество отделов --- на богатых и бедных, на добрых и злых, на военных и статских, на умных и глупых и т.д.”. Кроме этих подразделений, герой трилогии придумал в годы юности еще одно : “Мое любимое и главное подразделение людей в то время, о котором я пишу, было на людей comme il faut и на comme il ne faut pas”.

     Первых  юный Иртеньев уважал, вторых --- презирал. А людей из народа--- не замечал: они  “для меня не существовали”, --- признается он.

     В повести дано подробное перечисление свойств и качеств, коими должен обладать “комильфотный” человек. Вот  некоторые из них:

     “Первое и главное” – отличный французский  язык и особенно выговор”; “второе условие” – “были ногти длинные, отчищенные и чистые”;

     “третье условие” – “умение кланяться, танцевать и разговаривать”;

     “четвертое, и очень важное, было равнодушие ко всему и постоянное выражение  некоторой изящной, презрительной  скуки”.

     У героя трилогии были еще и свои признаки “порядочного” человека: убранство комнаты, экипаж, перчатка, почерк и главное – ноги, вернее, обувь.

     “Сапоги без каблука с угловатым носком и концы панталон узкие без  штрипок – это был простой; сапог с узким, круглым носком и каблуком и панталоны узкие  внизу со штрипками, облегающие ноги или широкие со штрипками, как  балдахин стоящие над носком –  это был человек mauvais genre (дурного  вкуса) и т.п.”. Толстой называет пагубным увлечение своего героя  идеалом comme il faut и говорит, что оно  явилось следствием светского воспитания.

     “Главное  зло – пишет Толстой, состояло в том убеждении, comme il faut есть самостоятельное  положение в обществе, что человеку не нужно стараться быть ни чиновником, ни каретником, ни солдатом, ни ученым, когда он comme il faut, что, достигнув  этого положения, он уже исполняет  свое назначение и даже становится выше большей части людей”.

     Познакомившись  со студентами-разночинцами Зухиным, Семеновым  и др., Николай Иртеньев убедился в том, что его голландская  рубашка, хороший прононс не производят на них никакого впечатления, что они больше его читали и лучше знают предметы. Знаменательно, что последняя глава “Юности” озаглавлена “Я проваливаюсь”. Герой трилогии провалился на экзаменах по математике на первом курсе университета: “Я был оскорблен, унижен, я был истинно несчастлив”. С большим трудом он справился с отчаянием и решил, что в будущем он ни одной минуты не проведет праздно и никогда не будет делать ничего дурного.

     На  исходе детства Николенька делает открытие, что не все люди равны. В голове его вспыхивает на мгновение мысль: “Отчего ж нам не разделить  поровну того, что имеем?” Однако какой-то практический том, что между  людьми нет равенства, что существующий порядок вещей привел их к разъединению, раздробил на классы, группы, разряды, круги и кружки и что ему  нелегко будет найти свое место  в этом мире.

     Инстинкт тотчас же подсказал ему, что с Катенькой “не годится” говорить об этом, и он промолчал, но почувствовал, что в эту минуту в нем произошла одна из тех “моральных перемен” когда “ваш взгляд на вещи совершенно изменяется.

     Знаменательно, что уже в первом произведении, посвященном самой светлой поре человеческой жизни --- детству, Толстой  говорит о темных силах, угрожающих счастью людей. Тема их разобщения в  классовом обществе, его причин и  следствий явится одной из центральных  тем всего дальнейшего творчества Толстого. Защита лучшего в человеке, стремление оградить это лучшее от дурных влияний, художественное запечатление борьбы добра со злом в разные периоды  формирования личности составляют пафос  трилогии Толстого.

     Детские рассказы. Азбука.

     Лев Николаевич Толстой говорил одному из своих друзей: «Дети строгие судьи в литературе. Нужно, чтобы рассказы были для них написаны и ясно, и занимательно, и нравственно». И ещё одно непременное условие предъявлял Толстой к детским книжкам — простота.

     Итак, всего четыре заповеди. Повторим для  верности: ясность, занимательность, нравственность и простота. Четыре заповеди, которыми должен руководствоваться любой  автор, пишущий для детей. Сам  Лев Николаевич, создавая свою знаменитую «Азбуку», следовал им неукоснительно.

