Рання лирика Анны Ахматовой

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:53, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена поэтике ранней лирики Анны Андреевны Ахматовой. Поэтесса писала на рубеже веков, и нам интересно проследить мысли и чувства героини другой эпохи, сравнить их с нынешними. Многие исследователи занимались лирикой Ахматовой (Виноградов, Жирмунский, Эйхенбаум, Гиппиус, Коллонтай, Веселовский и другие), но эта тема ещё не до конца раскрыта, она неисчерпаема и многогранна. Связь поэзии с традициями прошлого, отражение в ней архаического типа мышления между тем не отягчает творчество поэтессы ненужным балластом времени, а, напротив, делает ее живой и нужной для современного читателя. В этом состоит актуальность нашей работы.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I 5
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ 5
1.1. Что есть поэтика 5
1.2. Поэтика и её виды 5
1.3. Лирическая героиня в творчестве Анны Андреевны Ахматовой 6
1.4. Лирическая героиня Анны Ахматовой и поэтика символизма и акмеизма 8
1.5.Новый тип лирической героини в творчестве Анны Ахматовой и его эволюция 10
ГЛАВА II 12
ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИЧЕСКОГО СЛОВА АННЫ АХМАТОВОЙ 12
2.1. Концепция любви в творчестве Ахматовой 12
2.2. «Вещи и лица» в поэзии Ахматовой 16
2.3. Особенности языка Ахматовой 22
3. Значение творчества А.А. Ахматовой. 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

     Московский  государственный университет имени  М.В. Ломоносова

     Филиал  МГУ имени М. В. Ломоносова в г. Севастополе 
 

     Историко-филологический факультет

     Кафедра русского языка и литературы 
 
 
 

     ПОЭТИКА РАННЕЙ ЛИРИКИ АННЫ АНДРЕЕВНЫ АХМАТОВОЙ 

     Курсовая  работа 
 
 
 

                                                Выполнил:

                                                студент группы Ф-202

                                                Варламова Юлия Николаевна

                                                Проверил:

                                                Ветрова Марина Валерьевна

                    
                   
                   
                   
                   

СЕВАСТОПОЛЬ-2011

 

     

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

       Данная  курсовая работа посвящена поэтике ранней лирики Анны Андреевны Ахматовой. Поэтесса писала на рубеже веков, и нам интересно проследить мысли и чувства героини другой эпохи, сравнить их с нынешними. Многие исследователи занимались лирикой Ахматовой (Виноградов, Жирмунский, Эйхенбаум, Гиппиус, Коллонтай, Веселовский и другие), но эта тема ещё не до конца раскрыта, она неисчерпаема и многогранна. Связь поэзии с традициями прошлого, отражение в ней архаического типа мышления между тем не отягчает творчество поэтессы ненужным балластом времени, а, напротив, делает ее живой и нужной для современного читателя. В этом состоит актуальность нашей работы.

       Объектом  исследования нашей работы является ранняя лирика Анны Ахматовой, представленная тремя сборниками «Вечер», «Чётки» и «Белая стая». Мы хотим постигнуть истоки творчества Анны Андреевны Ахматовой, чтобы в дальнейшем яснее понимать её более зрелое творчество. Первые сборники Ахматовой являются классическими, имеют непреходящее значение, и мы будем рассматривать именно их, чтобы лучше понимать дальнейшее творчество Анны Ахматовой,  несмотря на то, что более поздняя лирика, безусловно, является более зрелой.

       Цель нашей работы заключается в выявлении особенностей поэтики ранней лирики Анны Андреевны Ахматовой и раскрытии через неё характера лирической героини, её чувств и переживаний.

       Наши  задачи:

        исследовать образ лирической героини ранних сборников Ахматовой, проследить его эволюцию;

        определить степень влияния символизма и акмеизма на раннюю лирику Ахматовой;

        раскрыть своеобразие концепции любви у ранней Ахматовой;

        исследовать особенности поэтики в каждом из трёх первых сборников Ахматовой;

        выявить особенности поэтического языка ранней Ахматовой.

       В нашей работе мы будем использовать следующие методы: индукции, синтеза, сравнения, наблюдения, обобщения, описательный, аналитический и метод компонентного анализа.

       В первой главе мы рассмотрим теоретические  аспекты поэтики и опишем лирическую героиню творчества Ахматовой, её эволюцию. Во второй, практической главе, на примере  отдельных стихотворений покажем особенности поэтики и языка Анны Андреевны Ахматовой. 
 
