«Войнаровский» К. Ф. Рылеева

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:22, реферат

Описание работы

Рылеев Кондратий Федорович - декабрист и поэт. Родился в захудалой дворянской семье, 18 сентября 1795 года. Отец его, управлявший делами князя Голицына, был человек с крутым нравом и обращался деспотически как с женой, так и с сыном. Мать Рылеева, Анастасия Матвеевна, желая избавить ребенка от жестокого отца, уже в 1801 году отдала его в первый кадетский корпус. Здесь Рылеев обнаружил сильный характер и наклонность писать стихи. От этого времени сохранилась его шуточная поэма «Кулакиада», описывавшая смерть и похороны корпусного повара Кулакова и выставлявшая в комическом виде знаменитого в летописях корпуса эконома А. П. Боброва. В 1814 году Рылеев был выпущен в офицеры, в конную артиллерию, и совершил поход в Швейцарию и Францию

Содержание

Краткая биография поэта
Жизнеописание Войнаровского
Анализ поэмы
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат по литре Рылеев.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

Российский  Университет Дружбы Народов

Филологический  факультет

Направление: Журналистика 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему:

«Войнаровский»  К. Ф. Рылеева 
 
 
 
 
 

                                                                                                        Страна: Россия

                                                                                                        Курс: 1

                                                                                                        Группа: ФЖБ-14

                                                                           Подготовила: Данилова Кристина

                                                      Проверил: Чистяков Александр Валерианович 
 
 

Москва

2011 год

Оглавление

  1. Краткая биография поэта
  2. Жизнеописание Войнаровского
  3. Анализ поэмы
  4. Заключение
  5. Список используемой литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Краткая  биография поэта

      Рылеев  Кондратий Федорович - декабрист  и поэт. Родился в захудалой  дворянской семье, 18 сентября 1795 года. Отец его, управлявший делами князя Голицына, был человек с крутым нравом и обращался деспотически как с женой, так и с сыном. Мать Рылеева, Анастасия Матвеевна, желая избавить ребенка от жестокого отца, уже в 1801 году отдала его в первый кадетский корпус. Здесь Рылеев обнаружил сильный характер и наклонность писать стихи. От этого времени сохранилась его шуточная поэма «Кулакиада», описывавшая смерть и похороны корпусного повара Кулакова и выставлявшая в комическом виде знаменитого в летописях корпуса эконома А. П. Боброва. В 1814 году Рылеев был выпущен в офицеры, в конную артиллерию, и совершил поход в Швейцарию и Францию. В 1820 году женился на Наталье Михайловне Тевяшевой. После женитьбы Рылеев переехал в Петербург, сблизился с интеллигентными кружками столицы, примкнул к Вольному обществу любителей российской словесности и к масонской ложе «Пламенеющей звезды». В это же время начинается литературная деятельность Рылеева: он пишет незначительные стихотворения и статейки в прозе в «Соревнователе Просвещения», «Сыне Отечества», «Невском Зрителе», «Благонамеренном». Одно из этих стихотворений поразило современников неслыханной дерзостью: оно было озаглавлено «К временщику» и метило в грозного Аракчеева. В 1821 году Кондратий Федорович был избран от дворянства заседателем уголовной палаты и приобрел некоторую популярность как неподкупный поборник справедливости. За это время Рылеев сошелся со всем литературным миром Петербурга, сдружился с Пушкиным, Марлинским и другими. Через три года Рылеев перешел на службу Российско-американской компании правителем канцелярии, и здесь познакомился с такими людьми, как М. М. Сперанский и граф Н. С. Мордвинов. Свое уважение к последнему он выразил в оде «Гражданское мужество». В это время выпустил в свет «Думы» и поэму «Войнаровский». В начале 1823 года Рылеев вступил в революционное Северное общество, образовавшееся из «Союза общественного благоденствия». Он был принят сразу в разряд «убежденных» и уже через год был избран директором общества. Был одним из главных организаторов восстания 14 (26) декабря 1825 года. Находясь в крепости под следствием, совершенно раскаялся и проникся христианским духом.