     Вышла она в 1872 году. В “Азбуке” Толстой  использовал лучшие из сказок, басен, былин, пословиц, поговорок. Через три  года появилось второе издание под  названием “Новая азбука”. Несколько  позже были изданы четыре тома “Русских книг для чтения”. Всего Львом  Николаевичем Толстым написано для  детей 629 произведений различных жанров. Это рассказы, сказки, были, очерки, басни и др.

     “Новая  азбука” учитывала возрастные особенности  детей. Сначала шли небольшие рассказы, всего в несколько строк обучала родному языку, развивала художественный вкус, знакомила с бытом людей, жизнью природы.

     Все учебные книги Толстого отличаются хорошо подобранным материалом для  чтения.

     Возьмём, например, книгу рассказов “Скучен день до вечера, коли делать нечего”. Рассказы эти необычны, они написаны на русские пословицы, в каждом в образной форме раскрывается смысл той или иной пословицы.

     Легче всего было бы назвать «Азбуку» учебной  книжкой для самых маленьких. Но такое определение будет не совсем точным. «Азбука» — уникальная энциклопедия в четырёх томах, в  которую, помимо собственно букваря, было включено множество рассказов, сказок, басен и научно-познавательных статей. Так что «Азбука» Л.Н.Толстого не только учила детей грамоте, она  формировала их взгляды на окружающий мир.

     О своём любимом детище Лев Николаевич говорил охотно и много. Ещё больше об «Азбуке» было написано его последователями, ценителями и… недоброжелателями (такие  тоже водились). Чтобы не уподобляться им, приведём лишь небольшую цитату из самого классика: «Рассказать, что для меня этот труд многих лет — азбука, очень трудно. Гордые мои мечты об этой азбуке вот какие: по этой азбуке только будут учиться два поколения русских всех детей, от царских до мужицких, и первые впечатления поэтические получат из неё».

     Так писал Лев Николаевич в 1872 году. С  тех пор прошло больше века. Не два  поколения, минимум — пять, сменили  друг друга. Две мировые войны  отгремели. Русского царства не стало. Советский Союз, пришедший ему  на смену, тоже почил. А «Трёх медведей», «Филиппка» и «Льва и собачку» читают до сих пор.

     Толстой широко использовал всем понятный и  доступный жанр басни. В них через  иносказание, ненавязчиво, деликатно  преподносят любое назидание, сложную  мораль. Басни Льва Николаевича воспитывают  трудолюбие, честность, смелость, доброту.

     Писатель  добивается, чтобы мораль в его  баснях была понятна детям, живой  и конкретной. Басни Толстого описывают  реальные условия жизни в крестьянской семье, заставляют задуматься над отношением к старшим и беспомощным.

     Значительное  место в учебных книгах Толстого занимают сказки – русские, зарубежные, литературные.Лев Толстой терпеливо перерабатывал свои произведения для учебных книг. Его сын вспоминал: “Он в то время составлял “Азбуку” и на нас – своих детях – проверял её. Он рассказывал и заставлял нас излагать эти рассказы своими словами”.

     Писатель  стремился дать детям доступные  им сведения о законах природы, советовал, как практически использовать эти  законы в быту и хозяйстве. Писатель учит всматриваться в явления природы, изображает их поэтически, используя меткие сравнения. Таков, например, рассказ “Какая бывает роса на траве”. 
 
 
 

     «Азбука»  Л.Н.Толстого глазами  художника.

