Вклад И.И. Шишкина в развитие русской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 16:57, реферат

Описание работы

Цель реферата – изучить вклад И.И. Шишкина в русскую культуру.

Для достижения цели, нам нужно выполнить следующие задачи:

◦Рассмотреть биографию Шишкина И.;
◦Охарактеризовать его становление как художника;
◦Дать анализ его новшествам в русской живописи;
◦Определить характерные черты его творчества;
◦Дать оценку его вкладу в развитие русской культуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3

РАЗДЕЛ 1. Биография художника ……………………………..………...5

РАЗДЕЛ 2. Особенные черты живописи Шишкина ………………........9

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………..15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………....16

Работа содержит 1 файл

Шишкин.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ УКРАИНЫ

МАРИУПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИСТОРИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ  И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ 
 
 
 
 

Реферат

Вклад И.И. Шишкина в развитие русской культуры 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Студентки І курса

                  специальности Международные отношения

                  Ткаченко  О. 
                   
                   

    Мариуполь 2010

 

     СОДЕРЖАНИЕ 

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3

    РАЗДЕЛ 1. Биография художника ……………………………..………...5

    РАЗДЕЛ 2.  Особенные черты живописи Шишкина ………………........9

    ВЫВОДЫ…………………………………………………………………..15

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………....16

 

     ВСТУПЛЕНИЕ 

    В сокровищнице русского искусства Ивану  Ивановичу Шишкину принадлежит  одно из самых почетных мест. С его  именем связана история российского пейзажа второй половины XIX столетия. Произведения выдающегося мастера, лучшие из которых стали классикой национальной русской живописи, обрели огромную популярность.

    Среди мастеров своего поколения И. И. Шишкин представлял своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Никто до Шишкина с такой ошеломляющей открытостью и с такой обезоруживающей сокровенностью не поведал зрителю о своей любви к родному краю, к неброской прелести северной природы.

    Искусство Шишкина являет собой вечно существующий в истории искусства поток живописи, который то возникает и утверждается, то исчезает, смещенный другими живописными пристрастиями. И когда общественное сознание вновь повернулось к точной и тщательной форме, возник новый интерес к творчеству Шишкина, ибо гуманистическая сущность сохраняется в нем как неизменная ценность.

    Актуальность  работы состоит в том, Шишкин своими произведениями отразил важнейшие стороны русского искусства в его национальном своеобразии. Он предстает могучим мастером реалистического пейзажа, выразившим в своем творчестве передовые художественные идеи своей эпохи.

     Объект  работы – Шишкин И.И.

     Предмет – вклад Шишкина И.И. в развитие русской культуры.

     Эта проблема рассматривается многими авторами. Это труды таких авторов, как Ф. Булгаков [1], Ф. Мальцева [3], В. Манин [4], И. Шувалова [5] и др. Наиболее эта проблема рассмотрена В. Маниным в его работе «Иван Шишкин»[4], где он рассматривает жизнь и творчество художника, его новаторство и вклад в русскую живопись.

    Цель реферата – изучить вклад И.И. Шишкина в русскую культуру.

    Для достижения цели, нам нужно выполнить следующие задачи:

    • Рассмотреть биографию Шишкина И.;
    • Охарактеризовать его становление как художника;
    • Дать анализ его новшествам в русской живописи;
    • Определить характерные черты его творчества;
    • Дать оценку его вкладу в развитие русской культуры.

    Реферат состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы.

    Введение  содержит актуальность темы, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, поставлены цели и задачи.

    В первом разделе рассматривается жизненный и творческий путь художника.

    Во  втором раздела рассматриваются  основные произведения Шишкина, его  становление как мастера реалистического пейзажа.

    Выводы  содержат обобщения по теме. 

 

     РАЗДЕЛ 1. Биография художника 

    Иван  Иванович Шишкин - один из даровитейших русских пейзажистов, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист, сын купца, родился 13 (25 по нов. стилю) января в Елабуге (Вятской губ.) в 1832 г., двенадцати лет от роду был определен в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил ее и поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества.

    Окончив курс этого заведения, он с 1857 г. продолжал свое образование в академии художеств, где числился учеником проф. С. М. Воробьева [3, 145].

    Не  довольствуясь занятиями в стенах академии, Шишкин в это время усердно  рисовал и писал этюды с  натуры в окрестностях СПб, и на о-ве Валааме, чрез что приобретал все большее и большее знакомство с ее формами и уменье точно передавать ее карандашом и кистью. Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт - Петербурга.

    В 1858 г. он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 г. - малую  золотую медаль за пейзаж из окрестностей СПб. и, наконец, в 1860 г. - большую золотую  медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. Приобретя, вместе с этою последнею наградою, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 г. в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников, между прочим мастерские Бено и Франца Адамов, пользовавшихся большою популярностью, а затем, в 1863 г., перебрался в Цюрих, где, под руководством проф. Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкою водкою. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова "Вид в окрестностях этого города" - картину, которая, будучи прислана в Санкт - Питербург, доставила художнику звание академика [5, 90 - 91].

