Тема снов в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 16:56, реферат

Описание работы

Мир снов и сновидений издревле интересовал человека как что-то столь же близкое нашему пониманию сколь далекое от него. Бодрствуя, мы видим и понимаем, что происходит вокруг, оцениваем происходящее - наше сознание работает так, как мы этого хотим. Но что происходит с сознанием человека во сне? Тайна, покрытая мраком ночи...

Содержание

Введение 3
Первый сон 4
Второй сон 6
Третий сон 7
Четвертый сон 8
Пятый сон 9
Заключение 10
Список литературы 13

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 984.16 Кб (Скачать)

МБОУ средняя общеобразовательная  школа с углубленным изучением  иностранного языка №27

 

 

 

 

 

 

Тема снов в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

 

 

 

 

 

 

Выполнила ученица 10Б класса: Абрашина Мария

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Ангарск, 2013

Содержание

 

Введение 3

Первый сон 4

Второй сон 6

Третий сон 7

Четвертый сон 8

Пятый сон 9

Заключение 10

Список литературы 13

 

 

 

 

Введение

 

Мир снов и сновидений издревле интересовал человека как что-то столь же близкое нашему пониманию  сколь далекое от него. Бодрствуя, мы видим и понимаем, что происходит вокруг, оцениваем происходящее - наше сознание работает так, как мы этого  хотим. Но что происходит с сознанием  человека во сне? Тайна, покрытая мраком ночи...

Совершенно особую роль, сновидения играют в литературных произведениях. Сны героев зачастую определяют их жизнь. Часто то, что персонажи произведений видят, закрыв глаза, важнее того, что он делает, открыв их. Они могут показать внутренний мир героя, его переживания или то, что может ждать его в будущем. Самыми яркими примерами сновидений героев в литературе являются сон Татьяны из романа “Евгений Онегин” А.С. Пушкина, сон Ильи Ильича из романа “Обломов” И.А. Гончарова, сны Раскольникова и Свидригайлова из “Преступления и наказания” Ф.М. Достоевского и многие другие. Во всех этих книгах авторы отводят снам серьёзную идейно-художественную роль. Сны предрекают будущее героев, разъясняют их прошлое, помогают сделать правильный выбор или пытаются предостеречь от ошибок.

Сон для Достоевского  не какой-то эффективный прием предсказания события, заранее известного писателю, или условное изображение уже  происшедшего события. Сон у этого  писателя  незаменимый способ художественного  познания, основанный на законах самой  человеческой натуры. Через сон он ищет «в человеке человека». Во снах у  него и «невысказанное, будущее слово». Таким образом, сон для писателя это не уход от действительности, а напротив, стремление постигнуть ее в ее собственных своеобразных формах, осмыслить ее художественно.

«Преступление и наказание»  самый насыщенный сновидениями роман Ф.М. Достоевского. Можно говорить не только о снах-новеллах, но и о цикле снов в контексте романа.

Первый сон

 

Первый сон Раскольников видит незадолго до убийства, заснув в кустах в парке после “пробы”  и встречи с Мармеладовым. Перед  тем, как заснуть, он долго блуждает по Петербургу и думает о полезности убийства старухи-процентщицы, которая  отжила свой век и «заедает» чужой.

Он видит себя ребенком, ему семь лет. Он гуляет с отцом  за городом. Душно, серо. На краю города «большой кабак». Странно, что рядом  «церковь с зеленым куполом» и  кладбище. Хохот, крики, драка. Пьяная толпа  усаживается в телегу, и Миколка  бьет лошадь. Наконец, кто-то кричит: «Топором ее, чего! Покончить с ней разом…»  Мальчик бросается ее защищать, плачет, «обхватывает ее мертвую, окровавленную  морду и целует ее, целует ее в  глаза, в губы».

Раскольников просыпается  «весь в поту» и решает отказаться от убийства: «Неужели ж я в самом  деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп… Я ведь не вытерплю, не вытерплю!»

"Страшный сон", отрывок  из детства, казалось бы, самого  светлого, доброго и замечательного  периода человеческой жизни. Но  далеко не это мы ощущаем,  читая строки об избиении лошади "Но уж бедной лошаденке  плохо. Она задыхается, останавливается,  опять дергает, чуть не падает". Все это мы видим глазами  семилетнего мальчика, навечно запомнившего  воплощение жестокости.

