Взаимодействие былин с другими фольклорными жанрами

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 19:42, реферат

Описание работы

Как песенный жанр былины взаимодействовали с другими эпическими песнями. С поэтикой лирических песен былину сближает часто в ней применяемый прием психологического параллелизма.

Работа содержит 1 файл

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БЫЛИН С ДРУГИМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ ЖАНРАМИ.doc

— 38.00 Кб (Скачать)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  БЫЛИН С ДРУГИМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ ЖАНРАМИ1 

     Как песенный жанр былины взаимодействовали  с другими эпическими песнями. Сюжет  былины "Дунай" (с трагическим  концом) сказитель Т. Иевлев закончил стихами, сходными с балладными. 

     Умерли  Дунай и Настасья, превратились в реки. А далее:

     Тут-то они в местечко стекалися.

     Тут вырастало два  деревца кипарисныих,

     Два деревца вместе сплеталися,

     Тут на листах было подписано:

     "Таково  дело случалосе, 

     Молодым людям на удивление,

А старым людям  на утешеньицо". 
 

     С поэтикой лирических песен былину сближает часто в ней применяемый прием психологического параллелизма.

     На  этом художественном приеме построен зачин былины "Василий Буслаев молиться ездил": 

     Под славным великим  Новым-городом,

     По  славному озеру по Ильменю

     Плавает-поплавает  сер селезень,

     Как бы ярой гоголь поныривает,

     А плавает-поплавает  червлен корабль

     Как бы молода Василья  Буславьевича... [К. Д. — С. 91]. 

     Особенно  распространена форма многочленного  отрицательного параллелизма. Например: 

     Да  не бел кречетушко выпархивал,

     Не  бел горносталюшко  проскакивал,

     Не  ясен соколик тут  пролётывал.

     Проезжал  удалой доброй молодец,

     Молодой боярской Дюк Степанович. [Гильф. — Т. 3. — С. 236];

     А не темные ли темени затемнели,

     А не черныя тут облаци попадали,

     А летит ко Добрынюшки люта змея... [Гильф. — Т. 1. — С. 540]. 

     Нередок в былинах композиционный прием  ступенчатого сужения образов.

Можно отметить использование пословиц в былинах: Здравствуй женимши, да не с кем спать! [К. Д. — С. 15]; Муж в лес по дрова, а жена замуж пошла! [Рыбн. — Т. 1. — С. 68]; Всякий молодец на веку женится, А не всякому женитьба удавается!

     Особенно  значительна близость былин к  волшебным сказкам богатырского содержания. По-видимому, они имели общий мифологический источник: богатырскую сказку-песню, генетически связанную с древнеславянскими мужскими обрядами посвящения (инициациями). Чудесный конь, которому так много внимания уделяют и былина, и волшебная сказка, безусловно связан с древнейшими обрядами и верованиями евразийцев.

     В изображении коня былина иногда заимствовала сказочные формулы. У Тугарина: 

     У коня-ma ведь из ноздрей да искры сыплются.

Еще из роту ведь у коня дак пламя пышет  тут

     В XIX — начале XX в. сюжеты былин сами становились достоянием сказки. Так, былина о Садко получила вторичное существование — уже в виде сказки. 

Быличка (бывальщина) – мифологический рассказ, основу которого составляют события, якобы имевшие  место в реальной жизни. Достоверность, фактографичность этих рассказов подтверждается конкретными именами: «Сосед рассказывал мне историю. Он вообще-то человек несуеверный, грамотный, инвалид Отечественной войны»; точными географическими названиями места действия: «И вот такой же на Приисковой – Александр Картинин жил – он же наш был, ключевской». Если в сказках с их особенным миром, пространством, отлаженной системой персонажей нет места обыденности, то былички, наоборот, не содержат ничего чудесного. Мир быличек прост и хорошо знаком. 

Как правило, это  деревенский быт, домашняя жизнь, полная забот и трудов. Действующие герои – сами рассказчики или их хорошие знакомые, родственники. 

Главное различие между сказкой и быличкой заключается  в отношении слушателей и рассказчика  к повествуемому. Если сказке внимают, сознавая, что это вымысел, то быличку  – так, как будто это правда. Быличка самым естественным образом вплетается в ткань нашей повседневной жизни: кто из нас не сталкивался с «вещими снами» или «сбывшимися» приметами? 
 

Историческими корнями былички уходят в славянскую мифологию: в них отражены древнейшие представления наших предков о множественности хозяев рек, озер, полей и лесов; духов садов и огородов, домов и овинов, бань и амбаров. Далекие от нас предки не могли понять причины различных несчастий или, наоборот, благополучия, везения или неудач. Проще всего было объяснить какое-либо событие влиянием (покровительством или вредительством) власть имущих существ-нелюдей: покойников, русалок, леших, банников, полевых, ведьм и т. д. 

Особая ценность быличек заключается в том, что  сквозь данные живыми красками образы и явления современного быта проступает густой слой архаических представлений наших предков, распознавание которых – не только полезное для науки, но и увлекательнейшее само по себе занятие. 

Былины включены во все школьные программы, но знакомство с ними сводится к двум текстам («Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Вольга и Мику-ла Селянинович»). Таким образом, вне эстетического и исторического опыта читателя остается богатейший фольклорный пласт, содержащий в себе многообразие образов и национальных типов. Эти «белые пятна» не заполняются и в старших классах, т.к. знакомство с фольклором заканчивается в 8 классе.

Информация о работе Взаимодействие былин с другими фольклорными жанрами