Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 02:52, доклад
В настоящее время в мире существует огромное множество различных субкультур, самые популярные из них: эмо, панки, готы, скинхеды, анимешники и другие. Всех их объединяет то, что эти люди выделяются из толпы, и встретив такого человека в метро, можно с большой вероятностью определить к какой субкультуре он относится. Но с толкиенистами дело обстоит иначе. Внешне такие люди ничем не отличаются от всех остальных, и даже поговорив с таким человеком, нельзя сказать однозначно толкиенист он или нет. Так чем же они отличаются от обычных людей?
ТОЛКИЕНИСТЫ
В настоящее время в мире существует огромное множество различных субкультур, самые популярные из них: эмо, панки, готы, скинхеды, анимешники и другие. Всех их объединяет то, что эти люди выделяются из толпы, и встретив такого человека в метро, можно с большой вероятностью определить к какой субкультуре он относится. Но с толкиенистами дело обстоит иначе. Внешне такие люди ничем не отличаются от всех остальных, и даже поговорив с таким человеком, нельзя сказать однозначно толкиенист он или нет. Так чем же они отличаются от обычных людей?
Во-первых, ни один толкиенист не является таковым, если не прочел бессмертное произведение Дж. Р.Р. Толкиена «Властелин Колец». Особо продвинутые личности должны читать «Сильмариллион» и даже цитировать его.
Во-вторых, толкиенисты устраивают ролевые игры на природе (о них мы поговорим чуть позже), где, одевшись как мифические персонажи, игроки отождествляют себя с оными и ведут себя соответствующим образом.
В-третьих, каждый выбирает для себя, кем он будет: орком, эльфом, человеком или магом. Придумывает себе новое имя, в основном имена берутся из Книги. И наконец создает соответствующую атрибутику для своего персонажа (одежда, меч, лук, кольца, подвески и пр.)
Термин «молодежная
Впервые толкиенисты появились в Америке и Европе в середине 60-х. Тогда народ просто заболел книжками английского профессора, но главными фанатами стали, конечно, школьники и студенты.
Считается, что фэнтэзимания стала способом бегства от реального мира. Западная молодежь того времени устала от ценностей "общества всеобщего благоденствия" и естественным путем бегства из мира излишнего рационализма и прагматизма стал "путь в сказку", где жизнь проще и понятнее - мир героев и врагов, где каждый может стать героем.
Полные переводы Толкиена появились впервые в России только в начале девяностых. Именно тогда начали появляться в России первые толкиенисты. Но массовость это явление получило только в середине нашего десятилетия. Тогда только немногие ходили на игры в лес. Под Санкт-Петербургом в Заходском проходили РХИ (Региональные Хобитские Игры), участники которых разбивались на несколько лагерей и жили как хиппи, кто хотел сражался, кто-то просто отдыхал.
С другой стороны, среди почитателей ролевых игр - о них позже, сейчас же только об их истории - существует такое мнение, что ролевые игры начинались не с Толкиена. В свое время в Америке получили широкое распространение так называемые ролевые игры, предложенные населению в качестве метода психологической реабилитации, но очень скоро переросшие первоначальную задумку, ибо спустя некоторое время в недрах массового движения толкиенистов родилось историческое решение провести игру по Толкиену. Только тогда и началась горячка "ролевух", как их называют наши игроки.
После 97г атмосфера ролевых игр
сильно изменилась. Пришли новые игроки,
которые главной задачей
Во всей субкультуре обычно выделяют фанатов - ярых толкиенистов и ролевиков, но необходимо также сказать и о фэнах, которые к субкультуре хотя и не принадлежат, но имеют к ней отношение.
