«Литература региона» Кубанский писатель В.И. Лихоносов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 09:47, контрольная работа

Описание работы

Корни литератора Виктора Лихоносова тесно переплелись с Кубанским краем, с судьбами узнанных и изученных им казаков-кубанцев. Влюбленный в историю со студенческой скамьи, писатель трепетно изучал биографию Федора Андреевича Щербины, перечитывал страницы двухтомной "Истории Кубанского казачьего войска", воспоминания историка, не раз бывал в его родной Новодеревянковской, пытаясь понять до конца душу Федора Андреевича и его светлые помыслы. "А что, если душа Щербины витает над садами и посейчас?

Работа содержит 1 файл

литра (2).docx

— 19.60 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

    «КРАСНОДАРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

      КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ» 
 
 
 
 
 
 
 
 

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

По дисциплине «Литература региона»

Кубанский писатель

В.И. Лихоносов 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнил: студентка 1курса ОЗО

                     Рыбина Е.В   

                  Факультет: Информационно-библиотечный

                  Проверил: _____________________ 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

    Краснодар 2010

Виктор  Иванович Лихоносов один из первых в литературе заговорил о великом  наследии Федора Андреевича Щербины. "Последний  солидный историк Кубани", - так  отмечал в своих трудах проникновенный лирик значение исторической заслуги  знатока казачьего края.

Многие  произведения В. И. Лихоносова - "Тайна  хаты Царицыхи", "Афродита Таманская", "Судьба", "Печаль", "Мы недостойны вас", "Записи перед сном", "Осень в Тамани", "Волшебные дни", "Корни историка", "Казак", "Время зажигания светильников" - начало свое берут от исторических истоков, заложенных в трудах Ф. И. Щербины. Знакомство с "Историей Кубанского казачьего войска", работа в архивах, опора на многочисленные изыскания, любовь к прошлому проложили сокровенную дорогу к лучшей книге Виктора Лихоносова "Наш маленький Париж. Ненаписанные воспоминания". Это произведение - своеобразное литературно-историческое открытие писателя, новое слово о Кубанском казачестве, чья судьба пока еще является не изученным до конца "белым пятном" в современной науке.

В 90-е годы ХХ столетия к широкому читателю, а теперь и к школьникам пришли "История Кубанского казачьего  войска" Ф. А. Щербины, его бесценное  имя и другие труды по литературе, краеведению, публицистика. Еще в 1986 году В. И. Лихоносов писал в дневниках: "Воспоминания Щербины я бы отпечатал  хотя бы для новодеревянковских детей. Пусть бы они особо изучали их на уроках истории, получали отметки, а потом бы, тоскуя по своим хатам вдали, приезжая-уезжая, бродя мимо засаженного деревьями, придавленного огромным клубом и белой котельной обок самого первого станичного кладбища, корили кого-то за безродность, но вернее всего - гордились бы своей станицей…" [8. C. 298].

В романе "Наш маленький Париж. Ненаписанные воспоминания" оценка вклада историков  в дело изучения истории Кубани мастерски  передана через отношение лирического  героя к одному из персонажей - Юрию Мефодьевичу Лисевицкому (Костогрызу). Критика так оценила роман: "В современной прозе вряд ли удастся отыскать произведение, которое можно было бы сравнить с "Ненаписанными воспоминаниями…" по абсолютной растворенности автора в былом, по его способности "соглядать" самые разнообразные формы батьковского бытования любящим внутренним оком" [3. C. 19].

Всем  повествованием В. Лихоносов отвечает на вопрос, поставленный им однажды  в интервью: "Желание напомнить  о подлинном казачьем городе было велико. Я опять, как и в случае с Таманью, но по-другому, не мог совершенно по-детски внять: как же это? Была жизнь - о ней никто ничего не знает?" [21. C. 15].

