Области применения теории решения изобретательских задач

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:46, реферат

Описание работы

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - область знаний, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач.
Цель ТРИЗ: опираясь на изучение объективных закономерностей развития технических систем, дать правила организации мышления по многоэкранной схеме.

Работа содержит 1 файл

ТРИЗ.doc

— 63.50 Кб (Скачать)

ТРИЗ - теория решения  изобретательских задач - область знаний, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач.  
Цель ТРИЗ: опираясь на изучение объективных закономерностей развития технических систем, дать правила организации мышления по многоэкранной схеме. 
Автор ТРИЗ - советский изобретатель Генрих Саулович Альтшуллер, который начал работу над ТРИЗ в 1946 году. 
Основные функции и области применения ТРИЗ: 
решение изобретательских задач любой сложности и направленности; 
прогнозирование развития технических систем; 
пробуждение, тренировка и грамотное использование природных способностей человека в изобретательской деятельности (прежде всего образного воображения и системного мышления); 
совершенствование коллективов (в том числе творческих) по направлению к их идеалу (когда задачи выполняются, но на это не требуются никаких затрат). 
 
ТРИЗ не является строгой научной теорией. ТРИЗ представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники.

Области применения ТРИЗ

Первоначально ТРИЗ создавался для решения изобретательских задач в технических системах.

Сегодня ТРИЗ используется для решения задач в различных  областях, например:

  • бизнес,
  • естественные науки,
  • педагогика,
  • литература,
  • искусство и т.д.

 

Механизмы ТРИЗ для бизнеса.

Область применения ТРИЗ связана, главным образом, не с  той или иной областью деятельностью  цивилизации (развитие технологий, промышленности, бизнеса, науки, искусства и т.д.), а с технологией создания нового, изобретением неизвестного в различных областях деятельности человека.

С древних времен развитие цивилизации шло методом  проб и ошибок (МПиО) на основе естественного  отбора. Например, плохие лодки или  корабли не возвращались из плаваний, а телеги, которые ломались, уже не строили вновь. До сих пор этот метод активно используется и в бизнесе: неэффективные решения просто приводят к его разорению. Затем вместо полномасштабных объектов стали для экспериментов делать их копии (модели) - это куда дешевле и безопаснее. Общеизвестно моделирование бизнеса в бизнес-планах. Следующий шаг в развитии технологии проектирования: переход от реальных моделей к мысленному моделированию – опять же на основе МПиО. ТРИЗ позволяет сделать следующий шаг в развитии проектирования – управляемое мышление, вместо МПиО, качественное изменение бизнес-модели на основе преодоления противоречий и приближения к идеальному конечному результату за счет максимального использования ресурсов.

В ТРИЗ можно  выявить две основные группы методов:

- методы, основанные  на выявлении, анализе и преодолении  противоречий в рассматриваемой  системе (Алгоритм Решения Изобретательских  Задач, таблица применения приемов  разрешения технических противоречий  и др.);

- методы, основанные  на выявлении общих для систем законов и тенденций развития (линии развития технических систем, системный оператор, веполь и т.д.).

Существуют  методы, объединяющие тот и другой подход, например, стандарты на решение  изобретательских задач.

Все основные механизмы  ТРИЗ, первоначально созданные для технических задач, применимы и вне техники, в том числе в бизнесе. Например, аналогом формулировки технического противоречия может быть формулировка противоречия требований (ПТ). Например, в задаче о создании пунктов быстрого питания в Петрозаводске возникло противоречие: если размещать пункты быстрого питания на набережной, то хорошо - можно резко повысить прибыль, но плохо - нужно платить высокие сборы за разрешение.

Аналогом физического  противоречия в бизнесе может  быть противоречие свойств (ПСв). Для задачи о пунктах быстрого питания противоречие свойств формулируется так: пункты быстрого питания должны быть размещены на набережной, чтобы повысить доход, и не должны быть размещены на набережной, чтобы не платить высокий налог.

Бизнес-системы, как и технические системы, основаны на реализации тех или иных функций, поэтому для них применима  формулировка Идеального Конечного Результата (ИКР): функция системы выполняется, а ее носителя нет; количество выполняемых функций увеличивается, а затраты на их выполнение стремятся к нулю.