Сон тяжелый, мучительный, изматывающий и необыкновенно богатый символами: Раскольников-мальчик любит ходить в церковь, олицетворяющую небесное начало на земле, то есть духовность, нравственную чистоту и совершенство; однако дорога в церковь проходит мимо кабака, который мальчик не любит; кабак  — это-то жуткое, мирское, земное, что  губит в человеке человека. Избиение животного лишний раз напоминает ему о насилии в мире, укрепляет его убеждение в правильности его теории, которую он вынашивал, находясь в болезненном состоянии и мечтая о "роли властелина", "Наполеона". В образе лошади он вновь видит униженных и оскорбленных людей. В этом сне несколько раз упоминается слово "топор", и это не случайно. Ведь тут топор является орудием убийства, но не только лошади, но и старухи уже в реальном мире. Обилие насилия в этом сне стало очередным толчком, заставившим Раскольникова пойти на убийство.

В сцене у кабака мы видим, что по своей природе Раскольников вовсе не жесток: беспощадность и презрение к чужой жизни, даже лошадиной, ему чужды и возможное насилие над живым существом для него омерзительно, противоестественно.

Главная мысль этого эпизода  заключается в неприятии убийства натурой человека, и в частности натурой Раскольникова. Мысли и заботы о матери и сестре, желание доказать свою теорию об «обыкновенных» и «необыкновенных» людях на практике побуждают его думать об убийстве, заглушать муки натуры и в конечном счете приведут в квартиру старухи-процентщицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Второй сон

 

Удивительно, что после первого  сна Родион долго не видит снов, не считая сна накануне убийства: сон-греза. Он видит себя в пустыне, в оазисе, пальмы, голубая и холодная вода, «чистый, с золотыми блестками песок», он пьет воду прямо из ручья, но туту бьют часы, он просыпается и идет убивать. Пейзаж этого сновидения явно противопоставлен душному Петербургу, а холодная вода, голубой и золотой цвета сна позволяют представить, чего жаждет душа Раскольникова.

Место действия сна - Египет, страна, в которой на долю ветхозаветных  персонажей выпадали всевозможные испытания. Испытания ожидают и героя  романа. Красота образов этого  сновидения на мгновение успокаивает  Раскольникова.

Этот сон - обман, который посылает судьба душе преступника накануне испытаний. Не только мотив жажды, но и мотив недопитой воды свяжет этот сон - грезу с последующими событиями романа. Только перед развязкой Раскольников подумает: «Если уж надо выпить эту чашу… Пить, так пить все разом …». А в момент признания он, как бы отвергая материальную сущность воды, отводит рукой воду: «Принесли воды. - Это я… - начал было Раскольников. - Выпейте воды. - Раскольников отвел рукой воду…» и внятно произносит роковые слова.

 

 

 

 

Третий сон

 

Бредовый сон, сон-кошмар, который снится Раскольникову на следующий день после убийства. Он находится во второй главе второй части романа. Это сон во сне - он спал и проснулся. Ему мерещится, что на лестнице квартальный надзиратель  страшно избивает его квартирную хозяйку. Много свидетелей, разговоры, стоны, жалобы. Потом все затихает. Раскольников испытывает «безграничный  ужас», его мучает страх разоблачения. Это самый жизнеподобный из всех снов, принадлежащий к виду необъявленных  снов. Страх, испытываемый Раскольниковым в комнате («Он хотел было запереться на крючок, но рука не поднялась…»), заставляет вспомнить пережитый ужас после  убийства, когда он обнаружил, что  дверь была не заперта на крючок, а потом притаился за дверью и  слушает, как снаружи стучат, зовут  старуху, разговаривают о том, что  дверь «не на замке, а на запоре, на крючке то есть» - «значит, кто-нибудь из них дома». Когда он стоял тогда  за дверью, ему казалось, что «он  точно окостенел, что это точно  во сне, когда снится что догоняют, близко, убить хотят, а сам точно  прирос к месту и руками пошевелить нельзя».

Кроваво-красный месяц  этого сна ритмически перекликается  и с «ярким закатом яркого красного солнца», которое Раскольников увидел накануне убийства, проходя через  мост.

 «Не старуху убил, а себя убил» - вот что предвещает третий сон. Эпизод сна дает ответ главному герою и читателю, что эксперимент был затеян зря, предчувствие того, что напрасное убийство повлечет за собой наказание.

 

 

 

 

 

Четвертый сон

 

Сон о повторном убийстве старухи. Действие как бы возвращается вспять, но теперь трагедия убийства оборачивается  комедией.

Сон становится как бы ответом  судьбы на реплику Раскольникова: «О, как я ненавижу теперь старушонку! Кажется, бы другой раз убил, если б  очнулась!». Композиционно сон расположен прямо в центре романа. Он помещен  в конце третьей части и  делит роман на две триады. Раскольников видит этот сон непосредственно перед приходом Свидригайлова, человека демонического и своеобразно олицетворяющего зло.