Хотя  роман не касается истории буквально, читатель найдет здесь много из того, что могло бы быть в историческом романе о крае. Сквозь лиризм повествования  доносятся глухие отзвуки непримиримой классовой борьбы на Кубани, прошлое  предстает в своем суровом  облике и раскрывается таким, каким  его пережили и прочувствовали отстрадавшие знатные и простые кубанцы. "Не претендующее на историзм, произведение В. Лихоносова оказывается историческим, потому что в нем запечатлевается народно-духовный опыт" [Канашкин В. А. Жребий и участь. - Краснодар-Екатеринодар, 1996. - C. 9].

Опыт  этот накапливался годами и вбирал в себя реальные исторические понятия - любовь, жизнь, борьбу, смерть, разлуку, отлучение от Родины. Эти понятия  отложились в глубинах человеческого  характера, характера кубанского - доблестного, открытого, умного, талантливого, преданного и любящего. Роман "Наш маленький  Париж. Ненаписанные воспоминания" - роман о Екатеринодаре: "Ну что тебе Париж?" Он, конечно, сиреневый, ему нет равных, но наш маленький лучше, главное - родной…", - говорит один из героев.

Корни литератора Виктора Лихоносова тесно  переплелись с Кубанским краем, с судьбами узнанных и изученных  им казаков-кубанцев. Влюбленный в историю со студенческой скамьи, писатель трепетно изучал биографию Федора Андреевича Щербины, перечитывал страницы двухтомной "Истории Кубанского казачьего войска", воспоминания историка, не раз бывал в его родной Новодеревянковской, пытаясь понять до конца душу Федора Андреевича и его светлые помыслы. "А что, если душа Щербины витает над садами и посейчас?" [8. C. 298].

Свою "Историю…" Щербина писал с  чистой душой и мягким сердцем. Любовью  проникнуты страницы его труда, взывавшего еще в начале ХХ века к милосердию. Этого милосердия как раз и  не хватило в годы Гражданской  войны на Кубани. Об этом и повествует роман В. Лихоносова, в котором  описана народная трагедия Кубани, разбившейся на два противоборствующих лагеря. Отрыв от народа, разобщенность, ожесточение, пролитая кровь, невидение будущего - вот что привело часть казаков к эмиграции.

Книга В. Лихоносова, как и работы Ф. А. Щербины, проникнута ностальгией о прошлом: "И все они были героями короткого дня, который никогда не повторится и никому, кроме них не будет понятен, потому что пройдет еще несколько лет, и в обломки, в прах превратится жизнь со старыми гимнами, молитвами и историческими преданиями…" [11. C. 193].

Пробудившийся интерес к родной истории, к народному  творчеству, к богатому казачьему  наречию, к своим корням и показывает, что лирический писатель В. И. Лихоносов - преемник историка-кубанца Федора Щербины. "Наш маленький Париж…" построен как исторически-художественная хроника. И себя автор называет "теперешним скромным летописцем". Может быть, у Лихоносова кровь сибирских казаков, она то и позвала писателя в путь-дорожку по земле Кубанской и влюбила в забытую историю казаков-кубанцев. Желание возникает не на пустом месте. Это бывает так, как и у Щербины: "Не библиотеки порождают желание писать историю своего народа. Никакого отзвука не дадут мертвые листы. Ничто не воспламенится, ни одной загадки не разгадать, если не дано почувствовать душу народную. Происхождение, личная биография помогали Ф. А. Щербине" [7. C. 477].

Мельчайшие  детали в произведении о Кубани играют предельно важную роль в восстановлении целого. На помощь читателю Лихоносов  приходит крайне редко, поэтому приходится с трудом втягиваться в ход  его историко-поэтических свидетельств, в словесно-изобразительную полифонию  романа. Критик В. Канашкин отмечает "ультрасубъективные подробности", "беллетризованно-фольклорное" повествование в романе, а также "циклопическую" постройку В. Лихоносова, сложенную из узоров-воспоминаний, колесиков-заметок, преданий, официальных хроник, исповедей, притч, заклинаний, цитат и т. д. Метод дневниково-психологической стенограммы во всех частях романа - "Старые открытки", "Праздники и частная жизнь", "Отблески войны", "Тризна", "Жизнь прошла" - представляет читателю развивающийся и неделимый сказ о былом.

