Война и мир

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 00:30, доклад

Описание работы

Л. Н. Толстой — создатель произведения общенационального масштаба. 2. На пути к Истине (Андрей Болконский, Пьер Безухов). 3. Жизнь в единении со своим народом. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» — произведение исторического масштаба, показывающее нам широкую панораму жизни русского общества первой трети XIX века. В этом грандиозном произведении описана жизнь нации на переломном этапе истори ческого развития через отдельных, лучших ее представителей.

Работа содержит 1 файл

Война и Мир.docx

— 44.25 Кб (Скачать)
  1. Л. Н. Толстой — создатель произведения общенационального масштаба. 2. На пути к Истине (Андрей Болконский, Пьер Безухов). 3. Жизнь в единении со своим народом.  Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» — произведение исторического масштаба, показывающее нам широкую панораму жизни русского общества первой трети XIX века. В этом грандиозном произведении описана жизнь нации на переломном этапе истори ческого развития через отдельных, лучших ее представителей. Писатель в событиях 1812 года искал ключ к пониманию явлений современной ему жизни. В ходе работы над романом-эпопеей Толстой пришел к выводу, что истоки либеральных настроений русского общества лежат в декабризме, а тот, в свою очередь, является порождением общенационального подъема, который испытывало русское общество во время Отечественной войны 1812 года. Автор показал духовную эволюцию нации во всей неоднозначности и противоречивости, изображая лучших ее представителей.  Таковыми героями в романе являются Андрей Болконский и Пьер Безухов. Мы встречаемся с ними впервые в салоне Анны Павловны Шерер. Пьер появляется в свете после приезда из-за границы, а князь Андрей приходит в салон вместе с молодой женой, которая ждет ребенка. Читателю сразу становится ясно, что князь не доволен той жизнью, которую ведет. Светское общество ему надоело, салонные разговоры его тяготят. По отношению к жене он испытывает раздражение. Внутренняя суть конфликта становится очевидна из беседы Андрея Болконского с Пьером Безуховым. Окружающая действительность не дает возможности князю проявить себя. Он жаждет личной славы, он хочет совершить подвиг. И его кумиром, как и Пьера является Наполеон, который покорил полмира.  Начало военных действий против наполеоновской армии оказывается достаточно весомым поводом для отъезда из дома. Очень скоро идеалы князя Андрея осуществятся. Во время сражения под Аустерлицем он подхватит знамя из рук убитого солдата и поднимет полк в атаку, но сам будет тяжело ранен. Л. Н. Толстой проверяет истинность убеждений своего героя, ставя его на грань жизни и смерти. И мы видим, что эгоистические помыслы Болконского не выдерживают этого испытания. Перед лицом смерти все наносное, неискреннее пропадает, остается лишь удивление пред мудростью и красотой природы, которая воплотилась в высоком и недосягаемом небе Аустерлица. Впечатление усиливается появлением Наполеона, который доволен победой, которого не смущают груды мертвых тел. Побывав в плену, испытав множество страданий, Андрей Болконский понимает, что должен жить ради своей семьи, во имя долга. Но семейное счастье разрушено — княгиня Лиза умирает во время родов. И только встреча с Пьером Безуховым на переправе дает надежду Болконскому на духовное возрождение в будущем.    Идеалы Пьера Безухова тоже претерпели изменения. Сначала, не понимающий своего истинного предназначения, Пьер тратит себя на кутежи и пьянки. За ним тянется вереница скандалов и неприятностей. Он хочет, признания в обществе, одобрения окружающих, и очень скоро его тайные помыслы сбудутся. На удивление всей Москве старый граф почти все свое состояние оставил Пьеру, своему незаконному сыну. Он теперь богат! Его охотно приглашают в гости. Родители девиц мечтают выдать своих дочерей замуж за Пьера. Он ухаживает за Элен Курагиной, первой красавицей Москвы. Безухову лестно ее внимание. В конце концов его женят на Элен, но скоро Пьер начинает понимать свою ошибку. Элен через некоторое время демонстрирует, что вышла замуж за Безухова только ради денег, она заводит свой собственный салон, куда приходят толпы ее обожателей. Закончилось все дуэлью Пьера с До-лоховым, одним из фаворитов Элен. Оказавшись перед лицом смерти, Пьер Безухов понимает, насколько ничтожны, низменны были его идеалы. Он окончательно порывает с женой и покидает имение. На духовное становление Пьера оказывает влияние встреча с Баздеевым, представителем масонской ложи. Он убеждает Пьера, что настоящее счастье человек может найти лишь в заботе о счастье и благополучии других, что именно мас.оны как раз имеют целью тайную помощь тем, кто нуждается, просвещение народа и подготовку почвы для общества всеобщего братства и любви. У Пьера Безухова появляется высокая цель в жизни. Он работает над собой, изживает личные недостатки, занимается благотворительностью. Но скоро ему «личное совершенствование» надоедает. В масонах он начинает видеть по отношению к себе только материальную заинтересованность.  К этому периоду относится и деятельность князя Болконского на благо общества. Он интересуется жизнью своих крестьян, в своем имении проводит либеральные реформы. Князь начинает заниматься государственной деятельностью, он участвует в деятельности комитета по подготовке реформ, которым руководит М. М. Сперанский. Но скоро Болконский разочаровывается в этой деятельности, потому что не видит результатов своего труда.  Гостя в Отрадном, князь встречается с Наташей Ростовой. Все в ней поражает Андрея Болконского: и ее искреннее восхищение природой. И ее непосредственность, и любовь к жизни. Любовь, которая возникает между ними, воскрешает князя Андрея к новой жизни. Но и на этот раз личное счастье главного героя не состоится. Наташа увлеклась Анатолем Курагиным, и это служит причиной для расторжения помолвки между ней и Андреем Болконским. Тут воплощена одна из главных идей Л. Н. Толстого — человек не может быть счастливым, если окружающие несчастны. Именно к этому моменту относится нашествие на Россию войск Наполеона. По словам Болконского, Отечественная война становится «личным делом каждого русского человека». Он принимает командование полком, предпочитая «делать дело» в боевом строю, а не в штабных коридорах. Для Болконского главным становится стремление жить одной судьбой со своим народом, разделять его горести и радости. Высшей точкой просветления и духовного роста для князя Андрея становится смерть. Он погибает от шальной пули, и этим Толстой подчеркивает близость своего героя судьбам простых русских солдат, которые погибали за Отечество. Болконский умирает духовно просветленным, он понимает, что «весь мир — это любовь», только это нужно увидеть и понять.  Увидеть смерть близко довелось и Пьеру Безухову. Его потрясает день Бородинского сражения, который он встречает на батарее Раевского, бессмысленность убийств, ужас смерти. Решив пожертвовать собой ради спасения других людей, Пьер остается в разоренной Москве. Чтобы убить Наполеона. Ему не удалось это сделать, но ценность его духовных исканий не становится меньше. Он ощущает свое единство с народом, чувствует себя его частью. Толстой приводит и этого героя к идее единения с народом, к идее принятия мира во всем его многообразии. Пьер удостаивается личного счастья — он Женится на Наташе Ростовой, и свою любовь к ней пронесет через всю жизнь.  Сложный, тернистый путь духовных исканий главных героев романа Л. Н. Толстого говорит о том, что они способны к духовному совершенствованию. И Андрей Болконский, и Пьер Безухов приходят к мысли о необходимости духовного единения людей. По мысли Л. Н. Толстого, это и является важнейшим мерилом нравственной оценки личности, критерием ее духовного совершенства.

