Сутеев - детский писатель

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 13:51, контрольная работа

Описание работы

Наши детские художники – классики: Лебедев, Васнецов. Конашевич, Чарушин – стали когда-то создателями подлинно художественных книжек-картинок, которые переиздаются до сих пор. Самый простой принцип книжки-картинки – череда рисунков, связанных одним сюжетом, и короткий текст – сопровождение. Из таких книжек появились комиксы Уолта Диснея. Так любил работать и наш Владимир Григорьевич Сутеев. Его рисованные сказки доступны даже младенцам. В самом деле, вырос ли хоть один малыш без картинок Сутеева?. Небо там голубое, трава зеленая, цыпленок – желтый, котята – белые, черные и серые, и персонажи своим поведением удивительно напоминают самого малыша и этим вызывают любовь и доверие.

Работа содержит 1 файл

Сутеев.doc

— 429.00 Кб (Скачать)

       Все фильмы — разные, и по ритму, и по идейной задаче, и по изобразительному материалу. Да и коллективы исполнителей разные, а смотришь эти фильмы, сделанные двадцать с лишним лет тому назад, и не покидает чувство цельности и сутеевского характера, сутеевской веселой линии, его жизнерадостного карандаша.

       А рядом со зрительным залом, как я  уже говорил, висели на стенах его  рисунки: иллюстрации к произведениям  Джанни Родари, Михалкова, Чуковского и к своим собственным сказкам. И все вместе взятое — и фильмы, и рисунки, да и сам автор — заражало одним радостным чувством веселого, задорного таланта.

       Владимир  Григорьевич часто встречается  со своими маленькими читателями и  зрителями, выступает в школах, библиотеках, делится своими планами на будущее, советуется со своими друзьями.

       Владимир  Григорьевич рисует левой рукой, а пишет правой. И его правая рука хорошо знает, что делает левая.

 Работа в Кинематографии

       Многолетний опыт режиссера и художника, рисованной кинематографии, знание запросов юного  зрителя, своеобразный юмор, окрашивающий все его творчество, — все эти качества определили работу Сутеева и как сценариста рисованных фильмов и как автора книг для детей младшего возраста. Сценарии В. Сутеева, оригинальные по замыслу, отличаются точностью кинематографического решения, они всегда предоставляют режиссерам и художникам мультипликации благодарный материал для их творчества. Уже первый сценарий современной советской волшебной сказки, созданный В. Сутеевым, стал основой одного из лучших мультипликационных фильмов послевоенных лет — "Когда зажигаются елки" (режиссер М. Пащенко, художники Е. Мигунов и В. Дегтярев, 1950). (С. Гингсбург)

       «Часто  в нашем коридоре стремительно появлялся  Владимир Григорьевич Сутеев. На студии его любили и дружно приветствовали. Начинал Сутеев работу в мультипликации еще в "Межрабпомфильме". В своем творчестве он был многолик: художник, писатель, режиссер, сценарист. На его книжках выросло не одно поколение детей в разных странах. Сутеевские звери отличаются удивительным обаянием. Рисовал он  всегда в одной манере, как будто незатейливой и легкой, но за этой простотой скрывался огромный труд и большой добрый талант.»

       В профиль Владимир Григорьевич походил  на Наполеона. Серый походный сюртуки  треугольная шляпа очень бы ему  подошли. Сутеев щедро одаривал всех своими книжками. Его остроты прочно вошли в студийный фольклор.» (Азарх Л.)

       «Вернувшись из армии, он [В. Сутеев] был зачислен в штат и в качестве первой после  перерыва работы не нашел ничего лучшего, как сделать фильм по своему примитивному сюжетику, позволявшему, впрочем, развернуться в юморе и трючках.

       Его любимые персонажи из довоенного мультфильма-концерта "Мы едем на олимпиаду" — Ваня и Маша Кнопочкины, перешедшие позже в сценарий "Когда зажигаются елки", в этом фильме — "Веселый  огород" — вместе с Чучелом и Бобиком разводили огород и сажали овощи. В течение всего фильма они охраняли его и потом снимали урожай. Помогал им и Скворушка, который в конце фильма улетал с семьей и узелком в клюве на юг... Все было просто и умно придумано. Порасспросив своих довоенных друзей-сотрудников, Сутеев остановился на мне. [...]

       Работа  началась странно. Я пригласил его, неприкаянного (у него что-то разладилось  в семье) домой, в уют и спокойствие, где рассчитывал поговорить и  наметить перспективы. [...] я спросил, когда и с чего начнем, в какой стилистике и степени материальности будем делать и "вообще". Владимир Григорьевич подошел к небольшому столику, который я приспособил для работы (настоящего рабочего места дома у меня еще не было), взял лист полуватмана, присел и начал рисовать кадрик за кадриком раскадровку. Я сидел разинув рот и смотрел за его резвым и легким способом работать. Набросав очень схематично, но уверенно композицию и персонажи (точка, точка, запятая), и своей "окаянной" левой рукой (что нас очень сближало, ибо я тоже левша!) непринужденно и не задумываясь подкрашивал акварелькой кадрик, после чего переходил к следующему эпизоду. Я пытался как-то его остановить, а то, казалось не, он, чего доброго, сделает всю раскадровку, типажи и эскизы. Так почти и произошло. Не прошло и часа, как раскадровка в карандаше с акварельной подводкой была готова!

       Я спросил: должен ли я воспринимать это  как черновик для своей работы? Он ответил, что это уже чистовая работа и для раскадровки сделанная  даже с излишней тщательностью. [...]