 
 

 

ГЛАВА I

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ

1.1. Что есть поэтика

       Различные словари определяют значение поэтики  по-разному, но суть понятия остаётся единой. Мы приведём примеры некоторых определений понятия поэтика.

       "Поэтика теория поэзии, наука о поэтическом творчестве, ставящая себе целью выяснить его происхождение, законы, формы и значение..." [11, с.937]  
"Поэтика наука о строении литературных произведений и системе эстетических средств, в них используемых.". [11, с.938]

       Проанализировав несколько определений понятия  поэтики (эти и некоторые другие), можно сделать вывод, что поэтику можно определить как систему изобразительно-выразительных средств в произведении, совокупность методов, которыми пользуется автор для создания образов.

       Поэтика присуща литературному произведению, обладающему художественностью, то есть организованной эстетической целостностью, объединенной смыслом, но условной, вымышленной, неравной правде жизни. Произведение, а не просто текст, характеризуется художественным вымыслом, фантазией писателя, «выступающей формообразующим средством в произведении». [1, с.236]

1.2. Поэтика и её  виды

       Также данное понятие включает в себя различные  составляющие. Например, поэтика делится на общую, описательную и историческую. Общая поэтика исследует законы построения и художественные средства любого произведения, рассматривает возможные способы художественного воплощения замысла писателя, законы сочетания различных способов в зависимости от жанра, вида литературного и рода литературного. Описательная поэтика описывает структуры отдельных произведений конкретных авторов или целых периодов. «Она ставит целью воссоздание того пути от замысла к окончательному тексту, пройдя который исследователь может полностью проникнуть в авторский замысел. При этом разные уровни и части произведения рассматриваются как единое целое». [11, с.939]. Историческая же поэтика изучает развитие литературно-художественных средств, как отдельных художественных приемов (эпитеты, метафоры, рифмы и т.д.) и категорий (художественное время, пространство, основные противопоставления признаков), так и целых систем таких приемов и категорий, свойственных той или иной эпохе. Гаспаров М. Л. выделяет также частную поэтику, которая занимается описанием литературного произведения во всех перечисленных выше аспектах, что позволяет создать "модель" индивидуальную систему эстетически действенных свойств произведения. [17, с.10]

1.3. Лирическая героиня в творчестве Анны Андреевны Ахматовой

       В своей статье Жирмунский говорит  о том, что Ахматова писала в эпоху, когда очень модным был модернизм, всё вокруг было с налётом этой модной тенденции и отрицалось всё, что содержало «пережитки девятнадцатого века». Стихи же Ахматовой, напротив, были лишены этой популярной тогда вычурности –  просты, свежи и прозрачны. Критики пытались «замуровать» Ахматову в прошлое, и она в пылу полемики неоднократно подчеркивала своё пренебрежительное отношение к своей ранней лирике. Поэзия Ахматовой – это победа русского реалистического искусства над западным модернизмом.  Её творчество продолжало традиции реалистического искусства 19 века, было правдиво и искренне. Такова же была и её лирическая героиня. Ведь Ахматова выражала себя через неё.

       Поговорим подробнее о лирической героине стихотворных откровений Ахматовой, ведь эта тема является очень важной для понимания всего её творчества и его дальнейшего разбора.

       Основная  тема ахматовской лирики очень традиционна – это тема любви. Но раскрывалась эта тема по-новому, под влиянием философии декаданса. "Декадентство (от позднелатинского decadentia – упадок) – общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX - начала XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Сложное и противоречивое явление, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными антагонизмами действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам" [16, с.276]

       Ахматова  не была в полной мере поэтом-декадентом, но эта философия значительно  повлияла на её творчество. Рассмотрим, в чем проявилось это воздействие.

       Острое  и необычное само по себе чувство  лирической героини часто проявляется  в стихотворениях в своём кризисном  выражении: состояниях взлёта и падения, встречи или расставания, рождения и смерти. Лично знающий Ахматову, Чуковский подчеркивал: "Едва только вышли ее первые книги "Вечер", "Четки", "Белая стая", я сделал попытку дознаться, в чем первооснова ее лирики. И увидел, что даже тогда, в пору своего преуспеяния и громких литературных успехов, она в своей юной поэзии тяготела к темам бедности, сиротства и скитальчества. Любимыми ее эпитетами были: скудный, убогий и нищий". [22, с.504.]