 

  1. «Жить по-божьи, творя любовь и добро» - таковы были взгляды Л. Н. Толстого на духовный мир человека, которые он высказал на склоне лет, обращаясь к юношеству. «Кто я? Зачем я живу? Во имя чего я живу?» - вот круг вопросов, которые составляют нравственные искания человека. Все любимые герои Л. Н. Толстого заняты этим напряженным духовным поиском. Л.Н.Толстой с симпатией относится к князю Болконскому, неординарному, думающему, ищущему человеку. «Он все читал, все знал, обо всем имел понятие» - такая высокая оценка дана князю Андрею на первых страницах романа. Совершенно очевидно, что князь Андрей не удовлетворен жизнью света, живет по другим, более возвышенным и благородным правилам жизни. В разговоре с Пьером князь так объясняет свой уход на войну: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!». И вот Болконский под небом Аустерлица. О чем он думает накануне сражения? - «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими». Князь Андрей с наслаждением слушает свист пуль, берет знамя и бежит в атаку, уверенный в том, что весь батальон последует за ним. В действительности он сумел пробежать всего несколько метров, был ранен и истекал кровью на Праценской горе. Именно в этот момент в его душе произойдет перелом, который изменит его жизнь и определит будущее. «Как я не видал прежде этого высокого неба? - шепчет он в бреду. - И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба... ничего нет, кроме тишины, успокоения». Как эти мысли не похожи на прежнее честолюбивое стремление к славе. Взгляд на бесконечное и прекрасное небо помог герою осознать мелочность и суету своих желаний. Даже Наполеон, его кумир, кажется теперь маленьким и ничтожным. Конечно, князь Андрей не приходит к Богу, но все же отбрасывает честолюбивые мечты, понимает, что человек должен искать в жизни что-то вечное. Но что? Этого еще герой не знает.
  2.     Пройдет полтора года, князь Андреи оправится от раны и вернется в Лысые Горы. Но духовное озарение под Аустерлицем не даст пока Болконскому внутренних сил, не избавит от разочарования и пессимизма, кстати, это обнаружит Пьер, приехав к нему в имение: «Его поразила происшедшая перемена в князе Андрее. Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мертвый...» Встреча Пьера и князя Андрея ста - нет еще одним важным моментом в духовной биографии последнего. Князь Андрей скептически слушает лозунги Пьера о необходимости делать людям добро. Сам он отстаивает другое, жить так, чтобы не делать другим зла, жить для себя. И все же «свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». И в этой новой жизни князь Андрей перечислит своих крестьян в вольные хлебопашцы, заменит барщину оброком, в Богучарово крестьянских и дворовых детей станут учить грамоте. Так Болконский начнет преодолевать свое отчаяние, снова будет стремиться к добру, истине, справедливости. Но впереди - еще много надежд и разочарований, взлетов и падений. Князь Андрей будет пристально следить за происходящими событиями, думать, анализировать. Правда, он все еще убежден, что никогда не воскреснет к счастью, радости, любви. Поэтому, увидев посреди цветущего весеннего леса старый корявый дуб, он грустно согласится с ним: «...да, он прав, тысячу раз прав этот дуб... пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена!» Однако встреча с Наташей перевернет его взгляд на мир, он воскреснет душой, и старый дуб, правда уже покрытый нежной зеленью, расскажет ему о другом. «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь... чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!» - скажет себе Болконский. Однако на этом сложный нравственный путь героя не закончился. Личная драма повергнет его в апатию, мало того - породит в душе ненависть к Анатолю Курагину. Князь Андреи уходит на войну, он живет только этим мщением, он теряет себя. Истинное возрождение героя произойдет в армии: князя вылечит общение с простыми солдатами, с народом, со своим полком. Бородинское сражение, кровь и страдания людей, увиденные им, вид раненого Курагина, у которого отнимают ногу, - все это окончательно вернет его к мысли о прощении, к желанию «быть вполне хорошим», к стремлению жить для людей: «Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце. Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над своими заблуждениями». Таким образом, судьба Андрея Болконского - сложный путь нравственных потерь и открытий. Важно, что на этом пути он сохранил истинное человеческое достоинство не случайно Кутузов скажет герою: «Ваша дорога - дорога чести». Безусловно, Толстому по душе неординарные люди, подобные князю Болконскому, люди, старающиеся жить небесполезно, творя любовь и добро.

