Возвышенное и земное в искусстве военных лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
- изучить творчество художников, писателей, режиссёров военного времени;
- выделить наиболее яркие - знаковые - художественные достижения, отражающие эволюцию мировосприятия мастеров искусств и культуры советского времени.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава I. Искусство в годы войны……………………………………………..4
1.1. Литература в годы ВОВ…………………………………………4
1.2. Изобразительное искусство в годы ВОВ…………………….6
1.3. Кинематограф во время войны………………………………..12
1.4. Агитационный плакат, как главный вид……………………17
изобразительного искусства в годы ВОВ.
Глава II. Возвышенное и земное в искусстве военных лет……………….20

Заключение……………………………………………………………………...26
Список литературы………………………………

Работа содержит 1 файл

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ВОВ В КИНОИСКУССТВЕ.docx

— 63.37 Кб (Скачать)

 Историческая тема, почти  совсем забытая и « не модная»  В 20-30-е годы, в военное время  переживает второе рождение. Об этом свидетельствует творческое наследие П.Д. Корика (1892-1967), завершившего в 1942 г. центральную часть триптиха «Александр Невский» (левая и правая части триптиха написаны позднее). У этой знаменитой работы есть своя долгая предыстория. Еще в 1925 г., под впечатлением похорон патриарха Тихона, Корин  замыслил создать полотно под названием «Реквием». Но М. Горький, сочувственно относящийся к художнику, уговорил его не подвергать себя опасности и назвать картину «Русь уходящая». Со смертью Горького Корин и вовсе отказался от замысла: обращение к религиозному сюжету было чревато заточением в ГУЛАГ. И лишь с выходом киноленты С.М. Эйзенштейна «Александр Невский» у художника появляется желание вернуться к русской теме. К тому времени стиль Корина, преемственно свя-занный с монументальной древнерусской иконописью, полностью сложился. Цельность, четкость формы, насыщенность цвета, символическая условность образов - все это характерно для «Александра Невского». В облике князя ожили черты русских святых, напоминая о духовных ценностях, испокон веков спасающих Русь в годы военных лихолетий.     

 В искусстве скульптуры, как и в других видах художественного  творчества, с первых дней войны  родились новые образы. Скульпторы, в силу специфики своего ремесла,  не могли работать в непосредственной  близости к фронту, но и на  расстоянии они остро чувствовали  дыхание великой битвы и сумели  запечатлеть героическое время прежде всего через портрет. И сегодня во многих музеях нашей страны смотрят на нас с постаментов герои, чьи мундиры украшены знаками воинской доблести, проявленной на линии фронта не однажды.     

 В создании портретной  галереи военных лет участвовали  как опытные мастера, так и  молодые, начинающие свой путь  в искусстве. В числе опытных  выделяется В.И. Мухина, сохранившая  для потомков образы тружеников  войны, делающих трудную, опасную,  но

необходимую мужскую работу (портреты полковников В.А. Юсупова,И.Л. Хижняка и др.). Несомненной удачей мастера следует считать скульптуру «Партизанка» (1942). В образе своей безымянной героини Мухина подчеркнула главное: суровость и упорную решимость отдать всю себя без остатка совсем не женскому делу - борьбе с врагом.      

 Другой не менее опытный скульптор Е.В. Вучетич (1908-1974) уверенной рукой запечатлел многих известных героев, среди которых выделяется выполненный в бронзе портрет генерала армии И.Д. Черняховского, овеянного славой великой победы 1945 г. В 1945 г., когда возникла идея увековечить подвиг советских воинов, павших в боях за освобождение Европы от фашизма, именно Вучетич сумел предложить самое яркое решение этого памятника. Он спроектировал мемориал «Советскому воину-освободителю» в Трептовпарке в Берлине, завершенный в 1949 г. Мощная фигура солдата с мечом, прижавшего к себе ребенка, воспринимается как апофеоз не только воинской, но и нравственной, духовной победы нашего народа в противостоянии с «коричневой чумой» ХХ в.      