Кто такие фэны? Люди, которым нравится погружаться в небывалые миры. Люди, которым фантазия писателя помогает вырваться из обыденности будней, рождает сладкий трепет в душе, помогает жить. Фэны читают все: Стpyгацких и Ефремова, Толкиена и Говарда, Гаррисона и Хайнлайна. Читают и не-фантастикy. Даже в самых безнадежных книгах они отыскивают зеpна фантазии и домысливают несказанное, ненаписанное, непpидyманное. Поpой они начинают писать сами. Поpой становятся писателями. Им просто нравится этот странный процесс - "чтение". Hе смешивая реальный мир и мир книжный они работают, отдыхают, и читают, читают, читают...
Кто такие фанаты? Бывает так - одна книга, один автор задевает в душе какие-то особые струны, и тогда человек отказывается от всех остальных и посвящает себя Единственной. И появилась для Них такая "Библия" - "Властелин колец". Библия была дана, и появились толкиенисты. Вначале им просто было хорошо вместе. Они нашли свою книгу и читали ее вновь и вновь. Дpyгие книги были уже не нужны - слишком простые краски (серые, белые, красные, зеленые, черные...), слишком странное, нелогичное поведение персонажей. Хотелось говорить и говорить о Единственной и Hеповтоpимой.
Потом, конечно, захотелось собраться отдельно от фэнов - которые продолжали интересоваться чем-то еще, собраться тесной группой единомышленников: на природе - как любимые герои. Толкиенисты стали воплощать свою библию в жизнь.
Толкиенистов роднила любовь к одному миру. Они могли вести бесконечные исследования одной-единственной книги и читать ее всю жизнь. Писали подражания, продолжения и пародии. Ролевиков же породила та ситуация, что вписаться в мир толкиенистов становилось все труднее и труднее. Славные прозвища были разобраны, громкие звания расхватаны, по всем сложным вопросам лексики и генеалогии имелись специалисты - трудно стало завоевать авторитет. И чья-то мудрая мысль нашла выход. Кто-то вспомнил о существовании других книг, пусть не столь великих, как книга ПРОФЕССОРА - но ведь и на их основе можно было устроить хорошую "pолевyхy"! Попрыгать с мечом, покричать громким голосом, взять то или иное славное имя.
Таких книг оказалось много. "Конан", драконы всяческих времен года, да и ряд отечественных авторов постарался - родились книги, отвечающие требованиям ролевиков. Им уже позволительно не знать тонкостей "Сильмаpиллиона". Они домысливают иные миры - куда более простые, а посему гораздо более легкие в плане приобщения. Число их быстро переросло число толкиенистов. Те, по крайней мере, вынуждены были помимо Толкиена читать иную литературу. Высокий уровень "Библии" не позволял расслабиться, заставляя заниматься самообразованием - пускай и для довольно странных исследований. "Библии" ролевиков серьезной работы ума уж совсем не требовали - они словно были предназначены для того, чтобы по ним играли...
Теперь обратимся к самой тусовке.
Настоящего толкиениста от всех других любителей фэнтэзи отличает очень многое:
Эти люди очень хорошо сознают свою отличность от прочих своих сограждан, так, что для соотечественников, не входящих в систему (а это все нормативное общество) порой нелегко понять и внедриться в нее;
Бережное отношение к игре, к литературе фэнтези, вплоть до филологического интереса к изучению эльфийских языков, большой интерес к истории, преимущественно раннего средневековья, боевые искусства, фехтование и пр.
Жизненное мировосприятие в сочетании с весьма юмористической оценкой собственных занятий (человек способен горячо, с жаром и на полном серьезе спорить о родословных хоббитов, но спустя минуту те же хоббиты станут объектом его насмешки - вообще плох тот толкиенист, который всегда относится к себе серьезно);
Для значительной части свойственны символы удивительной готовности верить при минимуме оснований для веры (вера в магию и т.д.).
Сами толкиенисты выделяют в структуре своей тусовки несколько типов людей, пришедших сюда, в соответствии с причинами, приведшими в толкиенизм.
