Тема ответственности в произведениях Булгакова

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 01:35, сочинение

Описание работы

Творчество Михаила Булгакова считается классикой советской литературы, но судьба его литературного наследия очень драматична. Многие произведения Булгакова подвергались гонениям и замалчивались. Вершина его творчества- роман ‘Мастер и Маргарита’- вышел в свет только спустя четверть века после его написания.
В романе “Мастер и Маргарита” Булгаков отражает свою точку зрения на многие важнейшие проблемы: преступление и возмездие, любовь и равнодушие, противостояние добра и зла. Автор задумывается о главном- о предназначении человека, о смысле его жизни на земле.

Работа содержит 1 файл

лит-ра.docx

— 20.83 Кб (Скачать)

Тема ответственности  в произведениях Булгакова

 
Творчество Михаила Булгакова  считается классикой советской  литературы, но судьба его литературного  наследия очень драматична. Многие произведения Булгакова подвергались гонениям и замалчивались. Вершина  его творчества- роман ‘Мастер  и Маргарита’- вышел в свет только спустя четверть века после его написания. 
В романе “Мастер и Маргарита” Булгаков отражает свою точку зрения на многие важнейшие проблемы: преступление и возмездие, любовь и равнодушие, противостояние добра и зла. Автор задумывается о главном- о предназначении человека, о смысле его жизни на земле. 
Также Булгаков поднимает важнейшую проблему человеческой души- проблему ответственности за свои поступки, за добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих к истине и свободе или к рабству, предательству и бесчеловечности. 
Булгаков показывает вечные человеческие пороки, которые существовали всегда, и поэтому мы видим их проявление и в московской жизни тридцатых годов, и в библейские времена. 
Москва того времени показана в “Доме Грибоедова”, где людей объединяет не литературная деятельность, а карьеризм, зависть и стремление к наживе. 
Председатель МАССОЛИТА Берлиоз- человек образованный и неглупый, но он зависит от вышестоящей власти и госзаказа, и подчиняется им в страхе потерять свое место председателя и общественные привилегии. Его не интересовала ничья судьба, кроме своей собственной, он не верил ни в Бога, ни в дьявола, и за это понес наказание. ”Каждому будет дано по его вере”- говорит Воланд, наказывая Берлиоза за его самоуверенность и атеизм. 
Воланд появляется в Москве и становится “карающим мечом в руках правосудия”. Внезапная встреча с нечистой силой выворачивает наизнанку всех этих латунских, никаноров ивановичей и прочих. “Сеансы черной магии” обнажают в них все то алчное, лживое и злое, что скрывалось в их душах . И взяточник Босой, и Варенуха - доносчик, и пьяница Степа Лиходеев- они будут наказаны за их поступки. По замыслу автора, Воланд злом наказывает зло, и тем самым восстанавливает справедливость. 
Понес ответственность за свои дела и поэт Иван Бездомный, попавший в клинику Стравинского. Но именно там он переосмыслил свое творчество и свою жизнь. Он возвращает свою настоящую фамилию, Мастер делает его своим учеником, но ведь это происходит благодаря Воланду, который, наказывая поэта, снова “совершает благо”. 
Важно, что Воланд видит истинную любовь Мастера и Маргариты, и за это вознаграждает их жизнью вечной. Для любящих не важны материальные блага, они ценят духовные отношения, совместное творчество. Мастер чувствует свою ответственность за судьбу Маргариты :”Зачем тебе ломать свою жизнь с больным и нищим?” Для него счастье любимой становится важнее самой любви. Маргарита же продает душу дьяволу ради мастера, делает все возможное во имя любви. Но выше своих ценностей для нее чувство ответственности- и она просит Воланда о Фриде, которой она подала надежду. И поэтому Маргарита была вознаграждена- Воланд возвращает ей Мастера, возвращает её любовь. 
Введение исторического плана в произведении не случайно. Автор показывает, что в мире древнего Ершалаима также существовали проблемы выбора, ответственности и наказания. 
Так, прокуратор Понтий Пилат, считавший себя жестоким и могущественным, проявил свою слабость и трусость, отправив на казнь Иешуа. Пилат понимал, что Иешуа нес людям высшую правду, видел в нем спасителя своей души. Но из боязни потерять свою власть и карьеру Пилат идет против себя, против своей совести. Он увидел в подсудимом свет истины и, потеряв его, мучается не только духовно. У Пилата была возможность спасти Иешуа - он ею не воспользовался, и потому ответствен за свой выбор и наказан за него вечными муками. 
Иешуа, наоборот, является воплощением ответственности. Он остаётся верен своей философии даже перед лицом смерти. Пилат предлагает ему отказаться от своей правды - но Иешуа предпочитает умереть, чем изменить свом убеждениям. 
В Ершалаиме был еще один человек, понесший ответственность за свои поступки - Иуда, предавший Иешуа. За его жадность к деньгам и за предательство понес наказание Иуда - он был убит. Прообраз Иуды в московском мире - Алоизий Могарыч - тоже был наказан за его корыстные стремления. Зло было наказано злом, поэтому справедливость была восстановлена. 
В романе”Мастер и Маргарита” автор рассматривает важнейшие философские проблемы трехмерно: в земном мире, представляющем собой Москву тридцатых годов, библейском мире Древнего Ершалаима и Вечности, представителями которой являются Воланд и его свита. Взаимодействием этих миров, схожестью их героев автор показывает, что основные философские проблемы существовали , существуют и будут существовать, в том числе и проблема ответственности. 
О теме ответственности Булгаков рассуждает и в других произведениях. 
В повести “Собачье сердце” автор на примере профессора Преображенского раскрывает тему ответственности ученого за свое дело. Но здесь и другая проблема- проблема ответственности власти за созданное новое поколение. Писатель талантливо показал, что может случиться, если восторжествует лозунг большевиков:”Кто был никем, тот станет всем ”. За результаты своего великого социального эксперимента и ответственна власть. 
Проблема ответственности была и в жизни самого Булгакова. Он терпеливо и самозабвенно писал всю жизнь- но произведения не печатались, он был обруган критиками и находился под надзором ОГПУ. Он был вынужден сжигать свои рукописи, но “рукописи не горят”, и поэтому творчество Булгакова воскресло осле его смерти. И сейчас его произведения заставляют современного читателя задуматься над вечными нравственно - философскими ценностями

