Норма и суждение

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 15:33, контрольная работа

Описание работы

В данной работе будут рассмотрены вопросы определения понятий «суждение» и «норма». Понятие суждения является одним из основополагающих в процессе познания вообще и в логике в частности. Человек, познавая объективный мир, раскры­вает связи между предметами и их призна­ками, устанавливает отношения между са­мими предметами. Находить сходство и различие между предметами и приписывать им какие-либо признаки, значит, судить или рассуждать. Наи­более глубинные связи и отношения отража­ются в мышлении в форме сужений. Основу суждения составляют объективные связи и отношения реального мира. В то же время, человек - существо социальное.

Содержание

I. Введение. 2-3
II.Норма и суждение. 4-16
1. Понятие суждения. 4- 7
2. Понятие нормы. 8-11
3. Состав сужения и нормы. 12-16
III.Заключение. 17-18
IV.Список литературы 19
V. Терминологический словарь 20

Работа содержит 1 файл

Логика.doc

— 118.00 Кб (Скачать)


Оглавление.                                                                                                                Стр.

I. Введение.                                                                                                                2-3

II.Норма и суждение.                                                                                    4-16

1.      Понятие суждения.                                                                                    4- 7

2.      Понятие нормы.                                                                                                  8-11

3.      Состав сужения и нормы.                                                                      12-16

III.Заключение.                                                                                                  17-18

IV.Список литературы                                                                                    19

V. Терминологический словарь                                                        20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Введение.

    Логика выполняет в научном познании ряд функций. Одной из них является методологическая. Методологические принципы вырабатываются чаще всего на основе мировозренческих принципов и законов в процессе познания и практики. Логическая методология включает в себя методологические средства формальной логики и методологические средства диалектической логики. Методологическое значение логики заключается в том, что в сфере её исследования разрабатывается, анализируется методологически важное понятие - определение, классификация, доказательство, гипотеза, теория и т.д. Это ведет применительно к юриспруденции, во первых, к появлению строгого и точного понятийного стандарта, и во вторых, к появлению модальных логик, логик норм и оценок для методологического обоснования гуманитарного знания.

              В данной работе будут рассмотрены вопросы определения  понятий «суждение» и «норма». Понятие суждения является одним из основополагающих в  процессе познания вообще и в логике в частности. Человек, познавая объективный мир, раскры­вает связи между предметами и их призна­ками, устанавливает отношения между са­мими предметами. Находить сходство и различие между предметами и приписывать им какие-либо признаки, значит, судить или рассуждать. Наи­более глубинные связи и отношения отража­ются в мышлении в форме сужений. Основу суждения составляют объективные связи и отношения реального мира. В то же время, человек -  существо социальное. Отношение внутри социума регулируется правилами (обычаями, правилами морали, законом)- нормами. Поэтому многие суждения несут в себе  дополнительную информацию - оценочную, регулятивную и другую. Эти обстоятельства делают вопросы, рассматриваемые в данном реферате, актуальными для человека, избравшего профессию юриста. В данной работе предполагается рассмотреть проблему соотношения понятий суждения и нормы.

При написании реферата была использована следующая литература:

учебные пособия Ивина А.А. «Логика» (М.1999), Гетмановой А.Д. «Учебник по логике» (М.1994), Демидов И.В., Каверина Б.И. «Логика»(М.2002). Эти книги доступно, ясно и вместе с тем строго и систематично излагает основы логики. Главное внимание уделяется тому, чтобы дать общее представление о законах нашего мышления, показать логический анализ в действии, в применении к содержательно интересным проблемам, встречающимся в повседневной практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.Норма и суждение.

1.Понятие суждения.

Основу суждения составляют объективные связи и отношения реального мира.

Суждение - это такая форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрица­ется о существовании предметов и явлений, о связях между предметами и их свойствами или об отношениях между предметами. На­пример:

- «Ни один закон не может быть гарантом законности»;

-«Исполнительные документы, по которым истек срок давности, судом в производство не принимаются»;

-«Тот, кто совершает подлог, не может считаться законопослушным гражданином»;

-«Справедливость- это твердое и постоянное желание каждому воздавать по заслугам» (Юстиниан).

Как видно из примеров, языковой формой выражения суждения является предложение. Однако не всякое предложение выражает суждение.

Как известно, по цели высказывания - сообщение, вопрос, побуждение - предложения делятся на повествовательные, вопроси­тельные и побудительные. Суждение выражаются повествовательным предложением, в котором содержится какое-то сообщение, ин­формация. Например, «Адвокат выясняет условия, способствовавшие совершению преступления», «Ваша версия не подтверждается фак­тами», «Договор купли-продажи может быть подтвержден докумен­тально или не подтвержден» и т. д.

Вопросительные и побудительные предложения суждений не выражают. В них ничего не утверждается и не отрицается, они не истинны и не ложны. Например: «По какой статье квалифицируется данное преступление?», «Кто является соучастником кражи?», «Пригласите понятых в комнату», «Подпишите протокол допроса».