       Я сказал: "А типажи делать надо? Или  так сойдет?" Он ответил: "Мне  не нужно! А для худсовета, пожалуй, и нужно сделать!"[...]

       Сутеев  как художник очень своеобычен своей  кажущейся безыскусностью. Он рисует без вариантов, не додумывая свои рисунки, а как бы экспромтом. Рисунки его можно было бы назвать и заштампованными. У него есть выработанные приемы обработки кистью и пером контура, карандашно-акварельная трактовка кусочка фона с необходимыми деталями. В этнографию и достоверность — бытовую и национальную — он не вдается. Рисует по обобщенному представлению. Поэтому он доходчив для всех — эрудированных и нет. Анатомия и конструкция тоже обобщенная и схематичная. Поэтому не приходит в голову вопрос: хорошо или плохо, грамотно или неграмотно нарисовано. Не с чем сравнить. От натуры он далек. Субъективность подхода к рисунку и типажу почти всегда отсутствует, как и условная изысканность цветового решения. Небо у него такое, какое бывает в натуре — чуть кобальтовое, размытое к границам рисунка, травка — зеленая, "поль-веронез" с нарисованным контуром (карандаш "негро" и сухая кисть, смягчающая сухость и обобщающая). Тропинка — охристая. Объем не закрашивается до конца. Наверху оставляется незакрашенность, заменяющая рефлекс. Но на каждом рисунке присутствует элемент случайности или нелогичности обработки. Это делает рисунок теплым, живым. Объем подчеркивается полусухой кистью, рядом штрихов, идущих вдоль объемов.

       Сутеев  хорошо знает, как рисовать животных. Почти всегда не пересаливает в динамике. Человеческие персонажи, кроме детей и Айболита, в рисунках не присутствуют. Просто не берется за подобные сюжеты. А дети — весьма приблизительные и схематичные. Глазки с ресницами, позы статические, одежды — обычные, без придумки.

       Совсем  не рисует технику (трамваи, автомобили и т. д.).

       Но  своей понятностью, безыскусностью, неусложненностью ценен для юных читателей: Поэтому стал популярен  и ценим в "Детгизе" и "Веселых  картинках". Его всюду любили. Он умел себя подать, не говоря лишнего, даже если был не согласен с критикой, которой почти не было (критиковать-то надо ошибки, а их не сформулировать).

       Сценарии  его в чем-то однообразны. Но однажды  пробив себе дорогу на экран и имея в лице близких по духу режиссеров защитников и желателей воплотить  его создания на экране, стал постоянным и надежным автором "Союзмультфильма".

       В сценариях его — те же особенности, что и в рисунках. Они отвлечены  от конкретной актуальности. И талант его — в доброте и детской  вере в создаваемые конфликтики  и приключения. [...]

       Он  стал писать сценарии и детские сказочки. В лаконичной форме он удивительно  четко умел нащупать важную для ребенка  мысль и подать ее неназойливо, без  дидактики (правда, не всегда).[...]

        С годами стал добрее и сентиментальнее, как и  все   мы. Но сохранил про запас некоторую ядовитость. Часто рассказывает что-нибудь, забывая, что уже рассказывал. Его губы чуть ехидно складываются в шевелящуюся улыбку. Какая-то скрытая саркастичность "себе на уме" не исчезает во время разговора с ним. [...]

       8 марта 1993 г. он ушел из жизни, даже не сказав "до свидания", о котором я мечтал последний год при разговорах по телефону.»  (Мигунов Е.) 

 

 Заключение   

     Есть  люди, которые думают, что мол, детская  книга – ерунда. Относятся к ней снисходительно, но детская книга – это очень серьезно. Детям от 3 до 5 нужно как можно больше читать, рассказывать, показывать. А прозы для маленьких почти нет. Очень нужны маленькие –меленькие рассказики, сказки. Но пока их не очень много. И среди них ведущее место занимают книги Сутеева. Можно без преувеличения сказать, что книги В.Сутеева – часть нашей культуры. Сутеев – самый главный художник в нашей стране для малюток. И поэтому его книги будут всегда в кругу чтения самых, самых маленьких. Другого такого писателя и художника нет.

 

     Список литературы 

       1. Азарх Л. "Каляевская, 23а". Главы из будущей книги // Кинограф. № 7. 1999.

       2. Бабиченко Д. Сутеев Владимир // Мастера советской мультипликации. М., 1972.

       3. Бегак Б. Чувство детства// Дошкольное воспитание.-1983.-№6.-С.67-69.

       4. ГИНЗБУРГ С. Рисованный и кукольный фильм. М., 1957. 

       5. В.Сутеев: Писатель и художник// Детская литература.-1973.-№7.-С.79.

       6. МИГУНОВ Е. Из воспоминаний // Кинограф (М.). 2001. № 10.

       7. Папорова Т. Просто волшебник// Пионерская правда.-2003.-4 июля (№25).-С.7.

       8. Сутеев Владимир Григорьевич - 100-летний юбилей.

       9. Сутеев В.Г. Кто сказал "мяу"// Детская литература.-1990.-№6.-С.60-64.

       10. Сутеев Владимир Григорьевич// Писатели нашего детства. 100 имён. Биографический словарь. В 3 ч. Ч.1.-М.: Либерея, 1998.-С.356-358.

       11. Кудрявцева Л. Они творили и  творят для самых маленьких  // Дошк. Воспитание.- 1994.- №4.- с.60-64 

Информация о работе Сутеев - детский писатель