      Переписка Пушкина с Рылеевым и Бестужевым, касающаяся, в основном, литературных дел, носила дружественный характер. В подготовке восстания 14 декабря Рылееву принадлежала одна из ведущих ролей. Находясь в заключении, он брал всю «вину» на себя, стремился оправдать товарищей, возлагал тщетные надежды на милость к ним императора.

      Казнён 13 (25) июля 1826 года в Петропавловской крепости в числе пяти руководителей восстания вместе с П. И. Пестелем, С. И. Муравьёвым-Апостолом, М. П. Бестужевым-Рюминым, П. Г. Каховским. Его последними словами на эшафоте, обращёнными к священнику, были: «Батюшка, помолитесь за наши грешные души, не забудьте моей жены и благословите дочь». Рылеев был одним из трёх несчастных, под кем верёвка оборвалась. Он провалился внутрь эшафота и, спустя некоторое время, был повешен повторно. По некоторым источникам именно Рылеев сказал перед своей повторной казнью: «Проклятая земля, где не умеют ни составить заговора, ни судить, ни вешать!»  
 
 
 
 
 
 

2. Жизнеописание  Войнаровского

      Андрей  Войнаровский был родом из известной украинской семьи Мазеп-Калединских, которая относилась к казацкой старшине Гетманщины. Войнаровский был племянником и, как оказалось впоследствии, стал наследником бездетного Ивана Мазепы по материнской линии. Для Войнаровского Мазепой была приготовлена высшая миссия — впервые в украинской истории в обход гетманских выборов унаследовать от него власть, начав тем самым новую правящую династию Европы — на Украине. С этой целью А. Войнаровский получил блестящее европейское образование сначала в Киево-Могилянской академии, а, впоследствии, в лучших университетах Германии. Для того, чтобы племянник пользовался поддержкой российских придворных кругов, дядя пытался сосватать для Войнаровского сестру царского фаворита А. Д. Меншикова. Был одним из немногих казацких старшин, которых Мазепа посвятил в свой ​​тайный замысел о переходе на сторону противника Петра I — шведского короля Карла XII. Войнаровский сопровождал Мазепу во всех военных походах, был его верным помощником. После смерти Мазепы Войнаровский получил в наследство его богатства. На выборах нового гетмана в 1710 кандидатура Войнаровского называется в числе вероятных претендентов. Однако его претензии на наследство своего дяди ограничились лишь имущественными вопросами, и Войнаровский добровольно отказался от правления. Там же, в Бендерах, он женился на Анне Мирович, представительнице известной казацко-старшинской семьи Левобережной Украины. Летом 1716 Войнаровский, намереваясь отправиться в Швецию для получения с Карла занятой им суммы денег и оставив семью во Вроцлаве, прибыл в город Гамбург. Принимая во внимание вред, который Войнаровский наносил России, Петр I решил отправить группу офицеров во главе со своим доверенным лицом гвардейцем Александром Румянцевым для захвата Войнаровского.

11 октября 1716 года, Войнаровский был схвачен людьми Румянцева. Через Тобольск он был доставлен в Якутск, где прожил следующие почти двадцать лет своей жизни.

3. Анализ  поэмы

      Кондратий Федорович Рылеев всегда отличался  исключительной честностью и бескорыстием. Он хранил в чистоте звание революционера. Эти благородные нравственные качества Рылеев поэтизировал в героях своих произведений, к которым и принадлежит центральный образ поэмы «Войнаровский». В ней Рылеев стремился к исторической правдивости и психологической конкретности. Он придавал серьезное значение описаниям сибирского края, добиваясь климатической, географической и бытовой точности. Рылеев ввел в поэму множество реальных подробностей, касающихся природы, обычаев и быта сурового края, которые создают прекрасный фон для рассказанных Войнаровским событий.  
 
