Развитие лексики в онтогенезе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 13:01, реферат

Описание работы

Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Работа содержит 1 файл

реферат развитие лексики в онтогенезе.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

       Речь  — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

       Ребёнок рождается, не умея говорить. В процессе своего развития он должен овладеть языком, на котором говорят окружающие его  взрослые, научиться пользоваться раньше устной, а затем письменной речью. Это очень сложная задача. Ребёнку приходится за немногие годы усвоить всё богатство языка, которое создавалось народом в течение тысячелетий.

       В своём развитии детская речь проходит ряд этапов, качественно отличающихся друг от друга. В младенческом возрасте, на первом году жизни ребёнка, происходит подготовка к овладению родным языком. У новорождённого наблюдаются голосовые реакции в виде крика, хныканья, которыми выражаются его различные органические состояния (голод, боль, утомление). Эти голосовые реакции ещё очень далеки от звуков человеческой речи. Однако, издавая эти крики, ребёнок упражняет свой голосовой аппарат, что имеет важное значение для его последующего речевого развития.

       В возрасте 2-3 недель дети начинают прислушиваться к звукам. Если поблизости кто-либо громко заговорит или захлопает в ладоши, младенец перестаёт плакать и затихает. Позже, у 2-3-месячного младенца, уже возникает связь между звуками человеческого голоса и присутствием взрослого. услышав голос, он начинает искать глазами говорящего и поворачивает голову в его сторону.

       Так закладываются основы речевого общения  ребёнка с окружающими его  людьми. Влияние речи окружающих на звуки, произносимые ребёнком в

возрасте 3-4 месяцев, сказывается в детском  лепете. Ребёнок подражает речи взрослого, воспроизводя отдельные её звуки, а также её интонационные и ритмические особенности. В его лепете певучие гласные сочетаются с согласными, образуя повторяющиеся слоги, вроде «ба-ба-ба» или «тя-тя-тЯ».

       Во  втором полугодии жизни младенец начинает связывать определённые звукосочетания с теми или иными получаемыми впечатлениями или со своими действиями. Например, при звуках «тик-таю> он поворачивает голову в сторону часов; услышав обращённое к нему слово

       «иди, иди», он протягивает к говорящему ручки и пытается встать.

       Образование такого рода временных связей является первый шагом на пути овладения ребёнком словами родного языка, накоплению словаря и формированию грамматически правильного оформления речевого

       высказывания.

       Словарь -это слова, обозначающие предметы, явления, действия и

       признаки  окружающей действительности. Различают  активный и пассивный 

       словарь.

       Грамматический  строй речи -система взаимодействия слов между 

       собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и 

       синтаксический  уровень грамматический системы.

       Морфологический уровень умение владеть приёмами словообразования. Синтаксический уровень  умение составлять

       предложения, грамматически правильно сочетая  слова.

       Развитие  речи у детей преддошкольного  возраста.

       Первые  осмысленные слова появляются у  ребёнка в конце первого -в

       начале  второго года жизни. Вначале это  названия близких ему людей (имена  мама, папа, баба, няня), а затем названия ряда предметов домашнего обихода  и простейших действий. Таким образом  у ребёнка образуются временные  связи между словесными сигналами, с одной стороны, и предметами и действиями -с другой.

       Прежде  чем ребёнок сам начинает активно  произносить слова, он обнаруживает понимание речи других людей. Некоторые  годовалые дети, которые сами могут  сказать лишь два-три слова, уже понимают более десятка слов. Пассивный словарь ребёнка опережает в своём развитии его активный словарь. Ребёнок овладевает языком, подражая речи взрослых. В процессе общения с окружающими людьми, он начинает выделять звуки и

       синтезировать их в слоги, слова и предложения.

       Речевое общение ребёнка со взрослыми  в свою очередь обогащается благодаря  всё большему знакомству с окружающими  и усложнению детской деятельности. К началу второго года жизни ребёнок  начинает

       самостоятельно  передвигаться, а также захватывать руками различные

       предметы  и довольно разнообразно действовать  ими. Усложнение

       деятельности, обогащение её содержания порождает  у ребёнка новые 

       потребности. То ему нужна палка, то мяч, то он хочет дотянуться до

       штепселя, чтобы самому потушить свет. Такого рода требования уже не

       могут быть выражены при помощи крика. Для  того чтобы быть понятым,

       ребёНОК должен переходить к речевому общению  со взрослыми,

       пользоваться  для обмена мыслями средствами языка.

       Свои  требования и желания ребёнок  выражает вначале с помощью

       отдельных слов. Например, полуторагодовалый  ребёнок, желая получить

       куклу, говорит; «кука» (кукла); вместо того чтобы  сказать: «Мама, пойдём

       гулять», он говорит одно слово «гулять».

       Позднее появляются примитивные предложения, состоящие из нескольких слов. Вначале слова в таких предложениях просто ставятся рядом, не будучи согласованы друг с другом.

       Например, ребёнок говорит: «Мама, водичка  купаться песочек играть», что означает: «Мама, пойдём на речку, там будем  купаться и в песочек 

       играть».