     Из  книги А.Пахомова «Про свою работу в  детской книге» (М.: Дет. лит., 1982): «“Азбука” Толстого являетс обширным полем для приложения труда художника, ибо рассказы для маленьких, естественно, должны издаваться с рисунками, тем более что язык этих рассказов очень лаконичен, лишён всякой описательности, он краток, как подписи к картинкам. 
Толстой считал крестьянскую жизнь праведной, писал о возвышающем впечатлении “сознания великой духовной силы народа, к которому имел счастье принадлежать, хотя не жизнью, а породой”. Толстой говорил даже о зависти к “святой бедности” крестьянина. Это уважительное отношение к крестьянину было основным мотивом и моих иллюстраций к произведениям Толстого для детей . Я стремился передать красоту, обаяние крестьянского детства, ибо раннее детство всегда поэтично, даже если оно проходит в большой нужде и бедности. Мне хотелось вложить в эту книгу всё прекрасное, что сохранилось в моей душе и в моей памяти о чудесной поре своего крестьянского детства, которое совпало с последними годами жизни Л.Н.Толстого, и мне хотелось, чтобы “два поколения” (то есть младший и средний школьный возраст) и наших детей получали от этой книги “первые впечатления поэтические” и первые наглядные представления о прошлом нашего народа».

      Педагогическое творчество Л. Н. Толстого.

       В своих дидактических высказываниях Толстой дает много указаний, какими должны быть книги для первоначального обучения. Помещаемый в них материал должен быть занимательным для детей, доступным их пониманию; написаны книги, должны быть просто, немногословно. В книгах для начальной школы надо давать материал из жизни родины, легко запоминающийся и производящий на детей сильное впечатление.

     Как «Азбука», так и книги для чтения выдержали каждая свыше 30 изданий, разошлись в миллионах экземплярах и были наряду с «Родным словом» Ушинского самыми распространенными учебными книгами в земских начальных школах. Характерными чертами составленных Толстым книг для чтения были высокая художественность, выразительность, сжатость и простота, полная доступность детскому пониманию, занимательность, превосходный русский язык. Весь материал составлен из русской жизни, большей частью из жизни деревни. Сведения по природоведению, географии, истории даны в форме художественных рассказов. Много рассказов на нравственные темы, занимающих три-четыре строки.

     Педагогическая печать по справедливости высоко оценила эти учебные книги сразу же после их выхода в свет. Так, известный соратник Ушинского, крупный педагог Д. Д. Семенов писал, что эти книги — «верх совершенства, как в психологическом, так и в художественном отношении. Какая картинность в изображении, и притом картинность чисто русская, народная, наша собственная!». Рассказы, написанные Толстым для учебных книг, богаты и разнообразны по содержанию; они явились ценным вкладом в литературу для детей. Многие из этих рассказов помещены в советских книгах для чтения в начальной школе и выпускаются в наше время отдельными изданиями.

      В разностороннем педагогическом творчестве Толстого было много положительных сторон, обогативших русскую педагогическую мысль и дореволюционную школу России, было многоценного и оригинального. К этим положительным чертам его педагогического учения относятся глубокая любовь к детям, уважение к личности ребенка, умение пробуждать и развивать творчество детей, тонкий психологический анализ особенностей каждого отдельного учащегося.

     Важно отметить постоянные педагогические искания Толстого, беззаветное увлечение педагогической деятельностью, пламенный призыв к творчеству, его большое педагогическое мастерство как учителя и составителя учебных книг.

     Л. Н. Толстой вошел в историю русской педагогики как крупнейший оригинальный педагог-мыслитель и новатор. По словам Н. К. Крупской, «для всякого педагога, каких бы взглядов он ни держался, педагогические статьи Толстого являются неисчерпаемой сокровищницей мысли и духовного наслаждения».

     Н. К. Крупская считала особенно ценными мысли Л. Н. Толстого о том, что трудящиеся должны принимать участие в организации народного образования; она подчеркивала, что педагогика была для Толстого не застывшей доктриной, а живым, сложным, развивающимся делом, что он горячо любил детей и учил учителей правильному пониманию своих задач, указывая, что их занятия только тогда будут успешными, когда детям будут предоставлены необходимые возможности чувствовать себя с учителями свободно и непринужденно, активно приобретать знания.

     «Его громадная заслуга в том, — писала Н. К. Крупская, — что он каждый самый, казалось бы, чисто педагогический вопрос ставил резко, во всей его широте. Не вне времени и пространства, а в тесной связи с окружающей действительностью. Допустим, что Толстой неправильно решал тот или иной вопрос, но он ставил его не как узкий специалист, а как «гражданин земли родной», мучительно искал ответа на него и заставлял искать и читателя».

Информация о работе Лев Николаевич Толстой – как детский писатель