Логические теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 15:47, контрольная работа

Описание работы

Основные положения неклассической логики, ее представители. Сопоставление понятий: логика и язык.

Работа содержит 1 файл

контрольная по логике.doc

— 68.00 Кб (Скачать)

    Федеральное агентство по образованию

    Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального

    образования

    «Вятский  Социально-Экономический Институт» 
 

    Юридический факультет 
 

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по  логике 
 
 

                    Выполнил

                    _____________________________

                        (подпись) 

                    Научный руководитель

                    ____________________________

                        (подпись) 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

    Киров

    2010

 

     I. Выделить основные  положения неклассической  логики. Назвать её основных представителей.

    Логические  теории делятся на два класса, образуя  системы классической и неклассической логики. Неклассическая логика возникла в конце 19 – начале 20 века в результате критики и дополнений некоторых основных положений парадигмы классической логики. В 1908 г. Л. Брауер, голландский математик и логик, подверг сомнению неограниченную реализацию в математических рассуждениях классических законов исключенного третьего, двойного отрицания, косвенного доказательства. Одним из результатов анализа таких рассуждений явилось возникновение интуиционистской логики, сформированной в 1930 г. А. Гейтингом и не содержащей указанных законов.

    Еще в 1912 г. американский логик и философ К. И. Льюис обратил внимание на так называемые парадоксы импликации, характерные для формального анализа высказывания в классической логике – материальной импликации. К. И. Льюис разработал первую неклассическую теорию логического следования, в основе которой лежало понятие строгой импликации, определившейся в терминах логической невозможности. К настоящему времени предложен целый ряд теорий, претендующих на более адекватное, чем даваемое классической логикой описание логического следования и условий связи. Среди них можно отметить релевантную логику и паранепротиворечивую логику, а также многие другие. Следует отметить, что наиболее значимым из этих направлений является релевантная логика, развитая американскими логиками А. Р. Андерсоном и Н. Д. Белнапом.

    На  рубеже 1920–х гг. К. И. Льюисом и Я. Лукасевичем были построены первые современные модальные логики, рассматривающие понятия «необходимость», «возможность», «случайность» и т. п.

    В 1920–е гг. начали складываться новые  логические теории:

    1) многозначная логика, предполагающая, что утверждения могут быть не только истинными или ложными, но иметь также другие истинностные значения;

    2) деонтическая логика, изучающая логические связи нормативных понятий;

    3) логика абсолютных оценок, исследующая логическую структуру и логические связи оценочных высказываний;

    4) вероятностная логика, использующая теорию вероятности для анализа проблематичных рассуждений.

    Идущий  в настоящее время процесс порождения все новых и новых систем неклассической логики позволяет охарактеризовать современное состояние логики как период логического плюрализма. 

    II. Сопоставить понятия:  логика и язык

    Являясь наукой о формах мыслей, логика изучает  способы выражения мыслей в языке, а, следовательно, является наукой о языке. В логике исследуются отдельные аспекты естественных языков (языков, которые возникли и развиваются стихийно), а также создаются искусственные языки – специальные языки логики. Одним из них является язык логики высказываний, широко используемый при выявлении связей между мыслями по их логическим формам. Основное достоинство этого языка заключается в том, что его выражения однозначны. Отсутствие омонимов и неясных выражений позволяет строго фиксировать ход рассуждений и точно решать вопрос об их правильности или неправильности, а также ряд других вопросов. При логическом анализе язык рассматривается как знаковая система. 

    III. Решить задания.

    1) Какой логический закон нарушается в рассуждении "Все люди братья, поэтому Иванов брат Петрова"?

    В данном рассуждении нарушен закон  тождества. Понятие «брат» используется в разных смыслах. В первом случае это понятие подразумевает наличие определённой духовной связи между всеми людьми, а во втором выступает в качестве одной из категорий близкого родства.

    2) Записать формулу высказывания  и перечислить логические операции, на которых оно построено. "Каждый летательный аппарат либо легче воздуха, либо тяжелее воздуха, поэтому конструкцию летательного аппарата надо продумывать тщательно".

    Легче воздуха – A;

    Тяжелее воздуха – B;

    Конструкцию летательного аппарата надо продумывать тщательно – C. 

     A      B → C 

         – строгая дизъюнкция;

    → – импликация. 

    3) Определить тип умозаключения  логики высказывания "чисто условное, условно-категорическое или разделительно-категорическое", записать его в символической форме и вывести заключение. "Петров или спит, или его нет дома, или он не желает ни с кем разговаривать. Петров точно дома."

    Данное  умозаключение является разделительно-категорическим, так как первая посылка представляет собой разделительное суждение, а вторая содержит выраженное в категорической форме утверждение или отрицание одного из членов разделительного суждения.

    p – Петров спит;

    q – Петров дома;

    r – Петров желает разговаривать. 

     ((p       q      r )     q) →p     r 

    Заключение: Петров или спит, или не желает ни с кем разговаривать. 

    4)Привести  два своих примера понятий единичного, общего и понятия, которому соответствует пустой класс.

    Единичные понятия: первый человек, побывавший в космосе; самый большой континент на Земле.

    Общие понятия: норма права, дознаватель.

    Пустые  понятия: спинной мозг муравья, деревянное стекло. 

    5) Дать характеристику понятия: "студент Иванов", "теорема", "флот"

    «Студент  Иванов» – единичное, регистрирующее, конкретное, безотносительное, положительное, разделительное, определённое понятие.

    «Теорема» – общее, нерегистрирующее, конкретное, безотносительное, положительное, разделительное, определённое понятие.

    «Флот» – общее, нерегистрирующее, конкретное, безотносительное, положительное, разделительное, определённое понятие. 

    6) Ограничить и обобщить понятия "Л.Н.Толстой" "ель" "верность". 

    Исходное  понятие     Ограничение понятия     Обобщение понятия
    Л.Н. Толстой     Леонид Никитич Толстой     Люди, носящие  фамилию Толстой
    Ель     Ель сизая     Хвойные деревья
    Верность     Супружеская верность     Положительные качества личности
 

    7) Привести два примера понятий которые находятся в отношениях равнозначности.

    Конституция – Основной закон страны.

    Высшее  воинское звание – Генералиссимус. 

    8) Восстановить энтимему – "Посещение концертов классической музыки не является материальной потребностью"

    Ни  одна из духовных потребностей не является материальной потребностью.

    Посещение концертов классической музыки является духовной потребностью.

    ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Посещение концертов классической музыки не является материальной потребностью. 

    9) Какое правило определения понятий нарушено "Количество – это характеристика предмета с его количественной стороны?"

    В данном определении наличествует тавтология, то есть определяемое понятие определяется через него самого. 

    10) Какое правило деления понятий нарушено? "Цветы бывают живые, бумажные, из камня, металла, нарисованные кисточкой на стене и те, которые дарят на день рождения".

    В данном примере нарушено правило, согласно которому каждое конкретное деление должно производиться по одному и тому же, общему для новых понятий основанию.

Информация о работе Логические теории