Хорошо известно, что многие принципы и приемы разрешения технических противоречий применимы и для разрешения противоречий требований: разделение противоречивых требований в пространстве, во времени, принцип обратить вред в пользу, наоборот, динамичности, объединения и др.

Анализ и  применение Вещественно-Полевых Ресурсов (ВПР) – важный инструмент и для  решения бизнес-задач. Как и в  технических задачах, в бизнесе  тоже необходимо выделять конфликтующую  пару, определять легко-изменяемые и трудно-изменяемые элементы, выделять оперативное время конфликта и др.

Системный оператор, вепольный анализ – эти и большинство  других инструментов ТРИЗ можно использовать и при анализе бизнес-задач  с учетом особенностей этой области деятельности человека. Например, в качестве ресурсов при решении бизнес-задач могут использоваться экономические, финансовые, управленческие ресурсы, могут использоваться социальные, психологические и другие эффекты.

При работе с  бизнес-задачами некоторые механизмы ТРИЗ должны измениться, а какие-то - добавлены к существующему арсеналу.

Использование физических и физиологических эффектов

 

В ТРИЗ использованию  физических эффектов и явлений отводится  особая роль. Считается, что их применение позволяет получить наиболее сильные решения. И это действительно так. Дело в том, что любой физический эффект сам по себе разрешает противоречие. Так, например, при контакте двух полупроводников с различным видом проводимости разрешается в пространстве противоречие "наличие-отсутствие" проводимости - в одну сторону ток течет, в другую - нет. Эффект электрического пробоя в газах может разрешить это же самое противоречие во времени. В момент пробоя проводимость имеется, в другое время отсутствует. Анизотропия оптических свойств в пропускании света позволяет изготавливать светофильтры, которые разрешают противоречие "наличие-отсутствие" пропускания света в отношении различных участков его спектра. И т. д. Получается, что физические эффекты являются готовыми решениями для разрешения множества противоречий. Конечно, если известный физэффект при решении инженерной задачи применен по своему прямому назначению, то такое решение вряд ли может претендовать на изобретение. Другое дело, если физэффекту найдено новое оригинальное применение.

Так, например, если эффект нагрева проводника при  прохождении через него электрического тока используется для создания обычного нагревателя, то сегодня таким решением уже никого не удивишь. А вот решение, в котором этот эффект используется для обнаружения микротрещин по наличию зон повышенного нагрева, вполне можно считать изобретательским.

Так обстоит дело с применением  большинства физических эффектов и  явлений в решении изобретательских задач в технике. А что мы имеем  при решении изобретательских бизнес-задач? Здесь существует одна принципиальная особенность - это присутствие в большинстве таких задач человека.

В таком сложном "устройстве" как человек проявляются весьма интересные эффекты, которых в технике  или физике просто не существует. Например, способность удивляться, радоваться, пугаться, привыкать или приспосабливаться к различным условиям, обучаться, упрямиться, негодовать и т. д. И здесь, в решении бизнес-задач, существует аналогичная ситуация. Каждый из этих "физиологических эффектов" разрешает то или иное противоречие.

Действительно, многие решения  в бизнесе основаны на "эксплуатации" этих способностей человека. Возьмем, к примеру, рекламу. Многие рекламные  решения основаны на использовании  такой известной всем способности  человека, как его инерционность мышления. Реклама "подкидывает" вам некоторую незаконченную мысль, а вы сами додумываете ее в нужном для рекламы направлении, обусловленном общими для большинства людей стереотипами мышления. Часто можно наблюдать, как рекламисты стараются взять нас на испуг. Вспомните рекламный ролик с обросшим накипью нагревателем стиральной машины. Показывают такую накипь на нагревателе, что действительно кто-то и напугается (если не вспомнит, что в электрическом чайнике ничего подобного не наблюдается). Все это предназначено исключительно для человека. Ведь на работу стиральной машины вряд ли удастся повлиять показом ей перегоревшего нагревателя. Опять же, если двоечнику за полученную пару отвешивать подзатыльник, то это может повлиять на его успеваемость. А вот телевизор, плохо принимающий сигнал, таким путем усовершенствовать не удастся.

Точно также, как  в технике, при решении бизнес-задач  можно использовать существующие физиологические  эффекты по прямому назначению или  находить неожиданные, нестандартные  возможности их применения. Также  как в технике, последние решения  будут более сильными.

