Мышление как объект логики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 05:00, контрольная работа

Описание работы

Человек, обладая сознанием, отражает действительность, приобретает, знания о природе, обществе и самом себе. Полученные знания сами по себе не имеют самостоятельной ценности. Знание в основном тогда ценно, когда оно позволяет человеку правильно ориентироваться в мире, осуществляя свою жизнедеятельность в нем. Поэтому цель познания заключается в получении не любых знаний, а истинных, использование которых, при соблюдении ряда условий, приводит к верным результатам. Под истиной понимается такое знание, которое адекватно отражает в сознании человека явления и процессы действительности.

Содержание

Вариант 2
1. Определите мышление как объект логики.
2. Соотнесите классификацию простых суждений.
3. Каковы непосредственные умозаключения из простых суждений?
4. Примеры «превращения».

Работа содержит 1 файл

Логика контрольная.doc

— 296.00 Кб (Скачать)


6

 

Негосударственное  образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

Центросоюза Российской Федерации

СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

 

            

Юридический факультет

 

Контрольная работа

 

По дисциплине «Логика»

                                                                                               

                                            

 

                                                                                                  Выполнил:

Студент(ка)___ курса_____ шифр(группа)

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чита

2012

 

 

 

 

 

Вариант 2

1.      Определите мышление как объект логики.

2.      Соотнесите классификацию простых суждений.

3.      Каковы непосредственные умозаключения из простых суждений?

4.      Примеры «превращения».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Определите мышление как объект логики

              Человек, обладая сознанием, отражает действительность, приобретает, знания о природе, обществе и самом себе. Полученные знания сами по себе не имеют самостоятельной ценности. Знание в основном тогда ценно, когда оно позволяет человеку правильно ориентироваться в мире, осуществляя свою жизнедеятельность в нем. Поэтому цель познания заключается в получении не любых знаний, а истинных, использование которых, при соблюдении ряда условий, приводит к верным результатам. Под истиной понимается такое знание, которое адекватно отражает в сознании человека явления и процессы действительности.

Есть знания, истинность которых видна непосредственно. Таковыми, например, являются факты сознания, прямо отражающие последствия совершенного общественно опасного деяния: телесные повреждения потерпевшего, следы действия орудия преступления (царапины на замке, оставленные отмычкой), следы ног или рук преступника, вещественные доказательства (предметы, документы) и т. п. Такого рода факты познаются в процессе непосредственного физического взаимодействия с объектом познания при помощи органов чувств. Эти факты принято называть очевидными, потому что они не нуждаются в доказательстве: их истинность самоочевидна. К числу непосредственно очевидных знаний относятся прежде всего, те, которые являются результатом чувственного познания. Чувственное познание осуществляется и закрепляется в сознании в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение - это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов материального мира: цвета, формы, запаха, вкуса и т.д. Восприятие представляет собой целостный образ предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств. Например, образ орудия преступления, места совершения преступления, конкретного человека и т.д. Представление - это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. Если ощущение и восприятие возникают лишь в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств, то представление имеется в сознании тогда, когда такое воздействие уже отсутствует. Таково, например, представление о человеке, с которым приходилось встречаться раньше. Чувственное познание, таким образом, дает нам непосредственные знания об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Оно эмоционально ярко, многогранно, но редко позволяет познать объект более глубоко, в его существенных признаках и качестве.

Кроме непосредственных знаний, есть знания, истинность которых достигается опосредованно, то есть с помощью других знаний, не всегда обращаясь к показаниям органов чувств. Эти знания являются результатом логического познания, мышления.

Мышление — это высшая по отношению к чувственной форма отражения бытия, состоящая в целенаправленном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий. Обобщая имеющиеся знания, люди посредством мышления открывают законы природы, общества и познания, проникают в сущность явлений, закономерную связь между ними. Изучается то, что невозможно познать при помощи органов чувств. Кроме этого, только опосредованно могут быть познаны все те события, которые совершаются или совершались в наше отсутствие. Например, знание о том, что обнаруженные на месте кражи следы ног и отпечатки пальцев принадлежат подозреваемому, что у него на квартире была найдена часть похищенного, дают основание предположить, что это он совершил хищение. А это - знание о событии, которое следователем непосредственно не наблюдалось. При этом опосредованное знание доказывается, делается убедительным, очевидным при помощи знаний непосредственных.

