Контрольная работа по "Логике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:12, контрольная работа

Описание работы

Логика занимается исследованием двух составляющих мышления: его содержания и формы. С этими сторонами мышления и связано различие его истинности и правильности. Истинность относится к содержанию мыслей, а правильность – к форме.

Содержание

Глава 1. Как соотносятся истинность и правильность мышления?....................3
Глава 2. Охарактеризуйте операцию обобщения понятий……………………..5
Глава 3. Как осуществляется преобразование суждений?..................................7
Глава 4. Охарактеризуйте индуктивные умозаключения…………………........8
Список литературы………………………………

Работа содержит 1 файл

Логика.docx

— 23.44 Кб (Скачать)

ЦЕНТРОСОЮЗ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА


 

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: Логика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 1-го курса

                шифр ЮБ-ЗП-02-11-019

Овчинникова Анастасия         Юрьевна

 

Проверил: доцент Гусакова Л. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чита 2012

 

Оглавление

 

Глава 1. Как соотносятся истинность и правильность мышления?....................3

Глава 2. Охарактеризуйте операцию обобщения понятий……………………..5

Глава 3. Как  осуществляется преобразование суждений?..................................7

Глава 4. Охарактеризуйте  индуктивные умозаключения…………………........8

Список литературы………………………………………………………………10

 

Глава 1. Как соотносятся истинность и правильность мышления?

Логика  занимается исследованием двух составляющих мышления: его содержания и формы. С этими сторонами мышления и  связано различие его истинности и правильности. Истинность относится  к содержанию мыслей, а правильность – к форме.

Истинность  – это свойство мышления, производное  от истины.

Истина  – содержание мысли, которое соответствует  действительности. Если же мысль по своему содержанию не соответствует  действительности, то она является ложной. Так, например, высказывание: «Луна  – спутник Земли» – истинно, а  «Москва – столица Австралии» – ложно. Таким образом, истинность мышления – это его свойство воспроизводить действительность таковой, какой она  является, соответствовать ей по своему содержанию. А ложность – это  свойство мышления искажать это содержание, извращая его. Следует отметить, что  ложность всегда носит субъективно—социальный характер, т. е. исходит только от субъекта, отражает отношения людей, но не связана  с объектом познания.

Правильность  мышления можно определить его способностью воспроизводить в структуре мысли объективное строение материального бытия, соответствовать действительным отношениям явлений и предметов. Правильное суждение характеризуется рядом черт: определенностью, непротиворечивостью, последовательностью, обоснованностью.

Определенность  – воспроизведение в структуре  мысли качественной определенности, т. е. реальных признаков и отношений  предметов и явлений.

Непротиворечивость  – избегание в структуре мыслей противоречий, которых нет в отражаемой действительности.

Последовательность  – воспроизведение структурой мысли  тех связей и отношений, которые  присущи самой действительности, способность следовать логике вещей  и событий.

Обоснованность  – отражение объективных причинно—следственных  связей отношения предметов и  явлений окружающего мира.

Необходимо  понимать, что и правильность, и  истинность мышления одинаково важны. При нарушении любого из этих свойств  мышление перестает соответствовать  действительности. Рассмотрим примеры  нарушения одного из принципов. «Роза  – дерево», следовательно, «Некоторые деревья – розы». В данном случае мы видим, что ложность содержания первого  суждения имеет следствием ложность содержания второго суждения, хотя при этом форма содержания была правильной. Рассмотрим второй пример: «Страусы не летают» следовательно, «Страусы не птицы». Здесь происходит обратная ситуация – содержание первого суждения истинно, однако неправильность формы  суждения приводит к ложности второго  суждения.

 

Глава 2. Охарактеризуйте операцию обобщения понятий.

Логические  операции обобщения и ограничения  понятий основаны на законе обратного  отношения между объемом и  содержанием понятия.

Ограничение понятия – это логическая операция перехода от понятия с большим  объемом к понятию с меньшим  объемом путем прибавления к  содержанию понятия видоизменяющего  признака. Под ограничением понимается также переход от родовых понятий  к видовым. Так, если к содержанию понятия «футболист» добавить видообразующий признак, обозначающий клуб, за который он выступает, то получим новое понятие, например «футболист Спартака». Необходимо помнить, что, помимо добавления к содержанию понятия видообразующего признака, есть и другие способы ограничения понятия. Таких способов два:

1) уменьшение  объема понятия путем исключения  признака, стоящего через союз  «или». Например, ограничивая понятие «основной» или «дополнительный вопрос», можно исключить признак «дополнительный» и прийти к понятию «основной вопрос»;

2) уточнение  содержания понятия путем замены  менее определенного признака  более определенным. Например, переходя  от понятия «некоторые термины»  к понятию «математические термины».

Операция  ограничения понятий может продолжаться достаточно долго. Пределом ограничения  является единичное понятие, т. е. понятие  с одноэлементным объемом.

Обобщение понятия – это логическая операция перехода от понятия с меньшим  объемом к понятию с большим  объемом путем исключения из содержания видового понятия. В формальной логике под обобщением понимается переход  от видового понятия к родовому. Так, если из понятия «научно—фантастический роман» исключить признак «научно—фантастический», то получится понятие с более широким объемом «роман». При операции обобщения также возможно использование еще двух методов, противоположных способам ограничения:

1) присоединения  информативно непустого признака  через «или»;

2) замени  более конкретного (информативного) признака на менее конкретный.