Культурная, эстетическая почва, которая питает творчество В. Лихоносова и на которой  вырос роман о Екатеринодаре, - живое кубанское слово и живое кубанское мироощущение. Так исторически сложилось, что язык жителей Кубанского края образовался на смешении русского и украинского языков. Вышедшие некогда из единого праязыка, встретившиеся через века, языки эти и их объединяющие культуры образовали новую эстетическую реальность.

Пробудившийся интерес людей к старине, к  истории и народному творчеству своими корнями и выражает в своем  романе В. Лихоносов - как художник, опирающийся на дореволюционные  работы Ф. А. Щербины, И. Д. Попко, П. П. Короленко и других исследователей кубанской истории. Вне связи с изысканиями историков-подвижников Кубани не появился бы роман "Наш маленький Париж...".

Пленительность  исторических преданий Ф. А. Щербины  и художественных творений В. И. Лихоносова - неоценимый вклад, привнесенный в  науку и литературу. История и  художественное слово тесно переплелись. Это сплетение исторических и  литературных исканий, а также человеческих судеб - признак творческой преемственности.

Восхождение от исторических корней к беллетристической  кроне - путь творческой мысли на Кубани от вечной истории Федора Щербины  к художественному открытию Виктора  Лихоносова - роману "Наш маленький  Париж…". И на этой основе родился "правдивый взгляд на все далекое  и близкое", на историю родного  края и его народа.

Литература

1. Бардадым В. П. Жизнь генерала Шкуро. - Краснодар, 1998. 
2. Бардадым В. П. Радетели земли Кубанской. - Краснодар, 1998. 
3. Канашкин В. А. Жребий и участь. - Краснодар-Екатеринодар, 1996. 
4. Куценко И. Корни истории // Комсомолец Кубани. - 1987. - 3 июня. 
5. Лихоноосов В. И. Корни историка. // Литература Кубани (современный период): Хрестоматия для учащихся средних школ. / Управление образования администрации Краснодарского края; Краснодарский эксперим. центр развития образования. / Сост. Ю. Г. Любимцев. – Т. 3 - Краснодар, 1995. 
6. Лихоносов В. И. Волшебные дни. - Краснодар, 1988. 
7. Лихоносов В. И. Голоса в тишине. - М., 1990. 
8. Лихоносов В. И. Записи перед сном. - М., 1993. 
9. Лихоносов В. И. Корни историка // Кубань. - 1987. - № 5. - 30 января. 
10. Лихоносов В. И. Корни историка // Писатель и время. - Сб. 4. - М., 1988. 
11. Лихоносов В. И. Наш маленький Париж. Ненаписанные воспоминания. - М., 1989. 
12. Попка И. Д. Черноморские казаки. - Краснодар, 1998. 
13. Савельев Е. П. Древняя история казачества. - М., 2002. 
14. Ткаченко П. И. Кубанский говор: опыт авторского словаря. - М., 1998. 
15. Трагедия казачества: Сборник / Редактор-составитель Л. Барыкина. - М., 1994. 
16. Тубин Н. Молоко волчицы. - М., 1993. 
17. Туренко А. Исторические записи о войске Черноморском. 
18. Шаповал И. В. В поисках сокровищ. - М., 1989. 
19. Щербина Ф. А. История Кубанского казачьего войска. 
20. Щербина Ф. А. Федор Андреевич Щербина о себе… // Родная Кубань. - 1999. - № 1.  
21. Литературная Россия. - 1986. - № 52. 
22. Родная Кубань. - 1999. - № 1.
 
 

Информация о работе «Литература региона» Кубанский писатель В.И. Лихоносов