Роль логики в процессе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 07:43, реферат

Описание работы

Логика – это наука о мышлении. Но мышлением занимается и психология, и педагогика, и многие другие науки. Каждый из нас хорошо знает, что по содержанию человеческое мышление бесконечно многообразно, ведь мыслить можно о чем угодно, например, - об устройстве мира и происхождении жизни на Земле, о прошлом человечества, и его будущем, о прочитанных книгах и просмотренных фильмах, о сегодняшних занятиях и завтрашнем отдыхе и т. п. Но самое главное заключается в том, что наши мысли возникают и строятся по одним и тем же принципам, укладываются в одни и те же схемы или формы.

Работа содержит 1 файл

Роль логики в процессе обучения.doc

— 54.00 Кб (Скачать)

     Роль  логики в процессе обучения

     Логика  – это наука о мышлении. Но мышлением занимается и психология, и педагогика,  и многие другие науки. Каждый из нас хорошо знает, что  по содержанию человеческое мышление бесконечно многообразно, ведь мыслить  можно о чем угодно, например, - об устройстве мира и происхождении жизни на Земле, о прошлом человечества, и его будущем, о прочитанных книгах и просмотренных фильмах, о сегодняшних занятиях и завтрашнем отдыхе и т. п. Но самое главное заключается в том, что наши мысли возникают и строятся по одним и тем же принципам, укладываются в одни и те же схемы или формы. Причем если содержание нашего мышления, как уже было сказано, бесконечно разнообразно, то форм, в которых выражается это разнообразие совсем немного. Логика не интересуется  содержанием мышления (им занимаются другие науки), она изучает только формы мышления, ее интересует не то, что мы мыслим, а то, как мыслим, поэтому она также часто называется формальной логикой.

     Большое значение в процессе обучения придавал в логике чешский педагог Я.А. Коменский. Он предлагал знакомить учащихся с краткими правилами умозаключений, подкреплять их яркими жизненными примерами, а затем совершенствовать логическое мышление учащихся, анализируя дискуссионные проблемы физики, математики, этики.

     Эти взгляды получили дальнейшее развитие  в работах выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского (1824-1870). Он уделял много внимания анализу роли логики в обучении, считал, что логика не что иное, как отражение в нашем  уме связи предметов и явлений природы. Научить ребенка логически мыслить – первая задача обучения в младших классах, а основой развития логического мышления должно стать наглядное обучение, наблюдение за природой. К.Д. Ушинский считал сравнение главным логическим приемом, утверждая, что без сравнения нет понимания, а без понимания нет суждения. При помощи сравнения учащиеся находят отличительные признаки предметов и формулируют суждения.

     Ушинский  писал о ступенях сравнивающей деятельности мышления: “Первая ступень - предметы сравниваются сами непосредственно; вторая - посредником сравнения двух предметов служит третий, более или менее знакомый предмет; третья ступень - несколько посредствующих предметов; но чаще я чувствую сходство, а потом уже подыскиваю посредников”.

     Сущность суждения Ушинский понимал так; во всем, что мы говорим и о чем думаем, непременно есть суждение. Всякая мысль в нашей голове, всякая фраза, если только в ней есть какой-нибудь смысл, непременно заключает в себе суждение.

     Другой  выдающийся педагог В. А. Сухомлинский (1918-1970) также высказал много полезных советов по поводу развития логического мышления школьников. Сухомлинский выделял три вида трудовой деятельности учащихся: 1) умственный труд, в основе которого в школе лежит учебный труд; 2) физический познавательный труд (опыты, уроки труда в мастерской и др.);

     3) производительный труд, в результате  которого создаются материальные ценности.

     Для развития детей Сухомлинский сделал очень много, и самое интересное - это “уроки мышления” в лесу, на лугу, у реки, в поле. Это были именно уроки, а не простое наблюдение, и ясно было видно, как пробуждался детский разум. Чтобы ученик захотел учиться, он должен уметь учиться. Успех и интерес взаимосвязаны: интерес поддерживается успехом, к успеху ведет интерес. Как же научить ребенка труду мысли?

