Второе рождение классики по произведению "Собор Парижской богоматери" В. Гюго

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:40, доклад

Описание работы

"Собор Парижской богоматери", написанный В. Гюго в 1831 году, стал лучшим образцом исторического романа, вобравшим в себя живописно воссозданную разнообразную картину средневековой французской жизни.
Роман поражает богатством и динамичностью действия. Создается впечатление, что автор переносит читателя из одного мира в совершенно другой. Так, гулкую тишину собора внезапно сменяет шум Гревской площади, где кипит жизнь, где так странно соединяются жестокость и веселье, трагичное и смешное. Но все нити действия непременно стягиваются к Собору, который и является главным героем. Он управляет судьбой каждого, даже второстепенного персонажа.

Работа содержит 1 файл

Гюго.docx

— 49.61 Кб (Скачать)

В этом номере


 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет издательского дела

«Собор парижской богоматери:

второе  рождение классики"

Выполнил  студент 118 группы

Кисматулина Анастасия,

преподаватель В.Н. Сушкова 

 

Тюмень, 2011г.

 

"Собор  Парижской богоматери", написанный В. Гюго в 1831 году, стал лучшим образцом исторического романа, вобравшим в себя живописно воссозданную разнообразную картину средневековой французской жизни.

Роман поражает богатством и динамичностью действия. Создается впечатление, что автор  переносит читателя из одного мира в совершенно другой. Так, гулкую тишину собора внезапно сменяет шум Гревской площади, где кипит жизнь, где так странно соединяются жестокость и веселье, трагичное и смешное. Но все нити действия непременно стягиваются к Собору, который и является главным героем. Он управляет судьбой каждого, даже второстепенного персонажа.

Темы: конфликт любви и ненависти, красоты и уродства, а также проблема «отторгнутых обществом» людей, возникновение и потеря новых идей – все это до сих пор остается актуальным, неподвластным времени… Гюго не боится предельно ярких, ослепляющих красок, сгущения, преувеличения. Цель автора пробудить в читателе чувство прекрасного, чувство человечности, пробудить протест против кошмаров прошлого, ещё тяготеющих над современностью.

Главным идейно-композиционным стержнем романа является любовь к цыганке Эсмеральде двух героев: архидьякона Клода Фролло и звонаря собора Квазимодо. Эта любовь выявляет два характера.

Персонаж  Клода Фролло сперва вызывает у меня презрение, ведь как низко он пал, в нем не осталось ничего настоящего: готов поступиться всем, во что верил, чему следовал, всеми, кто ему дорог, лишь для того, чтобы себя ублажить, получить желаемое любыми способами, либо уничтожить его,  дабы не досталось оно никому!.. Но после понимаешь, что моральные рамки к нему просто уже неприменимы, он уже не человек, его осталось лишь пожалеть, ведь он никогда уже не вернется к обычному образу жизни и мысли.

Следует сказать, что жизнь у этого  человека не сложилась с самого начала: мечта оказалась раздавленной обстоятельствами. Собор стал его домом, местом, где  молодой человек заточил душу и страсть. Так получилось, что  чувства, которые, как ему казалось, были похоронены в прошлом, захватили  его. Он начинает бороться со своей  страстью, но проигрывает. Его ждет совершенно очевидный исход-он убит в конце романа, ведь зло должно быть наказано… Но еще и потому, что у него совершенно ничего не осталось для продолжения жизни, его единственная мечта погибла, ему уже незачем жить, не во что верить, незачем бороться с обстоятельствами.

Что касается Квазимодо, то сам персонаж чем-то напоминает собор Парижской Богоматери. Также невинен, чист, оберегает то, что живет внутри него, в сердце, помогает тем, кто, по его мнению, нуждается в защите. Внешне безобразен, но в нем душа ребенка. Противопоставляется ему Эсмеральда.

Красавица Эсмеральда олицетворяет собой всё доброе, талантливое, естественное и красивое, что несёт в себе большая душа народа, в противоположность мрачному средневековому аскетизму, насильно внушаемому народу фанатиками церкви. Недаром она так жизнерадостна и музыкальна, так любит жизнь, эта маленькая уличная танцовщица.

