Основные виды научной индукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 18:03, контрольная работа

Описание работы

Индукция - это умозаключение, в результате которого на основе знания об отдельных предметах какого-либо класса делается вывод обо всем классе этих предметов.
Обобщение в популярной индукции осуществляется на основе первых попавшихся, случайных фактов, поэтому, очевидно, существует опасность получения ложного, неправильного заключения. Например, в Европе долгое время считалось, что «все лебеди белые», до тех пор, пока в Австралии не обнаружили черных лебедей.

Работа содержит 1 файл

логик.docx

— 28.68 Кб (Скачать)

Отличие научной индукции от популярной индукции

 

Индукция - это умозаключение, в результате которого на основе знания об отдельных предметах какого-либо класса делается вывод обо всем классе этих предметов.  
          Обобщение в популярной индукции осуществляется на основе первых попавшихся, случайных фактов, поэтому, очевидно, существует опасность получения ложного, неправильного заключения. Например, в Европе долгое время считалось, что «все лебеди белые», до тех пор, пока в Австралии не обнаружили черных лебедей. 
         В отличие от популярной научная индукция опирается не на всякие, а только на существенные признаки рассматриваемого множества предметов. Определение существенных признаков требует целенаправленного отбора посылок в соответствии со специальными научными методами. Например, при исследовании некоторых психических особенностей людей, которые совершили преступления, необходимо охватить все возрасты правонарушителей, все категории, по образу жизни, по профессиям и т.д. При этом следует соблюдать принцип пропорциональности, т.е. из большего класса отбирать большее число объектов исследования. 
         Для научной индукции вероятность заключения существенно выше, чем для популярной индукции. Тем не менее абсолютно достоверными заключения, полученные при научной индукции, назвать нельзя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные виды научной  индукции

 

Научная индукция — наиболее совершенный вид индукции. Вывод о признаках класса предметов делается в этой индукции на основе исследования внутренней обусловленности этих признаков у части предметов данного класса. Если в индукции через перечисление наблюдаемые объекты берутся стихийно, без всякой системы отбора, и поэтому обнаруженная общность признаков может оказаться случайной, а индуктивное обобщение — необоснованным, то в индукции через отбор эти недостатки исключаются путем изучения методически отобранных наиболее типичных явлений.

В зависимости  от способов исследования различают  индукцию:

• методом отбора (селекции);

• методом исключения (элиминации).

Теперь можно  дать общую формулировку научной  индукции, объединяющей указанные методы. Итак, научной индукцией называется умозаключение, в котором обобщение  строится путем отбора необходимых  и исключения случайных обстоятельств.

Примером индукции методом отбора может служить  следующее рассуждение. Поставлена задача — исследовать качественную однородность стали определенного  сорта или одной и той же плавки. Образцы для анализов можно  взять из одного ковша и по результатам  общности свойств нескольких порций этого количества стали судить об однородности всей плавки. Существует и другой способ, требующий выработ ки некоторой методической системы отбора образцов стали для исследования с учетом временной последовательности выхода плавки из мартена. При таком способе возможность случайного обобщения обычно устраняется, и вывод практически совпадает с достоверностью.

Аналогично  устанавливается урожайность полей  конкретного района, обследуются  лесные массивы для определения  пород деревьев и качества древесины.

Опытные исследования крайне важны при изучении социальной практики людей, и здесь во избежание  обобщения случайных фактов широко применяется индуктивный метод  отбора наиболее характерных явлений. При этом методика отбора и обобщения  социальных и общественно значимых факторов непосредственно сказывается  на характере и научной ценности полученных индуктивных выводов. В  настоящее время конкретные социологические  исследования охватывают широкий круг явлений общественной жизни, и прежде всего в сфере управления. "Социологическая  грамотность — один из важнейших "секретов" эффективного управления, овладение которым напрямую связано  с социологическим образованием и самообразованием современного менеджера". Поэтому разработка научно продуманной, логически правильной и практически  целесообразной методики обследования социальных процессов становится делом  первостепенной важности.

Рассмотрим  индукцию методом исключения. Познавательная роль элиминативной индукции — анализ причинных связей. В познании причинной связи явлений ярко раскрывается действенный характер науки, ибо здесь "знания и сила людей совпадают", как говорил основоположник индуктивной логики Ф. Бэкон. Научная индукция направлена прежде всего на познание активной материальной связи явлений, на установление причинно-следственных отношений в закономерном ходе вещей Как известно, упущение основных требований научной индукции негативно сказывается на характере вывода. Необходимо активно вмешиваться в изучение сущности явлений путем научного эксперимента. Благодаря этому мы заставляем природу раскрыть свои тайны — причинные связи и законы.

Научный эксперимент  возможен и в области общественной жизни. Однако при социальных исследованиях  он существенно отличается от естественно-научного эксперимента. В отличие от лабораторного в социальном эксперименте объект исследования не изолируется от обычных условий, они только дополняются факторами для проверки целесообразности тех или иных форм общежития, организации труда.

