Сравнение как прием определения понятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 23:11, контрольная работа

Работа содержит 1 файл

логика.docx

— 27.99 Кб (Скачать)

                                         Содержание:

Введение………………………………………………………………………....2 

Сравнение как  прием определения понятий…………………………………..3 

Задание 1………………………………………………………………………....7 

Задание 2…………………………………………………………………………9 

Заключение……………………………………………………………………...10 

Список использованной литературы…………………………………………..11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             Введение 
 

     В повседневной речевой практике многие слова используются на основе интуитивного установления их значений. В связи с тем, что интуитивное усвоение словарного запаса у каждого человека осуществляется при каких-то конкретных обстоятельствах, понимание значения отдельных терминов разными людьми может быть неодинаковым. На этой основе часто возникает взаимное недопонимание и всевозможные недоразумения. Но если в обыденном общении это, как правило, не влечет за собой серьезных последствий, то в деловом общении точность используемых выражений играет весьма значительную роль. Нетрудно представить, какой бы хаос возник если бы понимание терминов, используемых, например, в законодательстве, основывалось бы только на интуиции. Строго однозначное употребление понятий весьма важно при заключении контрактов в сфере бизнеса. Одной из особенностей науки является употребление строго определенных терминов. Способ, позволяющий избежать недоразумений в общении путем уточнения содержания используемых понятий, и называется определением (дефиницией).

     Определение понятия (или дефиниция) есть логическая операция, которая раскрывает содержание понятия или устанавливает значение термина.

     С помощью определения понятий  мы можем раскрывать содержание понятия  и тем самым отличать мыслимые в нем предметы от других предметов.

      Понятие образуется на основе ощущения, восприятия и представления с помощью  общенаучных методов: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Эти приемы широко используются в  познании. Важную роль они играют в  формировании понятий, основанном на выявлении  существенных признаков.

      Чтобы составить понятие о предмете, нужно сравнить данный предмет с  другими предметами, найти признаки сходства и различия. Логический прием, устанавливающий сходство или различие предметов, называется сравнением.

      Сравнение – это прием, который используется для образной характеристики предмета.

      С помощью различения устанавливаются  признаки, отличающие один предмет  от других, сходных с ним, предметов. Например, в практике следователя  часто встречаются так называемые «особые приметы». 
 
 
 

            Сравнение как прием определения понятий 
 

      Всем  понятиям определение дать невозможно (к тому же этом нет необходимости), поэтому в науке и в процессе обучения используются другие способы  введения понятий – приёмы, сходные  с определением: описание, характеристика, сравнение.

      Сравнение – это прием, позволяющий достаточно четко охарактеризовать предмет  за счет сопоставления его характерных  признаков и черт с другим, однородным предметом. Такое сопоставление  приводит к достаточно четкому отграничению сравниваемых предметов друг от друга  путем выявления не только сходства, но и различия их признаков. При использовании  сравнения для определения понятия  оно будет определено тем более  полно, чем с большим количеством  однородных предметов будет сравнен  объем данного понятия. Сравнение  приводит к формированию мнимого  образа предмета, обладающего характерными признаками.

      Сравнение — установление сходства сопоставляемых предметов. “Река - это поистине вечно  длящийся карнавал, и всякий месяц  она может похвалиться новыми красками” (Р. Эмерсон). “Якорь уже  вышел из воды, он висит на цепи, как  огромный морской краб” (Т. Тэсс). К  сравнению прибегают как на уровне научного познания, так и на уровне художественного отображения действительности. В. А. Сухомлинский использовал сравнение  мозга ребенка с цветком розы: “Мы, учителя, имеем дело с самым  нежным, самым тонким, самым чутким, что есть в природе, - с мозгом ребенка. Когда думаешь о детском  мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны  для того, чтобы, сорвав цветок, не уронить  каплю. Вот такая же осторожность нужна и нам каждую минуту: ведь мы прикасаемся к тончайшему и  нежнейшему в природе - к мыслящей материи растущего организма” [3, с. 54].