 

Однако здесь есть определенные исключения:

- если в предложении выражен риторический вопрос, например; «Как же тебе не стыдно?» то в нем содержится суждение, но в особой, специфической форме, так как присутствует утверждение, уверенность, что «Ты должен этого стыдиться»;

- побудительные предложения, выражающие команды, приказ, призывы и лозунги,  также содержат суждения. Например: «Ни шагу назад!», «Берегите мир!».

Данные предложения выражают суждения, но суждения модальные, включающие в себя модальное слово – суждение или слово- побуждение: «нельзя делать ни одного шага назад» или «Необходимо  беречь мир».

 

    Таким образом, предложение - это форма суждения, а суждение является смысловым содержанием предложения.

              Суждение формируется с помощью понятий. Оно не может существовать без понятий, но и понятие не может быть без суждения, так как в каждом понятии заложена определенная мысль, которая раскрывается через суждение. Например, мысль,  заложенную в понятие «криминалистика», можно раскрыть через следующее суждение: «Криминалистика - это наука, разрабатывающая систему специальных приемов и средств собирания, исследования и оценки судебного доказательства». Вместе с тем, сужде­ние и понятие имеют некоторые различия.

Во-первых, связь суждения и понятия отражает объективную связь, общего и частного. Понятие отражает частное, то есть только те существенные признаки конкретного предмета или класса однород­ных предметов, которые выделяют, отличают его от других, выражают его сущность, индивидуальность. Например, понятие «преступление, совершенное по неосторожности» отличает данное преступление от всех других преступлений. Суждение же выражает общее - сходство или различие любых свойств и сторон предметов и явлений. Например, суждение «Преступлением, совершенным по неосторожности, призна­ется деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности» обобща­ет существенные признаки данного вида преступления у любых деяний с указанными признаками.

Во-вторых, суждение отличается от понятия способом своего воз­никновения и функциональной характеристикой.

Как известно, понятие возникает на базе логических приемов по выявлению существенных признаков предметов (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и др.), а суждение образуется на основе установления связи между понятиями путем их сочетания. При этом формирование понятия проходит исторически длительный путь, включающий опыт многих людей. Рождение же суждения сию­минутно-конкретно и связано с опытом и знаниями отдельного человека.

Функционально понятие отражает предмет только в существен­ных признаках, суждение же отражает любые признаки предметов.

В-третьих, суждение отличается от понятия способом граммати­ческого выражения - предложением. Проиллюстрируем это на при­мерах, когда одна и та же мысль выражается как в понятии, так и в суждении:

 

Понятие

Суждение

Состоявшееся плодотворное заседа­ние Государственной Думы

Состоявшееся заседание Государ­ственной Думы было плодотвор­ным.

Важная задача вуза, связанная с формированием личности современ­ного юриста

Формирование личности современ­ного юриста является важной зада­чей вуза.

Отправляющийся на зимние каникулы студент Михайлов

Студент Михайлов отправляется на зимние каникулы.

 

В-четвертых, завершенный акт мысли начинается с суждения, то есть с утверждения или отрицания чего-либо. Если понятием выра­жается предметный характер нашего мышления, то в суждении рас­крывается активное отношение мысли к окружающему миру - отра­жение объективных свойств и связей между предметами и явлениями.

В-пятых, характерной особенностью суждения является то, что оно - при логически правильном его построении - истинно или ложно. Понятие же не имеет формально-логических истинностных характе­ристик.

Истинные - это такие суждения, в которых связь понятий пра­вильно отражает реальные свойства и отношения предмета мысли. Например, «Все сделки, соответствующие требованиям закона, явля­ются действительными».

Ложные - это такие суждения, где связь понятий искажает объек­тивные свойства и отношения предмета мысли. Например, «Все осуж­денные к лишению свободы - рецидивисты». Это суждение ложное, так как очевидным фактом современной судебной практики является то, что только некоторые осужденные к лишению свободы являются рецидивистами, то есть людьми, которые совершили преступление, аналогичное тому, за которое они были ранее осуждены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие нормы.

             

              Понятие нормы разрабатывается в деонтической логике -  разделе логики, исследующем логическую структуру и логические связи нормативных высказываний (норм).  Анализируя рассуждения, посылками или заключениями которых служат такие высказывания, деонтическая логика отделяет необоснованные схемы рассуждений от обоснованных и систематизирует последние. Особенностями деонтической модальности является то, что она распространяется только на деятельность людей, на нравственные и правовые нормы их поведения в обществе.[1]

              Деонтическая логика слагается из множества систем, или «логик», различающихся используемыми символическими средствами и доказуемыми утверждениями. Вместе с тем эти «логики» имеют общие черты. Предполагается, что все многообразные нормы имеют одну и ту же структуру. Выделяются четыре структурных «элемента» нормы: характер — норма обязывает, разрешает или запрещает; содержание — действие, которое должно быть, может быть или не должно быть выполнено; условия приложения; субъект — лицо или группа лиц, которым адресована норма.

Именно это отличает деонтичесую логику от классической логики, которая рассматривает ассерторические суждения,  т.е. такие, в которых не устанавливается характер связи между субъектом и предикатом.[2]

Информация о работе Норма и суждение