 Основная тема поэмы — борьба за национальную независимость Украины. Сюжетом поэмы послужила жизнь Войнаровского, племянника и сподвижника Мазепы, его борьба за свободу родины и ссылка. В сюжет включен и любовный мотив — женитьба Войнаровского на простой казачке, разлука, а потом неожиданная встреча с ней в Сибири. Но определяющий пафос произведения гражданский. Поэма написана в жанре исповеди Войнаровского историку Миллеру. Основные эпизоды этой исповеди — повесть ранних лет, полных военных отваг, любовная новелла, драматическая история борьбы за независимость родины, ссылка. Чередование быстро сменяющих друг друга красочных эпизодов, объединенных лишь образом героя, придало поэме динамичность. Автор в поэме намеренно отделен от героя. Благодаря широкому историческому фону, на котором выступает реальный исторический герой, усиливается повествовательный элемент произведения. Однако поэма Рылеева остается романтической. Несмотря на то, что герой и отделен от автора, он выступает носителем авторских идей. Личность Войнаровского в поэме идеализирована, эмоционально приподнята. С точки зрения истории Войнаровский – изменник. В поэме же Рылеева Войнаровский – республиканец и тираноборец. Он говорит о себе: «Чтить Брута с детства я привык». 
 
 Образ Войнаровского в своей поэме Рылеев намерено раздвоил: с одной стороны, Войнаровский - это лично честный и непосвященным в замыслы Мазепы человек. Он не может нести ответственность за тайные намерения изменника, поскольку они ему неизвестны. С другой стороны, Рылеев связывает Войнаровского с исторически несправедливым общественным движением, и герой в ссылке задумывается над реальным содержанием своей деятельности, пытаясь понять, был ли он игрушкой в руках Мазепы или сподвижником гетмана. Это позволяет поэту сохранить высокий образ героя и одновременно показать Войнаровского на духовном распутье. Между вольнолюбивыми тирадами Войнаровского и его поступками нет расхождения: он служил идее, страсти, но подлинный смысл повстанческого движения, к которому он примкнул, ему недоступен. В конечном итоге политическая ссылка – закономерный удел героя, связавшего свою жизнь с изменником. 
 
 В поэме присутствует любовный сюжет, но он намерено приглушен автором. Рылеев выдвигает на первый план общественные мотивы поведения героя, его гражданские чувства. Драматизм поэмы заключен в том, что герой-тираноборец, в искреннем и убежденном свободолюбии которого автор не сомневается, поставлен в обстоятельства, заставляющие его оценить прожитую жизнь. Так в поэму Рылеева входит и страдалец, мужественно несущий свой крест, и пламенный борец против самовластья, и размышляющий, анализирующий свои действия мученик. Войнаровский не упрекает себя за свои чувства. И в ссылке он держится тех же убеждений, что и на воле. Вся его душа по-прежнему обращена к родному краю. Он мечтает о свободе отчизны и жаждет того, чтобы его родина была страной счастливых людей. Однако в размышления Войнаровского постоянно врываются колебания и сомнения. Они касаются, прежде всего, вражды Мазепы и Петра, деятельности гетмана и русского царя. До своего последнего часа Войнаровский не знает, кого нашла в Петре его родина – врага или друга, как не понимает он тайных намерений Мазепы, но это означает, что Войнаровскому не ясен смысл собственной жизни.

Вспоминая о  своем прошлом, рассказывая о  нем историку Миллеру (большая часть поэмы – монолог Войнаровского), он живо рисует картины, события, эпизоды, встречи, цель которых – оправдаться перед собой и будущим, объяснить свои поступки, свое душевное состояние, утвердить чистоту своих помыслов и преданность общественному благу. Встретив в лесу человека просвещенного, он доверчиво изливает ему свою душу.  
Рисуя образ главного героя, поэт не скрывает его слабости. Гражданская страсть заполнила всю душу Войнаровского, но он вынужден признать, что многое не понял в исторических событиях, хотя и был их непосредственным и активным действующим лицом. Войнаровский несколько раз говорит о своей слепоте и заблуждениях:  
«Мазепе предался я слепо…*

Ах, может, был я в заблужденье, 
Кипящей ревностью горя, - 
Но я в слепом ожесточенье 
Тираном почитал царя… 
Быть может, увлеченный страстью, 
Не мог я цену дать ему 
И относил то к самовластью, 
Что свет отнес к его уму».

 
 Свою беседу с Мазепой Войнаровский называет «роковой» и считает  ее началом выпавших на его долю бед, а «нрав» самого «вождя» «хитрым». Он и теперь, в ссылке, недоумевает о подлинных мотивах предательства Мазепы, который был для него героем: 
«Мы в нем главу народа чтили, 
Мы обожали в нем отца, 
Мы в нем отечество любили.

