Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 20:02, контрольная работа
Именно Александру Николаевичу Островскому обязан своим рождением русский национальный театр. Со своим неповторимым лицом, колоритом, жанровыми предпочтениями. И самое главное – со своим репертуаром. То есть с обширным набором пьес, которые можно ставить в течение сезона, постоянно разыгрывать на сцене, меняя афишу в зависимости от настроений публики.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие «персонаж» в литературе.
ГЛАВА 2. Комедия А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся» и её главные действующие лица.
ГЛАВА 3. Второстепенные персонажи и их роль в раскрытии идейного содержания комедии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие «персонаж» в литературе.
ГЛАВА 2. Комедия А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся» и её главные действующие лица.
ГЛАВА 3. Второстепенные персонажи и их роль в раскрытии идейного содержания комедии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Именно Александру Николаевичу Островскому обязан своим рождением русский национальный театр. Со своим неповторимым лицом, колоритом, жанровыми предпочтениями. И самое главное – со своим репертуаром. То есть с обширным набором пьес, которые можно ставить в течение сезона, постоянно разыгрывать на сцене, меняя афишу в зависимости от настроений публики.
Многие сюжеты для своих комедий драматург не придумывал, а брал прямо из жизни. Ему пригодился опыт службы в московских судах, где рассматривалась имущественные споры, дела о ложных банкротствах, конфликты из-за наследства. Островский, кажется, просто перенес все это на страницы своих пьес. Одной из таких комедий, взятых из самой гущи купеческой жизни, стала и принесла молодому автору заслуженную славу.
В 1849 была написана комедия "Свои люди - сочтемся!", принесшая признание автору. Пьеса Островского "Свои люди — сочтемся" очень интересна современному читателю. В пьесе автор с присущим ему юмором описывает купеческую среду со своими привычками и стремлениями. Главные герои произведения одновременно недалеки и самонадеянны, упрямы и недальновидны. Каждый из персонажей пьесы заслуживает пристального внимания.
В данной контрольной работе предстоит просмотреть и проанализировать системные связи, существующие между персонажами пьесы А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся». В систему входят персонажи, действующие и определяемые в данной работе как второстепенные по отношению к главному.
Цель работы заключается в том, доказать существование системных связей между персонажами комедии, каждый из которых функционирует в русле определенной традиции.
В связи с этим были поставлены задачи:
− раскрыть понятие «персонаж» в литературоведении;
− дать обоснование второстепенных персонажей в комедии А.Н.Островского «Свои люди – сочтемся»;
− проанализировать функции взаимодействия главных и второстепенных персонажей;
− установить роль
ГЛАВА 1. Понятие «персонаж» в литературе
Персонаж— действующее лицо спектакля, кинофильма, книги. Персонажем является любое лицо, персона, личность, или сущность, которые существуют в произведении искусства. Процесс подачи информации о персонажах в художественной литературе называется характеристикой. Персонажи могут быть полностью вымышленными или основанными на реальной, исторической основе.
В обычном значении то же, что литературный герой. В литературоведении термин «персонаж» употребляется в более узком, но не всегда одинаковом смысле. Чаще всего под персонажем понимается действующее лицо.
Вот
как толкуют понятие «персонаж»
некоторые ученые-
1) Тамарченко Н.Д.: « Персонаж - герой коллективный. Группа главных персонажей, которые трактуются в произведении равноценно и представляют обычно определенную общественную среду»."
2) Чернец Л.В. : «Как и любая система, персонажная сфера произведения характеризуется через составляющие ее элементы (персонажи) и структуру . Статус персонажа тот или иной образ получает именно как элемент системы, часть целого...»
3)
Грехнев В.А.:«Второстепенные
Система персонажей представляет все персонажи произведения (главные, эпизодические и внесценические). Они соотнесены между собой и ходом изображаемых событий, и художественной логикой автора, и потому составляют завершенную систему . Анализ этой соотнесенности, осмысление особенностей построения системы персонажей в целом помогает понять художественный замысел автора. Значит, система персонажей предусматривает деление их на главных и второстепенных действующих лиц. Сложность системы персонажей зависит от сложности самого текста, в котором может быть несколько групп персонажей, и каждая из этих групп связана различными взаимоотношениями с остальными лицами.
