Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 23:57, реферат
Работа редактора доминирующие звено в редакционно-издательском процессе, которое обеспечивает выход в свет произведениям (художественным или журналистским).
В своей работе, редактор опирается на знания в области издательского дела и редактирования, теоретическое обоснование книги и произведения литературы как объектов редактирования, учитывает опыт крупных редакторов прошлого и современности.
Говоря о редакторах прошлого, нельзя не упомянуть о выдающемся редакторе XIX века Михаиле Евграфовиче Салтыкове-Щедрине.
РЕФЕРАТ
на тему:
«Салтыков-Щедрин – редактор»
«Редактирование» - часть издательского процесса, которая делает текст или издание читабельным и приемлемым для восприятия, при этом соответствуя определенным нормам. После редакторской обработки, текст или издание представлены в виде целостной законченной системы.
Работа редактора
доминирующие звено в редакционно-
В своей работе, редактор опирается на знания в области издательского дела и редактирования, теоретическое обоснование книги и произведения литературы как объектов редактирования, учитывает опыт крупных редакторов прошлого и современности.
Говоря о редакторах прошлого, нельзя не упомянуть о выдающемся редакторе XIX века Михаиле Евграфовиче Салтыкове-Щедрине.
Серьезной преградой для исследования деятельности Салтыкова-Щедрина-редактора является недостаток материалов. Его корректуры и оригиналы статей, выправленных им, сохранились, но в небольшом количестве. И все же, взятые вместе, эти материалы и письма помогают воссоздать образ Щедрина-редактора. Например, одной из его главных черт было то, что Салтыков-Щедрин считал, что пишет не смешные, а страшные вещи. Когда он читал свои произведения перед публикой и слышал смех в зале, то обижался.
И вправду, прочитав произведения Салтыкова – Щедрина, становится возможным понять, что это, то хитросплетение, являющееся тонкой гранью, которую сложно прочувствовать при однобоком, юмористическом подходе.
Что касаемо публицистической и редакторской деятельности, то эта колея, в жизни Салтыкова-Щедрина началась еще в «Современнике», новым этапом его работы становятся «Отечественные записки». Здесь он проработал целых шестнадцать лет, с 1868 по 1884 год. Частота выходов его материалов удивляет: за два года Щедрин опубликовал в «Современнике» тысячу страниц журнального текста. Его произведения появлялись чуть ли не в каждой книжке журнала. В этот период писатель печатает крупные сатирические обозрения - циклы очерков, в которых он соединяет мастерство писателя с талантом публициста. Такая жанровая форма позволяла автору быстро откликаться на злобу дня, на самые острые вопросы современности.
Нужно отметить, что он работал в редакции с заинтересованностью, и это не могло остаться не замеченным.
«В качестве редактора журналов Салтыков... резко отличался от всех других редакторов, в том числе и от Некрасова, – писал его соредактор по «Отечественным запискам» Г.З. Елисеев. – Большая часть наших редакторов, набирая сотрудников с бору и сосенки, что называется, похожа на дурных кучеров, которые не дают лошадям бежать спокойно и ровно, дергают их из стороны в сторону. Известно, что нет ничего хуже таких кучеров, нет ничего хуже таких редакторов. Напрасно они держат то и дело совещания со своими сотрудниками, о чем писать в тот или другой момент, напрасно потеют, сидя с утра до вечера над корректурами, стараясь ослабить или смягчить ту или иную резкую фразу в виду тех или других соображений о возможных читателях и т.п. Все это ни к чему не приводит, кроме возбуждения нервной болезни в сотрудниках, кончающейся в конце концов совершенным их обезличением».
Другой сотрудник Салтыкова-
«Несмотря на свою резкость и раздражительность, он владел той тайной внутреннего равновесия, которая гарантирует редактора и от беспринципной распущенности, превращающей журнал в простой сборник более или менее интересных или неинтересных статей, и от ненужного мелочного вмешательства в ведение самостоятельных отделов. Правдивое и живое отношение к делу – вот главное, чего он лично требовал от сотрудников и без чего было мудрено попасть в «Отечественные записки».
Помимо своих работ, на страницах «Соверменника» печатали произведения и других авторов. Их статьи, Щедрин переделывал, практически писал сызнова, после перечитывал все другие произведения, входящие в книжку журнала, наконец – статьи постоянных сотрудников.
Все, что представлялось ему ненужным или вызывало сомнения, он исправлял сам, либо просил сотрудников редакции или самих авторов подвергнуть правке. Некоторые рукописи после правки Щедрина поступали в типографию сильно измененными, бывали случаи, когда рукопись была исправлена переписана заново на полях его рукой. Иногда он изменял даже сюжет произведения.
«Я помню,
как Щедрин гильотинировал
Также, одной из таких историй стала публикация 1868 г. в «Отечественных записках» романа Решетникова «Где лучше?». Редакторские замечания Щедрина отличались резкостью:
«Роман Решетникова – такой навоз, который с трудом читать можно. Однако я его выправлю и думаю, что в этом виде можно его печатать». И позже: «...я многое урезал и сократил, но все-таки советовал бы внимательнее прочитать корректуру; вероятно, придется еще кой-что исключить. В романе, – пишет Салтыков-Щедрин, – такая бездна ненужных и ни с чем не вяжущихся подробностей, что даже ничем объяснить себе нельзя».