Важно иметь в виду, что в реальном познавательном процессе чувственное познание и мышление находятся в неразрывном единстве. Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которые свойственны не только восприятиям и представлениям, но в определенной степени и ощущениям, составляет предпосылку для перехода к логическому познанию. Как ни велико значение мышления, оно основывается на данных, полученных при помощи органов чувств. Важное место в познании занимает также интуиция, понимаемая как способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.
Мышление производно от бытия, от окружающей действительности; оно является продуктом деятельности человеческого мозга. В содержании нашего мышления нет ничего, чего бы не было в реальной картине мира. Даже самые фантастические образы, если их разложить на составляющие элементы, сконструированы на основании того, что есть в действительности. Вспомним, к примеру, образы Терминатора, робота-полицейского, виртуального полицейского, Киборга и т. п.

Следовательно, порядок и связь реальных вещей определяют содержание, порядок и связь наших мыслей. То есть важнейшей стороной действительности является необходимость, которая существует вне и независимо от человеческого сознания и, будучи отраженной в мышлении, выступает в качестве логической необходимости. Вот почему мышление логично от природы и в своих рассуждениях человек, как правило, непроизвольно, стихийно следует законам природы.

Однако мышление, являясь производным от бытия, обладает относительной самостоятельностью. Проявление данного свойства мышления весьма разнообразно и может иметь как позитивную, так и негативную направленность. Так, например, позитивность самостоятельности мышления проявляется в его способности опережать бытие и предвидеть будущее, в творческом характере мышления, в умении обмениваться информацией, вырабатывать стратегию взаимодействия, понимать другого человека и т.п. Но иногда самостоятельность мышления достигает такой степени, что человек теряет контроль над соответствием мысли действительному содержанию отражаемого объекта, способностью мысли воспроизводить в своем строении объективную структуру действительности. Мысль как бы отрывается от своего объективного основания и начинает формулировать знания, которые искаженно отражают объект познания или совсем с ним уже не связаны. В результате мысль становится расплывчатой, противоречивой, неубедительной, непоследовательной и необоснованной. Причем это может произойти не только непроизвольно, случайно, но и преднамеренно. Например, тогда, когда подследственный, скрывая что-то, искажает реальное положение дел не только чувственно, но и хитро, логически. Это одно из отрицательных проявлений самостоятельности мышления.

В конечном итоге самостоятельность мышления заключается в том, что оно само является объектом познания. Мышление познается человеком так же, как и любой предмет физической реальности, отражаемый мышлением. Мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание. Но чтобы этого добиться, надо правильно мыслить. Поэтому логику часто называют наукой о правильном мышлении. Таким образом, объектом логики как науки является мышление.

Мы сделали первый шаг в выяснении того, что изучает логика. Главной особенностью ее объекта является то, что он идеален. Что это означает? И чем идеальное отличается от материального? Удачное, на наш взгляд, пояснение различия между материальным и идеальным дал русский философ А.Ф. Лосев. Он пояснял, что действительную палку можно строгать, ломать и даже совсем сжечь. Но идею палки нельзя ни строгать, ни ломать, ни жечь. Воздухом можно дышать и хлеб можно есть, но идеей воздуха нельзя дышать и идею хлеба нельзя есть.

Иначе говоря, материальное существует в пространстве и во времени, обладает атрибутивными свойствами, доступно человеку как нечто такое, что воздействует на его органы чувств. У идеального этого ничего нет. Данное обстоятельство необходимо иметь в виду, рассматривая мышление как объект изучения логики.

Но мышление - сложный, многосторонний процесс. И логику в нем интересует отнюдь не все. Происхождение и сущность мышления, его отношение к материальному миру и познанию изучает философия. Физиология интересуется тем, как зависит мышление от состояний мозга - материального субстрата мысли. Психология изучает условия нормального (в соотношении с патологией) функционирования и развития мышления, влияние на него социально-психологической среды. Генетика старается раскрыть тайны наследования людьми способностей к какой-либо мыслительной деятельности. Языкознание интересует сущность слова и знака, языка и речи в целом как инструментов мыслительной деятельности человека. Ученые-кибернетики изучают технические возможности моделирования мозга и человеческого мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Соотнесите классификацию простых суждений.