 

  1. Действие  начинается с приема у приближённой императрицы Анны Павловны Шерер, где мы видим весь высший свет Петербурга. Этот прием является своего рода экспозицией: здесь мы знакомимся со многими наиболее важными героями романа. С другой стороны, прием является средством характеристики «высшего общества», сопоставимого с «фамусовским обществом» (А. С. Грибоедов «Горе от ума»), безнравственного и лживого. Все приехавшие ищут выгоду для себя в полезных знакомствах, которые они могут завести у Шерер. Так, князя Василия волнует судьба своих детей, которым он старается устроить выгодный брак, а Друбецкая приезжает ради того, чтобы уговорить князя Василия похлопотать за её сына. Показательной чертой является ритуал приветствования никому неизвестной и никому ненужной тётушки (фр. ma tante). Никто из гостей не знает, кто она такая, и не хочет с ней разговаривать, но нарушить неписанные законы светского общества они не могут. На пёстром фоне гостей Анны Шерер выделяются два персонажа: Андрей Болконский и Пьер Безухов. Они противопоставлены высшему свету, как Чацкий противопоставлен «фамусовскому обществу». Большинство разговоров на этом балу посвящено политике и грядущей войне с Наполеоном, которого называют «корсиканским чудовищем». Несмотря на это, большинство диалогов гостями ведется на французском.
  2. Несмотря на свои обещания Болконскому не ездить к Курагину, Пьер сразу же после отъезда Андрея отправляется туда. Анатоль Курагин — сын князя Василия Курагина, доставляющий ему много неудобств тем, что постоянно ведет разгульную жизнь и тратит деньги отца. После своего возвращения из-за границы Пьер постоянно проводит свое время в компании Курагина вместе с Долоховым и другими офицерами. Эта жизнь совершенно не подходит Безухову, обладающему возвышенной душой, добрым сердцем и способностями стать действительно влиятельным человеком, приносить пользу обществу. Очередные «приключения» Анатоля, Пьера и Долохова заканчиваются тем, что они где-то раздобыли живого медведя, напугали им молодых актрис, а когда приехала полиция их унимать, они связали спинами квартального и медведя и пустили медведя плавать в Мойку. В итоге, Пьер был отправлен в Москву, Долохов разжалован в солдаты, а дело с Анатолем как-то замял его отец.
  3. Из Петербурга действие переносится в Москву на именины графини Ростовой и ее дочери Наташи. Здесь мы знакомимся со всей семьей Ростовых: графиней Натальей Ростовой, ее мужем графом Ильей Ростовым, их детьми: Верой, Николаем, Наташей и Петей, а также племянницей графини Соней. Обстановка в семье Ростовых противопоставляется приему Шерер: здесь все проще, искренней, добрей. Здесь же завязываются две любовные линии: Соня и Николай Ростов, Наташа и Борис Друбецкой.
  4. Соня и Николай пытаются скрывать свои отношения от всех, так как их любовь не может привести ни к чему хорошему, ведь Соня троюродная сестра Николая. Но Николай отправляется на войну, и Соня не может сдержать своих слез. Она искренне переживает за него. Разговор своей троюродной сестры и одновременно лучшей подруги со своим братом, а также их поцелуй видит Наташа Ростова. Она тоже хочет любить кого-то, поэтому напрашивается на откровенный разговор с Борисом и целует его. Праздник продолжается. На нем также присутствует Пьер Безухов, который здесь знакомится с совсем юной Наташей Ростовой. Приезжает Марья Дмитриевна Ахросимова — очень влиятельная и уважаемая женщина. Практически все присутствующие боятся ее за смелость и резкость ее суждений и высказываний. Праздник в самом разгаре. Граф Ростов танцует свой любимый танец — «Данилу Купора».
  5. В это время в Москве умирает старый граф Безухов — владелец огромного состояния и отец Пьера. Князь Василий, являясь родственником Безухову начинает борьбу за наследство. Кроме него на наследство также претендуют княжны Мамонтовы, которые вместе с Князем Василием Курагиным являются самыми близкими родственниками графа. В борьбу также вмешивается и княгиня Друбецкая — мать Бориса. Дело осложняется тем, что в своем завещании граф пишет императору с просьбой усыновить Пьера (Пьер является незаконным сыном графа и без этой процедуры не может получить наследство) и завещает все ему. План князя Василия состоит в том, что раз это завещание никто не видел, то стоит только уничтожить его, и всё наследство будет поделено между им и княжнами. Цель Друбецкой — получить хотя бы небольшую часть наследства, чтоб иметь деньги для обмундирования своего сына, отправляющегося на войну. В результате разворачивается борьба за «мозаиковый портфель», в котором хранится завещание. Пьер, приезжая к своему умирающему отцу, снова чувствует себя чужим. Ему неуютно здесь. Он одновременно чувствует скорбь из-за смерти отца и неловкость из-за большого внимания, прикованного к нему.
