Шпаргалка по "Детской литературе"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:52, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Детская литература".

Работа содержит 1 файл

1.Понятие дет литры.её специфика.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

Билет 1.понятие лит-ры для детей.  Специфика  дет лит-ры.

Дет. Литра  – литер произведения, созданные  специально для юных читателей, а  также вошедшие в круг их чтения из устно-поэтического народного творчества и литературы для взрослых. Для  детей от 3 до 4 лет.

Дет лит-ре присущи те качества, которые есть и у художественной. Но все же это искусство конкретной направленности. Д.л. связана с педагогикой., призвана учитывать возрастные особенности, возможности и потребности маленьких  читателей. Органичное слияние законов искусства и педагогических потребностей – главная черта д. л.

Д. л. как  орудие познания жизни, она раздвигает перед юными читателями границы  мира, помогает его осваивать, т.е. литература обогащает духовно, способствует самопознанию, самосовершенствованию, помогает понять свое предназначение в мире.

Задача  дет лит: Каждая историческая эпоха  ставит свои задачи. Древнерусская литература: «ради научения», как можно быстрее воспитать в религиозном духе людей, послушных княжеской власти. Начало 18 века: воспитать молодых людей, поддерживающих реформы Петра 1. 19 век: воспитывать активных борцов с крепостническим строем (по Чернышевскому и Добролюбову).

Для д.л. существует отбор тем. Учитывается  следующее: 1) насколько тема актуальна  для данного времени;2) доступна ли тема ребенку в этом возрасте; 3) отвечает ли тема решению воспитательно-образовательных задач.

Сюжет – напряженно-динамичный, много  интересных событий, приключений, много  всего таинственного. Чем меньше возраст читателя, тем меньше его  интерес к описанию природы, психологии героя. Герой – двигатель сюжета. Главный герой – сверстник читателя, этот герой рисует этот мир таким, каким ребенок его представляет. Герой-сверстник заслуживает со стороны ребенка большего сопереживания.

Язык  – грамматически правильный, без архаизмов, провинциализмов, простые предложения. Сентиментальный стиль исключается. Образец- народная русская сказка, которая разговаривает с читателем на равных. Недопустим варварский стиль.

Одна  из особенностей д.л.- ее промежуточное положение между узколокальными литературами и классической, «высокой» литературой. Другая особенность – специфика диалога, писатель выстраивает диалог с воображаемым читателем с учетом различия уровней этического и эстетического восприятия. Д.л. консервативна, дисциплина творческого процесса обусловливает канонический способ художественного мышления.

Основные  функции дет лит-ры как искусства  слова: 1)воспитательная; 2) образовательная; 3) воспитание эстетического вкуса; 4) геденестическая(наслаждение); 5) риторическая, ребенок начинает творить, становится соавтором.

Билет 2. Становление дет литературы и  основные этапы ее развития.

Древнерусская литература. «Ради научения», как  можно быстрее воспитать человека религиозного, послушного княжеской  власти. Начало 18 века: воспитать молодых людей, поддерживающих реформы Петра 1. 19 век: воспитывать активных борцов с крепостническим строем (по Чернышевскому и Добролюбову). В 18 веке Татищев выделил 4 возрастные группы: 1) стан младенчества (рождение-12 лет); 2) стан юношества (12-25 лет); 3) мужество (25-50 лет); 4) старость (после 50 лет). Даль: 1) детство (до 14 лет) 2) юношество (14-15 лет) 3) отрочество. Современная педагогика: 1) дошкольный возраст(3-7 лет); 2) младший школьный возраст(7-12 лет); 3) подростковый возраст (12-16 лет); 4) юношеский возраст (15-18 лет).

Жанровая  система: практически все жанры  художественной литературы. 17 в –  адаптация античной литературы, басни  Эзопа, мифы, перерабатывались исторические повести о взятии Азова. 18 век- сказки, сентиментальные повести.

Тематическая  направленность. Тема определялась государством . Одна из главных тем дет книги- религия. 16-17 век – появление светских мотивов. Темы – прославление грамоты, воспитание интереса к знаниям, героические  черты русского народа. 18 век- возникают тематические барьеры между взрослой и детской литературой. Начало 19 века- романтики внесли в д.л. литературу для детей, ориентированную на фольклорную детскую сказку. Конец 19 века  – Добролюбов одобрял знакомство детей с теми проблемами, которые волнуют общество (крепостничество). 20 век- обилие различных неправильностей, неологизмов и т.д. Ещё один компонент д.л.- творчество детей. «Старая» д.л. развивалась на почве ручкой классической культуры, «новая»- начало ее относиться к предоктябрьскому времени. Д.л. проходит свой путь развития, согласованный с общим литературным процессом. В истории литературы для детей также выделяется средневековый Ренессанс, барокко и т д . Вместе с тем это особый путь развития, цель которого- создание литературы, отвечающей запросам читателей.