Суждение - это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком или отношение между предметами. Любое суждение может быть расценено как истинное (соответствующее действительности) или ложное.
       Языковой формой суждения является повествовательное предложение (косвенно суждение содержит и риторический вопрос, поскольку он по смыслу является утверждением или отрицанием). Предложения в других грамматических формах (собственно вопросительные, побудительные и т.д.) непосредственно суждениями не являются, поскольку ничего не утверждают и не отрицают.

Полная структура простого суждения включает четыре элемента:

        субъект (S) - понятие, отражающее сам предмет мысли, то, о чем что-то говорится;

        предикат (Р) - понятие, отражающее то, что именно говорится о предмете (его свойство или соотношение с другими объектами);

        связка (в языковой форме выражается словами "есть/не есть", "суть/не суть, "является/не является" и т.п., либо вообще только подразумевается). Отражает наличие /отсутствие определенной связи субъекта и предиката;

        квантор (всеобщности (") - "все", "каждый", "ни один… не" ("все … не") и т. п.; существования ($) - "некоторые", "многие", "часть" и т. п.; единственности существования ($!) - "этот", "данный" и т. п.), отражающий количественную характеристику суждения.

Символически структура простого суждения выражается формулой: (K)S-P, где <К> - некоторый квантор, а <-> - связка (если квантор отсутствует в явном виде, то суждение формально неопределенно по количеству, хотя эту характеристику обычно можно установить по смыслу).

Простые суждения подразделяются по качеству на: утвердительные и отрицательные, а по количеству на:

        единичные (что-либо утверждается или отрицается об одном предмете - "Этот свидетель дал показания");

        общие (что-либо утверждается или отрицается обо всех предметах некоторого класса - "Все свидетели дали показания");

        частные (что-либо утверждается или отрицается о части предметов некоторого класса - "Некоторые свидетели дали показания").

Особое место в классификации суждений по количественной характеристике занимают выделяющие и исключающие суждения.
       Выделяющие суждения выражают тот факт, что признак, выраженный предикатом, принадлежит (не принадлежит) только данному предмету. Выделяющие суждения могут быть единичными, частными и общими, например: "Только Иванов написал эту контрольную на отлично" - выделяющее единичное суждение, "Некоторые учащиеся (и только учащиеся) являются школьниками" - выделяющее частноутвердительное суждение, "Все квадраты (и только квадраты) являются прямоугольными ромбами" - выделяющее общеутвердительное суждение (определение).
       Исключающим называется суждение, в котором отражается принадлежность (или непринадлежность) признака всем предметам, за исключением некоторой их части. Например: "Все студенты нашей группы, кроме Иванова, сдали зачет по логике". Исключающие суждения выражаются предложениями со словами "кроме", "за исключением", "помимо", "не считая" и т.п. Значение выделяющих и исключающих суждений состоит в том, что содержащиеся в них мысли не допускают их неоднозначного понимания. Именно поэтому ряд научных положений, а также законов государства, статей Конституции, уголовно-процессуального и других кодексов выражен в этой логической форме.
    По характеру предиката различают суждения:

        атрибутивные. Атрибутивным называется суждение о признаке предмета, например: "Лист зеленый";

        с отношением. Релятивным называется суждение об отношении между предметами. Например, "Москва больше Красноярска";

        существования. В суждениях существования выражается сам факт существования или несуществования предмета суждения. Например: "Высшее образование есть".

Объединяя количественную и качественную характеристики, суждения делятся на:

        общеутвердительные (А) - "Все S есть Р",

        частноутвердительные (I) - "Некоторые S есть Р",

        общеотрицательные (Е) - "Ни один S не есть Р",

        частноотрицательные (О) - "Некоторые S не есть Р"

Термин считается распределенным (обозначается"+"), если он взят в полном объеме. Термин считается нераспределенным (обозначается"-"), если он взят в части объема.