  6. Отправляясь на войну, Андрей Болконский оставляет свою беременную жену Лизу со своим отцом и сестрой, княжной Марьей, в фамильном имении Лысые Горы. Его отец, генерал-аншеф князь Николай Андреевич Болконский, вот уже несколько лет безвыездно живет в своем имении. Он отличается прямотой своих суждений, суровостью и строгостью. Из своей дочери он хочет воспитать умную девушку, поэтому заставляет заниматься ее математикой. Сама же княжна Марья безумно любит своего отца и брата, она очень чувствительна и набожна. Прощаясь с князем Андреем, она уговаривает его взять иконку. Незадолго до этого, Марья получает письмо от своей хорошей подруги Жюли Карагиной, которая пишет о том, что, по слухам, князь Василий хочет женить на ней своего сына Анатоля.
  7. [править]2 часть
  8. Во второй части действие переносится в Австрию. Русская армия, совершив длительный переход, готовится к смотру в местечке Браунау. На смотр приезжает главнокомандующий армией — Михаил Илларионович Кутузов. Осматривая полки, он приветствует знакомых ему офицеров. На этом же смотре мы видим и разжалованного после случая с медведем Долохова. Кутузова сопровождают адъютанты: Несвицкий и уже знакомый нам Болконский.
  9. Война продолжалась, войска Кутузова отступали, сжигая за собой мосты. Союзная австрийская армия под командованием генерала Макка была разгромлена. Кутузов отправляет Андрея Болконского с посланием о первой победе к австрийскому императору Францу.
  10. Вскоре было дано Шенграбенское сражение. Семитысячная армия Багратиона должна была обеспечить отступление всей остальной армии Кутузова. Французы решили, что перед ними вся русская армия. В этом сражении очень ярко проявляется одна из основных тем всего романа — тема истинного и ложного патриотизма. Истинным героем битвы является Тушин, чьей батарее была обязана вся армия успехом всего сражения. Но скромный Тушин теряется, когда на совете его отчитывают за два потерянных орудия: он не хочет выдать своим ответом, что подкрепления не было, другого офицера. За Тушина заступается Андрей Болконский.
  11. В шенграбенском сражении принимает участие и Павлоградский гусарский полк, где служит Николай Ростов, для которого данное сражение становится первым крупным сражением в жизни. Николай испытывает неподдельный страх: все, что он представлял себе, оказывается лишь фантазией и сказкой, на самом же деле война предстает ужасным, леденящим зрелищем, где все: и взрывы, и оружие, и боль, и смерть. И хоть Ростов не проявляет в сражении своей доблести, а лишь только показывает свою трусость, никто его не осуждает, так как его чувства понятны каждому.
  12. [править]3 часть
  13. После успешного Шенграбенского сражения готовилось новое — под Аустерлицем. К сражению была расписана подробнейшая диспозиция, которую, впрочем, осуществить было практически невозможно. На совете Вейротер зачитывает эту диспозицию, но Кутузов, в отличие от всех остальных, спит. Он, трезво сопоставляя силы русских и французов, знает, что битва будет проиграна, а диспозиция Вейротера была хороша лишь тем, что уже была одобрена и изменить в ней ничего было нельзя. По мнению Кутузова, лучшее, что они могут сделать перед завтрашним сражением, это выспаться. Принять участие в завтрашнем сражении должен и Андрей Болконский. Накануне ему не спится. Он долго обдумывает, что может принести ему завтрашний день. Он мечтает о славе, о счастливом случае, который сделает его известным. Князь Андрей ставит в пример Наполеона, которого прославило только одно сражение при Тулоне, после чего тот смог за несколько лет перекроить карту Европы. Болконский готов многим пожертвовать ради собственной славы: ему не жаль для этого ни семью, ни богатство, ни даже жизнь. Болконский предчувствует, что завтрашний день будет роковым для него, как и для всей военной кампании.