Таким
образом, второстепенные герои как двойники
и оценивающие инстанции для центральных
героев.
ГЛАВА 2. Комедия А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся» и её главные действующие лица.
Комедию «Банкрот» драматург написал в самом конце 40-х годов 19 века. Она была напечатана в журнале «Москвитянин» в 1850 года названием «Свои люди – сочтемся!»
Уже в первой комедии проявились основные черты драматургии Островского: умение через семейно-бытовой конфликт показать важным общерусские проблемы, создать яркие и узнаваемые характеры не только главных , но и второстепенных персонажей. В его пьесах звучит сочная, живая народная речь. И у каждой из них не простой, заставляющий задуматься конец.
В основе сюжета комедии лежит весьма распространенный в прошлом веке в купеческой среде случай мошенничества: богатый купец, Самсон Силыч Большов, занял у других купцов довольно крупную сумму финансов, не желая возвращать ее, объявил о своем банкротстве. А все свое собственность он перевел на имя «верного человека» - приказчика Лазаря Подхалюзина, за которого, для большей своей уверенности и спокойствия, отдает замуж дочка Липочку – Олимпиаду Самсоновну. Несостоятельного должника Большова сажают в тюрьму (долговую «яму»), но Самсон Силыч уверен, что дочка и зять внесут за него небольшую сумму финансов из полученного имущества и его освободят. Однако события развиваются совсем не так, как хотелось бы Большову: Липочка и Подхалюзин не заплатили ни копейки, и бедный Большов вынужден отправиться в тюрьму.
Кто же главные персонажи комедии ?
Самсон Силыч Большов, купец, глава семьи, превыше всего озабочен своими денежными делами. Он невежествен и корыстен, аккурат эти его качества и сыграли с ним злую шутку. Его супруга, Аграфена Кондратьевна, представляет собой типичную купеческую жену. Не получившая никакого образования, она, тем не менее, весьма высокого мнения о себе. Аграфена Кондратьевна ведет на удивление примитивную жизнь. Она ни о чем не заботится, не стремится хоть как-то разнообразить повседневную реальность. Она живет только насущными, бытовыми проблемами. Большов – мошенник, обманщик. Он обманывает других, и сам не замечает того, что и его обманывают. В этой пьесе царит обман. Купцы тут не могут прожить и дня без обмана. Обман – вот что стало главной темой пьесы Островского. Большов, обманывая, не чувствует при этом угрызения совести, потому что так поступают все. Большов готов обмануть всех, но проявляет доверчивость к Подхалюзину. Большову главное – чтобы ему не перечили. Подхалюзин использует эту слабость хозяина, поэтому и входит к нему в доверие.
Дочь Олимпиада Самсоновна, или Липочка, на редкость забавна. Она дурно воспитана, необразованна, более того не умеет как следует танцевать. Но совместно с тем она твердо уверена, что заслуживает самого выгодного жениха. Особенно смешны и нелепы рассуждения Липочки о желании выйти замуж за благородного. Приказчик Лазарь Елизарыч Подхалюзин, за которого в результате и выходит замуж Липочка, корыстен, эгоистичен, у него нет ни малейшей благодарности к купцу Большову, которому Подхалюзин, можно высказать, обязан всем. Подхалюзин превыше всего ценит свою собственную персону. И в результате добивается того, что для него так важно.
Подхалюзин является ещё большим мошенником, чем Большов. Он сумел не только провести хозяина, но и завоевать расположение Липочки, которая сначала не хотела выходить за него замуж. Это как бы «новый» Большов, ещё более циничный и наглый, более соответствует нравам нового времени – времени наживы. Но есть в пьесе ещё один персонаж, который неразрывно связан с предыдущими.
Таким образом, в центре комедии «Свои люди — сочтёмся» — богатый хозяин, ловкий приказчик, коварная дочь. Купец Большов затеял ложное банкротство, чтобы обмануть кредиторов, а приказчик Подхалюзин в конце концов обманул его самого — и состояние присвоил, и дочь Липочку «завоевал». Действие развивается по принципу песочных часов: сила Большова постепенно слабеет, власть его «утекает», в какой-то момент часы переворачиваются — и наверху оказывается Подхалюзин...
