Второстепенные персонажи и их роль в раскрытии идейного содержания комедии А.Н.Островского "Свои люди - сочтемся "

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 20:02, контрольная работа

Описание работы

Именно Александру Николаевичу Островскому обязан своим рождением русский национальный театр. Со своим неповторимым лицом, колоритом, жанровыми предпочтениями. И самое главное – со своим репертуаром. То есть с обширным набором пьес, которые можно ставить в течение сезона, постоянно разыгрывать на сцене, меняя афишу в зависимости от настроений публики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие «персонаж» в литературе.
ГЛАВА 2. Комедия А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся» и её главные действующие лица.
ГЛАВА 3. Второстепенные персонажи и их роль в раскрытии идейного содержания комедии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

    ПЛАН 

    ВВЕДЕНИЕ

    ГЛАВА 1. Понятие «персонаж» в литературе.

    ГЛАВА 2. Комедия А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся» и её главные действующие лица.

    ГЛАВА 3. Второстепенные персонажи и их роль в раскрытии идейного содержания комедии.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
        ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ

    Именно  Александру Николаевичу Островскому  обязан своим рождением русский  национальный театр. Со своим неповторимым лицом, колоритом, жанровыми предпочтениями. И самое главное – со своим  репертуаром. То есть с обширным набором пьес, которые можно ставить в течение сезона, постоянно разыгрывать на сцене, меняя афишу в зависимости от настроений публики.

    Многие  сюжеты для своих комедий драматург  не придумывал, а брал прямо из жизни. Ему пригодился опыт службы в московских судах, где рассматривалась имущественные споры, дела о ложных банкротствах, конфликты из-за наследства. Островский, кажется, просто перенес все это на страницы своих пьес. Одной из таких комедий, взятых из самой гущи купеческой жизни, стала и принесла молодому автору заслуженную славу.

    В 1849 была написана комедия "Свои люди - сочтемся!", принесшая признание  автору. Пьеса Островского "Свои люди — сочтемся" очень интересна современному читателю. В пьесе автор с присущим ему юмором описывает купеческую среду со своими привычками и стремлениями. Главные герои произведения одновременно недалеки и самонадеянны, упрямы и недальновидны. Каждый из персонажей пьесы заслуживает пристального внимания.

    В данной контрольной работе предстоит просмотреть и проанализировать системные связи, существующие между персонажами пьесы А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся». В систему входят персонажи, действующие и определяемые в данной работе как второстепенные по отношению к главному.

    Цель  работы заключается в том, доказать существование системных связей между персонажами комедии, каждый из которых функционирует в русле определенной традиции.

    В связи с этим были поставлены задачи:

    − раскрыть понятие «персонаж» в литературоведении;

    − дать обоснование второстепенных персонажей в комедии А.Н.Островского «Свои люди – сочтемся»;

    − проанализировать функции взаимодействия главных и второстепенных персонажей;

      − установить роль второстепенных  персонажей в раскрытии идейного  содержания пьесы. 

    ГЛАВА 1. Понятие «персонаж» в литературе

    Персонаж— действующее лицо спектакля, кинофильма, книги. Персонажем является любое лицо, персона, личность, или сущность, которые существуют в произведении искусства. Процесс подачи информации о персонажах в художественной литературе называется характеристикой. Персонажи могут быть полностью вымышленными или основанными на реальной, исторической основе.

    В обычном значении то же, что литературный герой. В литературоведении термин «персонаж» употребляется в более узком, но не всегда одинаковом смысле. Чаще всего под персонажем понимается действующее лицо.

    Вот как толкуют понятие «персонаж» некоторые ученые-литературоведы:

    1) Тамарченко Н.Д.: « Персонаж - герой коллективный. Группа главных персонажей, которые трактуются в произведении равноценно и представляют обычно определенную общественную среду»."

    2) Чернец Л.В. : «Как и любая система, персонажная сфера произведения характеризуется через составляющие ее элементы (персонажи) и структуру . Статус персонажа тот или иной образ получает именно как элемент системы, часть целого...»