     В воспитании культуры мышления Сухомлинский большое место отводил шахматам. Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность, развивала память. Выдающийся педагог пишет о том, что без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти: игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы.

     В формировании абстрактного мышления В. А. Сухомлинский значительную роль отводил  усвоению таких понятий, как причина и следствие, различие и сходство, возможность и невозможность и др. “Ребенок мыслит образами, красками, звуками, - писал он, - но это не означает, что он должен остановиться на конкретном мышлении. Образное мышление - необходимый этап для перехода к мышлению понятиями. Я стремился к тому, чтобы дети постепенно оперировали такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др. Многолетний опыт убедил меня, что эти понятия играют большую роль в формировании абстрактного мышления. Овладеть этими понятиями невозможно без исследования живых фактов и явлений, без осмысливания того, что ребенок видит своими глазами, без постепенного перехода от конкретного предмета, факта, явления к абстрактному обобщению”'. Чем больше обобщений надо усвоить на уроке, чем напряженнее этот умственный труд, тем чаще ученик должен обращаться, по мнению Сухомлинского, к природе, к ярким образам и картинам окружающего мира, ибо умственное воспитание начинается там, где есть теоретическое мышление, где живое созерцание - не конечная цель, а лишь средство: яркий образ окружающего мира является для учителя источником, в различных формах, красках, звуках которого кроются тысячи вопросов.

     Творческое  использование опыта К. Д. Ушинского  и В. А. Сухомлинского по формированию логического мышления у младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей - залог воспитания правильно логически мыслящего человека.

     В процессе обучения ведущая роль отводится  оперированию понятиями. В числе  операций над понятиями имеются такие, как определение понятий, деление, обобщение, ограничение понятий, объединение (сложение) и пересечение (умножение) объемов понятий и др.

     Особенно  важная роль принадлежит операции определения  понятий. Учителя начальных классов ведут большую работу по разъяснению определений через род и видовое отличие, доведению их содержания, т. е. совокупности существенных признаков, до сознания учащихся. Разносторонние возможности для развития логического мышления учащихся предоставляет преподавание литературы, развивающее специфические стороны мышления. Учащиеся начинают с понятий “художественный образ”, “литературный тип”, “литературная форма”, затем подходят к изучению более общих понятий - “принцип историзма”, “критический реализм”, “натурализм”, “романтизм” и другие литературные направления, при этом понятия берутся в их системе, а не изолированно.

     Психологическая наука пытается дать классификацию типов мышления. Какой же тип мышления формируется на уроках литературы? Развиваются взаимосвязанные компоненты мышления учащихся: конкретно-образные, обобщенно-образные, теоретические и действенные. При анализе произведения художественной литературы необходимо использовать как научные (теоретические), так и образные обобщения, самостоятельно применять всю систему знаний и понятий.

     Используются  различные типы самостоятельных  работ: по образцу, реконструктивные, вариативные самостоятельные работы на применение понятий науки, творческие самостоятельные работы, постановка самими учащимися проблемы и нахождение путей ее решения.

     Целенаправленная  работа, идущая от формирования первоначальных обобщений литературных фактов к концептуальному подходу в изучении литературы и использованию системы знаний по истории и теории литературы, - таков магистральный путь развития мышления.

     Математика  способствует развитию творческого  мышления, заставляя искать решения  нестандартных задач, размышлять над парадоксами, анализировать содержание условий теорем и суть их доказательств, изучать специфику работы творческой мысли выдающихся ученых. В математике логическая строгость и стройность умозаключений призвана воспитывать общую логическую культуру мышления; и основным моментом воспитательной функции математического образования считается развитие у учащихся способностей к полноценности аргументации. В обыденной жизни и в ряде естественнонаучных дискуссий аргументацию почти не удается сделать исчерпывающей, в математике же дело обстоит иначе: “Здесь аргументация, не обладающая характером полной, абсолютной исчерпанности, оставляющая хотя бы малейшую возможность обоснованного возражения, беспощадно признается ошибочной и отбрасывается как лишенная какой бы то ни было силы... Изучая математику, школьник впервые в своей жизни встречает столь высокую требовательность к полноценности аргументации”'. Школьники приучаются к взаимной критике; ученик, который “отобьется” от всех возражений своих товарищей, почувствует, что именно логическая полноценность аргументации была тем оружием, которое дало ему эту победу. А раз почувствовав это, он неизбежно научится уважать это оружие и, даже находясь в других ситуациях (в споре с   другими или в своем “одиноком мышлении”), будет искать точную, полноценную аргументацию, что значительно повысит его логическую культуру. А. Я. Хинчин сформулировал некоторые конкретные требования, выполнение которых обеспечивает полноту аргументации. Среди них - борьба против незаконных обобщений и необоснованных аналогии, борьба за полноту дизъюнкций, за полноту и выдержанность классификаций.