Суждение А: Общеутвердительное
"Все студенты нашей группы сдали зачет по логике"


 




Суждение I: Частноутвердительное
"Некоторые студенты сдали зачет"


 




Суждение Е: Общеотрицательное
"Ни один студент не сдал зачет"


 




Суждение О: Частноотрицательное
"Некоторые студенты не сдали зачет"


 


Несравнимыми среди простых суждений являются суждения, имеющие различные субъекты или предикаты.
       Сравнимыми являются суждения с одинаковыми субъектами и предикатами.

      Для иллюстрации отношений между простыми суждениями используется логический квадрат:

Среди сравнимых различают совместимые суждения, которые могут быть одновременно истинными, и несовместимые суждения, которые одновременно истинными быть не могут.
     Совместимость бывает трех видов: полная совместимость (эквивалентность); подчинение; частичная совместимость (субконтрарность).      Несовместимость бывает двух видов: противоположность (контрарность) и противоречивость (контрадикторность).

I. Отношением подчинения связаны суждения А и I, Е и О. Общие суждения (А и Е) являются подчиняющими, а частные (I, О) подчиненными. Для суждений находящихся в отношении подчинения, имеет значение условие истинности: Если истинно А(Е), то истинно и I(O), но не наоборот.

II. Отношением противоречия связаны суждения Е и I, А и О. Два противоречивых суждения (согласно законам логики) не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными

Если А - истинно, то О - ложно
Если А - ложно, то О - истинно
Если О - истинно, то А - ложно
Если О - ложно, то А - истинно
     Если Е - истинно, то I - ложно
     Если Е - ложно, то I - истинно
     Если I -истинно, то E - ложно
     Если I - ложно, то E - истинно


III. Отношением контрарности (противоположности) связаны только общие суждение А и Е. Закон исключения третьего к таким суждениям не применим. А и Е могут оказаться одновременно ложными, но не могут быть одновременно истинными (пример: оба суждения "Все любят логику" и "никто не любит логику" - ложны).

IV. Отношение субконтрарности существует между частными суждениями I и О. I и О могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными (пример: оба суждения "Некоторые люди любят логику" и "некоторые люди не любят логику" - истинны)

Решение задачи по логическому квадрату

Если А - истина, то какое значение принимают Е, I и О.
Решение: по квадрату получается: если А - истина, то Е-ложь, I-истина, О-ложь.

Итак,
Если А - истина, то Е-ложь, I-истина, О-ложь.
Если E истинно, то А - ложь, I - ложь, О - ложь
Если I истинно, то Е - ложь, А - неопределенно, О - неопределенно
Если O истинно, то А - ложь, Е - неопределенно, I - неопределенно
Если A ложно, то О - истина, Е - неопределенно, I - неопределенно
Если E ложно, то I - истина, А - неопределенно, О - неопределенно
Если I ложно, то О - истина, Е - истина, А - ложь
Если O ложно, то А - истина, Е - ложь, I – истина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      Каковы непосредственные умозаключения из простых суждений?

При помощи операций обращения, превращения и противопоставления получаются новые суждения, эквивалентные исходным.

Обращение

Смысл обращения как операции заключается в том, что субъект и предикат суждения меняются местами (обращаются), не меняя качества суждения.
       Если количество при этом сохраняется, то это суждение без ограничения (простое или чистое), если количество исходного суждения меняется, то это суждение с ограничением.

I. A→I
Суждение А обращается в I с ограничением (ограничение связано с тем что понятия S и Р взяты в разном объеме, в этом легко убедится при помощи схемы). Все S есть Р
Некоторые Р есть S
Например: "Если все люди смертны, то лишь некоторые смертные существа являются людьми" (Если все S есть Р, то некоторые Р есть S). Возможно обращение А→А: Если все квадраты(S) являются равносторонними прямоугольниками, то все равносторонние прямоугольники(P) являются квадратами (S) (Если все S есть Р, то все Р есть S)

II. Е→Е
Суждение Е обращается в Е без ограничения
Например: "Если все театры не являются поликлиниками, то все поликлиники не являются театрами". Все S не-есть Р
Все Р не-есть S

