Психология дедей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 15:48, лекция

Описание работы

Согласно периодизации психического развития ребенка, предложенной Л.С. Выготским, центральным психологическим новообразованием дошкольного периода развития является воображение. Воображение - это психический процесс создания образов, предметов, ситуаций, обстоятельств, путем проведения имеющихся у человека знаний в новое /по А.В. Петровскому/.
Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности. Таким образом, одна и та же задача может быть решена как с помощью воображения, так и с помощью мышления.
Ценность воображения в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии

Работа содержит 1 файл

воображение.docx

— 20.94 Кб (Скачать)

1. Воображение  как высший познавательный процесс.

Согласно периодизации психического развития ребенка, предложенной Л.С. Выготским, центральным психологическим новообразованием дошкольного периода развития является воображение. Воображение - это психический  процесс создания образов, предметов, ситуаций, обстоятельств, путем проведения имеющихся у человека знаний в  новое /по А.В. Петровскому/.

Важнейшее значение воображения  в том, что оно позволяет представить  результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в  процессе деятельности. Таким образом, одна и та же задача может быть решена как с помощью воображения, так  и с помощью мышления.

Ценность воображения  в том, что оно позволяет принять  решение при отсутствии должной  полноты знаний, необходимых для  выполнения задачи, однако в данном случае пути решения проблемы недостаточно точны и в этом ограниченность воображения. Основная тенденция воображения - преобразование представлений памяти, создание заведомо новой, ранее не возникавшей  ситуации.

Сущность воображения, если говорить о его механизмах:

  • преобразование представлений;
  • создание новых образов на основе имеющихся (отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях).

Синтез представлений  в процессах воображения осуществляется в различных формах:

  • агглютинация - соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;
  • гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей;
  • заострение - подчеркивание каких-либо из признаков;
  • типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.

Воображение по степени выраженности активности бывает пассивное и активное. Пассивное воображение характеризуется  созданием образов, программ, которые  не осуществляются или вообще не могут  быть осуществлены. Воображение выступает  при этом как замена деятельности, как ее суррогат, с помощью которого человек отказывается от необходимости  действовать. Пассивное воображение  может быть преднамеренным и непреднамеренным.

Непреднамеренное пассивное  воображение наблюдается при  ослаблении деятельности сознания, при  его расстройствах, в полудремотном  состоянии, во сне. Преднамеренное пассивное  воображение создает образы /грезы/, не связанные с волей, которая  могла бы способствовать их воплощению в жизнь. Преобладание в процессах  воображения грез свидетельствует  об определенных дефектах развития личности.

Активное воображение  может быть творческим и воссоздающим. Творческое воображение - создание нового оригинального и синтез накопленных  человеком знаний. Оно предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в продуктах деятельности, и является неотъемлемой стороной технического, художественного и иного творчества.

Наполнение воссоздающего  воображения происходит через привлечение  различных знаковых систем: словесной, числовой, графической и других. Такой вид воображения имеет  в своей основе создание тех или  иных образов, соответствующих описанию.

Процесс воображения не всегда немедленно реализуется в практических действиях. Нередко воображение  принимает форму особой, внутренней деятельности, заключающейся в создании образа желаемого будущего, т.е. в  мечтании.

Мечта - необходимое условие  преобразования действительности, побудительная  причина, мотив деятельности, окончательное  завершение которой оказалось отсроченным.

2. Воображение  - необходимый компонент творческой  деятельности дошкольника.

Без воображения не может  обойтись никакой вид творческой деятельности.

Появление зачатков воображения  относится к концу раннего  возраста, приблизительно к 3 годам. О  возникновении воображения свидетельствует  игра, появление предметов заместителей. Ребенок начинает замещать реальные предметы и действия воображаемыми, называть их. Следовательно, воображение  неразрывно связано с деятельностью  и прошлым опытом. Поэтому чем  младше ребенок, тем беднее, схематичнее, однообразнее образы воображения.

Итак, необходимо отметить, что:

  • развитие воображения связано с развитием знаний, усложнением опыта;
  • с развитием речи;
  • с развитием знаково-символической функции сознания;
  • с предметной средой.

Для развития творчества важна  не сама по себе среда, а то, как ее воспринимает ребенок, как ее преподносят  ему. Предметную среду необходимо рассматривать  в свете тех условий и того пространства, которые дают детям  возможность воображать, придумывать, творить.

3. Формы связи  между способностью воображения  и действительностью дошкольника.

Реализм воображения детей  имеет большое значение для решения  задачи формирования активного воображения. Л.С.Выготский предупреждает, что  деятельность воображения ребенка  почти никогда не возникает сама, без помощи, подсказки и участия  старших в семье или в детском  саду, поэтому одни и те же дети с  одним взрослым показывают чудеса фантазии, а с другим - скудность. Иными словами, человек, который руководит этим процессом и направляет его, должен быть творческой личностью. Л.С. Выготский  выделил 4 формы связи между способностью воображения и действительностью.

Первая форма. Всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. "Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение". Педагогический вывод заключается в необходимости расширить опыт ребенка. Поэтому, чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше усвоил, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения.

Вторая форма. Это более сложная связь "между готовым продуктом фантазии и каким-нибудь сложным явлением действительности". Комбинируя уже созданные историками, писателями художественные образы с собственным жизненным опытом, человек создает новые картины.

Третья форма. Фаза-эмоциональная связь действительности с воображением. Эта связь проявляется двойным образом. Всякое чувство стремится воплотиться в определенные образы, т.е. эмоции, как бы подбирают себе соответствующие впечатления, мысли и образы. Впечатления, которые реально не имеют никакой связи, могут объединиться на основе общего эмоционального сходства, нашим настроением. Однако, существует еще и обратная связь воображения с эмоцией, когда образы воображения порождают чувства. Образ разбойника, созданный фантазией ребенка, является нереальным, но страх, испытываемый ребенком, его испуг, являются для ребенка действительными, реальными переживаниями.