Для д.л. существует отбор тем. Учитывается  следующее: 1) насколько тема актуальна  для данного времени;2) доступна ли тема ребенку в этом возрасте; 3) отвечает ли тема решению воспитательно-образовательных  задач.

Билет 5 . Народная сказка и былина в детском  чтении.

Сказка- рассказ фантастического, бытового плана с установкой на вымысел. Наличие  сюжета, который отличается  забавностью, занимательностью. В сказке непремнно  торжествует добро и истина. Сказка всегда на стороне обиженных и притеснямых

 Композиция: зачин- основная часть- концовка. Сказка строится по принципу  цепной композиции, включающей в  себя троекратные повторы. Разновидности  сказки: 1) сказки о животных. Характерные  черты: антропоморфизм- наделение животного человеческими качествами. Анимализм, олицетворение. Используется часто прием встречи, который позволяет построить сказку на диалоге,  прием ретардации, замедление, задержка действия за счет внефабульных элементов (описания, ритмообразующие компоненты..). Здесь нет обычно четкого разделения на положительных и отрицательных героев, каждый из них обычно наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера. Например, главная черат лисицы- хитрость, а волк- жаден и глуп. В таких сказках также действует принцип иерархии, наиболее сильного признают главным. 2) волшебные сказки. Имеют мифо-поэтическую основу. Их сюжет отражает многие обряды. Соц проблематика. Характерные черты: анимизм (анима-душа), зооморфизм(уподобление животным), фетишизм(вера в магическую силу вещей). Ключевые элементы волшебной сказки: необыкновенное происхождение героя, необыкновенное место действия, невероятные герои, с к-ми главный герой должени бороться, помощники героя, волшебные предметы (живая вода, сапоги-скороходы). Композиция: присказка – завязка – развитие истории, некая загадка, герой должен пройти ряд испытаний, которые становятся все сложнее и сложнее, обычно 3 испытания.

Чудо  как составляющий элемент. Кольцевая  композиция. Сказка заканчивается концовкой  или исходом.  3) сатирико-бытовые сказка:  юмористическое начало. Обязательно наличие соц конфликта- чаще всего по ролям, например барин и собака в одноименной сказке. Иногда в заглавие выносится весь комический сюжет («Как дурак дверь стерег»). В бытовых сказках возможны и персонажи-животные, и абстрактные действующие лица, такие как Правда и Кривда. Главное здесь не подбор персонажей, а сатирическое осуждение людских пороков и недостатков.

Былины. Это героический эпос народа. Всегда повествует о борьбе 2 начал: добра и зла и о победе добра. Самые известные герои: алеша попович, ИЛЬЯ МУРОМЕЦ, добрыня никитич, являются собирательными образами, в которых запечатлены черты реальных людей. Для былин характерно: фантастический вымысел, гипербола. Героям былин судьба родины дороже жизни, они защищают попавших в беду, отстаивают справедливость, полны чувства собственного достоинства. 

Билет 16. Сказки Пушкина в детском чтении. 

А.С. Пушкин (1799-1837) получил воспитание и образование, ориентированные на европейскую культуру, в большей степени - на французское Просвещение.

Пушкин постоянно  кого-то слушал и записывал сказки, пословицы, поговорки и песни. Няня его была реальной теткой и интересной собеседницей - со здравым смыслом, чувством юмора, добрым нравом.

 Пережив увлечения разными литературными стилями - классицизмом, романтизмом, усвоив язык и жанры, поэт пошел дальше и открыл более широкую сферу реализма.

Одновременно  с этим он совершал реформу литературного  языка, положив в основу речь современной  ему книжной поэзии. Со временем стал нормой разговорного языка.

Идеал человека - герой обыкновенный, т.е. человека, чей ум и нравственность образованы желанием прожить свою жизнь с  чувством внутренней свободы и чистой совестью, исполнить все, что назначено  судьбою- не более и не менее.

Условие народности литературного произведения - выражение  в нем национального духа. 

ТЕМА ДЕТСТВА

Детство им воспринималось драматически. Неразрешимое противоречие детства состоит в том, что  детская невинность оказывается  в плену грешной жизни взрослых. Вся система взрослой жизни направлена против детской души.