 

ТРИЗ-педагогика — педагогическая система, целью которой является воспитание человека способного решать творческие задачи, то есть человека, подготовленного к встрече с творческими, не имеющими традиционных решений задачами. Методологической основой для ТРИЗ-педагогики является ТРИЗ.

ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей  стране в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной (то есть российской, а ещё точнее советской) школы Г. С. Альтшуллера.

ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Ее отличие от известных средств проблемного обучения — в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики.

Под методами решения  изобретательских задач прежде всего  подразумеваются приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ; а также такие известные методы как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и их разновидности.

Современная ТРИЗ-педагогика включает в себя курсы, рассчитанные на возрастные группы от дошкольников и школьников до студентов и взрослых специалистов. Особенностью работы с каждой возрастной группой являются выбор объектов изобретательской деятельности, соответствующих возрасту. Так, дошкольники и младшие школьники изобретают игрушки, загадки, пословицы, подвижные игры и т. п.

Для развития творческих навыков ТРИЗ-педагогами накоплен фонд учебных изобретательских и исследовательских задач  в таких областях как: физика, биология, экология, искусство, техника, бизнес. Изданы сборники задач для школьников. Книга А. А. Гина «Сказки-изобреталки от кота Потряскина» для детей младшего школьного возраста переведена на многие языки и издана в США, Китае, Южной Корее, Чехии, готовится к изданию в Польше.

Для каждой возрастной группы разрабатываются алгоритмические  процедуры, методики. Они позволяют  учащимся изобретать новое, самореализоваться  в творчестве. Следует различать  ознакомительный и инструментальный уровень освоения ТРИЗ-методик. Обязательным условием качественного, инструментального обучения в ТРИЗ-педагогике является не только освоение соответствующих методик, но и освоение способов их создания.

 

Применение  ТРИЗ в маркетинге

В настоящий  момент в России и во всём мире происходит резкое повышение степени конкурентности многих сегментов рынка. Чтобы эффективно бороться в тяжелейших условиях многие идут по пути внедрения инновационных методов и технологий.

Рост  влияния инноваций обусловлен в  основном идентичностью продукции конкурентов, а также попытками создать такой товар или услугу, который бы стал абсолютно уникальным и сложным для копирования, что могло бы хоть ненадолго ослабить позиции конкурентов и дать компании заработать средства на будущее развитие. Так в последнее время большое влияние в практике инновационной деятельности  получила Теория Решение Изобретательских Задач, разработанная Г.С.Альтшуллером.

Г. Альтшуллер взял на себя колоссальный труд: он проанализировал  около 100 тысяч изобретений, отобрал 40 тысяч сильных решений и после тщательного анализа выявил основные закономерности развития новой техники. Отметим, что нигде, кроме техники, не существует систематизированного и компактного информационного фонда, где было бы в патенте описано существующее положение, цель предлагаемого изменения, способ достижения этой цели, отличия его от всех других. А именно так устроена “формула изобретения”. Работа по анализу патентного фонда и теперь продолжается постоянно: например, для реализации идей ТРИЗ на ЭВМ проанализирован весь патентный фонд бывшего CCCP (а это около двух миллионов авторских свидетельств) и около 500 тысяч иностранных патентов.

Следствием  найденных Г. Альтшуллером законов  технической эволюции являются приемы (и другие инструменты) решения задач. Приемов обнаружено около ста.

Отечественная теория решения изобретательских задач  принципиально отличается от метода проб и ошибок и всех его модификаций, основная идея ТРИЗ: технические системы  возникают и развиваются не "как  попало", а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного - без множества "пустых" проб - решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку. Решение изобретательских задач - вместо поисков вслепую - строится на системе логических операций.

Теоретической основой ТРИЗ являются законы развития технических систем. Системой будем  называть некоторое множество взаимосвязанных  элементов, обладающее свойствами, не сводящимися к свойствам отдельных элементов. Прежде всего, это законы материалистической диалектики. Используются также некоторые аналоги биологических законов, ряд законов выявлен изучением исторических тенденций развития техники, широко применяются общие законы развития систем.

Информация о работе Области применения теории решения изобретательских задач