      Многие  сравнения входят в наше сознание с раннего детства. Есть такие  сравнения, которые можно часто  услышать в речи: сладкий как мёд, мягкий как пух, порхать как бабочка, пыхтеть как самовар. В основе большинства загадок лежит сравнение. Все мы помним строчки С. Есенина  о белой берёзе, сказки К. Чуковского.

      В сравнении имеет место обращение  к прежнему опыту ощущений, который  формируется на основе общих представлений. Так стол напоминает табурет. Оба  деревянные, имеют похожую форму, но применение их разное. Процесс сравнения, как и любой другой прием логики, связан с эмоциями. Чтобы сравнить разные по семантическому значению понятия, нужно найти сходства в сложном  чувственном отношении к ним. Это можно сделать, вспомнив, например, какую-то ситуацию, в которой эмоциональная реакция обеспечила ассоциативную связь между данными объектами восприятия. Так же происходят и поэтические сравнения людей со звездами или с цветами. Обонятельные ощущения, к примеру, чаще всего обозначают понятиями вкуса: кислый или горький запах, пр.

      Сравнение представляет собой простейшую форму  образной речи. Почти всякое образное выражение можно свести к сравнению.

      Сравнение — логический прием, который органически  входит и в научную, и в практическую деятельность. В ходе мысленного сравнения  мы сопоставляем несколько явлений, выявляем их сходство и различие и  на основе этого различаем или  отождествляем эти явления. Правила  сравнения предписывают сравнивать только однородные предметы, причем сравнение  должно осуществляться по наиболее существенным признакам

      Прием сравнения пронизывает и практическую деятельность юриста, которому постоянно  приходится сравнивать одни нормы с  другими при толковании и выборе норм. В процессе расследования сравниваются различного рода следы с предметами или людьми, которые предположительно их оставили. Целесообразно сравнивать каждое расследуемое дело с другими, уже расследованными и рассмотренными. Такое сравнение позволяет вовлечь  в расследование или разрешение юридических дел предшествующий опыт.

      В науке сравнение позволяет выяснить сходства и различия сопоставляемых предметов. В учебнике по биологии приводятся такие сравнения: “Тело медузы студенистое, похожее на зонтик”, “Почки - небольшие  парные органы, имеющие форму бобов”; “Цветок гороха напоминает сидящего мотылька”; “Завязи пестиков шиповника  скрыты в разросшемся цветоложе, похожем на бокал” [2, с. 77]. Во всех приведенных  сравнениях общим признаком (основанием сравнения) является форма.

      Сравнение на уровне художественного отображения  действительности позволяет подметить  общее, сходное в двух предметах  и в яркой форме, образно выразить это сходство. М. Горький использует такое сравнение: “Грубость - такое  же уродство, как горб”.

      Художественные  сравнения часто включают в свой состав слова: “как”, “как будто”, “словно” и др.

      Приведем  три сравнения людей с животными, которыми пользуется Агата Кристи при  характеристике героев в детективном  романе “Десять негритят”: “Филипп... двигался легко и бесшумно, как  ягуар. И вообще во всем его облике было что-то от ягуара. Красивого хищника - вот кого он напоминал”; “Судья... обвёл глазами собравшихся и, вытянув шею, как разъяренная  черепаха, сказал: “Я думаю, настало  время нам поделиться друг с другом своими сведениями”; “Прикрытые складчатыми, как у ящера, веками глаза остановились на его лице” [2, с. 78].

      В. Набоков в рассказе “Весна в Фиальте” использует такиеинтересные сравнения: “...Елки молча торговали своими голубоватыми пирогами”; “...Кто-то, спасаясь, падая, хрустя, хохоча с запышкой, влез на сугроб, побежал, охнул сугроб, произвел ампутацию валенка”; “...Точно женская  любовь была родниковой водой, содержащей целебные соли, которой она из своего ковшика охотно поила всякого, только напомни”.