Однако он тщательно правил текст потому, что «общее впечатление – хорошее, наглядно рисующее безвыходность некоторых отношений».
История с работой молодого беллетриста А.О. Котелянский, который прислал в редакцию свою повесть «Чиншевики» имела следующие действия: Салтыков-Щедрин решил ее напечатать, но выправил и сократил. Правка была очень тщательной. Так, например, на всем протяжении повести он исключил одно из действующих лиц, со всеми его довольно сложными отношениями к другим героям повести. Котелянский говорил потом, что он очень благодарен Щедрину за эту «операцию».
Щедрин ввел в литературу Сергея Атаву (Терпигорьева) – автора очерков об «оскудевших дворянах». Изменения, внесенные в эти очерки редактором, столь значительны, что исследователи затрудняются во многих случаях в определении авторства.
Но, стоит отметить, что для Салтыкова-Щедрина привальирующим было отражение событий населявшей Россию того времени. Основным вопросом общественной жизни в 60–80-х годах XIX в.- был вопрос об адаптации реформ того времени.
В 1868-1869 году писатель
публикует два цикла в «
«Письма о провинции»
это цикл, состоящий из 12 писем. Здесь
Салтыков-Щедрин как бы подводит итог
прожитому после реформы
«С некоторого времени жизнь в провинции изменяется. Мало-помалу в эту жизнь входят новые элементы, которые захватывают более значительную массу деятелей. Образуются зачатки жизни умственной, и хотя еще далеко до самостоятельности, но, по крайней мере, нет того повального бездельничества, которое в буквальном смысле слова, сокрушало провинциальное общество лет двенадцать-тринадцать тому назад», - начинает свой цикл Салтыков-Щедрин.
В 1872 г. Салтыков-Щедрин публикует на страницах «Отечественных записок» «Дневник провинциала в Петербурге». Этот цикл посвящен вопросу развития капитализма в России и отражению этого процесса на политической и духовной жизни России.
Он также
выступает против репрессий правительства,
напуганного революционной
«Я страстно и исключительно предан литературе; нет для меня образа достолюбезнее, достохвальнее, дороже образа, представляемого литературой. Лично я всем обязан литературе, всеми лучшими минутами в жизни, всеми утешениями и совершенно искренно вижу в ней единственной благо, которое мне было дано испытать в жизни».
В 1880 г. после поездки по Европе Салтыков-Щедрин печатает в «Отечественных записках» цикл очерков «За рубежом». Здесь сразу видно, что Щедрин симпатизирует передовой, революционной Франции. Но он также яростно обличает алчность и страсть к наживе французской буржуазии.
Он называет Францию 70-х годов «республикой без республиканцев». Сатирик оценивал буржуазную республику как классическую форму господства буржуазии.
Позже были написаны «Письма к тетеньке» (1881-1882) посвящены изображению русского общества в период обострения революционной борьбы и реакции, наступившей сразу после разгрома движения народников. Щедрин начал свою «переписку» с тетенькой, то есть с русской либеральной интеллигенцией, летом 1881 г., в самый разгар так называемой «эры народной политики». Либеральная интеллигенция занимала на момент кризиса самодержавия на рубеже 70-80 гг. заметное место в общественной жизни страны. А сам Щедрин высоко ценил ее значение, как образованной прослойки общества, способной изменить жизнь в России к лучшему. В «Письмах к тетеньке» писатель осуждает буржуазно-дворянское государство со всеми его институтами. Он пишет, что это орудие угнетения народных масс. Он осуждает либеральную прессу и развивает эту идею в цикле статей «В среде умеренности и аккуратности». Прототипом газеты «Чего изволите?» и ее редактора, Молчалина 2-го, стал Суворин, издатель газеты «Новое время». Салтыков-Щедрин рисует «кухню» редакции, показывает всю несуразность основных жанров буржуазной газеты. Даже само название передовицы газеты - «О распространении на все селения империи прав и преимуществ, изложенных в Уставе о предупреждении и пресечении преступлений» - является пародией на содержание и характер передовых статей, на сложный, напыщенный, бюрократический язык. В главе «Тряпичкины-очевидцы» Салтыков-Щедрин сетует на отсутствие честной, правдивой легальной печати в России, которая могла бы служить интересам народа. В образе Тряпичкина воплотились все продажные журналисты, готовые писать только ради денег и подхалимства. Однако в цикле «Мелочи жизни» писатель рисует и образ журналиста-демократа, работающего на благо народа. У него есть свой читатель-друг, готовый помочь журналисту в любую минуту. Сам Салтыков-Щедрин был именно таким журналистом-борцом за справедливые идеи.
Говоря, о Салтыкове –Щедрине, невольно рисуешь образ человека обладающего искренностью и прямотой, которыми он и привлекал людей. Если он обещал прочесть статью в такой-то срок, то непременно читал ее. Если статья не нравилась ему, он так и отвечал автору и всегда объяснял почему. И в результате сам Щедрин мог сказать:
«Наиболее талантливые люди шли в «Отечественные записки», как в свой дом, несмотря на мою нелюдимость и отсутствие обворожительных манер. Мне доверяли, моему такту и смыслу. Никто не роптал, ежели я изменял и исправлял. В «Отечественных записках» бывали слабые вещи, но глупых – не бывало».