 Картина возрождения  традиций в русской художественной  культуре 40-х годов будет неполной  без массовой песни. «Вставай, страна огромная, вставай на смертный  бой, с фашистской силой темною, с проклятою ордой» - эти строки  из песни композитора А.В. Александрова  на стихи В.И. Лебедева-Кумача  являются обобщенным музыкальным  символом подвига нашего народа  в Великой Отечественной войне.  Ее суровая поступь соответствовала  настроениям первых

трагических дней войны. Позднее  на фронте бытовали иные песни, чаще всего  задушевные, по-русски - распевные, греющие  сердце солдата: «Давно мы дома не были», « На солнечной поляночке», «Синий платочек» (прославленный в исполнении любимой в народе певицы К.И.Шульженко) и конечно же «Катюша» (написана композитором М.И. Блантером еще в 30-е годы). Стоит напомнить, что в конце войны изменился государственный гимн Советского Союза (ранее им служила мелодия французского композитора п. Дегейтера «Интернационал»). Музыку К новому гимну на текст поэта С.В. Михалкова создал композитор А.В. Александров. Эта мелодия живет и сегодня, правда, недавно С.В. Михалков написал другие слова, соответствующие новой государственности России, сложившийся после 1991 г.     

 В послевоенные годы  образы Великой Отечественной  войны встречаются в искусстве  все реже. Разоренная, обескровленная  страна, не успев зализать раны, была ввергнута в новую полосу политического противостояния - длительную «холодную» войну с самыми богатыми капиталистическими государствами, гонку вооружений.     

 Едва отгремели праздничные  салюты в честь Великой победы, как в августе 1946 г. по инициативе  И.В. Сталина было принято резко  критическое Постановление ЦК  ВКП(б) «О журналах "Звезда" и "Ленинград" », за которым последовал целый ряд партийных решений в области театра, киноискусства и музыки. Началась неприкрытая травля таких выдающихся деятелей русского искусства, как А.А. Ахматова, М.М. Зощенко, Ю.П. Герман, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г .М. Козинцев, В.И. Пудовкин, которые, по мнению партийных чиновников, отступили от принципов социалистического реализма.   

 Итак, идеологическая  борьба в художественной культуре  вновь набирала обороты. Но  все же пришла мирная пора, принесшая людям, в том числе творцам искусства, желание забыть о пережитом, устроить свой быт, любить и растить детей. Неслучайно, например, вся страна запела после войны песни с незатейливым содержанием, лишенным какого-либо намека на политическую значимость - «Одинокую гармонь» Б.А. Мокроусова (стихи М.В. Исаковского) и «Ой, цветет калина» И.О. Дунаевского (стихи того же поэта). Значительных художественных произведений, посвященных Великой Отечественной войне, было создано немного. Среди них повесть В.П. Некрасова «В окопах Сталинграда» (1946) и кинолента режиссера Б.В. Барнета «Подвиг разведчика» (1947), обязанная своему успеху великолепной актерской работе п.п. Кадочникова.    

 Возродила военную тему лишь послесталинская «Оттепель,). И не просто возродила, а придала ей совершенно новую значимость. Правдивый голос людей, прошедших фронт, громко зазвучал прежде всего в литературе. «Лейтенантской прозой,) назвала критика сочинения талантливой плеяды писателей, ворвавшихся в отечественную словесность конца 50-х годов подобно свежему ветру. Их лирические повести о войне привнесли в отечественное искусство выстраданные

в окопах мысли, чувства, переживания  человека, лишенного рабского чувства  страха, характерного для предвоенных  лет. Бывшие «лейтенанты,) заговорили с читателем о самых важных проблемах бытия человеческого, о добре и зле, цене жизни и смерти. Они не пытались приукрасить фронтовую действительность, показывая страшную «изнанку,) войны, ввергшую людей в ситуацию страшной трагедии. Достаточно вспомнить такие произведения, как « Батальоны просят огня') Ю.В. Бондарева, «Южнее главного удара,) Г.Я. Бакланова или «До-

жить до рассвета,) В.В. Быкова.       