Не знаю я, хотел  ли он 
Спасти от бед народ Украйны 
Иль в ней себе воздвигнуть трон, -  
Мне гетман не открыл сей тайны. 
Ко нраву хитрого вождя 
Успел я в десять лет привыкнуть; 
Но никогда не в силах я  
Был замыслов его проникнуть. 
Он скрытен был от юных дней, 
И, странник, повторю: не знаю, 
Что в глубине души своей 
Готовил он родному краю». 
 Между тем, выразительные картины, всплывающие в памяти Войнаровского, подтверждают его сомнения, хотя истина постоянно ускользает от героя. Народ, чье благо Войнаровский ставит превыше всего, клеймит Мазепу, говоря о том, что «Петра народ благословлял», а его сравнивает с Иудой. 

      Рисуя последние дни Мазепы, Войнаровский вспоминает об угрызениях нечистой совести  гетмана, пред взором которого являлись тени несчастных жертв: Кочубея, его  жены, дочери, Искры. Он видит палача, дрожит «от страху», в его душу входит «ужас». И сам Войнаровский часто погружен в «думу смутную», ему тоже свойственна «борьба души». Так Рылеев, вопреки рассказам Войнаровского, частично восстанавливает историческую правду. Поэт сочувствует мятежному герою-тираноборцу и патриоту, но он понимает, что гражданские чувства, переполняющие Войнаровского, не избавили его от поражения. 

      Бескорыстие и личная честность в глазах поэта  оправдывали Войнаровского, оставшегося  непримиримым борцом против тирании. С героя как бы снималась историческая и личная вина. Рылеев перелагал ответственность с Войнаровского на изменчивость, превратность судьбы, на ее необъяснимые законы. В его поэме содержание истории составляла борьба тираноборцев и патриотов с самовластьем. Поэтому Петр, Мазепа и Войнаровский изображались односторонне. Петр в поэме Рылеева - только тиран, а Мазепа и Войнаровский – свободолюбцы, выступающие против деспотизма. Между тем содержание реального, исторического конфликта было неизмеримо сложнее. Мазепа и Войнаровский действовали вполне сознательно и не олицетворяли собой гражданскую доблесть. Поэтизация героя, которому приписаны в поэме свободолюбие, патриотизм, демонические черты, придающие ему значительность и возвышающие  
его, вступала в противоречие с исторически правдивым его изображением. 
На почве романтизма это противоречие оставалось неразрешенным.  
Войнаровский признает возможность личного заблуждения. Его субъективные намерения разошлись с объективным смыслом того общественного движения, к которому он примкнул.
 
 
 
 
 
 

4. Заключение

Поэма «Войнаровский» — высшее достижение поэтической эволюции Рылеева. Это произведение вошло в ряд самых лучших поэм гражданско-героического романтизма. Прочтя отрывки поэмы, опубликованные в 1824 году в «Полярной звезде», Пушкин написал А. А. Бестужеву: «Рылеева «Войнаровский» несравненно лучше всех его «Дум». Ознакомившись в 1825 году со всей поэмой, Пушкин не изменил своего одобрительного к ней отношения, правда, сделав ряд критических замечаний. Поэма «Войнаровский» оказала сильное воздействие на декабристскую поэзию, в частности на творчество А. А. Бестужева-Марлинского и В. Ф. Раевского. Ее влияние сказалось на произведениях А. Яковлева                      («Чигиринский казак»), А. Подолинского («Гайдамаки») и многих иных. Ее отзвуки несомненны в поэмах Огарева («Дон») и Некрасова («Русские женщины»). Эта поэма с интересом читалась и последующими поколениями. Запрещенная царским правительством, она распространялась в списках, из которых в настоящее время в центральных и областных архивах, по подсчету исследователей, сохранилось более ста.

По моему мнению, поэма актуальна и сегодня. Главное предупреждение, которое делает Рылеев в этой поэме, следующее: подлинный смысл гражданской деятельности зависит не только от желания личности, от ее активности и готовности принести себя в жертву общему благу, но и от существа общественного движения. Нужно не просто самоотверженно за что-то бороться, а обязательно понимать смысл того, ради чего ты этого делаешь.

Информация о работе «Войнаровский» К. Ф. Рылеева