     При построении классификаций необходимо соблюдать правила деления понятий: классификация должна проводиться по одному существенному основанию, члены классификации должны исключать друг друга, классификация должна быть полной. На уроках математики воспитывается потребность осуществлять правильные классификации.

     Математический  стиль мышления, по характеристике А. Я. Хинчина, определяется следующими особенностями:

     1) доведенное до предела доминирование  логической схемы рассуждения;

     2) лаконизм, сознательное стремление  всегда находить кратчайший из ведущих к данной цели логический путь;

     3) четкая разбивка хода рассуждений  на случаи и подслучаи;

     4) скрупулезная точность символики.  Указанные черты стиля математического мышления способствуют поднятию общей культуры мышления школьников, развитию их интеллектуального потенциала.

     На  уроках математики учащиеся оперируют  всеми формами мышления: понятиями, суждениями, умозаключениями.

     При изучении материала по истории применяются  различные приемы, способствующие развитию мышления, в первую очередь наглядные пособия: картины, диапозитивы, иллюстрации учебника.

     Большое место занимают словесные иллюстрации, яркие описания, характеристики; часто вместо определения понятий применяются приемы, их заменяющие: описание, характеристика, разъяснение посредством примера, сравнение и различение.

     Учащиеся  иногда затрудняются выделить общие  и существенные признаки и дать точное определение понятия, иногда указывают лишь род, не называя видового отличия (разновидность логической ошибки “несоразмерность определения”: слишком широкое определение), например: “Мотыга - это сельскохозяйственное орудие”. Используется и так называемая условная наглядность: схемы, картограммы, планы, таблицы, диаграммы, плакаты, графики. Учащиеся знакомятся с рядом научных понятий: “исторический факт (событие)”, “причина исторического события”, “следствие исторического события”, “историческая закономерность” и др.

     В старших классах происходит усвоение более абстрактного, теоретически обобщенного материала посредством более углубленного формирования понятий. Большое внимание уделяется операции деления понятия и классификациям (например, классификация орудий труда, видов оружия, типов предприятий при капитализме, форм и типов государственного устройства и др.).

     На  уроках истории используются и умозаключения  по аналогии.

     Истина  и логика взаимосвязаны, поэтому  значение логики невозможно переоценить. Логика помогает доказывать истинные суждения и опровергать ложные, она учит мыслить четко, лаконично, правильно. Логика нужна всем людям, работникам самых различных профессий. В первую очередь - преподавателям, ибо они не смогут эффективно развивать мышление учащихся, не владея логикой. Юристам, которые строят свои обвинения или защиту в соответствии с правилами логики. Врачам, ставящим диагноз на основании проявлений той или иной болезни. Логика необходима вообще всем людям - как интеллектуального, так и физического труда.

     Студентам учебных заведений логика поможет в процессе овладения ими многообразной информацией, с которой они встретятся при изучении различных наук и в практической деятельности. Потом, в ходе дальнейшего самообразования, логика поможет им отделить главное от второстепенного, критически воспринять данные в различных книгах определения и классификации разнообразных понятий, подобрать формы доказательства своих истинных суждений и формы опровержения ложных. И это только некоторые из многих преимуществ, которые дает человеку изучение интереснейшей и древнейшей из наук - логики, т. е. науки о законах и формах правильного мышления. 
 
 
 
 
 

     Библиографический список

    1. www.lib.rus.ek
    2. www.mael.ru
    3. www.stdlib.com

Информация о работе Роль логики в процессе обучения