 Исповедальная по характеру «лейтенантская проза,) перекликалась с творческими находками в области « кино о войне,). В конце 50-х годов были созданы фильмы, раскрывающие психологию простого солдата, вставшего на защиту Отечества: « (1957), режиссер М.К. Калатозов; «Дом, в котором я живу,) (1957), режиссеры Л.А. Кулиджанов и Я.А. Сегель; «Баллада о солдате,) (1959), режиссер Г.Н. Чухрай; «Судьба человека,) (1959), режиссер С.Ф. Бондарчук и др.).     

 Можно без всякого  преувеличения сказать, что развитие  отечественной художественной культуры  на протяжении всей второй  половины ХХ в. проходило под знаком победы в Великой Отечественной войне. Каждое поколение мастеров - писателей и поэтов, художников и композиторов, скульпторов и зодчих - находило новые темы и сюжеты, новые ракурсы видения той героической эпохи. Давайте вспомним: в литературе продолжением «лейтенантской прозы,) стали такие выдающиеся творения, как роман «Жизнь И судьба,) В.С. Гроссмана (1948-1960), трилогия К.М. Симонова «Живые и мертвые,) (1959-1971), повесть «А зори здесь тихие...,) Б.В. Васильева (1969), роман «Горячий снег» Ю.В. Бондарева (1969) и др. В поэзии многие лучшие произведения бардов-«шестидесятников,) тоже посвящены образам простого солдата, его внутреннему миру: «Он не вернулся из боя» В.С. Высоцкого, «До свидания, мальчики,), «Вы слышите, грохочут сапоги,) Б.Ш. Окуджавы, «Виталий Палыч» Ю.И. Визбора, «Ошибка,) А.А. Галича и др. Тема войны стала ярким импульсом для развития отечественного кинематографа. В числе наиболее заметных  кинопроизведений выделим «Белорусский вокзал» (1971), режиссера А. С. Смирнова, а также многосерийный телевизионный фильм «Семнадцать мгновений весны» (1973), режиссера Т.М. Лиозновой.    

 Увековечивание памяти  павших становится одной из  приоритетных задач отечественного  зодчества и монументальной скульптуры. Однако далеко не везде власти вкладывали должные средства для возведения памятников, поэтому в наследие от последних десятилетий ХХ в. нам достались как скромные местные мемориалы (нередко пушка времен Великой Отечественной войны, установленная на постаменте, или «вечный огонь», зажженный в центре города рядом с памятной доской), так и крупные архитектурные комплексы, содержание которых выражено через общий художественный замысел. Таков, например, мемориал «Хатынь» (ныне находится в Белоруссии), сооруженный на месте уничтоженной фашистами деревни. Образ мемориала складывается из остатков сохранившихся полусгоревших строений, скульптурных групп и колокольного звона, погребальный ритм которого закрепляет чувство скорби по погибшим.  

 Величию победы в  Великой Отечественной войне  посвящены памятные комплексы,  раскинувшиеся на месте легендарной  Брестской крепости и на Мамаевом  кургане над Волгой. Совершенно  иной образ - мемориальный комплекс  на Поклонной горе - одном из  самых древних и легендарных  мест столицы. Он включает в  себя не только экспонирование  орудий и других атрибутов  военных лет, но и символику  духовной значимости победы для  всего народа. Об этом свидетельствуют  возведенные рядом с музеем православный храм, мечеть и синагога.    

 Не осталась в стороне  от темы войны и музыка, в  том числе - массовая песня.  Воспоминаниями о жертвах войны, призывами беречь мир наполнены такие песни, как «Журавли» (музыка Я.А. Френкеля, стихи Р.Г. Гамзатова), «Малая Бронная» (музыка А.Я. Эшпая, стихи Е.М. Винокурова), «Хотят ли русские войны?» (музыка Э.С. Колмановского, стихи Е.А. Евтушенко), «Пусть всегда будет солнце» (музыка А.Н. Островского, стихи Л.И. Ошанина) и др. О «сотнях тысячах заживо сожженных» напоминает популярная в 70-х годах песня «Бухенвальдский набат», посвященная памяти узников концентрационных лагерей (музыка В.И. Мурадели, стихи В. Соболева). 