Социальный  эксперимент — это организация  в небольших масштабах новых  форм общественной деятельности с целью  их научного изучения (эксперименты экономический, педагогический, социально-психологический  и т. п.). Эксперимент применяется  также в социальном управлении при  поиске новых практических средств  достижения поставленных целей, что  позволяет говорить о социально-управленческом, или социальном, эксперименте.

Хотя эксперимент  занимает особое место в научной  индукции, играет в ней очень важную роль, все же в индуктивном выводе он не является решающим. Особо важное значение в науке и общественной практике имеют выводы о причинной связи. Индукция методом исключения, или элиминативная индукция, — это система умозаключений, в которой выводы о причинах исследуемых явлений строятся путем обнаружения подтверждающих обстоятельств и исключения обстоятельств, не удовлетворяющих свойствам причинной связи.

Причиной будет  явление, предшествующее другому во времени и связанное с ним  внутренней материальной связью так, что  наличие первого обязательно  вызывает появление второго явления  — следствия, а устранение первого  влечет устранение и второго явления. Для установления причинной зависимости необходимо прежде всего выделить исследуемое явление из совокупности других, с которыми оно связано и существует одновременно. Затем нужно сосредоточить внимание на фактах и обстоятельствах, предшествовавших этому явлению. Далее необходимо исследовать эти предшествующие обстоятельства и выявить среди них определяющие, способные стать причиной такого явления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнения

 

 Установите, по какому методу  научной индукции получено следующее  обобщение:

В результате трех проверок посещаемости студентами лекций при разных обстоятельствах  получилось:

 

               1-я пара (S)

Р            суббота (А)

              1-я учебная                                                 

             неделя (В)

 

2-я учебная

            неделя (F)

P           1-я пара (S)

               среда(D)

 

3-я учебная 

           неделя (М)

P           четверг(К)

     

             1-я пара (S)


    1-я  проверка                   2-я проверка                     3-я проверка 

 

Заключение:   Первая пара (S) является причиной плохой посещаемости (Р). 
Первая проверка была на первой паре, в субботу, в первую учебную неделю. 
Вторая проверка была во вторую учебную неделю, на первой паре, в среду. 
Третья проверка была в третью учебную неделю, в четверг, на первой паре.

Вывод: во всех трех случаях проверки общим является обстоятельство – первая пара.

 

Ответ:

Например, необходимо установить причину плохой посещаемости студентами лекций. Обозначим  «плохую посещаемость» - Р, а причину – S.  
В результате трех проверок при разных обстоятельствах, получилось:

1-я проверка                                2-я проверка                 3-я проверка

   

 

Заключение: Первая пара (S) является причиной плохой посещаемости (Р). 
Первая проверка была на первой «паре», в субботу, по первой учебной неделе. 
Вторая проверка была по второй учебной неделе, на первой «паре», в среду. 
Третья проверка была по третьей учебной неделе, в четверг, на первой «паре».

Вывод: во всех трех случаях проверки общим  является обстоятельство – «первая «пара»».

Метод сходства – метод научной индукции и вид умозаключения, в котором устанавливается сходная причина для появления одного и того же признака у разных явлений.

 

 

 

 

Воспользуйтесь индуктивным рассуждением и ответьте на вопрос: «Какой из известных режиссеров не снимался в собственных фильмах: Н. Михалков, Г. Данелия, Э. Рязанов, А. Тарковский?» О какой индукции идет речь?

 

 

Ответ:      Неполная индукция - это и есть собственно индукция; по природе своей, по существу это умозаключение, в котором общий вывод делается на основании посылок, лишь частично охватывающих ту или иную, исследуемую или рассматриваемую, предметную область. Рассмотрим индукцию через простое перечисление при отсутствии противоречащего случая: А.Тарковский снимался в собственных короткометражных фильмах – «Убийцы», «Сегодня увольнения не будет»; Г.Данелия снимался в собственном фильме «Кин-Дза-Дза»; Н.Михалков снялся в автобиографическом фильме «Первый после Бога»; Э.Рязанов снимался в маленьких эпизодических ролях своих фильмов. Следовательно, все известные режиссеры снимались в собственных фильмах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Малыхина  Г.И.: Логика : учебное пособие / Г.И. Малыхина. – 4-е изд., испр. – Минск : Выш. шк., 2007. – 240с.
  2. Логика : учебно-метод. Комплекс для студ. заоч. и дист. форм обуч. / Г.И. Малыхина, В.А. Инохемцев, М.Р. Дисько. – Минск : БГУИР, 2007. – 48с.
  3. Логика : Учебник для вузов /В.Ф. Берков, Я.С. Яскевич, В.И. Павлюкевич; Под общ. ред. проф. В.Ф. Беркова. – Мн.: ТетраСистемс, 2000. – 416 с.
  4. Ивин А.А. Логика. – М., 2002.
  5. Гетманова А.Д. Учебник по логике. – М., 1995.

 


Информация о работе Основные виды научной индукции