Несомненно, в раскрытии темы главными героями становятся Большов и Подхалюзин. Они живут обманом. Большов не рассчитывает «проколоться». Он уже не видит около себя ничего, кроме мошенничества. Подхалюзин умело пользуется этим. В этом и суть комедии. Люди обманывают других и самих себя, сами того не замечая.
Все персонажи пьесы, как главные, так и второстепенные изображены сатирически.
В пьесе «Свои люди — сочтемся» показан мир бездуховных людей, в котором всякий живет по собственным законам. И «дети», взрослея, перенимают отношение «отцов» к жизни, поэтому у них не возникает ни малейшего сомнения в том, как поступить в дальнейшем.
Индивидуализируя свои персонажи, драматург обнаруживает дар глубочайшего проникновения в их психологический мир.
В
спектакле «Банкрот» нет
ГЛАВА 3. Второстепенные персонажи и их роль в раскрытии идейного содержания комедии.
Островский – мастер показа действующих лиц. Второстепенные персонажи настолько вплетены в канву происходящего, что выкинуть их сложно, без них не обойтись, все взаимосвязаны, конкретны, все живые люди. Каждая пьеса у него очень точная, мощная. Все персонажи – живые люди, характеры.
Уже в комедии «Свои люди - сочтемся!» проявились основные черты драматургии Островского: умение через семейно-бытовой конфликт показать важным общерусские проблемы, создать яркие и узнаваемые характеры не только главных, но и второстепенных персонажей.
Кто же они?
Второстепенные персонажи дополняют нарисованную автором картину купеческого быта. Среди персонажей есть и бойкая сваха устинья Наумовна, и стряпчий Сысой Псоич Рисположенский, и ключница Фоминишна, и мальчик Тишка, который служил в доме Большовых. Все герои пьесы одинаково примитивны, в них нет ни малейшего намека на благородство, стремление к прекрасному и возвышенному. Пределом мечтаний для них является обеспечение будничных, повседневных нужд.
Весьма колоритен образ московской свахи Устиньи Наумовны. Как она нам напоминает сваху Феклу Ивановну из комедии Н.Гоголя «Женитьба»! Уже с первых страниц видим, что данная фигура вхожа в любой дом купечества. Ведь многим молодым девушкам хочется выйти замуж за состоятельного человека. И роль Устиньи Наумовны – найти жениха соответствующего положения в обществе. Она долгожданный и многообещающий гость в доме Большова. С ней разговаривают в семье Большова на равных, себеподобных, хотя она ниже положением в обществе. Это мы можем заметить в разговоре с Подхолюзиным, когда тот пытается её ввязать в интригу, чтобы достигнуть своей цели жениться на Липочке и взять в свои руки богатство Большова. Она меняет своё мнение о семье Большовых, когда речь заходит о более крупных деньгах и подарке, собольей шубе, предлагаемых Подхолюзиным за то, чтобы Устинья Наумовна «отказала жениху». Вот здесь и раскрывается сваха: «А они-то разве благородные?...Нынче заведение такое пошло, что всякая себе лапотница в дворянство норовит, вот хоть бы Алимпияда-то Самсоновна…жалует по-княжески, а происхождение небось хуже нашего. Отец-то, Самсон Силыч, голицами торговал на Ба.тц-д чуге; добрые люди Самсошкою звали, подзатыльниками кормили. Да и матушка-то Аграфена Кондратьевна чуть-чуть не
паневница -- из Преображенского взята. А нажили капитал да в купцы вылезли, так и дочка в принцессы норовит. А все это денежки. Вот я, чем хуже ее, а за ее же хвостом наблюдай. Воспитанья-то тоже не бог знает какого: пишет-то, как слон брюхом ползает, по-французскому али на фортопьянах тоже сям, тям, да и нет ничего; ну а танец-то отколоть - я и сама пыли в нос пущу. » (Д.2,явл.7)