Еще детство  героев пролетает будто в один миг (царевич в «Гвидоне» вымахал  за часы).

В ребенке языческое  начало идеально слито с христианским духом, ему ведомы тайны жизни  и смерти, язык природы; он сам- воплощение тайны бытия.

Пушкин отказывался  сотрудничать в детских журналах и никогда не писал специально для детей. 

СКАЗКИ

Это был один из любимых жанров Пушкина. Простонародные сказки Арины Родионовны он ставил в один ряд с «высокими» литературными жанрами.

В круг детского чтения почти сразу после выхода в свет вошли «Сказка о Попе и Балде» (1831), « Сказка о царе Салтане  и…т.д»(1831), « С.о рыбаке и рыбке»(1833), «С. о мертвой царевне и 7 богатырях» (1833), «Сказка о золотом петушке»( 1834). Сказка- баллада «Жених»- (1825) и сказка отрывок о медведе «Как весенней теплою порою…» (1830) читаются обычно подростками и взрослыми.

Внимание! Сказки предназначены взрослым, написаны они  в пору творческого расцвета Пушкина, одновременно с самыми глубокими и серьезными его произведениями, а это значит, что содержание сказок столь же глубоко и серьезно. В 30-х годах его занимала тема дома: вопросы природы, общества, истории освещались с позиции «домашнего» человека. Поэт использовал особую жанровую форму стихотворной «простонародной» сказки, чтобы включить и народную т.з. на эти вопросы.

В сентябре 1834 –план  издания цикла сказок, где расположил их по идеи - дает ключ к пониманию, как  общего замысла цикла, так и все  по отдельности сказок.

Пушкинские сказки, вошедшие в круг чтения детей, делятся на сказки-поэмы ( о царевне Лебеди, о мертвой царевне) и сказки-новеллы ( о попе, о золотой рыбке, о золотом петушке). Сказки- поэмы заканчиваются счастливо, сказки-новеллы- справедливо, но несчастливо. Добро и зло в ск.-поэмах однозначно, положит. и отриц. герои не вызывают сомнений, а в ск.- новеллах отриц. герои побеждаются силами, несущими или добро или зло. В которые поэмы - внимание сосредоточено на семье, соц. Статус не играет значения. Царь –Салтан, князь Гвидон, царица- мать изображаются как обыкновенные люди с «чувствами добрыми».

В с.-новеллах герои  сталкиваются с непобедимыми законами мира, кот. выше, сильнее чел. желаний. Поп, старуха, царь Дадо изображены с  социальной стороны, но вместе с тем подчеркнута их личная, психологически- мотивированная слабость. Поп- жалкий старик с «толоконным лбом», старуха- сварливая жадная женщина, царь Дадон- глупец с грузом страшных грехов на совести. Конечное поражение героев объясняется их стремлением возвыситься над другими, подчинить чью-то силу. 

«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ…» может быть названа  сказкой исполнения желаний. Уже  в начальном эпизоде три девицы загадывают заветные желания, которые  без промедления исполняются. Мечты  трех девиц еще не выходят за пределы возможного в обычном мире. Мечты о чудесной белке, о морских витязях, о царевне Лебеди, кажется, не имеют никакого права на исполнение в этом мире. Все дело в том, что князь Гвидон не обычный перец: он богатырь с рождения, наделен даром говорить с природой и жить среди чудес. Чудесный ребенок «растет не по дням, а по часам», уже после дня в бочке, он начинает разговаривать с волною, молит её - а она и..«И послушалась волна..».

Гвидон - воплощение пушкинское образа- Поэта; поэтому и  княжество его на чудном острове Буяне, где только и могут быть «дива дивные». Град- народная утопия всеобщего довольства и благополучия, здесь воплощаются любые фантазии. Главный лирический мотив связан с «грустью- тоскою» разлученных отца и сына. Апофеоз радости звучит в конце сказки, когда царь вдруг как чудо получает и жену, и сына, и невестку- диво, а те волшебные чудеса, что видел по дороге- были только «присказками» к настоящей сказке счастливой семьи. В дальнейшем П. изображает счастье как большой дом.

Центральный образ- царевна Лебедь, «чистейший прелести чистейший образец», что явился Пушкину в его невесте Наталье Николаевне. В ней соединились черты белой лебедушки- невесты из свадебных песен, девы-волшебницы и невесты-помощницы. Лебедь- выражение идеи о том, что поэзий повелевает кросота, она есть высший смысл поэзии.

Информация о работе Шпаргалка по "Детской литературе"