Система ценностей в пословицах и поговорках русского народа

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 17:44, реферат

Описание работы

В современной начальной школе перед учителем стоят задачи: открыть путь к сердцу и уму маленького ребёнка, воспитать полноценную личность, сформировать систему ценностей младших школьников.

Выдающийся ученый Р.У. Сперри, обосновал положение о том, что "мир, в котором мы живем, движим не только бессознательными силами, но также, - и в более решающей степени, - человеческими ценностями... и что борьба за спасение планеты становится, в конечном итоге, борьбой за ценности более высокого порядка".

Работа содержит 1 файл

Система ценностей в послов и поговорках курсовая.doc

— 308.50 Кб (Скачать)

"О пословицах", сборники пословиц, поговорок, книги В.И. Даля); плакаты с

высказываниями писателей, ученых, видных общественных деятелей о пословицах

и поговорках:

      Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей. Что  за золото!

      (А. С. Пушкин)

       Пословицы - это  цвет  народного  ума, самобытной  стати,  это

      житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый.

        ( В. И. Даль)

      Народные  пословицы и поговорки... служат отражением народного ума,

      характера, верований, воззрений на природу. ( Н. А. Добролюбов)

       Вот как просто сочиняют наши мужики! Все просто, слов  мало, а

      чувства много. ( Л. Н. Толстой)

       В простоте  слова - самая  великая мудрость. Пословицы и песни всегда

      кратки, а ума и чувства в них на целые книги. ( А. М. Горький)

      Слово учителя на уроке чередуется с элементами беседы, чтением,

инсценированием, играми, творческой работой учащихся. См. подробнее прило-

жение с. 64 – 71.

      Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других

людей. Русские пословицы охватывают все стороны  жизни народа. Они выражают

беззаветную любовь к Родине, свободолюбие и трудолюбие  русского  народа,

его  храбрость, стойкость  в  борьбе с врагами, его  честность  и

стремление  отстаивать правду до конца. Сам народ прекрасно понимал

значение пословиц  в  жизни  людей. Это и послужило  причиной возникновения

пословиц:

            Недаром говорится, что русская пословица ко всему пригодится.

            Пословица - всем делам помощница.

            Без пословицы не проживешь.

Яркие, сочные, неувядаемо свежие, афористические русские пословицы

использовались  величайшими  мастерами  слова в тех случаях, когда нужно

было высказать свою мысль очень кратко,  точно и выразительно.

    Выдающийся педагог К. Д. Ушинский писал: «Русская пословица имеет

значение при первоначальном учении родному языку, во-первых, по своей

форме, во-вторых, по своему содержанию».(9, с. 12).

    Л. Н. Толстой, прекрасно понимая специфику  пословиц  и  поговорок  как

жанра устного  народного  творчества,  настоятельно  рекомендовал  педагогам

использовать при  работе  с  ними  иллюстрации.  Использование  в  работе  с

пословицами и поговорками картинок  и  иллюстрации  подсказывается  также  и

особенностями  наглядно-образного  мышления  младших  школьников.  К   уроку

подбирается одна картинка, изображающая работу человека или  какую-либо  его

деятельность, например: рыбная ловля,  изготовление  птичьего  домика,  сбор

урожая в саду и т. п. К одной картинке берётся  ряд  пословиц,  синонимичных

по значению, по смыслу:

           Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

           Любишъ кататься, люби и саночки возитъ.

           Хочешь естъ калачи, не лежи на печи.

    А можно взять  пословицу  и  к  ней  подобрать  несколько  иллюстраций,

раскрывающих её смысл:

           Семь раз примерь, один раз отрежъ.

           В болъшом деле и маленькая помощъ дорога.

           За двумя зайцами погонишъся - ни одного не поймаешь.

    Тем самым не только обеспечивается понимание  смысла  пословицы,  но  и

осознаётся её обобщённость  и  многозначность.  Кроме  того,  использование

иллюстраций  к  пословицам  расширяет   зрительные   представления   детей,

развивает образы мышления, творческое воображение.

    После такого рода  подготовительной  работы  сопоставление  пословиц  и

иллюстраций к ним может быть проведено учащимися самостоятельно.

     Стремясь к наиболее яркой выразительности,  пословица  довольно  часто

прибегает к сопоставлению двух предметов или явлений. Сопоставляя  предметы

или явления, народ их либо сравнивает, либо противопоставляет.

          Речи как мёд, а дела как полынь.

          Чужая душа - потёмки.

          Спи камешком — вставай  пёрышком.

          Огонь без дыму, человек без ошибки не бывает.

          Клевета – что уголь: не обожжёт, так замарает.

          Знания не кошель: за плечами не носить.

    Как видно из приведённых  примеров,  сравнения  имеют  разные  средства

выражения. Выясняя художественный смысл сравнения, раскрываем мудрую  мысль

пословиц, их содержание. Например:

          В лесу лес неровен, в миру - люди.

                «Все были в лесу? Какие деревья растут в нём?» - спрашивает

                учитель. «Ели, сосны, березы, дубы, осины и др.» - отвечают

                дети.

             -    Чем похожи, чем различаются эти деревья? (Одно дерево

             большое, другое маленькое. Сосна стройная, а рядом берёза

             кривая.).

             - Деревья в лесу все разные. И люди тоже все разные. У  каждого

                своя внешность, свой характер. Каждый человек  -  это  целый

                мир. Вот почему люди сравниваются с деревьями в лесу.

    В работе над сравнениями в пословицах используются разные упражнения  и

задания.  Вот  одно  из  них:  восстановите  пословицы,   подобрав   к   ним

соответствующие сравнения:

                   1.  Друг неиспытанный, что...

                  2.  Дурную славу нажить, как...

                  3.   За старой головой, как...

