Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:51, контрольная работа
Понятие обычно определяют как одну из основных форм мышления. Оно может выступать как специфический результат мышления и является обобщенным отражением класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях. Благодаря понятиям мышление приобретает характер обобщенного отражения действительности.
Общая характеристика понятия
Понятие обычно определяют как одну из основных форм мышления. Оно может выступать как специфический результат мышления и является обобщенным отражением класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях. Благодаря понятиям мышление приобретает характер обобщенного отражения действительности.
Мышление – это отражение действительности по средством языка. Наиболее существенным моментом, определяющим возможность познания действительности с помощью языка, является обобщение предметов некоторого класса, вида (например, животных, растений и т.д.) и мысленное выделение их при этом. Результатом таких обобщений являются именно понятия. Применение понятий в мышлении необходимо всегда, когда к мышлению предъявляются требования определенности, точности и особенно доказательности. Специфика этой формы мышления состоит в том, что она, прежде всего, представляет собой результат мысленного, а значит и словесно-языкового выделения предметов некоторого класса. Выделение осуществляется по определенной совокупности признаков, объединяющих данный класс предметов.[3.c.184]
Признаки предмета – это не только то, в чем они сходны друг с другом, но и то чем они отличаются.
Признаки предмета разделяются на существенные и несущественные. Существенными признаками предмета являются те признаки, которые выражают его внутреннюю природу, его сущность. Несущественными признаками называются признаки, не выражающие сущность предмета, они могут принадлежать, и могут не принадлежать предмету.
Характеристика понятия как формы познания, как способа мыслительной деятельности – это способ мыслительного выделения классов предметов посредством обобщения этих предметов. Этот процесс включает множество приемов познания. Понятия, в которых предметы обобщаются по существенным признакам, имеют наибольшую ценность в познании. Однако мысль представляет собой понятие независимо от того, насколько существенными являются признаки, составляющие основу обобщения предметов, тем более что для предметов одного и того же класса возможны и более и менее существенные признаки, существенные для характеристики самих этих предметов или с какой-то точки зрения в связи с тем или иным использованием предметов.
Логические приемы образования понятий
Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета, применив с этой целью ряд мыслительных (логических) приемов: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.
Сравнением является мысленное установление сходства или различия предметов по существенным признакам.
Анализом называется мыслительное расчленение предметов нм их составные части, выделение в них признаков.
Синтез – это мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.
Абстрагирование – мысленное 
выделение одних признаков 
Обобщение – мысленное 
объединение отдельных 
Указанные логические приемы 
образования понятий 
Процесс образования понятий связан с процессом их обозначения, поиска точных словесных выражений мысли о предмете. Данный процесс имеет свои особенности, связанные с тем, что человек не может придумывать для каждого отдельно существующего предмета свое специфическое название. Иначе, словарный запас стал бы практически необозрим, а сам язык был бы недоступным человеку.
Люди вполне обходятся ограниченным количеством слов, поэтому словарный запас намного меньше числа обозначаемых с помощью слов предметов. Каждое из таких слов выражает понятия, относящиеся не к одному предмету, а к целому их классу, выделенному по совокупности общих и существенных признаков.[1.c..143]
 Слова-понятия позволяют 
человеку обобщать и углублять 
знания об объектах, выходя в 
их познании за пределы 
Понятие и слово
 
 Понятие, как и всякая 
мысль, выражается в 
Понятие неразрывно связано 
с основной языковой единицей – словом. 
Понятия выражаются и закрепляются в словах 
и словосочетаниях, без которых не возможно 
ни формирования понятий, ни оперирование 
ими. Единство понятия и слова не означает 
их полного совпадения. В разных национальных 
языках одно и то же понятие выражается                    
1. Несколько однородных предметов, связанных вместе («связка книг»),
2. Сухожилие, соединяющее отдельные части скелета или органа тела («мышечные связки »),
3. Элемент суждения, связывающий субъект и предикат или простые суждения. Несколько значений имеет слово « закон », « субъект », « край » и др.
В любом языке существуют омонимы и синонимы.[2.c.74]
Омонимы ( от греч. Хомос – « одинаковый » и онима – « имя » ) – это слова, совпадающие по звучанию, одинаковые по форме, но выражающие различные понятия ( например, коса – это сплетенные вместе пряди волос, и идущая от берега узкая полоска земли и орудия для срезания травы, злаков и т.п.; Нота – графическое изображение музыкального звука и дипломатическое обращение одного государства к другому; заключение – суждение, полученное логическим путем из посылок, и состояния лица, лишенного свободы, и последняя часть, конец чего – либо).