 

  1. Официальная версия отречения прописана детально. Многочисленные мемуары очевидцев, дым газетных репортажей и скупые строки дневника Императора - фрагментами  мозаики легли в общую картину; свидетельства думских заговорщиков сплелись в причудливую вязь с  показаниями заговорщиков Свиты. Согласно их обобщённой версии, 28-го февраля  Царь выехал из Ставки в Царское  Село, но был остановлен на пути следования сообщениями о безпорядках в Любани и Тосно. Развернув поезда, Государь приказал объехать бунтующий участок через ст. Дно и Псков на Царское. Но во Пскове Николаю II передали телеграммы командующих с мольбами об отречении, после чего Царь отрёкся, подписав два соответствующих манифеста.
  2. Такова официальная версия. Концы интриги спрятаны надёжно, факты предательства тщательно затушёваны. Клятвопреступления вообще как бы не было - ведь Государь отрёкся Сам.
  3. Тем не менее, факт заговора особо не скрывается даже его участниками. Но в чём же заключался заговор, если наличествует своей рукой подписанное отречение, если власть, добровольно или вынужденно, но СОБСТВЕННОРУЧНО была передана заговорщикам? На этот вопрос я попробую найти ответ.
  4. К сожалению, не приходится рассчитывать на помощь верных Государю людей – среди окружавших Его очевидцев верных Царю не нашлось. "Кругом измена и трусость и обман!" Это ничего. Нам помогут "очевидцы" другого рода, долго молчавшие посреди лгавших нам людей, и донесшие до нас их тайны и измены. Это пожелтевшие в архивах листы экземпляров "отречения".

 