       к концу преддошкольного возраста ребёнок уже усваивает некоторые  простейшие виды согласования и соподчинения слов в предложении. Однако в овладении  грамматическими формами родного  языка преддошкольник всё же стоит  ещё на начальных ступенях развития. К концу второго года жизни дети практически овладевают некоторыми морфологическими элементами,

       единственным  и множественным числом существительных, временами и 

       лицами  глаголов, некоторыми падежными окончаниями.

       Значительные  трудности испытывает ребёнок раннего возраста в различении и произнесении звуков речи. Труднее всего ему даются плавные

       р и л, свистящие с и з и  шипящие ж и ш, а также сочетания  согласных.

       Ошибки  в звукопроизнесении у преддошкольника  объясняются не только

       неумением владеть своим голосовым аппаратом, но и недостаточно точным

       восприятием речи, несовершенством анализа звуков языка. Все эти 

       трудности в овладении речи преодолеваются ребёнком уже на следующей 

       ступени развития, в дошкольном возрасте.

       В норме к концу второго года жизни словарный запас быстро растет и составляет около 300 слов различных частей речи. В этот период ребенок переходит от пассивного приобретения слов к активному расширению словаря в период использования вопросов типа «Что это?», «Как называется?». При этом отмечается перенесение названия одного предмета

       на  ряд других, ассоциативно связанных  с исходным предметом. Ребенок 

       использует  слово для называния целого ряда предметов, которые имеют один

       или несколько признаков (форма, размер, движение, материал, звучание, вкусовые качества и др.), а также общее функциональное назначение. В

       процессе  онтогенеза значение слова не остается неизменным, оно 

       развивается.

       Л. С. Выготский писал: «Всякое значение слова... представляет собой 

       обобщение. Но значения слов развиваются. В тот момент, когда ребенок

       впервые усвоил новое слово... развитие слова  не закончилось, оно только

       началось; оно является вначале обобщением самого элементарного типа и только по мере своего развития переходит  от обобщения элементарного типа к все высшим типам обобщения, завершая этот процесс образованием подлинных и настоящих понятий». Структура значения слова в разные возрастные периоды является различной.

       Исследования  показывают, что ребенок прежде всего  овладевает

       денотативным  компонентом значения слова, т. е. устанавливает связь между

       конкретным  предметом (денотатом) и его обозначением.

       Понятийный, концептуальный компонент значения слова усваивается ребенком позднее  по мере развития операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Объясняя значение слова стол, ребенок сначала говорит: «На нем едят». Позднее он по-другому объясняет слово стол: «Это вид мебели», т. е. соотносит это слово с более общим понятием, определяет это слово на основе связей между словами в языковой системе.

       Постепенно ребенок овладевает и контекстуальным значением слова. Так, ребенок дошкольного возраста с большим трудом овладевает переносным значением слова, афоризмами.

       Развитие  речи у детей ДОШКОJlЬНОГО возраста.

       в дошкольном возрасте речь ребёнка приобретает  новые качественные особенности. Наряду с быстрым ростом словаря (от 1000-1200 слов У трёхлетнего ребёнка до 3000-4000 слов У старшего дошкольника) идёт практическое овладение более сложными формами предложения, грамматическим строем родного языка.

       Развитие  речи происходит в процессе общения ребёнка с окружающими, которое становится в дошкольном возрасте богаче и разнообразнее благодаря накопленным ребёнком знаниям и участию в различных коллективных играх и занятиях. Усовершенствование речи неразрывно связано с развитием мышления ребёнка, в частности с переходом от наглядно-действенного к рассуждающему, логическому мышлению,

       которое начинает складываться в дошкольном возрасте.

       На  протяжении дошкольного возраста, при  правильной организации воспитательной работы, ребёнок практически усваивает основные правила грамматики родного языка и пользуется ими в своей устной речи. Однако путь усвоения ребёнком грамматики в дошкольном возрасте весьма своеобразен и существенно отличается от того, по которому идёт школьное обучение.

       Дошкольник  не заучивает грамматических правил, не заучивает их

       определений, он даже не знает, что такое союз, предлог, род, падеж. Он

       овладевает  всем этим практически, слушая речь взрослых, сам разговаривая с 

       окружающими в быту, в играх и, занятиях. По мере накопления опыта речевого общения у ребёнка образуются неосознанные эмпирические языковые обобщения, формируется так называемое чувство языка.

       б

       Ребёнок не только сам начинает правильно  говорить, но замечает малейшую ошибку в речи других, хотя и не может объяснить, почему так нельзя говорить. Так, пятилетний ребёнок, слыша, как двухлетний говорит: «Петя ходила», назидательно его поправляет: «Нужно сказать -ходил, а не

       ходила». Но когда его спрашивают, почему так нельзя говорить, он недоуменно отвечает: «Так не говорят, так неправильно». Он ещё недостаточно осознаёт и не умеет формулировать правила, которыми уже практически пользуется в своей речи.

Информация о работе Развитие лексики в онтогенезе