III. I→I
Суждения I обращается в I также без ограничения.
Некоторые S есть Р
Некоторые Р есть S
Например: Если некоторые студенты являются спортсменами, то некоторые спортсмены являются студентами

IV. О→?
Суждение О не обращается

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Примеры превращения

Превращение - преобразование некоторого категорического суждения в противоположное по качеству и с предикатом, противоречащим исходному предикату.
      Чтобы выполнить превращение, необходимо:
1) заменить связку исходного суждения на противоположную по качеству (т. е. "есть" на "не есть", и наоборот)
2) заменить предикат исходного суждения на противоречащий (т. е. Р на не-Р или не-Р на Р)

Превращать можно категорические суждения всех видов:

1. А в Е: Все дети любопытны

Ни один ребенок не является  нелюбопытным

 

2. Е в А: Ни один человек не является совершенным

Все люди являются несовершенными

 

3. I в О: Некоторые студенты ленивы

Некоторые студенты не являются неленивыми

 

4. О в I: Некоторые студенты не являются примерными

Некоторые студенты являются непримерными

В превращении утвердительные суждения преобразуются в отрицательные, и наоборот и в результате получается суждение эквивалентное исходному.

Противопоставление

Противопоставление - лог. операция с простыми суждениями, производящая одновременно и обращение и превращение суждений. Если происходит сначала обращение, а потом превращение, то это противопоставление субъекту Если происходит сначала превращение, а потом обращение, то противопоставление предикату.

Противопоставление субъекту

1. А в О

Все студенты учащиеся                     - исходное суждение

Некоторые учащиеся - студенты            - обращение исходного сужд.

Некоторые учащиеся не являются не студентами  - превращение

обращенного cужд.

 

2. Е в А

Ни один врач не является юристом

Все юристы не являются врачами

Все юристы являются не врачами

 

3. I в О

Некоторые студенты являются отличниками

Некоторые отличники являются студентами

Некоторые отличники не являются нестудентами

4. Частноотрицательные суждения (О) путем противопоставления субъекту, в силу неопределенности квантора "некоторые", не позволяют указать единственное следствие из исходного суждения.

Противопоставление предикату

1. А в Е

Все звезды являются небесными телами          - исходное суждение

Все звезды не являются ненебесными телами     - превращение

Все ненебесные тела не являются звездами      - обращение

 

2. Е в I

Ни один ребенок не является взрослым

Все дети являются не взрослыми

Некоторые невзрослые являются детьми

 

3. О в I

Некоторые животные не являются млекопитающими

Некоторые животные являются не млекопитающими

Некоторые не млекопитающие являются животными

4.Частноутвердительные суждения (О) путем противопоставления предикату, в силу неопределенности квантора "некоторые", не позволяют указать единственное следствие из исходного суждения.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Бойко А.П. Практикум по логике. – М., 1997.

2. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. – М., 1994.

3. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. – М., 1994.

4. Гетманова А.Д. Учебник по логике. – М., 1995.

5. Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. – М., 1994.

6. Гусев Д.А. Логика: Учеб. пособие для вузов. – М., 2004.

7. Демидов И.В. Логика. Вопросы и ответы. – М., 2000.

8. Иванов Е.А. Логика. – М., 1996.

9. Ивин А.А. Логика. Учебник для гуманитарных факультетов. – М., 2002.

10. Ивин А.А., Переверзев В.Н., Петров В.В Логический словарь ДЕФОРТ. – М., 1994.

11. Ивлев Ю.В. Логика. – М., 1992.

12. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник для юридических    вузов. Издание 5-е. – М., 2001.

13. Курбатов В.И. Логика в вопросах и ответах. – Ростов – на – Дону, 1997.

14. Маковельский А.О. История логики. – М., 2004.

15. Никифоров А.Л. Книга по логике, общедоступная и увлекательная. – М., 2006.

16. Никифоров А.Л. Логика и теория аргументации. – М., 2005.

17. Упражнение по логике. – М.,1990.

 

 

 

 

 



Информация о работе Мышление как объект логики