Это сон-катастрофа, который  ставит героя перед выбором: покаяние или безумие и самоубийство. Он удивителен по своей психологической точности и художественной силе. Достоевский нагнетает, сгущает краски (смех у старухи “зловещий”, гомон толпы за дверью явно недоброжелательный, злобный, насмешливый), чтобы как можно более четко и достоверно отразить состояние отчаявшейся души героя, особенно усилившееся после провала «эксперимента над собой».

Раскольников оказывается  не Наполеоном, не властелином, имеющим  право с легкостью переступать  через чужие жизни ради достижения своей цели; муки совести и страх  разоблачения делают его жалким, и  смех старухи — это смех и торжество  зла над не сумевшим убить в  себе совесть Раскольниковым.

 

 

 

 

 

Пятый сон

 

Сон-бред. Это не один сон, а сжатый пересказ тех снов, которые снились Раскольникову во время болезни в острожной больнице. Одновременно - это и сон-предупреждение, после которого Раскольников окончательно разочаровывается в своей теории о праве сильного на убийство пусть даже ради благородной цели.

Его Раскольников видит на каторге, уже на пути к нравственному возрождению, глядя на свою теорию другими глазами. Раскольников болен, лежит в бреду. Под подушкой – Евангелие, принесенное Соней по его просьбе.

Ему снятся картины апокалипсиса: «Целые  селения,  целые города и народы заражались и  сумасшествовали.  Все  были  в  тревоге  и  не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и  ломал  себе  руки.  Не знали, кого и как судить,  не  могли  согласиться,  что  считать  злом,  что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе...»

Мир гибнет, но спасаются  несколько, которые должны «начать  новый род людей и новую  жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей». Это сон о мировой катастрофе, конце света, сон-апокалипсис  и пророческий сон, в котором, как утверждают исследователи, представлено пророчество Достоевского о мировой войне и революции.

Здесь происходит переосмысление героем назначенных целей, изменение его мировоззрения, постепенное приближение к духовному совершенству — то есть начинается нравственное возрождение Раскольникова, трудное, болезненное, но все же очистительное и светлое, купленное ценой страдания, а ведь именно через страдание, по мнению Достоевского, человек может прийти к настоящему счастью.

Художественная роль этого  сновидения весьма значительна: оно  не только психологическим мотивирует состояние взрослого Раскольникова, но и раскрывает антиномическую природу  хронотопа души героя.

Заключение

 

Достоевский как художник интересен прежде всего тем, что  он принес с собой новые формы  художественного видения, и сумел  открыть и увидеть новые стороны  человека и его жизни.  Пожалуй, ни у кого из прежних писателей сны не были столь мощным орудием художественного познания человека и мира, как у Достоевского.

Сон у него - сложный художественный прием, позволяющий проникнуть в  самые глубины человеческого  сознания, расширить горизонт художественного  видения и взглянуть на человека под другим углом художественного  зрения.

В романе реальная действительность и сновиденческая тесно взаимосвязаны, и через сны происходит болезненный, мучительный, сложный процесс познания героем мира, осознания его непреходящих ценностей. Через сны писатель раскрывает путь героя от постепенного «умирания  » в себе семилетнего мальчика, олицетворяющего милосердие, к покаянию и началу нравственного  возрождения.

Достоевский - писатель глубокой мысли. Главная художественная задача его -  философское осмысление жизни, судьбы человеческой.

Совмещая прошлое, настоящее  и будущее в сновидениях героя, что дает ощущение безмерности любого мгновения, Достоевский переносит  нас в особый пространственно-временной мир, соответствующий «всечеловеческому» смыслу романа.

Я считаю, что именно с  помощью снов Раскольникова, мы можем  сопереживать герою, почувствовать  атмосферу того времени, наиболее полно  понять цели и мысли людей девятнадцатого столетия. Ведь только во сне человеческое подсознание высвобождается и способно о многом поведать читателю.

 

 

Приложение


 


 

 

Список литературы

 

  1. Сочинения по русской литературе – Базлова Н.Ю.
  2. «Преступление и наказание» - Ф.М. Достоевский, 1866
  3. Статья «Сны Раскольникова» (социальный психоанализ от Сергея Выгонского, выпуск 12, 2005
  4. Общеобразовательный интернет ресурс – Litra.ru
  5. Кирпотин В.Я. – Разочарование и крушение Родиона Раскольникова.

Информация о работе Тема снов в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"