                  4.   Красавица без ума, что...

                  5.   Красна девка в хороводе, что...

                  6.   Ласковое слово, что...

    Сравнения для вставки: что кошелёк без денег; как  за  каменной  горой;

что орех не сколотый; как пить попросить; что маков  цвет  в  огороде;  что

весенний день.

    При выполнении этого задания главное даже не в том,  справятся  дети  с

ним во всех предложенных случаях или  нет,  а  в  том,  чтобы  привлечь  их

внимание к мелодике, красоте, мудрости народного слова.

    В пословице проявляется стремление нравственно-этически  воздействовать

на слушателя, показывая, что можно, чего нельзя, что хорошо, что плохо,  что

полезно, что вредно, то есть пословица  характеризует  явление  и  даёт  ему

оценку. Важно, чтобы дети это качество уловили, пусть  даже  на  интуитивном

уровне:

          Делу - время, потехе - час.

          Труд кормит, а ленъ портит.

          Мал золотник, да дорог.

          Красота приглядится, а ум пригодится.

          Хочешь стать орлом, а трясешься как курица перед насестом.

          Не спеши языком, торопись делом.

     Н. Ф. Бунаков, ученик К. Д. Ушинского, высоко ценил народную поэзию  и

считал, что в пословице важно понимание  общего  смысла,  она  кратка  и  не

обильна словами и поэтому её смысл охватить легче,  чем  длинного  рассказа.

Он предлагал такой вид работы  с  пословицами  -  учитель  лишь  намекал  на

пословицу, хотел, чтобы дети сами подумали и назвали пословицу:

      Труд кормит, а что же лень?

      Ученье свет, а неученье что?

      Поговорка цветочек, а что же пословица?

      Готовь сани летом, а что ж зимой?

      Дружно не грузно, как же врозь?

Или   такое   задание:   восстановите   пословицы,   вставляя    пропущенные

прилагательные:

        1. За (какой?) головой, как за каменной стеной..

                     Слова: крепкой, большой, дурной, молодой, старой.

        2. (Какое?) слово, что весенний день.

            Слова: умное, доброе, ласковое, хорошее.

          3.   (Какая?) книга - лучший друг.

              Слова: хорошая,  полезная, умная,  содержательная,

          интересная, занимательная, поучительная.

                 4.    (Какую?) дружбу и топором не разрубишь.

               Слова: прочную, крепкую, хорошую.

Цель  приведённых  выше  заданий  и  упражнений  -   помочь   детям   понять

художественную речь, смысл  которой  воплощён  в  пословицах  и  поговорках.

Методистами установлено, что чем глубже проникновение школьника  в  образное

обобщение художественного произведения,  тем  неизбежнее  его  оценка  любой

речи в смысловом и выразительном  отношении,  в  том  числе  и  собственной.

Постичь смысл пословицы - значит воспринять обобщённо-метафорический  образ,

заключённый в ней, и конкретизировать его, используя для этого  имеющийся  у

школьника жизненный и читательский опыт. Путь к постижению смысла  -  анализ

его в единстве с формой, поэтому мы получаем иной  результат,  если  сначала

обращаем внимание  детей  на  эту  форму,  учим  осмысливать  каждое  слово,

сравнивая его с возможными синонимами, выясняя, какой оттенок смысла  вносит

другое слово, что  с  чем  сравнивается  и  почему,  как  характеризует  это

человека или явление действительности.

       Говоря  о  содержательной  стороне  пословиц,  подчеркнём,  что  это

высоконравственный    жанр:    пословицы    утверждают    добро,     правду,

справедливость, ум, любовь, трудолюбие; осуждают зло, ложь, глупость,  лень,

спесь, вражду.

    Таким образом, решение задач нравственного воспитания зависит от выбора

материала, его расположения, его количества.  Приобщая  детей  к  восприятию

пословиц как фольклорного жанра,  мы  развиваем  с  помощью  этого  учебного

материала  нравственные  качества   личности,   образное   мышление   детей,

формируем у них высокий  строй  чувств,  предоставляем  возможность  ощутить

радость познания красоты родного языка,  и  для  этого  мы  отбираем  прежде

всего те пословицы, которые  обладают,  по  меткому  определению  Ушинского,

«живописностью формы и поэтичностью духа».(9, с. 39).

    Количество  пословиц,  которые  можно  давать  детям  за   один   урок,

установлено и теоретически, и экспериментально - их не может быть  более  7-

9.  Именно  такое  количество  произведений   младшие   школьники   способны

осмыслить и запомнить за  40  минут.  Знание  и  учёт  такого  рода  деталей

обязательны для учителя,  так  как  возможности  пословиц  и  поговорок  как

учебного  материала  для  формирования  и  развития  нравственных  ценностей

каждого учащегося могут быть  реализованы  только  при  строго  определённых

методических  условиях,  которые  диктуются  как  их  жанрово-художественной

спецификой,  так  и   особенностями   художественного   восприятия   младших

школьников.

 

 

 

                             Выводы по 2 главе.

 

   1. Обоснование необходимости использования пословиц и поговорок в

      процессе обучения дано в работах великих русских педагогов К.Д.

      Ушинского и Л.Н. Толстого и являются в наши дни методической основой

      их использования.

   2. Систематическая работа над смыслом пословиц и поговорок, используя

      различные способы их анализа, позволяет развивать мышление учащихся,

      воспитывать нравственные качества в каждом ребёнке, развивать и

      обогащать речь.

   3. Различные учебные пособия уделяют внимание вопросу изучения пословиц и

      поговорок на уроках чтения и русского языка, но в разной степени.

   4. Наиболее полно материалы для работы над формированием нравственных

      качеств личности на материале пословиц и поговорок представлен в

Информация о работе Система ценностей в пословицах и поговорках русского народа