  1. Итак, есть ли внутренняя, необходимая мера в человеческой жизни, между ее явлениями, между людьми целесообразная связь, или связь эта хаотична, случайна? В чем смысл активности человека, жизненных усилий его? Вопросы эти  решаются всем романом "Война и  мир", каждым его эпизодом. Путь, который  проходят в романе главные герои, — это поиски не одним разумом, а жизнью, судьбой ответов на главные  эти вопросы.
  2.     Очень разные Пьер Безухов и Андрей Болконский, но каждому из них, каждому по-своему, приходится на своем пути пройти через тяжелые моральные испытания, когда нужно заново решать вопрос о смысле собственной жизни и ее связи с жизнью других людей, с объективным порядком вещей, и вопрос этот оказывается так запутан и осложнен, что уже, кажется, невозможно решить его положительно.
  3.     В стихию человеческой жизни со всей ее видимой пестротой и запутанностью отношений, позиций, точек зрения, целей, как в пучину, погружается мыслью и душой Пьер Безухов, чтобы узнать: есть ли объединяющее начало, есть ли закон и цель в этом видимом хаосе? Нестройность, несогласованность этой картины мира составляет страдание, с которым проходит по жизни Андрей Болконский.
  4.     Из разговоров Пьера и Андрея на первых страницах романа "Война и мир" уже заметны те линии, по которым пойдет жизнь одного и другого. Рядом со старшим другом Пьер расплывчат и рыхл со своим, по-видимому, бесцельным философствованием, со своими вопросами: кто виноват, кто прав. Князь Андрей разговаривает с Пьером, как человек действия; он объясняет, зачем идет на войну: "Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь — не по мне!" Он говорит о надеждах и силах, пропадающих в пустом светском существовании. Князь Андрей не хочет допустить, чтобы случайности жизни распоряжались его судьбой. Он верит в свое высокое назначение, и тем самым он, кажется, решил для себя общий вопрос о целесообразности миропорядка и человеческой жизни — главный вопрос, который исследуется и выясняется каждой строчкой романа Л. Н. Толстого.
  5.     Князь Андрей верит в свою звезду; он не случайно, без цели заброшен в мир, он верит в то, что рожден для подвига и величия. Но ему предстоит пережить столкновение этих иллюзии, воспринятых из примеров других времен, с реальностью его времени, усложнившего и запутавшего человеческие отношения и все, казавшиеся недавно ясными, понятия о величии, о подвиге, славе, о смысле людских усилий. Князь Андрей скажет позднее о себе во время свидания с Пьером в Богучарове, что он жил для славы, то есть жил для других. "Ведь что же слава? Та же любовь к другим, желание сделать для них что-нибудь, желание их похвалы". Князь Андрей вначале ориентируется на этот героический канон; в его мечтах армия попадает в безвыходное положение, и он один спасает ее и выигрывает войну — совсем как в древних преданиях. Но в действительности история имеет более прозаический вид. Болконскому откроется, что мировая слава Наполеона венчает эгоистический произвол, а действительный подвиг скромного капитана Тушина не будет увенчан славой и останется неизвестен. Жизнь предстанет ему в несовпадении видимого и настоящего, и его собственное героическое стремление в своем реальном значении и по настоящим своим последствиям окажется чем-то не тем, что мечталось ему. Оно окажется гордой обособленностью, отделяющей его от общей судьбы людей, вместо того, чтобы эту судьбу решать, как подобает герою.
  6.     В критические дни кампании 1805 года, пробираясь к штабу своей армии, уже обреченной на поражение, Болконский с презрением смотрит на царящий кругом хаос, на смешавшиеся повозки, утопающие в грязи, на картину беспорядка, паники, охвативших войска. Ему оскорбительна эта картина, такой она являет контраст его собственной героической настроенности: он едет, чтобы спасти армию.
  7.     Когда наступил долгожданный момент Тулона, Андрей бежит впереди со знаменем и, раненный, падает вместе с ним. Потом его видит лежащим на поле битвы с древком Наполеон и произносит: "Какая прекрасная смерть!" Однако слова Наполеона доносятся до затуманенного слуха князя Андрея, словно жужжание мухи, и похвала Наполеона, вчерашнего кумира, уже не нужна ему. И вот он, поверженный навзничь, уже не видит ничего вокруг, он видит только высокое небо над собой и в нем одном находит величие и значительность, которых он ищет в жизни, но которых не было в его вожделенном Тулоне. Героическая минута оказалась наполнена той самой мелочной суетой, которая ему была оскорбительна в жизни. Честолюбивые планы, мечты о Тулоне и славе сами были такой суетой — небо Аустерлица сейчас говорит Андрею об этом. Призрачность официальной истории и внешнего героизма, соединенного с ней, становится очевидна рядом с простыми необходимыми моментами человеческой жизни, значения которых князь Андрей раньше не понимал, обольщаясь в истории ее поверхностной стороной. Однако простое и такое глубокое для автора "Войны и мира" семейное счастье — то самое, которое знают Ростовы, "мирное" счастье — не будет дано Андрею Болконскому. Почти на его глазах, в тот самый момент, когда он вернулся домой, умирает от родов жена; он ею пренебрегал, этой маленькой женщиной, презирал в ней светскую пустоту, но он слишком многим пренебрегал и был высокомерен к обычным, невыдающимся людям.
  8.     Позже он скажет Пьеру, что был виноват перед женой и надеялся оправдаться. Жизнь не дает оправдания и простого счастья, нужного каждому человеку; смертью маленькой княгини она обвиняет гордость Болконского, отвлеченность его высоких стремлений. Андрей наказан страданием в тихой домашней жизни, которой он живет после смерти жены и которой он впервые пожелал на поле Аустерлица. Но простая жизнь непросто дается Андрею. Она дается ему со страданием, тайная ее глубина и значительность для него не открыты. Князь Андрей ищет в жизни справедливость и совершенство. Навсегда непереходим для него разрыв — "небо" и земная реальность. Он видит небо, глядя поверх человеческой жизни. Этот разрыв — трагическая тема образа Андрея Болконского.
  9.     Князя Андрея навещает в его деревенском уединении Пьер Безухов. Между друзьями идет разговор о главных вопросах не только их собственной, но вообще человеческой жизни. Однако перед нами не отвлеченная дискуссия, а диалог очень неодинаковых личностей. Страницы, посвященные свиданию в Богучарове, — одни из самых философски глубоких и умеете с тем художественно обаятельных в романе Толстого. Вот к чему непрестанно возвращается разговор как к своему центру, главному содержанию: что такое добро, справедливость, правда не в относительном, личном смысле, а в абсолютном, объединяющем, общем для всех? И существует ли это общее? Своя мечта, своя правда у каждого человека при отсутствии общей правды, необходимость и разумность меры добра и зла, того нравственного закона, что именно и является смыслом и целью всех жизненных поисков Андрея и Пьера.