Синонимами (от греч. Синонимус – « одноименный ») называются слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и тоже понятие, но отличающие друг от друга оттенками значений или стилистической окраской. Например, « родина» и «отечество»; «юридическая наука », « правоведение » и « юриспруденция »; « договор », «соглашение » и « контракт » и многие другие.
Многозначность слов (полисемия) нередко проводит к смешению, а следовательно, к ошибкам в рассуждениях. Поэтому необходимо точно установить значения слов, с тем, чтобы употреблять их в строго определенном смысле.
В различных областях науки и техники вырабатывается специальная терминология – система терминов, употребляемых в данной области знаний.
Термин – это слово или словосочетание, обозначающее строго определенное понятие и характеризующиеся однозначностью, по крайней мере, в пределах данной науки или родственной группы наук. Важное значение разработки и уточнению терминологии предается правовыми науками, которые, как правило, дают разъяснение терминам, употребляемых в определенной области права. Например, в уголовно – процессуальном кодексе разъясняются термин ( наименования : « суд», « суд 1 инстанции », « кассационная инстанция », « надзорная инстанция », « судья », « прокурор », «следователь», « законные представители » и др.
Эти подобные разъяснения позволяют однозначно применять правовые термины.
Смысл представляет собой 
одну из характеристик знаков. Говоря 
о понятии, мы выходим за пределы 
теории знаков, рассматривая понятие 
не как некоторую характеристику 
знаков, а как определенную форму 
отражения действительности на ступени 
абстрактного мышления, то есть на ступени 
познания действительности с помощью 
языка. Смыслы знаков представляют собой 
определенные мысленные образования, 
результаты определенной мысленной 
переработки предметов 
1. В процессе той или 
иной научной деятельности или 
в повседневной жизни человек 
вводит некоторое понятие, 
2. Имеется уже более 
или менее точно интуитивно 
употребляемое в научном или 
повседневном обиходе 
То, что понятие и слово 
неотделимы друг от друга в своем 
возникновении и 
Во-первых, не всякое понятие выражается одним словом. Многие понятия выражаются совокупностью слов – словосочетаниями.
Во-вторых, понятие и слово не всегда однозначно соответствуют друг другу, что связано с существованием омонимов и синонимов.
В-третьих, в обыденной 
речи к основному значению понятий 
часто добавляются 
Таким образом, понятие, находясь 
в неразрывном единстве со словом, 
не всегда однозначно с ним совпадает. 
Слово – форма выражения 
Виды понятий
 
Виды понятий – это 
различные способы мысленного выделения 
и обобщения предметов в 
1) по характеристикам объемов понятий;
2) по характеру признаков, составляющих видовое отличие мыслимых предметов в понятии;
3) по характеру предметов, обобщаемых в понятии.
Среди всех возможных понятий обычно выделяют пустые и непустые, а среди непустых – единичные и общие.
Пустыми называются понятия, объемы которых представляют собой классы реально не существующих предметов и существование которых в принципе не возможно. От пустых понятий следует отличать понятия, отражающие предметы, реально не существующие в настоящее время, но существовавшие в прошлом или существование которых возможно в будущем. Такие понятия не являются нулевыми.
Единичным называется понятие, в котором мыслится один предмет, а в общем понятии мыслится множество предметов.
Единичное понятие по своей сути представляет собой некое обобщение и этим отличается от имени отдельного предмета.
Общие понятия могут быть 
регистрирующими и не регистрирующими. 
Регистрирующими называются общие 
понятия, в которых множество 
мыслимых в них предметов поддается 
учету, регистрации. Например «народный 
депутат России». Не регистрирующими 
называются общие понятия, относящиеся 
к неопределенному числу 
По характеру признаков обычно выделяют положительные и отрицательные, относительные и безотносительные понятия.
Положительные – это понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету. Например «проницательность».
Отрицательными называются понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств. Например «не живущий по средствам».
Относительные понятия – Это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого. Например: «производство» - «потребление».
Безотносительные – это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета. Например «инвестиция».[2c.301]
По характеру обобщаемых в понятии объектов следует различать прежде всего понятия, в которых обобщаются отдельные предметы того или иного типа и системы объектов.
Дальнейшее подразделение относится к понятиям, в которых обобщаются отдельные предметы. При этом различаются понятия конкретные и абстрактные, с одной стороны, собирательные и не собирательные – с другой. Первое из указанных делений связано с различением конкретных и абстрактных объектов.