      Артур Конан Доил в одном предложении  использует сразу три приема, заменяющие определение (приводит описание, характеристику и ряд сравнений): “Стоит мне и  теперь закрыть глаза, Мари встает передо мной: щеки смуглые, как лепестки мускатной  розы; взгляд карих глаз нежен и  в то же время смел; волосы черные, как смоль, будят волнение в крови  и в стихи просятся; а фигурка - точно молодая березка на ветру”.

      В сравнениях необходимо упрощение, в  этом случае выделяют сходный признак  у объектов. Здесь редукция осуществляется по одному элементу разных явлений, который  считается одинаковым для них. Можно  рассмотреть, к примеру, форму предметов  или найти общее в их содержании. По этим показателям их можно сравнивать между собой.

      Процесс сравнения активизирует познавательную деятельность, развивает абстрактное  мышление, сознательное и прочное  усвоение знаний. Данный прием состоит  из сопоставления, когда выделяются признаки, по которым проводится сравнение, и собственно сравнения, устанавливающего сходство и различие между объектами.

      Предметы  или явления можно сравнивать по одному или нескольким признакам. В процессе сравнения изучаются  не только внешние признаки, но и  свойства. Сравнение помогает проследить предметы и явления в изменении  и развитии.

      Сравнивая предметы и явления друг с другом, выделяются частные и общие, существенные и несущественные признаки. На выделении  общих и существенных признаков  основано обобщение. Именно оно ведет  к образованию понятий, к познанию закономерных связей и отношений.

      Сравнение дает возможность определить новые  стороны объектов, их связи, такие  черты предметов и явлений, которые  не воспринимаются при изучении их в отдельности. В процессе сравнения  люди проникают в сущность объектов, без посторонней помощи замечают неощутимые с первого взгляда  свойства, постигают особенности  явлений.

      При сравнении объектов необходимо соблюдать  следующие требования:

      - для сравнения следует отбирать  объекты, имеющие определенную  связь между собой. 

      - необходимо четко определять  признаки (свойства), по которым сравниваются  объекты. 

      - перечень признаков должен быть  по возможности более полным, исчерпывающим. 

      Профессор Б.В. Томашевский выделял в сравнении  три элемента: 1) то, что сравнивается, «предмет», 2) то, с чем что-то сравнивается, «образ» и 3) то, на основании чего одно сравнивается с другим, «признак».

      Сравнения могут быть различны по своей структуре. Чаще всего они выступают в  форме сравнительного оборота и  присоединяются с помощью союзов как, точно, словно, будто, как будто, как бы.

      Часто встречается форма сравнения, выраженного  существительным в творительном падеже: Влага брызнула игриво жемчугом вокруг (И. Никитин). К этим сравнениям близки и такие, которые выступают  в форме сравнительной степени  прилагательных, наречий. Есть сравнения, которые вводятся словами похож, напоминает. Сравнение может выступать  даже в форме вопросительного  предложения.

      Особым  видом сравнения является отрицательное  сравнение. Противопоставление одного предмета другому выступает здесь  одновременно и как их образное сопоставление. Такое сравнение – распространённый приём в народной поэзии, откуда он перешёл и в художественную литературу.

Информация о работе Сравнение как прием определения понятий

Описание работы

В повседневной речевой практике многие слова используются на основе интуитивного установления их значений. В связи с тем, что интуитивное усвоение словарного запаса у каждого человека осуществляется при каких-то конкретных обстоятельствах, понимание значения отдельных терминов разными людьми может быть неодинаковым. На этой основе часто возникает взаимное недопонимание и всевозможные недоразумения. Но если в обыденном общении это, как правило, не влечет за собой серьезных последствий, то в деловом общении точность используемых выражений играет весьма значительную роль. Нетрудно представить, какой бы хаос возник если бы понимание терминов, используемых, например, в законодательстве, основывалось бы только на интуиции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....2
Сравнение как прием определения понятий…………………………………..3
Задание 1………………………………………………………………………....7
Задание 2…………………………………………………………………………9
Заключение……………………………………………………………………...10
Список использованной литературы……………………………