  10.     Однако восторженно-отвлеченные речи Пьера не действуют на Болконского. Князь Андрей строг в своем отношении к жизни, он не хочет больше самообманов, гонит прочь утешения, он нарочито сухо-логичен, ему нужна только истина. Но какое-то нелогическое чувство, скрытое от себя, осталось в нем, и оно говорит, что истины, к которым он пришел, — не абсолютные истины.
  11.     "Зачем?" — вот великий вопрос, вопрос о цели, о назначении человека, его жизни, событиях, истории. Человеку недостаточно факта события, он хочет узнать: зачем? Жизнь не проста, и этот вопрос мучает толстовского героя в самые критические моменты жизни.
  12.     Свидание с Пьером было для князя Андрея вехой, с которой началась его новая жизнь во внутреннем мире. Приехав по делам в Отрадное, князь Андрей впервые встречается с Наташей. Она пробудила в Болконском потребность простого контакта с другим человеком — она была прежде закрыта князю Андрею, решавшему для себя одного всеобщие проблемы человеческого бытия. До Аустерлица Болконский стремился жить для других, отделяя себя от них, теперь же — жить вместе с другими. "Чтобы не для одного меня шла моя жизнь", — вот постоянная тема размышлений князя Андрея, главный, ведущий их мотив.
  13.     В Петербурге Андрей во второй раз встречает Наташу Ростову на балу. Он покинул свое уединение и предался общественной деятельности; он занят службой в центре подготовки гражданских реформ, близок к Сперанскому — новому "великому человеку", которым он теперь увлечен; опять общественное стремление его незаметно приняло форму прежних иллюзий; снова влечет его во внешние сферы, "туда, где готовилось будущее". Но одна встреча с Наташей разрушает все это. Разрыв с Наташей возобновляет страдание Болконского, то страдание от неидеальности жизни, которое он знал всегда. Наташа могла променять его на пустого хлыща Кураги-на — это для князя Андрея последнее разоблачение всяких идеальных иллюзий.
  14.     Ощущение краха соединяется у Болконского с начавшейся войной, вторжением завоевателей, пожаром Смоленска, разорением Лысых Гор, его родного гнезда. Грубое насилие, то же, что сломало его судьбу, теперь играет свою пагубную роль в общей жизни людей.
  15.     В роковую минуту смертельного ранения, когда дымящаяся граната, готовая тотчас взорваться, вертится волчком рядом с ним, страстный порыв любви к жизни захватывает князя Андрея. Непосредственного ощущения жизни он не знал, а если оно приходило, то разоблачалось потом как обман. В минуту ранения в первый и единственный раз он испытал с такой силой непосредственное чувство к лугу, пашне, струйке дыма. В умирающем князе Андрее идет борьба между любовью земною, мирской, ограниченной, различающей, избирательной любовью к одному человеку, которая может быть неотрывна от ненависти к другому, и абстрактной любовью, неразличающей, беспредметной, безличной..Страсть к жизни, с яркой силой испытанная в минуту ранения, затем заменяется абстрактной Любовью к врагу. Но приходит Наташа, они встречаются вновь. Возобновившаяся любовь к одной женщине привязывает опять к жизни, вытесняя безразличное чувство любви вообще.
  16.     В этой борьбе одолевает абстракция, нечеловеческая любовь, одолевает смерть. Неидеальная, земная, мирская любовь требует от человека такого участия в жизни, которое для князя Андрея было всегда тяжело, невозможно.
  17.     И все же есть основания утверждать, что если б автор оставил своего героя живым, то он был бы одним из тех, кто в 1825 году вышел на Сенатскую площадь в Петербурге.
  18.     Совершенно иначе складывается жизнь Пьера Безухова. Вот он перед нами в момент разрыва с женой, после дуэли с Долоховым. Этот момент для Пьера — итог его отношений с великосветским обществом. Его тревожат не столько личные вопросы, сколько глобальные проблемы вообще: "Кто прав? Кто виноват? Никто". После объяснения с женой он едет в Петербург, продолжая думать все то же; он не понимает, глядя на других людей, каким образом все они могли жить, не разрешив тех вопросов, которые занимают его. "Все в нем самом и вокруг него представлялось ему запутанным, бессмысленным и отвратительным. В нем самом и вокруг него — это для Пьера одно и то же. Его личное существование должно быть оправдано целесообразным устройством мира, и утрата этого чувства высшей целесообразности означает личное несчастье Пьера, тупик, почти невозможность жить, Пьеру определено собственным опытом и судьбой анализировать и распутывать, искать выход к общей правде через иллюзии и разочарования. Такой иллюзией станет масонство, которое войдет в судьбу Пьера в тяжелейшую минуту полной потерянности. Но позже, когда придет разочарование в масонстве, еще безнадежнее, кажется, будет тот новый тупик, в котором очутится Пьер и из которого только через испытания войны и плена ему суждено будет выбраться.
  19.     Двенадцатый год — совсем другое состояние жизни Пьера, отличающееся от разнобоя мыслей, который царил в душе героя в Торжке. Теперь, под Бородино, на место парадоксов встает действительное противоречие. Именно в плену, в лишениях и недостатках, Пьер научился ценить непосредственную жизнь, существование как процесс. В результате сближения с простыми солдатами, в результате знакомства с Платоном Каратаевым Пьер приходит к тому заключению, что несчастье людей происходит "не от недостатка, а от излишка". Излишек здесь — не только материальные преимущества, отделяющие господ от народа, но также излишек духовной, внутренней жизни: искания, развития, "диалектика души". Это все несвойственно им, простым людям, солдатам, крестьянам. Им как бы дано непосредственно, прямо, стихийно то знание смысла существования, к.которому ищущие герои "Войны и мира" пробиваются долго и трудно.
  20.     Среди запутанной сложности жизни герои Толстого ищут ее простое и общее содержание. 1812 год и становится таким проясняющим все событием.
  21.     А каков в эпилоге Пьер? Он вернулся во многом к "докаратаевскому" своему состоянию, к себе самому, к своим беспокойным вопросам, сомнениям. Пьер приходит в тайное политическое общество.
  22.     В "Войне и мире" жизнь подводит чему-то итог, как, например, стремлению князя Андрея к славе, — и к эпилогу кажется, что уже подведен итог всему; но то, что было снято и подытожено, возобновляется, делается опять актуальным, живым. Своей концовкой "Война и мир" — открытая книга: последние слова повествования — это мечты ребенка, планы жизни, которая вся впереди. И кто знает, может быть, Нико-ленька Болконский, дети Безухова и их ровесники так же будут мучиться мыслями о своем предназначении, о счастье, славе, как это было с их отцами?

