Логика как наука и основные этапы её развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 23:15, контрольная работа

Описание работы

Логическая культура приобретается в ходе общения, учебы в школе и ВУЗе, в процессе чтения литературы.

Логика систематизирует правильные способы рассуждения, а также типичные ошибки в рассуждениях. Она предоставляет логические средства для точного выражения мыслей, без которого оказывается малоэффективной любая мыслительная деятельность, начиная с обучения и кончая научно-исследовательской работой.

Знание логики является неотъемлемой частью юридического образования. Оно позволяет правильно строить судебно-следственные версии, составлять четкие планы расследования преступлений, не допускать ошибок при составлении официальных документов, протоколов, обвинительных заключений, решений и постановлений.

Содержание

1.Логика как предмет
… 3
2.Логика как наука
… 4
3.Основные этапы развития логической науки
… 6
4.Логика и формирование культуры мышления
… 9
5.Список используемой литературы
… 12

Работа содержит 1 файл

логика как наука.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

       Математическая логика изучает логические связи и отношения, лежащие в основе дедуктивного вывода. Для выявления структуры вывода строят различные математические исчисления.

        Другим основанием деления логики служит различие применяемых в ней принципов, на которых базируются исследования. В результате такого деления имеем классическую логику и неклассические логики. В.С. Меськов выделяет принципы классической логики:

      -область исследования составляют обыденные рассуждения;

      -допущение о разрешимости любой проблемы;

      -отвлечение от содержания высказываний и от связей по смыслу между ними;

      -абстракция двузначности высказываний.

      Кроме формальной логики, существует логика диалектическая, предметом специального изучения которой являются формы  и закономерности развития знания. Средства диалектической логики применяются  в тех случаях, когда от развития знания отвлекаться нельзя. Диалектическая логика исследует такие формы развития знания, как проблема, гипотеза и так далее, такие методы познания как восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез. [6,c.31]

        В процессе познания методы формальной логики дополняются методами диалектической логики и наоборот. В развитие диалектической логики внесли определенный вклад Платон и Аристотель, отдельные идеи высказывались средневековыми философами и философами Нового времени. Классические формы придали  ей Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель. Диалектическая логика Гегеля является систематическим учением, хотя она и разработана с позиций объективного идеализма. Диалектическую логику на материалистической основе разработали К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.

      Диалектическая  логика изучает законы развития человеческого  мышления. К ним относятся объективность  и всесторонность рассмотрения предмета, принцип историзма, раздвоение единого  на противоположные стороны и  так далее. Диалектическая логика служит методом познания диалектики объективного мира.

        Логика формальная и логика диалектическая изучают один и тот же объект – человеческое мышление, но при этом каждая из них имеет свой предмет исследования. Диалектическая логика не заменяет и не может заменить логику формальную. Это две науки о мышлении, они развиваются в тесном взаимодействии, которое отчетливо проявляется в практике научно-теоретического мышления, использующего в процессе познания как формально-логический аппарат, так и средства, разработанные диалектической логикой.

      Логика  занимается не только связями высказываний в правильных выводах, но и многими  иными проблемами: смыслом и значением  выражений языка, различными отношениями  между  терминами, операциями определения  и логического деления понятий, вероятностными и статистическими рассуждениями, парадоксами и логическими ошибками и так далее.

      Но  главные темы логических исследований – анализ правильности рассуждения, формулировка законов и принципов, соблюдение которых является необходимым  условием получения истинных заключений в процессе вывода.[2,c.45]

      В правильном рассуждении заключения вытекает из посылок с логической необходимостью, общая схема такого рассуждения выражает логический закон. Рассуждать логически правильно  – значит рассуждать в соответствии с законами логики. 
 

4.Логика и формирование культуры мышления 

      Логика  изучает познающее мышление и  применяется как средство познания. Познание как процесс отражения  объективного мира сознанием человека представляет собой единство чувственного и рационального познания.

        Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.

        Ощущение - это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов - их цвета, формы, запаха, вкуса.

      Восприятие - это целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств.

      Представление - это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который  воспринимался раньше. Представления  могут быть не только образами предметов, существующих реально; нередко они формируются на основе описания предметов, не существующих в действительности. Такие представления образуются на основе восприятий реальных предметов, являются их комбинацией.

      Чувственное познание дает нам знание об отдельных  предметах, об их внешних свойствах. Но оно не может дать знаний о причинной зависимости между явлениями.

      Однако, познавая окружающий мир, человек, стремится установить причины явлений, проникнуть в сущность вещей, раскрыть законы природы и общества. А это невозможно без мышления, отражающего действительность в определенных логических формах.

      Рассмотрим  основные особенности мышления.

      1. Мышление отражает действительность  в обобщенных образах.

      В отличие от чувственного познания - мышление абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное. Подобным образом создаются понятия юридического лица, государственного суверенитета, и так далее. Абстрактное мышление глубже проникает в действительность, открывает присущие ей законы.