       "Зачем  ты к нищей грешнице стучишься?" –  типичные слова для героини  стихотворений Ахматовой. Убогий вещный мир лирики, а также эстетика распада сопровождают лирическую героиню почти во всех измерениях художественного мира поэтессы: "Убогий мост, скривившийся немного... Тверская скудная земля... " "Потертый коврик", "ветхий колодец", "стоптанные башмаки", "разбитая, поваленная статуя". И даже Муза порой являлась героине в таком образе: "И Муза в дырявом платке // Протяжно поет и уныло". [22, с.505...]

       В таких лирических настроениях нетрудно угадать влияние на поэтессу философии  декаданса, которая стала символом поэзии Серебряного века.

1.4. Лирическая героиня Анны Ахматовой и поэтика символизма и акмеизма

       Поэзия  Анны Андреевны Ахматовой формировалась  во многом под влиянием литературных течений – акмеизма и символизма. Для обоих направлений характерно стремление к идеальному, непознаваемому, интерес к высшей действительности и глубокий эстетизм. Но акмеизм – более "земное" направление, в котором большое внимание уделяется простой человеческой жизни, в нём уравновешено реальное и идеальное. Часто состояние чувств не раскрывалось непосредственно, оно передавалось психологически значимым жестом, движением, перечислением вещей. Пристальное внимание акмеистов к материальному, вещному миру не означало их отказа от духовных поисков. Со временем утверждение высших духовных ценностей стало основой творчества многих акмеистов. Еще одной особенностью этого течения стало то, что его представители выступали за сохранение культурных ценностей, поэтому творчество многих из них в качестве первоосновы вобрало наследие золотого века русской литературы.

       При этих общих особенностях направления  творчество его отдельных представителей обладает оригинальными чертами.

       Так, акмеизм Анны Ахматовой лишен пестрой образности. Своеобразие ее лирики заключается в запечатлении одухотворенной предметности. Посредством поразительной точности вещного мира Ахматова отображает целый душевный строй. Иначе этот прием называется материализацией переживаний лирического героя: ахматовские детали ассоциативны и психологичны, направлены на раскрытие образа лирической героини.

       Интерес акмеизма к предметному миру привел поэтессу к тому, что в своих  стихах она стала опираться на психологическую русскую прозу 19 века, это выразилось в особой сюжетности ее произведений, особому интересу к деталям, предметному миру. Как говорил В. Гиппиус, в эпоху декаданса "... роман кончен, трагедия десяти лет развязана в одном кратком событии, в одном жесте, взгляде, слове". [15, с. 11.] Стихотворения А.А. Ахматовой можно назвать такого рода романами "жеста, взгляда, слова"

       А главной героиней этих "романов", особенно в ранней лирике, является женщина, которая любит. Лирические героини Ахматовой, при всем многообразии жизненных ситуаций, при всей необычности, даже экзотичности, несут нечто главное, исконно женское. Есть центр, который как бы сводит к себе весь остальной мир ее поэзии, оказывается ее основным нервом, ее идеей и принципом. Это любовь. Стихия женской души неизбежно должна была начать с такого заявления себя в любви. В известном смысле вся ранняя лирика Ахматовой посвящена любви. Именно в этой теме рождались подлинно поэтические открытия, такой взгляд на мир, что позволяет говорить о поэзии Ахматовой как о новом явлении в развитии русской лирики XX века сравнительно с символизмом и акмеизмом.

       В одном стихотворении 1913 года Ахматова назвала любовь "пятым временем года". Из этого-то необычного, пятого времени увидены ею остальные четыре – обычные. В состоянии любви мир видится заново. Обострены и напряжены все чувства. И открывается необычность обычного. Человек начинает воспринимать мир с удесятеренной силой, действительно достигая в ощущении жизни вершин, и это, может быть, именно та сторона дела, где несколько искусственный термин «акмэ» (греч. – вершина) получает, наконец, какое-то оправдание.

       Однако  было бы неправильным утверждать, что стихи Ахматовой о любви – стихи о счастливой любви. Скорее всего, вся ее лирика –повествование о том, как в лирической героине борются два начала: женское, созданное для земной любви, и творческое, свободное, удел которого –одухотворенное одиночество, стихия Слова.

Информация о работе Рання лирика Анны Ахматовой