Недаром она так целомудренна и вместе с тем так естественна и  прямодушна в своей любви, так  беспечна и добра со всеми, даже с  Квазимодо, хотя он и внушает ей непреодолимый  страх своим уродством. Эсмеральда - настоящее дитя народа, её танцы  дают радость простым людям, её боготворит беднота, школяры, нищие и оборванцы из Двора чудес. Эсмеральда - вся радость и гармония, её образ так и просится на сцену, и не случайно Гюго переработал свой роман для балета "Эсмеральда", который до сих пор не сходит с европейской сцены.

«…Была ли эта юная девушка человеческим существом, феей или ангелом, этот Гренгуар, сей философ-скептик, сей иронический поэт, сразу определить не мог, настолько был он очарован ослепительным видением…»

Подкидыш Квазимодо олицетворяет скорее страшную силу, таящуюся в народе, ещё тёмном, скованном рабством и предрассудками, но великом и самоотверженном в своём беззаветном чувстве, грозном и мощном в своей ярости, которая поднимается порой, как гнев восставшего титана, сбрасывающего с себя вековые цепи.

Квазимодо "весь представляет собой гримасу". Он родился "кривым, горбатым, хромым"; затем от колокольного звона он оглох. К тому же глухота сделала его  как бы немым ("Когда необходимость  принуждала его говорить, язык его  поворачивался неуклюже и тяжело, как дверь на ржавых петлях"). Душу его, скованную в уродливом теле, художник образно представляет, как "скрюченную и захиревшую" подобно  узникам венецианских тюрем.

При этом Квазимодо - предел не только уродства, но и отверженности: "С первых же своих шагов среди людей  он почувствовал, а затем и ясно осознал себя существом отверженным, оплёванным, заклеймённым. Человеческая речь для него была либо издёвкой, либо проклятием". Так гуманистическая тема отверженных, без вины виноватых, проклятых несправедливым людским судом, развертывается уже в первом значительном романе Гюго.

Стиль романа и сама композиция контрастны: ироническая  мужественность заседаний суда сменяется  юмором толпы на празднике крещения и празднике шутов; романтическая любовь Квазимодо к Эсмеральде противопоставляется чудовищной любви Клода Фролло к Эсмеральде.

 Контрастна и вся канва  романа, и в этом главная особенность  романтического метода Гюго. Вот  многоголосая толпа, в которой пляшет красавица Эсмеральда, олицетворяющая доброе и светлое, талантливое и естественное, и горбатый звонарь Квазимодо, уродливый, но одарённый внутренней красотой, питающей бескорыстную самоотверженную любовь-они представляют два разных лица.

Квазимодо пугает своим уродством, а его воспитатель - архидиакон Клод Фролло ужасает своей всепоглощающей страстью, которая губит смятенную душу Квазимодо и Эсмеральду.

Добро и зло тесно связаны, и иногда человеку очень тяжело определить границу между ними. Они всегда в борьбе, в которой гибнет немало прекрасного (именно так читатель воспринимает смерть Эсмеральды). Но Гюґо верит в победную силу добра, в человеческий прогресс.

В финале романа он снова изображает Собор, который становится немым свидетелем трагических событий и вместе с тем символом возможности возвращения людей к вечным ценностям.

Роман не утрачивает своей актуальности и по сей день, по нему ставят спектакли, сняты фильмы, создан мультфильм, мюзиклы и другие интерпретации. Контрасты этого романа будут  являться в жизни всегда, это вечные темы.

Мюзикл  «Нотр-Дам де Пари» за все свое время существования завоевал мировую славу. Работа над ним началась в 1993 году. Этот мюзикл занесен в Книгу рекордов Гиннеса, как самый нашумевший и знаменитый проект. В настоящее время существует несколько постановок, на разных языках. Артисты мюзикла стали настоящими любимцами публики. А все потому, что в нем потрясающе передан сюжет книги, абсолютно точно подобраны костюмы и актеры так вжились в роли, что не отличишь от книжных героев! Сюжет захватывает, песни прямо-таки уносят души зрителей за грани реальности.

Также прекрасен  и фильм, точно переданы образы героев, сюжет-все совпадает с книгой. Еще долго не будет утихать  слава величайшего произведения Гюго, мюзикл и фильм будут пересматриваться многократно, а по книге, наверняка, будут делать все новые постановки. Актуальность этого романа неоспорима. 

Список  литературы

1. роман В.  Гюго «Собор Парижской Богоматери»

2. Википедия 


Информация о работе Второе рождение классики по произведению "Собор Парижской богоматери" В. Гюго