Завершая краткое размышление  об отзвуках великой трагедии в отечественной  художественной культуре последующих  десятилетий, вспомним еще один примечательный факт: символом подвига нашего народа в Великой Отечественной войне  стала песня Д.Ф. Тухманова «День Победы» (стихи В. Харитонова), созданная в 1975 г., Т.е. на значительном историческом расстоянии, что говорит о неисчерпаемости этой темы. Сохраняют в отечественной культуре свой внутренний смысл и знаменитые слова «Никто не забыт, ничто не забыто» выбитые на могиле неизвестного солдата в Москве. В них - благодарная память потомков, для которых идеалы, героической эпохи остаются светочем добра, справедливости, высокой нравственной значимости. 

 

 

  

 

Заключение

Военные годы, четко определив  «реальную опасность и угрозу реальной смерти», пробудили в наших  соотечественниках лучшие чувства, сплотили людей во имя великого общего дела – освобождения родной земли  от фашистских оккупантов. Искренностью и подлинным вдохновением овеяны строки поэзии, работы художников, кинематографистов, композитров военного лихолетья, обращенные к сердцу каждого сына страждущей Родины.

Художники накопили большой  и ценный материал натурных этюдов и фронтовых рисунков, в которых  ярко и взволнованно рассказывали о  родной земле, о людях на войне, о  дымящихся развалинах, о дорогах  войны.  

Особое место принадлежит  портрету. Вглядываясь в лица людей  на войне, художники словно пытались подметить то, что появилось нового в характере и облике человека. В портретной галерее представлены образы девушек, женщин, стариков, детей - всего сражающегося народа, многообразие лиц и характеров.

Осмыслить всенародный ратный подвиг в послевоенные годы было задачей  благородной и увлекательной. Патриотические подвиги были воспеты во многих фильмах, причем нужно повторить, что война  никогда не воспевалась как таковая , ни о порабощении народов, ни о захвате чужих земель никогда не шло и речи. И говоря о недавно минувших, живых в народной памяти людях и  событиях Великой Отечественно войны, советское кино сохранило в чистоте свой гуманизм и интернационализм.

Искусство периода Великой  Отечественной войны несет в  себе жизненную правду истории и  поэтому никогда не утратит своей волнующей силы, своего гражданского и патриотического воздействия.  

 

 

 

Список литературы

1.     История русской советской литературы. Под редакцией проф. П.С. Выходцева. Издательство "Высшая школа", Москва – 1970

2.         Топер П. Ради жизни на земле. Литература и война. Традиции. Решения. Герои. Изд. третье. Москва, "Советский писатель", 1985

3.         Русская литература ХХ века. Изд. "Астрель", 2000

4.         «Вторая мировая война: кинематограф и плакатное искусство». М.,Мысль, 1995

5.          Головков А. «Вчера была война». Журнал «Огонек»,№25 1991

 Киноискусство во второй половине 20 века развивалось по двум взаимоисключающим и взаимопроникающим линиям: массовое кино и элитарное (авторское, «кино не для всех»). Авторское кино в большей степени было подвержено влиянию со стороны андеграундного искусства (авангардизма как воплощения всех форм нереалистического в искусстве). 
 
В 20 веке можно отметить «противостояние» двух художественных систем: модернизма и постмодернизма. Разница между ними в том, что первый, провозглашая непременную новизну форм и новизну художественных аксиом, в одном всегда остается идеоносен. проникнут замыслом, смыслом и несет иное целеполагание, целостное миросозерцание. Постмодернизм занят хаотизированием внешнего и обессмысливанием внутреннего. 
 
Постмодернизм реабилитирует все отклонения от модернистской нормы. В основе его системы – ориентация на бесконечность текста (Делез), бесконечность желаний дифференциации (Деррида). Жизнь рассматривается как пространство игровой манипуляции. Ведущим принципом постмодернизма становится интертекстуальность. Следовательно, в киноискусстве 20 века это становится основным способом приращения смысла.

Информация о работе Возвышенное и земное в искусстве военных лет