 

  1. Встреча Андрея с Наташей Ростовой стала  одним из ключевых событий романа «Война и мир». Эти два человека были сведены судьбой неслучайно: Наташа помогает Болконскому понять в чем истинный смысл жизни, он по-настоящему влюбляется в нее, и  она меняет его жизнь.
  2.     До встречи с Наташей Андрей Болконский видит цель своей жизни в славе и признании. Он чувствует свое превосходство над остальными, его кумир – Наполеон. Уходя на фронт, он прощается со своей женой крайне холодно, единственное желание, которое в нем рождается – это предчувствие скорого отъезда, предчувствие начала новой жизни. К такому герою мы испытываем не самые лучшие чувства, он не вызывает ни сочувствия, ни уважения.
  3.     Но встреча с Наташей полностью изменяет его. Он полностью пересматривает свои взгляды на жизнь: он уже не мечтательный юноша, который грезит о славе и почете – он взрослый мужчина. Теперь Андрей понимает, что он никакой не бесчувственный герой, а вовсе даже наоборот, способный к состраданию, разочарованию и обиде человек. Иными словами он познал силу чувств, он полюбил, в нем как будто открывается второе дыхание, новые жизненные ориентации.
  4.     Андрей Болконский – человек, уже прошедший через войну, он видел смерть, поэтому понимает, что обычная жизнь – это самое ценное, что вообще может быть на свете. Л. Н. Толстой показывает, как князь Андрей почувствовал себя «ожившим и помолодевшим» рядом с Наташей. Эта девочка «с ее удивление и робостью» помогла Андрею приобрести совершенно иные жизненные цели и ценности. Семья – вот что теперь важно Болконскому, вот в чем заключается то самое важное сокровище земной жизни. Семья, не слава, будет твоей опорой в горе и радостях, в удачах и неудачах, только семья всегда поддержит и простит, ведь настоящее чувство выше всего.
  5.     Встреча с Наташей имела огромное влияние на Болконского. Она изменила все его взгляды и ценностные ориентации. Вместе с Наташей в жизни Андрея появилась любовь, а значит и смысл всего нашего существования.

 

  1. Для Л.Н. Толстого важен процесс становления  человеческой личности. Создавая образ  князя Андрея, он показывает диалектику души своего героя, его внутренние монологи, которые свидетельствуют о борьбе добра и зла в душе, о формировании личности. «Он так всеми силами души всегда искал одного: быть вполне хорошим»,- говорил Пьер об Андрее Болконском. Стремление к высшей правде – вот  цель духовных исканий князя Андрея. «Иди с богом своей дорогой. Я  знаю, твоя дорога – дорога чести», - говорит о нем Кутузов.
  2. А какой же дорогой идет князь Андрей в поисках народного идеала «простоты, добра и правды». Автор знакомит нас с героем в салоне Анны Павловны Шерер. В отличие от его жены, Андрея Болконского утомляет светское общество. Толстой пишет, что «смотреть на них и слушать их ему было очень скучно». Князь Андрей неудовлетворен своей жизнью в этом обществе, поэтому он решает пойти на военную службу: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!»
  3. Попав на военную службу, Андрей Болконский очень изменился. В нем уже не было «прежнего притворства, усталости и лени». Князь Андрей занят «приятным и интересным» ему делом. Он не принимает законов света в среде военных офицеров и говорит, что нужно служить отечеству и царю, а не быть лакеями, «которым дела нет до господского дела». Перед Аустерлицким сражением князь Андрей особенно радуется. Он мечтает о подвиге, о славе и готов отдать все за нее: «И как ни дороги, ни милы мне многие люди… я всех их отдам сейчас за минуту славы». Он верит в то, что «Тулон, которого так долго ждал он, наконец представляется ему». И действительно, во время сражения князь ведет себя героически.
  4. Но во время этого сражения Андрей Болконский был ранен. Упав, он увидел над головой высокое небо. «Как тихо, спокойно и торжественно», - думал он. Князь Андрей разочаровывается в своих прежних целях и мечтах, в своем прежнем кумире Наполеоне и отказывается от своих честолюбивых иллюзий. Глядя на это высокое, бесконечное небо, он понимает, что жизнь – это нечто большее, чем стремление к славе. В его поисках смысла жизни закончился еще один этап. Но искания Андрея Болконского продолжаются, и он думает: «Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего!»
  5. После возвращения с войны начинается новый этап в жизни героя. После смерти жены и рождения сына Андрей Болконский поселяется в имении Богучарово и проводит там все свое время. Он ушел в себя, отрекся от активной жизни. Его лучший друг Пьер, приехав в гости, поразился изменениям в князе Андрее. Пьер видит счастье жизни в добре для людей. В этом он пытается убедить Андрея Болконского. «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась … его новая жизнь».
  6. Князь Андрей по делам едет в Отрадное, и по дороге ему попадается на глаза старый, корявый дуб. Он сравнивает себя с этим дубом и думает: «Наша жизнь кончена!» Но, приехав в Отрадное, он встречается с Наташей Ростовой. Эта встреча, а также дуб, распустивший свежие молодые листочки, заставили князя Андрея думать, что «жизнь не кончена в тридцать один год».
  7. Андрей Болконский возвращается к активной жизни. Он часто бывает в свете и на одном из балов вновь встречается с Наташей. «Вино ее прелести ударило ему в голову», и он решил на ней жениться. Чувство любви оживило князя Андрея. Но счастью его не суждено было сбыться. Наташа не выдержала испытание любовью, и князь Андрей, как человек чести, не смог простить обман: «…мужчина не может и не должен забывать и прощать». Опять к князю Андрею вернулось внутреннее опустошение и разочарование.
  8. Бородинское сражение стало кульминацией в жизни Андрея Болконского. Вернувшись на военную службу, он уже не мечтает о подвиге. Он близок к своим солдатам, которые называют его «наш князь». «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!» – уверен князь Андрей. Получив смертельное ранение, он смог сохранить свое достоинство перед солдатами, несмотря ни на что. «Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух…» – думает он. Умирая, Андрей Болконский простил и Наташу, и Курагина, и весь мир со всеми его недостатками.
  9. Таким образом, судьба Андрея Болконского – это путь «от Наполеона к Кутузову», путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к совершенству, это путь чести.

Информация о работе Война и мир