Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:23, реферат
Естественный язык является самым необходимым инструментом человека в его интеллектуальной деятельности . Однако именно язык часто создает проблемы для тех, кто его использует. Эти проблемы заложены в самом языке, они не связаны напрямую с логикой, но, для того чтобы эффективно пользоваться языком как инструментом интеллектуального познания, необходимо выявить, рассмотреть и попытаться устранить возникающие в языке противоречия.
1.	Вступление.
2.	Что такое парадокс.
3.	Парадокс лжеца (парадокс Евбулида).
4.	Парадокс Греллинга-Нельсона (парадокс гетерологичности).
5.	Парадокс определимости (парадокс Берри).
6.	Как избежать логико-семантических парадоксов.
7.	Заключение.
8.	Список литературы.
Схема 2.
 
Это разделение прилагательных на две группы кажется ясным и не вызывает возражений. Оно может быть распространено и на существительные: «слово» является словом, «существительное» —существительным, но «озеро» — это не озеро, «прилагательное» — не прилагательное.
Парадокс возникает, как только задается вопрос: к какой из двух
групп 
относится само прилагательное «гетерологическое»? 
Если оно аутологическое,  оно  
обладает  обозначаемым  им  свойством  
и  должно быть гетерологическим. Если 
же оно гетерологическое, оно не имеет 
называемого им свойства и должно быть, 
поэтому аутологическим. Налицо парадокс 
(Схема 3). 
Схема 3.
Прилагательное «гетерологический»
                              
оно автологическое            
          
Оказалось, что парадокс Греллинга-Нельсона 
был известен еще в средние века как антиномия 
выражения, не называющего самого себя. 
 
 
 
 
5. Парадокс определимости (парадокс Берри).
     Еще 
одна, внешне простая антиномия была 
указана в самом начале прошлого 
века Д. Берри13. Пример: множество 
звезд во Вселенной бесконечно. Множество 
же тех названий этих звезд, которые имеются, 
например, в русском языке и содержат меньше 
чем, допустим, сто букв, является конечным. 
Это означает, что существуют такие  звезды, 
для которых в русском языке нет названий, 
состоящих менее чем из ста  букв. Но выражение: 
«Звезда, для которой не существует в русском 
языке ее сложного названия, слагающегося 
менее чем из ста букв», является как раз 
названием такой звезды! Это название 
только что сформулировано в русском языке 
и содержит только 88 букв. Очевидный парадокс: 
названной оказалась та звезда, для которой 
нет имени! (Схема 4). 
 
Схема 4.
Звезда
     Этот 
парадокс исчезает, если различать 
предметный язык и метаязык. В самом 
деле, в рассматриваемой фразе 
речь идет о различных описаниях названной 
звезды, сделанных на некотором предметном 
языке, следовательно, в этой фразе утверждается, 
что эти описания должны содержать не 
менее 100 букв предметного языка; сама 
же эта фраза относится к метаязыку и поэтому 
может содержать и меньшее количество 
букв.  
6. Как избежать логико-семантических парадоксов.
     Как 
избежать логико-семантических 
     1) 
Семантический подход. В каждом 
из приведенных выше парадоксов заметна 
одна общая черта: противоречие появляется 
тогда, когда языковое выражение начинает 
говорить что-то о самом себе. Действительно, 
самоприменимость – необходимое (хотя 
и недостаточное) условие  всякого парадокса. 
Значит, чтобы устранить языковые парадоксы, 
надо разорвать семантическую замкнутость 
естественного языка, то есть четко разграничить 
объектный язык – тот язык, который является 
объектом исследования, и метаязык – тот,  
с  помощью  которого  исследуется  
объектный  язык.  Тогда  парадоксы  
исчезнут  сами собой, потому что их 
невозможно будет сформулировать (Схема 
5) 
Схема 5.
     
 
Вывод: это предложение не истинно и не ложно – оно просто некорректно построено, и следовательно, бессмысленно.
2) Логический подход. Во всех приведенных выше парадоксах рассуждения начинались с выделения двух взаимоисключающих альтернатив, которые затем оказывались «замкнуты» друг на друга. А нельзя ли предположить наличие в парадоксальных рассуждениях какого-то третьего варианта? Правда, для этого придется отказаться от классического принципа бивалентности (т.е. двузначности) для суждений (Схема 6).
Схема 6.
     Вывод: 
это предложение не истинно и 
не ложно, оно «нейтрально». 
7. Заключение.
Какие выводы для логики следуют из существования парадоксов? Прежде всего, наличие большого числа парадоксов говорит о силе логики как науки, а не о ее слабости, как это может показаться. Обнаружение парадоксов не случайно совпало с периодом наиболее интенсивного развития современной логики и наибольших ее успехов.
Парадоксам посвящена обширная литература, предложено большое число их объяснений. Но ни одно из этих объяснений не является общепризнанным, и полного согласия в вопросе о происхождении парадоксов и способах избавления от них нет.
     Знакомство 
с парадоксами, проникновение в суть 
стоящих за ними проблем — непростое дело. 
Оно требует максимальной сосредоточенности 
и напряженного вдумывания в несколько, 
казалось бы, простых утверждений. Только 
при этом условии парадокс может быть 
понят. Трудно претендовать на изобретение 
новых решений логических парадоксов, 
но уже ознакомление с их решениями является 
хорошей школой практической логики. Поэтому 
знакомство с некоторыми парадоксами 
и попытки разрешить их – шаг в развитии 
собственных логических способностей, 
необходимых любому современному специалисту 
практически в любой области, в том числе 
и в психологии. 
8. Список литературы