Четвёртая форма. Тесно связана с предыдущей, но существенно отличается от нее тем, что построения фантазии могут представлять из себя нечто существующему предмету. Будучи воплощено человеком, сделавшись вещью, это новое начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи и на людей. "Такое воображение становится действительностью. Прежде всего, это любые технические приспособления, машины, инструменты, образы - символы, вещи создаются многими поколениями людей, становясь кристаллизированной фантазией народа. Они передаются из поколения в поколение, совершенствуются.

4. Характеристика  образов воображения.

Воображение старшего дошкольника  еще слабо развито и носит  пассивный, воссоздающий характер, возникают  бессознательно поставленные цели.

Существенные изменения  в развитии воображения происходят в дошкольный период. С дальнейшим развитием непроизвольного воображения  появляется произвольное воображение. Вначале образы произвольного воображения  возникают под влиянием словесных  воздействий взрослого и в  сюжетно-ролевой игре. Несколько  позже произвольное воображение  проявляется и в других видах  деятельности, требующих предварительного планирования (рисование, лепка, конструирование, труд и др.). Целенаправленность воображения  ребенка, устойчивость его замыслов возрастают от младшего к старшему дошкольному возрасту (Т.А. Репина, А.П. Усова и др.). Высокий уровень  эмоциональной окрашенности образов  детского воображения проявляется  в творческих играх, особенно в рисунках, стихах, сказках дошкольников.

5. Индивидуальные  особенности воображения дошкольника.

Воображение дошкольника  различно не только по возрастным особенностям, но и индивидуально. Индивидуальные различия воображения проявляются  при создании детьми образов сказки, песни, танца, конструктивной постройки, лепки, рисунка. Н.И.Стремянова исследовала  индивидуальные особенности воображения  дошкольников, выделила 4 основные группы детей.

1. Преобразователь медленный. Воображение направлено к преобразованию в ходе формирования образов рисунка аппликации. Образы создаются медленно, порой после продолжительных раздумий. Дети этой группы увлеченно работают над выполнением своих рисунков и аппликаций. Обучение проходит легко, быстро.

2. Преобразователь быстрый. Воображение имеет большую направленность на преобразование. Образы формируются быстро. Работу выполняют быстрее других. Работают увлеченно. Наибольшая продуктивность деятельности воображения проявляется в первые минуты занятий. Обучение проходит легко и быстро.

3. Воссоздатель медленный. Воображение имеет основную направленность на воссоздание и повторность. Образы формируются медленно. Среднее время работы выше определенного времени аналогичной работы других детей этого возраста.

4. Воссоздатель быстрый. Воображение имеет основную направленность на воссоздание и повторность. Образы формируются быстро. Среднее время работы меньше среднего времени аналогичной работы ребенка этого возраста. Увлечение в работе не проявляется. Обучение проходит медленным темпом.

6. Особенности  развития воображения дошкольников  в школе раннего развития (ШРР)  “Кроха”.

В школе раннего развития большое внимание (в рамках развивающих  программ) через различные активные и игровые формы уделяется  развитию воображения, создаются такие  творческие условия (творческую ситуацию развития), в которых происходит его творческое, культурологическое развитие.

Многолетние наблюдения и  мониторинговые исследования показывают, что, находясь в обществе сверстников  в предметно насыщенной среде, ребенок  легко выбирает себе род занятий, партнеров и обнаруживает способность  к порождению и воплощению разнообразных, сменяющих друг друга замыслов. Способность  ребенка к фантазии, воображению  особенно выпукло выступает в  ролевой и режиссерской игре, которая  к концу дошкольного периода  характеризуется наличием оригинального  замысла, гибкостью развертывания  сюжетной линии сообразно условиям и обстоятельствам. Творческие способности  детей так же проявляются в  рисовании, придумывании сказок, танцах, пении. Дети любят фантазировать  вслух, играть звуками и словами. Эта способность тесно связана  с развитием речи и свидетельствует  о возникновении внутреннего  плана действия, развитии функции  воображения и становлении произвольности предметного действия.

В ходе организации воспитательно-образовательной  деятельности интенсивно используются разные виды игры: сюжетно-ролевая, игры-фантазии.

Дети очень любят совместные сюжетно-ролевые игры и очень  хотят участвовать даже в сложных  сюжетах, требующих творческого  взаимодействия нескольких партнеров. Такая игра опирается на личный опыт детей, события, известные из книг, кинофильмов, радиопередач и т.д. В играх-фантазиях  дети сочиняют сюжет и развивают  его в плане представлений. Наряду с сюжетно-ролевыми играми развиваются  индивидуальные, а иногда и совместные (режиссерские) игры с использованием различного рода доступных ресурсов (игрушек). Дети создают все более  сложные игровые ситуации, иногда со многими участниками, в роли которых  так же могут выступать и игрушки. Ребенок либо не берет на себя никакой  роли, либо принимает на себя по очереди  роли всех персонажей, организует игру как “режиссер”. Эта позиция ребенка позволяет назвать игры режиссерскими.

Игры такого типа определены как игры самодеятельные. Их характерной  чертой является ролевая эмоциональная  выразительность, ролевые реплики  и высказывания.

В заключение следует отметить, что для наиболее полного развития творческих способностей дошкольника  необходимо участие не только педагогов, но и родителей. Поэтому мы обращаем особое внимание на значимость участия  родителей в воспитательном процессе.


Информация о работе Психология дедей младшего дошкольного возраста