      2. Мышление – процесс опосредствованного отражения действительности. При помощи органов чувств можно познать лишь то, что действует на них. Не наблюдая самого факта преступления, можно на основании прямых и косвенных улик установить преступника.

      3. Мышление неразрывно связано с языком. При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своей мыслительной работы.

      4. Мышление - процесс активного отражения  действительности. Активность характеризует  весь процесс познания в целом,  но, прежде всего – мышления. Применяя обобщение, абстрагирование и другие мыслительные приемы, человек преобразует знания о предметах действительности.

     Обобщенный  и опосредствованный характер отражения  действительности, неразрывная связь  с языком, активный характер отражения  – таковы основные особенности мышления.

      Мышление  способно обобщать множество однородных предметов, выделять наиболее важные свойства, раскрывать существенные связи. Мышление является высшей по сравнению с чувственным  познанием формой отражения действительности.

      Было  бы неправильно рассматривать мышление в отрыве от чувственного познания. В познавательном процессе они находятся в неразрывном единстве. Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которые свойственны не только представлениям, но и восприятиям  и ощущениям, и составляют предпосылку для перехода к логическому познанию.

      Как ни велико значение мышления, оно основывается на данных, полученных с помощью  органов чувств. С помощью мышления человек познает недоступные  чувственному познанию явления.

      Рассмотрим основные формы мышления – понятие, суждение и умозаключение. Отдельные предметы или их совокупность отражается мышлением человека в понятиях, различных по своему содержанию, и отражаются в мышлении человека одинаково – как определенная связь их существенных признаков, то есть в форме понятия. В форме суждений отражаются связи между предметами и их свойствами. Суждение представляет собой способ связи понятий, выраженный в форме утверждения или отрицания. Рассматривая умозаключение, при помощи которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, можно установить, что в умозаключениях одного вида вывод получается одним и тем же способом.

      Подобным  же образом, то есть благодаря связи  суждений, можно получить вывод, имеющий  любое содержание. Общим, что имеется в различных по содержанию умозаключениях, является способ связи суждений. Обусловленное этими связями содержание мыслей существует в определенных логических формах: понятиях, суждениях, умозаключениях. Отличительная особенность правильного вывода в том, что от истинных посылок он всегда ведет к истинному заключению. Такой вывод позволяет из имеющихся истин получать новые истины с помощью чистого рассуждения, без обращения к опыту, интуиции и тому подобному. Неправильные выводы могут от истинных посылок вести как к истинным, так и к ложным заключениям. [7,c.34]

      В современной логике логические процессы изучают путем их отображения  в языках формализованных, или логических исчислениях. Современная логика слагается  из большего числа логических систем. Эти системы принято делить на логику классическую и логику неклассическую. Логика, как наука едина, она слагается из множества более или менее частных систем. В каждой применяется язык символов и формул.

      Законы  логики долгое время представлялись абсолютными истинами, никак не связанные с опытом. Логика складывается в практике мышления. Логические законы – продукты человеческого опыта. Современная логика находит применение во многих областях. В частности, она оказала влияние на развитие математики, прежде всего теории множеств, формальных систем, алгоритмов, рекурсивных функций; идеи и аппарат логики используются в кибернетике, вычислительной технике, в электротехнике.

      Мышление  человека подчиняется логическим законам  и протекает в логических формах независимо от науки логики. Многие люди мыслят логично, не зная ее правил. Разумеется, можно правильно мыслить, не изучив логику, однако нельзя и недооценивать практического значения этой науки.

      Задача  логики в том, чтобы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить, правильно сознавать окружающий мир. Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить “грамотно”, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.

      Логика  – необходимый инструмент, освобождающий от личных, ненужных запоминаний, помогающий найти в массе информации то ценное, что нужно человеку. Она нужна «любому специалисту, будь он математик, медик, биолог». (Анохин Н.К.).[4,c.57]

      Мыслить логично – это, значит, мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности, в том числе в работе юриста.

      Знание  логики помогает юристу подготовить логически стройную, хорошо аргументированную речь, вскрыть противоречия в показаниях и так далее. Все это имеет значение в работе юриста, направленной на укрепление законности и правопорядка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Список  используемой  литературы 

1. Гейтманова  А.Д. Учебник по логике. М. - 1995

2. Ивлев  Ю.В. Курс лекций по логике. Издательство Московского университета 1988

3. Иванов  Е.А. Логика. М., 1996

4. Краткий  словарь по логике. Под редакцией  Горского. М.: Просвещение, 1991

5. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Издание 5-е 1991

6. Ивин А.А., Логика. Учебник для гуманитарных вузов., М., 1999.

7. Гжегорчик А., Популярная логика. Общедоступный очерк логики предложений,  М.: «Наука», 1979.

8. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика., М.: Юристъ, 1996.

Информация о работе Логика как наука и основные этапы её развития