    3) Грехнев В.А.:«Второстепенные персонажи  нередко являют собой искусно  организованную систему «зеркал», отражающих основные душевные  стихии, запечатленные в центральных  героях. Те душевные начала, которые  в этих характерах слиты в органически нераздельное и многогранное целое, персонажи второго ряда иногда укрупняют до размеров гипертрофированной и односторонней страсти или идеи. В таком укрупнении карикатурно искажается то душевное начало, которое в главном герое было уравновешено и застраховано от искажения переплетением многих влечений или противоборством страстей. В итоге возникают пародийные или карикатурные персонажи-двойники»

    Система  персонажей представляет все  персонажи  произведения (главные, эпизодические  и внесценические). Они соотнесены между собой и ходом изображаемых событий, и художественной логикой автора, и потому составляют завершенную  систему . Анализ этой соотнесенности, осмысление особенностей построения  системы   персонажей  в целом помогает понять художественный замысел автора. Значит, система персонажей предусматривает деление их на главных и второстепенных действующих лиц. Сложность системы персонажей  зависит от сложности самого текста, в котором может быть несколько групп персонажей, и каждая из этих групп связана различными взаимоотношениями с остальными лицами.

    Таким образом, второстепенные герои как двойники и оценивающие инстанции для центральных героев. 

    ГЛАВА 2. Комедия А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся» и её главные действующие лица.

    Комедию «Банкрот»  драматург написал в самом конце 40-х годов 19 века. Она была напечатана в журнале «Москвитянин» в 1850 года названием «Свои люди – сочтемся!»

      Уже в первой комедии  проявились  основные  черты драматургии Островского:  умение  через  семейно-бытовой  конфликт  показать важным общерусские проблемы, создать яркие и узнаваемые характеры не  только главных , но и второстепенных  персонажей.  В  его  пьесах  звучит   сочная, живая  народная  речь.  И  у  каждой  из  них    не  простой,  заставляющий задуматься конец.

    В основе сюжета комедии лежит весьма распространенный в прошлом веке в купеческой среде случай мошенничества: богатый купец, Самсон Силыч Большов, занял у других купцов довольно крупную  сумму финансов, не желая возвращать ее, объявил о своем банкротстве. А все свое собственность он перевел на имя «верного человека» - приказчика Лазаря Подхалюзина, за которого, для большей своей уверенности и спокойствия, отдает замуж дочка Липочку – Олимпиаду Самсоновну. Несостоятельного должника Большова сажают в тюрьму (долговую «яму»), но Самсон Силыч уверен, что дочка и зять внесут за него небольшую сумму финансов из полученного имущества и его освободят. Однако события развиваются совсем не так, как хотелось бы Большову: Липочка и Подхалюзин не заплатили ни копейки, и бедный Большов вынужден отправиться в тюрьму.

    Кто же главные персонажи комедии ?

    Самсон  Силыч Большов, купец, глава семьи, превыше всего озабочен своими денежными  делами. Он невежествен и корыстен, аккурат эти его качества и  сыграли с ним злую шутку. Его супруга, Аграфена Кондратьевна, представляет собой типичную купеческую жену. Не получившая никакого образования, она, тем не менее, весьма высокого мнения о себе. Аграфена Кондратьевна ведет на удивление примитивную жизнь. Она ни о чем не заботится, не стремится хоть как-то разнообразить повседневную реальность. Она живет только насущными, бытовыми проблемами. Большов – мошенник, обманщик. Он обманывает других, и сам не замечает того, что и его обманывают. В этой пьесе царит обман. Купцы тут не могут прожить и дня без обмана. Обман – вот что стало главной темой пьесы Островского. Большов, обманывая, не чувствует при этом угрызения совести, потому что так поступают все. Большов готов обмануть всех, но проявляет доверчивость к Подхалюзину. Большову главное – чтобы ему не перечили. Подхалюзин использует эту слабость хозяина, поэтому и входит к нему в доверие.

    Дочь  Олимпиада Самсоновна, или Липочка, на редкость забавна. Она дурно воспитана, необразованна, более того не умеет  как следует танцевать. Но совместно с тем она твердо уверена, что заслуживает самого выгодного жениха. Особенно смешны и нелепы рассуждения Липочки о желании выйти замуж за благородного. Приказчик Лазарь Елизарыч Подхалюзин, за которого в результате и выходит замуж Липочка, корыстен, эгоистичен, у него нет ни малейшей благодарности к купцу Большову, которому Подхалюзин, можно высказать, обязан всем. Подхалюзин превыше всего ценит свою собственную персону. И в результате добивается того, что для него так важно.

    Подхалюзин является ещё большим мошенником, чем Большов. Он сумел не только провести хозяина, но и завоевать расположение Липочки, которая сначала не хотела выходить за него замуж. Это как бы «новый» Большов, ещё более циничный и наглый, более соответствует нравам нового времени – времени наживы. Но есть в пьесе ещё один персонаж, который неразрывно связан с предыдущими.