          Роман «Мастер и Маргарита» писался на протяжении двенадцати лет. Это произведение стало итоговым в жизни и творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова. Оно раскрывает взгляды писателя на Добро и Зло, Свет и Тьму, Любовь и Ненависть, содержит огромное количество глубоко философских мыслей.  
    В этом произведении затрагивается огромное количество тем: тема истинного и ложного творчества, бескорыстной любви, преступлений и неизбежно следующих за ними наказаний… Они переплетаются, вытекают одна из другой. И, конечно же, можно выделить проблему, общую для всего романа. Это проблема ответственности. 
 
    Каждый из нас должен нести ответственность за свои слова и поступки. Я считаю, что именно к этой мысли хотел подвести нас Булгаков. Эта тема прослеживается везде: и в романе о Москве двадцатых годов, и в романе о древнем городе Ершалаиме… Отвечать за свои поступки должны в равной степени и прокуратор Иудеи, и председатель МАССОЛИТа: каждый человек на земле наделен грузом ответственности.  
 
    Воланд появляется в Москве для того, чтобы судить… Лгуны, обманщики, мошенники, клеветники – все будут наказаны. Никакой, даже самый затаенный, грешок не скроется от зоркого глаза Сатаны. Вы обманули или обворовали кого-то? Потрудитесь понести за свой поступок ответственность.  
    С приходом дьявола в Москве начинается целая серия расплат за большие или малые прегрешения. Наказания по силе своей равносильны греху. Воланд дает еще один шанс заблудшему Ивану Бездомному, отправляя того в клинику для душевнобольных, но убивает бессовестного Берлиоза. Ибо для председателя МАССОЛИТа атеизм является не воззрением на жизнь, а разрешением всего, утверждение о том, что Бога нет, достаточно для того, чтобы все было дозволено. Разнообразными по мере и степени наказаниями «одарены» Степа Лиходеев, Варенуха, Римский, Никанор Иванович Босой и многие другие. Каждый должен нести ответственность за свои поступки. 
 