Во-первых, это люди, которые по какой-либо причине не сумели утвердить себя в большом мире, либо сумели, но то, что у них получилось, им не нравится. Они держатся за новый мир, как полярники за радиостанцию, поскольку потеря означает окончательное крушение жизни. Со временем такие люди составляют элиту толкиенизма; они замыкаются в своем узком кругу, и тут уже действительно вырастает религия, но направленная внутрь - потому крайне нежелателен приток новой паствы, ибо система герметична, свежая кровь может её погубить.
Другая часть толкиенистов - это те, кому просто нравится играть. Ролевая игра позволяет человеку оказаться в шкуре другого, оставаясь в то же время собою - а это интереснейший эмоциональный опыт. В отличие от театра, игра дает практически неограниченную возможность для действия. В большинстве своем такие индивидуумы ведут нормальную "цивильную" жизнь, а игры рассматривают как хобби, средство отдохнуть от суровых будней.
Третья категория - те, кому надо ощутить свою инаковость. В самом деле, толкиенист с его причудливыми костюмами, мечами подмышкой, средневековым стилем поведения действительно привлекает внимание. Как правило, подобные личности увлекаются параллельно еще уймой вещей и недолго, в целом, задерживаются в толкиенистском обществе.
Тусуются они преимущественно в двух местах: в Нескучном саду (Эгладор) и Царицыно (Мандос). Мандос обычно место боевое, Эгладор - более лиричное. Рассмотрим более подробно Эгладор.
Вступая в неформальный клуб, толкиенисты выбирают себе имя (в основном из книг Толкиена, например, Фангорн, Фагот, Галадриэль) и расу, то есть могут быть хоббитами, троллями, орками, гномами, эльфами, людьми и т.п. Выбранная раса иногда не предполагает никаких внешних признаков, поэтому в тусовке при знакомстве очень популярно выражение "существо".
Обычно толкиенисты выделяются из толпы экзотическими нарядами. Многие ходят в плащах, некоторые - в средневековых нарядах. Здесь весьма популярны хайратники (ленты вокруг головы, прихватывающие волосы). Диапазон - от простых до плетеных из ниток с бисером. Почти обязательный атрибут - меч. Мечи - деревянные или текстолитовые - не пустое украшение. Поединки занимают едва ли не центральное место в жизни Эгладора. Некоторые "существа" предпочитают другие виды оружия - копья, луки, кистени, кинжалы и т.д. Все оружие - самодельное или купленное у местных мастеров. В арсенале также щиты, кольчуги и доспехи. Хорошая кольчуга стоит недешево - до нескольких тысяч рублей. Изготовить ее можно и самостоятельно, раздобыв достаточное количество шайб или проволоки.
Толкиенисты часто встречаются на концертах. Концерты устраивают толкиенистские певцы - менестрели. Как правило, они исполняют собственные песни, аккомпанируя себе на гитарах. Иногда попадаются студийные записи. Темы песен, как и интересы исполнителей, разнообразны. Одни из них связаны с литературными произведениями, другие - с историческими событиями, третьи затрагивают насущные темы.
Языки и письмена
Толкин разработал несколько искусственных языков и алфавитов для них. Причем в его произведении встречается около полусотни различных стихов и песен на этих языках.
Языки эльфов. Всего существует три языка Синдарин, Квенья и Аварин. Последние два основаны на кельтском и финских языках, и имеют свои письмена. Вот они:
Древние языки. К ним относится Валарин и произошедший из него всеобщий язык Вестрон и Талиск. В произведении он представлен в виде немного измененного староанглийского языка.
Гномий язык. Кхуздул был создан на основе семитских языков и проработан не достаточно подробно, поэтому разговаривать на нем нельзя и писать пока что тоже. Но тем не менее он отлично вписался в описание некоторых имен, надписей и названий.
Черное наречие. Оно было модификацией древнего эльфийского языка, и как видно из названия использовалось темными персонажами.
Язык энтов (деревьев). Отличается медлительностью, поскольку долгоживущие энты имеют достаточно времени, чтобы все обсудить не торопясь.
Толкиенизм как субкультура имеет право на существование и оказывает огромнейшее влияние на современную культуру и молодежь.