    Таким образом, в центре комедии «Свои люди — сочтёмся» — богатый хозяин, ловкий приказчик, коварная дочь. Купец Большов затеял ложное банкротство, чтобы обмануть кредиторов, а приказчик Подхалюзин в конце концов обманул его самого — и состояние присвоил, и дочь Липочку «завоевал». Действие развивается по принципу песочных часов: сила Большова постепенно слабеет, власть его «утекает», в какой-то момент часы переворачиваются — и наверху оказывается Подхалюзин...

    Несомненно, в раскрытии темы главными героями становятся Большов и Подхалюзин. Они живут обманом. Большов не рассчитывает «проколоться». Он уже не видит около себя ничего, кроме мошенничества. Подхалюзин умело пользуется этим. В этом и суть комедии. Люди обманывают других и самих себя, сами того не замечая.

    Все персонажи пьесы, как главные, так  и второстепенные  изображены сатирически.

    В пьесе «Свои люди — сочтемся» показан мир бездуховных людей, в котором всякий живет по собственным законам. И «дети», взрослея, перенимают отношение «отцов» к жизни, поэтому у них не возникает ни малейшего сомнения в том, как поступить в дальнейшем.

    Индивидуализируя  свои персонажи, драматург обнаруживает дар глубочайшего проникновения в их психологический мир.

    В спектакле «Банкрот» нет разделения на правых и виноватых, нет положительных  и отрицательных героев. Театр  не собирается ни обличать «темное  царство», ни искать в нем «луч света». 

    ГЛАВА 3. Второстепенные персонажи и их роль в раскрытии идейного содержания комедии.

    Островский  – мастер  показа действующих  лиц. Второстепенные персонажи настолько вплетены в канву происходящего, что выкинуть их сложно, без них не обойтись, все взаимосвязаны, конкретны, все живые люди. Каждая пьеса у него очень точная, мощная. Все персонажи – живые люди, характеры.

    Уже в комедии «Свои люди - сочтемся!»  проявились основные черты драматургии  Островского: умение через семейно-бытовой  конфликт показать важным общерусские  проблемы, создать яркие и узнаваемые характеры не только главных, но и второстепенных персонажей.

    Кто же они?

    Второстепенные  персонажи дополняют нарисованную автором картину купеческого быта. Среди персонажей есть и бойкая сваха устинья Наумовна, и стряпчий Сысой Псоич Рисположенский, и ключница Фоминишна, и мальчик Тишка, который служил в доме Большовых. Все герои пьесы одинаково примитивны, в них нет ни малейшего намека на благородство, стремление к прекрасному и возвышенному. Пределом мечтаний для них является обеспечение будничных, повседневных нужд.

    Весьма  колоритен образ московской свахи  Устиньи Наумовны. Как она нам  напоминает сваху Феклу Ивановну из комедии Н.Гоголя «Женитьба»! Уже  с первых страниц видим, что данная фигура вхожа в любой дом купечества. Ведь многим молодым девушкам хочется выйти замуж за состоятельного человека. И роль Устиньи Наумовны – найти жениха соответствующего положения в обществе. Она долгожданный и многообещающий гость в доме Большова. С ней разговаривают в семье Большова на равных, себеподобных, хотя она ниже положением в обществе. Это мы можем заметить в разговоре с Подхолюзиным, когда тот пытается её ввязать в интригу, чтобы достигнуть своей цели жениться на Липочке и взять в свои руки богатство Большова. Она меняет своё мнение о семье Большовых, когда речь заходит о более крупных деньгах и подарке, собольей шубе, предлагаемых Подхолюзиным за то, чтобы Устинья Наумовна «отказала жениху». Вот здесь и раскрывается сваха: «А они-то разве благородные?...Нынче заведение такое пошло, что всякая себе лапотница в дворянство норовит, вот хоть бы Алимпияда-то Самсоновна…жалует по-княжески, а происхождение небось хуже нашего. Отец-то, Самсон Силыч,  голицами  торговал  на Ба.тц-д чуге;  добрые люди Самсошкою звали, подзатыльниками кормили. Да и матушка-то Аграфена Кондратьевна чуть-чуть не

паневница -- из Преображенского взята. А нажили капитал да  в купцы вылезли, так и дочка в принцессы норовит. А все это денежки. Вот я, чем хуже ее, а за ее же хвостом  наблюдай. Воспитанья-то тоже не бог знает  какого:  пишет-то, как слон брюхом ползает,  по-французскому  али на фортопьянах тоже сям, тям, да и нет ничего; ну а танец-то отколоть - я и сама пыли в нос пущу. » (Д.2,явл.7)

Информация о работе Второстепенные персонажи и их роль в раскрытии идейного содержания комедии А.Н.Островского "Свои люди - сочтемся "