Операция  обобщения понятия, так же как  и операция ограничения, не может  быть бесконечной. Пределом обобщения  являются категории.

Категории – это наиболее общие фундаментальные  понятия, отражающие существенные, закономерные связи объективной действительности и реальности.

Логические  операции ограничения и обобщения  имеют большое значение в процессе мыслительной деятельности. Обобщение  позволяет более глубоко отражать действительность, проникать в ее сущность. Использование операций обобщения  и ограничения позволяет не только уточнять предмет нашей мысли, но и делать мышление более последовательным. Кроме того, именно на этих логических операциях строятся такие методы, как анализ и синтез.

 

Глава 3. Как осуществляется преобразование суждений?

Рассмотрим 3 основных вида преобразования суждений: превращение, обращение и противопоставление предикату.

1. Превращение.

Два этапа:

1) Связка  меняется на противоположную.

Например, исходное суждение - все орехи являются полезными.

Меняем  связку: все орехи не являются полезными.

Но по смыслу получается совершенно другое суждение.

При превращении  всегда к предикату добавляется частица не!

2) Добавляем  не к предикату: все орехи  не являются НЕ полезными

2. Обращение

Субъект и предикат меняются местами.

Исходное  суждение: некоторые грибы являются съедобными

Меняем S и P местами: некоторые съедобные  предметы являются грибами.

Обращение самая простая процедура. Единственное, надо запомнить, что частноотрицательные суждения не обращаются.

3. Противопоставление  предикату

Противопоставление  предикату – это обращение  превращения.

То есть мы делаем:

1) превращение  исходного суждения (возьмем пример  с орехами; превращение: все  орехи не являются не полезными)

2) полученное  суждение обращаем - предикат с  частицей не становится на  место субъекта: все не полезные  не являются орехами

Нередко обращение и противопоставление предикату путают, не замечая разницу. Разберитесь, чем они отличаются.

 

Глава 4. Охарактеризуйте  индуктивные умозаключения.

В определении  индукции в логике выявляются два  подхода - первый, осуществляемый в традиционной (не в математической) логике, в которой индукцией называется умозаключение от знания меньшей степени общности к новому знанию большей степени общности (т. е. от отдельных частных случаев мы переходим к общему суждению). При втором подходе, присущем современной математической логике, индукцией называется умозаключение, дающее вероятностное суждение.

Выделяют  индукцию полную и неполную:

Полной  индукцией называется такое умозаключение, в котором общее заключение о всех элементах класса предметов делается на основании рассмотрения каждого элемента этого класса. В полной индукции изучаются все предметы данного класса, а посылками служат единичные суждения.

Полная  индукция дает достоверное заключение, поэтому она часто применяется  в математических и в других самых  строгих доказательствах. Чтобы  использовать полную индукцию, надо выполнить  следующие условия:

1. Точно  знать число предметов или  явлений, подлежащих рассмотрению.

2. Убедиться,  что признак принадлежит каждому  элементу этого класса.

3. Число  элементов изучаемого класса  должно быть невелико.

Неполная  индукция применяется в тех случаях, когда мы, во-первых, не можем рассмотреть  все элементы интересующего нас  класса явлений; во-вторых, если число  объектов либо бесконечно, либо конечно, но достаточно велико; в-третьих, когда  рассмотрение уничтожает объект (например: “Все деревья имеют корни”). Тогда мы рассматриваем не все случаи изучаемого явления, а заключение делаем для всех. Например, при нагревании мы наблюдаем расширение азота, кислорода, водорода и делаем заключение, что все газы при нагревании расширяются. Один из видов неполной индукции - научная индукция - имеет очень большое значение, так как позволяет формулировать общие суждения.

По способам обоснования заключения неполная индукция делится на следующие три вида.

1. Индукция  через простое перечисление (популярная)

На основании  повторяемости одного и того же признака у ряда однородных предметов и  отсутствия противоречащего случая делается общее заключение, что все  предметы этого рода обладают этим признаком. Например, на основе этой индукции раньше считали, что все лебеди белые - до тех пор, пока не встретили в Австралии черных лебедей. Эта индукция дает заключение вероятностное, но не достоверное.

Характерной и очень распространенной ошибкой  является “поспешное обобщение”. Например, когда, столкнувшись несколько раз  с ошибками в свидетельских показаниях, говорят: “Все свидетели ошибаются”, или ученику заявляют: “Ты ничего не знаешь по данному вопросу” и  т. п.

На основе популярной индукции народ вывел  немало полезных примет: ласточки низко  летают - быть дождю; если закат солнца красный, то завтра будет ветреный день, и др.

2. Индукция  через анализ и отбор фактов

В популярной индукции наблюдаемые объемы выбираются случайно, без всякой системы. В индукции через анализ и отбор фактов стремятся  исключить случайность обобщений, так как изучаются планомерно отобранные, наиболее типичные предметы - разнообразные по времени, способу  получения и существования и  другим условиям.

 

Список  литературы

  1. Гусев Д.А. Логика: Учеб. пособие для вузов. – М., 2004 – 120с.
  2. Гетманова А.Д. Учебник по логике. — М.: Че Ро, 2000 – 90с.
  3. Ивин А.А. Логика. Учебник для гуманитарных факультетов. – М., 2002 – 110с.
  4. Ивлев Ю.В. Логика - М.:Логос, 2005 – 277с.
  5. Никифоров А.Л. Логика и теория аргументации. – М., 2005 – 150с.

 


Информация о работе Контрольная работа по "Логике"