    Особенно в плане ответственности символична тема писателя и истинного творчества. Она очень ярко раскрывается в образе Мастера и членов МАССОЛИТа.  
    Есть пословица: «Что написано пером – не вырубишь топором». Булгаков перефразировал ее, сказав о том, что рукописи не горят. Тогда какую же ответственность должен держать писатель, мастер слова перед своими читателями?! Своим произведением он так или иначе затрагивает умы современников. Так к чему он их подвигнет? К истине, свету, или каждое сказанное им слово будет лживо?  
    Мастер, герой романа, олицетворяет собой истинного творца, своеобразного пророка. Он относится к своему роману о пятом прокураторе Иудеи Понтии Пилате как к своему любимому детищу, он пишет его с любовью, желая сотворить истинный шедевр. Мастер олицетворяет собой подлинное творчество, его участь – это участь многих творцов, не желающих подчиняться влиянию безумного времени.  
    И тут же, как яркий антипод истинного творчества, мы видим представителей МАССОЛИТа, гонителей Мастера. Это мирок чванливых, бездарных, склочных, обласканных властью халтурщиков, мирок, враждебный истине и таланту, как тому, что может помешать их сытому паразитическому существованию. Таких бездарностей, бегущих лишь за собственной выгодой, представляют в произведении Берлиоз, критики Латунский, Лаврович, Ариман и другие. Живым олицетворением литературного мира, вконец погрязшего во лжи, является секретарь редакции Лапшенникова. Вот какой увидел ее Мастер: «Я пришел через две недели и был принят какой-то девицей со скошенными к носу от постоянного вранья глазами».  
    Недаром под конец произведения здание МАССОЛИТа охватывает «очистительный огонь». Ибо люди, мнящие себя виртуозами слова, должны нести особую ответственность за ту псевдоистину, что они несут народу. Как может человек создать что-то гениальное, несущее миру свет, если он сам не верит ни одному своему слову?.. 
 
    Как Мастер, несмотря ни на что, был верен своему роману, так Маргарита была безмерно верна Мастеру. Как говорил в свое время Сент-Экзюпери, «мы в ответе за тех, кого приручили». Мы помним ее реакцию на гонение Мастера, помним ту ярость, охватившую ее при виде лжи, написанной бездарностями, называющими себя критиками. Маргарита не представляет себе своей жизни без возлюбленного и, что бы ни случилось, желает быть с ним до самого конца: «Я погибаю вместе с тобою. Утром я буду у тебя». Для того, чтобы спасти любимого, она не жалеет своей души и продает ее дьяволу в обмен на Мастера. Героиня чувствует, что ответственна за этого человека, ибо связала с ним свою жизнь. 
 
    Мастер написал роман, в котором тема ответственности за свои поступки раскрывается через образ пятого прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Во время допроса во дворце Ирода Великого он сознает, что перед ним стоит не просто безвредный сумасшедший, а своеобразный помазанник божий. Его смерть будет непоправимой ошибкой, которая навлечет проклятие не только на него самого, но и на весь род человеческий: «мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», потом: «Погибли!…»  
    Спасти Иешуа прокуратору мешают страх, трусость, он боится в дальнейшем оказаться на месте философа. И он должен будет нести ответственность за то, что отправил на страшную казнь невинного человека. Пилат будет наказан бессмертием и вечными мучениями за свою трусость. 
 
    Таким образом, мы можем увидеть, что тема ответственности - одна из основных в романе Михаила Афанасьевича Булгакова. Он говорит о том, что это закон высшей справедливости, закон мироздания. Тем самым Булгаков вселяет в нас надежду, что откровенное зло и обман будут рано или поздно наказаны, а стремление к правде будет по достоинству вознаграждено. Ведь мы всегда должны отвечать за свои мысли и поступки…


Информация о работе Тема ответственности в произведениях Булгакова