    За  границею, помимо живописи, он много занимался рисунками пером; произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев, и некоторые были помещены в дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров. Затосковав по отечеству, Шишкин, в 1866 г., возвратился в Санкт - Питербург до истечения срока своего пенсионерства. С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественного целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии, а потом, после того, как учредилось товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером, и с 1870 г., примкнув к образовавшемуся в Санкт - Питербурга кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование крепкою водкою, которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.

    Все эти работы с каждым годом увеличивали  за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и  бесподобного, в своем роде, аквафортиста. В 1873 г. академия возвела его в звание профессора за приобретенную ею мастерскую картину "Лесная глушь".

    После вступления в действие нового устава академии, в 1892 г. Шишкин был приглашен  руководить ее учебной пейзажной  мастерской, но, по различным обстоятельствам, исполнял эту должность недолго. Он умер скоропостижно, 8 марта 1898 г.

    Среди русских пейзажистов Шишкин бесспорно  принадлежит место самого сильного рисовальщика.

    Во  всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, так и мельчайших отличительных черт всякой породы деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или убавок, - тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обусловливаются почвою и климатом, где художник заставлял их расти. Изображал ли он дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Самая местность под деревьями - камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и пр. - получала в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности. Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собою общее настроение, сообщала им характер картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов [2, 389].

    Должно  также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти  со всяким особенно сильным рисовальщиком: наука форм далась ему в ущерб  для колорита, который, не будучи у  него слабым и не гармоничным, все-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. Поэтому талант Шишкина иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками. Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места; особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 г. ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской.

    Достаточно  будет упомянуть о Шишкинских произведениях, находящихся в публичных  коллекциях. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. В ней  имеются картины: "Рубка леса", "Полдень в окрестности Москвы", "Сосновый лес", "Горелый лес", "Рожь", "Дебри", "Пасека", "Еловый лес" и "Утро в сосновом лесу", и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Музей имп. Александра III владеет картинами: "Корабельная роща", "Полянка с соснами", "Лесная глушь" и "Поляна", пятью этюдами и двумя рисунками. В московский публичный музей недавно поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина "Вид в окрестностях Москвы" и один рисунок.

    Всех  исполненных Шишкиным офортов Д. Ровинский насчитывает до сотни; он указывает, сверх того, на 68 оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера.

    А. Беггров, в 1884 - 85 гг., издал в двух сериях сборник 24-х фототипических снимков с угольных рисунков, исполненных  для него Шишкиным. В 1886 г. сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25-ти [1, 107].

    Впоследствии  оттиски с досок, служивших для  этого альбома, подправленных и  несколько переделанных, были изданы, с прибавкою нескольких других офортов, в виде нового альбома г. Марксом. - Ср. Ф. Булгаков, "Альбом русской живописи. Картины и рисунки И. И. Шишкина. " (СПб.,. 1892); А. Пальчиков, "Перечень печатных листов И. И. Шишкина." (СПб., 1885) и Д. Ровинский, "Подробный словарь русских граверов XVI - XIX вв." (т. II, СПб., 1885).

    Картина "Корабельная роща" (самая крупная  по размерам в творчестве Шишкина) - как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Осуществление такого монументального замысла, как это произведение, свидетельствует, что шестидесятишестилетний художник находился в полном расцвете творческих сил, но на этом его путь в искусстве оборвался. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина "Лесное царство" [4, 188].

 

     РАЗДЕЛ 2. Особенные черты живописи Шишкина 

    Произведения  молодого Шишкина, созданные в годы учения в Академии, отмечены романтическими чертами, однако то было скорее данью  господствующей традиции. У него все  явственнее проступало трезвое, спокойно-вдумчивое  отношение к природе. Он подходил к ней не только как художник, увлеченный красотой, но и как исследователь, изучающий ее формы.

    Подлинной школой для Шишкина стал Валаам, служивший местом летней работы на натуре академическим ученикам-пейзажистам. Шишкин был увлечен дикой, девственной  природой живописного и сурового архипелага валаамских островов с его гранитными скалами, вековыми соснами и елями. Уже первые проведенные здесь месяцы явились для него серьезной практикой в натурной работе, способствовавшей закреплению и совершенствованию профессиональных знаний, большему постижению жизни природы в многообразии и взаимосвязи растительных форм [4, 67].

    Этюд "Сосна на Валааме" - один из восьми удостоенных в 1858 году серебряной медали - дает представление об увлеченности, с которой художник подходит к изображению натуры, и о начавшем проявляться уже в то время характерном свойстве дарования Шишкина - содержательном восприятии природы. Тщательно выписывая высокую, стройную, красивую по своему контуру сосну, Шишкин в ряде характерных деталей передает суровость окружающей местности. Одна из этих деталей - прислонившийся к сосне старый покосившийся крест - создает определенный элегический настрой.

Информация о работе Вклад И.И. Шишкина в развитие русской культуры